2. Структура педагогической психологии, ее связь с другими науками
Традиционно в отечественной науке в структуре педагогической психологии выделяются три раздела: психология обучения, психология воспитания и психология профессиональной деятельности и личности педагога.
Психология обучения — раздел педагогической психологии, в котором изучаются закономерности обучения и психологические основы формирования учебной деятельности.
Эффективное обучение невозможно организовать без исследования мотивации учебной деятельности, специфики функционирования познавательных процессов на уроке, без понимания механизмов развития творческого потенциала и позитивной «Я-концепции» обучающегося. В рамках психологии обучения дается психологический анализ форм и методов обучения, направленных на формирование знаний, умений, навыков и обеспечивающих становление психологически здоровой личности. Этот раздел педагогической психологии исследует закономерности усвоения знаний, умений и навыков на разных этапах онтогенеза и при различных формах организации обучения — на уроке, практическом или лабораторном занятии, на лекциях и пр. При этом показывается психологическая основа интенсификации обучения благодаря программированию, компьютеризации, выявлению проблемы, «диалогу культур», теоретическому обобщению и т. д. Процесс обучения не может осуществляться, если педагог не знает возможностей учеников. Следовательно, названный раздел психологической науки также рассматривает проблемы психологической диагностики, развития и коррекции познавательной и личностной сферы обучающегося.
IПсихология воспитания — раздел педагогической психологии, который изучает закономерности формирования личности в ходе образовательного процесса.
Данный раздел посвящен изучению закономерностей формирования личности на разных возрастных этапах, рассматривает влияние ближнего и дальнего социального окружения на развитие ребенка, выявляет и проектирует оптимальные способы взаимодействия участников образовательной деятельности. Особое внимание уделяется пониманию закономерностей развития характера, формированию этических ценностей, мотивации поведения, гуманистическому мировоззрению, пониманию психологических причин девиантного поведения.
Психология профессиональной деятельности и личности педагога — раздел педагогической психологии, в котором изучаются психологические характеристики педагогической деятельности и ее требования к личности педагога.
Раздел включает вопросы структурных и содержательных характеристик деятельности педагога, предполагает исследование закономерностей его профессионализации. Важное место отводится диагностике и развитию профессиональной направленности педагога, его ценностей, вопросам оптимальной организации деятельности, изучению психологических основ формирования индивидуального стиля деятельности, исследованию условий самореализации в профессии.
В настоящее время педагогическая психология все более дифференцируется, и это влияет на то, что ряд психологов помимо обозначенных выше разделов предлагают выделить также раздел «Психология педагогического взаимодействия».
Психология педагогического взаимодействия — раздел педагогической психологии, в котором изучаются психологические основы общения, межличностных отношений и совместной деятельности субъектов образовательного процесса.
В этом разделе изучаются психологические закономерности организации и развития межличностных отношений и общения между педагогами и детьми, условия возникновения и развития сотрудничества в процессе обучения и воспитания, психологические причины и способы разрешения конфликтов, условия создания оптимальных условий взаимодействия внутри педагогического коллектива и др.
Педагогическая психология связана с другими науками и отраслями психологии. Очевидна тесная взаимосвязь между педагогической психологией и педагогикой, - которая изучает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания и обучения, их роль в жизни общества. Понятно, что невозможно рассчитывать на хорошие результаты обучения и воспитания, если не учитывать результаты исследований
в педагогической психологии: психологические закономерности процессов обучения и воспитания, а также психологические особенности субъектов образовательного процесса. С другой стороны, если знания не используются для решения реальных социальных задач, то в них нет смысла. Поэтому роль педагогической психологии во многом определяется тем, насколько результаты ее исследований полезны для повышения качества обучения и воспитания.
Биосоциальная сущность человека определяет взаимосвязь педагогической психологии с естественными науками — физиологией, гигиеной, медициной. Невозможно понять психическое развитие детей и правильно организовать учебно-воспитательный процесс без учета биологических, генетических и физиологических особенностей учащихся.
Педагогическая психология связана со многими другими отраслями психологии. Общая психология, оказывающая влияние на развитие всех психологических дисциплин, определяет базисные основы изучения общих закономерностей психических явлений. Эти закономерности учитываются во всех прикладных науках, в том числе в педагогической психологии.
