logo search
ПСИХОЛОГИЯ ШПОРЫ

Процессы памяти

Память функционирует благодаря последовательной смене различных процес­сов. К основным процессам памяти относят запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение и припоминание.

Запоминание — это процесс памяти, в результате которого происходит закреп­ление новой информации путем связывания ее с информацией, усвоенной ранее. Запоминание бывает кратковременным, долговременным, оперативным, произ­вольным и непроизвольным.

На продуктивность запоминания информации влияют многочисленные факторы. Условно можно говорить об объективных (независимых от индивида) и субъектив­ных (связанных с особенностями индивида) причинах эффективного запоминания (см. «Психология в схемах»).

Запоминание как один из процессов памяти связано с запечатлением в психике той информации, которая воздействует на наши органы чувств или является продуктом мьюли-гппьиой деятельности. Для последующего использования этой информации необходимо, чтобы она была сохранена в психике. Сохранение — процесс памяти, направленный на удержание в психике сведений о мире. Длительность, качество и другие характеристики сохранения зависят "т значимости и объема запоминаемого материала, от его осмыслен­ности при восприятии и других факторов.

Воспроизведение — процесс памяти, в результате которого происходит актуа­лизация закрепленной ранее в психике информации При воспроизведении информа­ция извлекается из долговременной памяти. Воспроизведение может быть непред­намеренным (непроизвольным) и преднамеренным (произвольным). Непреднамеренное воспроизведение происходит независимо от желания и воли человека, а преднамерен­ное — в результате сознательной поставленной цели. В ситуации, когда человеку приходится прилагать значительные и длительные усилия на извлечение из памяти нужной информации, употребляют понятие припоминание.

Затруднения при воспроизведении могут быть связаны либо с непрочным запоми­нанием, либо с большим промежутком времени, прошедшем с момента запоминания.

Забывание — процесс, указывающий на невозможность или неверность воспроиз­ведения нужной информации. Забывание имеет как позитивный, так и негативный аспекты. Негативность забывания проявляется в том, что человек, не имея возможности использовать воспринятую ранее информацию, хуже решает стоящие задачи, может быть не адекватным, плохо адаптируемым к ситуации. Позитивность забывания связана с тем, что если бы человек с течением времени хранил всю воспринятую информацию, он мог бы «перегрузить» психику лишними данными, что привело бы к перенапряжению. Другая положительная роль забывания связана со «стиранием» в памяти неприятных жизненных ситуаций, событий и т. д.

Темп забывания информации у разных людей различен.