Особое значение имеет взаимосвязь педагогической психологии и возрастной психологии. Изучение психологических закономерностей обучения и воспитания невозможно без учета возрастных особенностей в развитии детей. Именно последние во многом определяют специфику организации учебно-воспитательного процесса. В то же время возрастная психология использует психолого-педагогические знания для более глубинного понимания психического развития человека на разных возрастных стадиях.
Изучение психологических проблем педагогического взаимодействия невозможно без сотрудничества ученых на стыке педагогической психологии и социальной психологии. Социальные психологи накопили достаточно научных сведений о психологии общения, психологии конфликтов, психологии сотрудничества, знание которых важно для изучения и понимания соответствующих проблем в образовательной сфере.
Существует связь педагогической психологии с психологией личности, дифференциальной психологией, психодиагностикой, юридической психологией, профессиональной психологией и другими психологическими науками.
- Раздел 1
- Раздел 1 Возрастная психология
- Тема 1.1. Предмет, задачи и методы
- 2. Предмет, структура и основные понятия возрастной психологии
- 3. Проблемы и задачи возрастной психологии
- Тема 1.2. Основные теории
- 1. Общая характеристика основных направлений исследований психического развития
- 2. Краткий обзор некоторых теорий психического развития
- 3. Содержание культурно-исторической теории развития высших психических функций
- 4. Деятел ьностный подход в исследовании психического развития
- Тема 1.3. Факторы, закономерности и периодизации психического развития
- 2. Факторы, движущие силы и закономерности психического развития
- 3. Подходы в возрастной психологии к периодизации психического развития
- 4. Периодизация психического развития по д. Б. Эльконину
- Тема 1.4. Психическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве
- 2. Возрастные новообразования и психическое развитие младенца
- 4. Психическое развитие ребенка в раннем детстве. Кризис трех лет.
- Тема 1.5. Психическое развитие
- 2. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности дошкольника
- 3. Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе
- Тема 1.6. Психическое развитие и формирование личности
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте
- 2. Психологический анализ ведущей деятельности младшего школьника
- 3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности младшего школьника
- 4. Межличностные отношения и общение в младшем школьном возрасте
- Тема 1.7. Психическое развитие и формирование личности
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в подростковом возрасте
- 2. Общение со сверстниками как ведущая деятельность подросткового возраста
- 3. Особенности взаимоотношений и причины конфликтов подростков с родителями и педагогами
- 4. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности подростка
- Тема 1.8. Психическое развитие
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в ранней юности
- 2. Ведущая деятельность и межличностные отношения старшеклассников
- 2. Ведущая деятельность и межличностные отношения старшеклассников
- 3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности в раннем юношеском возрасте
- Раздел 2
- Раздел 2 Педагогическая психология
- Тема 2.1. Предмет, задачи и методы
- 1. Возникновение педагогической психологии как науки, ее предмет и задачи
- 2. Структура педагогической психологии, ее связь с другими науками
- 3. Особенности использования психологических методов в педагогической психологии
- Тема 2.2. Психологические основы
- 1. Обучение и развитие человека. Соотношение обучения с научением и учением
- 2. Психологические особенности и факторы процесса обучения
- 3. Познавательное развитие учащихся в процессе обучения
- Тема 2.3. Психологическая характеристика
- 1. Общая характеристика и структура учебной деятельности
- 2. Особенности учебной деятельности в различные возрастные периоды
- 3. Психологические факторы успешности учения и неуспеваемости школьников
- Тема 2.4. Психологическая характеристика воспитания и самовоспитания
- Тема 2.5. Психология
- 1. Психологическое содержание, место и функции оценки в структуре обучения
- 2. Комплексный характер стимулирования успехов учащихся в обучении и воспитании
- 5. Особенности педагогического оценивания школьников различных возрастов
- Тема 2.6. Психология педагогической
- 1. Педагогическая профессия в системе других профессий, ее функции и структура
- 3. Способности и профессионально значимые качества как условия успешности деятельности педагога
- Тема 2.7. Психология
- 1. Сущность и структура педагогического взаимодействия
- 2. Психологическая характеристика педагогического общения
- Тема 2.8. Сотрудничество
- 1. Психологическая характеристика субъектов образовательной системы и их взаимодействия
- 2. Психологические основы стратегии сотрудничества в педагогическом взаимодействии
- 3. Психологическая характеристика педагогического коллектива и взаимоотношений в нем
- 4. Понятие психолого-педагогического сопровождения педагогов и педагогического коллектива
- Раздел 2 46