4.1. Строение и функции нервной системы.
Вопрос о связи психики с организмом, или души с телом, является основной проблемой психологии, которая далеко не изу-чена наукой. Эта проблема имеет два аспекта. Первый заклю-чается в том, как психика возникает и функционирует в процес-се деятельности организма? Второй - каким образом психика ре-гулирует его деятельность? Если первый аспект более или ме-нее изучен, то второй еще ждет своего разрешения.
Для того, чтобы правильно подойти к решению этой про-блемы, необходимо прежде всего выяснить, каково основное предназначение организма и психики или, иначе говоря, какова цель их существования. Основной целью существования орга-низма, как известно, является его выживание. Каковы же основ-ные параметры выживания? Это: питание, самосохранение и раз-множение. Для осуществления этих функций человек совершает как физическую, так и психическую активность. Физическая ак-тивность проявляется в форме разнообразных соматических дей-ствий, психическая активность - в форме психических процессов и состояний, таких как удовольствие и неудовольствие, сенсорное и интеллектуальное познание мира, накопление опыта, предвосхище-ние будущего, прогнозирование своих действий и поступков.
Человек часть природы, ему нужен воздух, вода, пища, одежда, жилище. Для того, чтобы выжить, человеческий орга-низм должен был приобрести способность физически и психичес-ки приспосабливаться к земным условиям существования, кото-рые всегда были трудными для человека. В связи с этим орга-
43
низм человека должен был приобрести такое устройство, при котором все его функции регулировались бы централизованно. Таким аппара-том, управляющим всеми функциями организма, как физическими, так и психическими, является нервная система. Этот орган оказался са-мым сложным и самым трудным для изучения.
Анатомическое строение нервной системы выглядит следующим образом. Основным ее элементом является нейрон. Нейрон представ-ляет собой микроскопически малую нервную клетку, с отходящими от нее отростками. Длинный отросток называется аксоном, короткий дре-вовидной формы - дендритом. Посредством этих отростков все не-рвные клетки связаны между собой. Место соединения отростков на-зывается синапсом. Пучки нервных волокон, идущие к поверхности тела, к внутренним органам и мышцам образуют периферическую не-рвную систему. Разветвленные окончания нервных волокон образуют органы чувств.
Скопления нейронов образуют центральную нервную систему. В ней можно выделить два главных отдела: спинной и головной мозг. Спинной мозг расположен в позвоночнике и имеет сравнительно про-
44
стое однородное строение. Го л о в о й мозг является наиболее слож-ной частью нервной системы. Вес головного мозга человека в сред-нем около 1400 г. В его составе насчитывается до 50 миллиардов нейронов.
В структуре головного мозга можно выделить мозговой ствол и большие полушария. Мозговой ствол является продол-жением спинного мозга. Верхняя часть ствола - таламус являет-ся промежуточным пунктом для нервных путей, идущих из спин-ного мозга в головной. В сердцевине ствола находится сетевид-ное образование, которое называется ретикулярной формацией. В затылочной части головного мозга находится мозжечок.
Большие полушария головного мозга состоят из коры и под-корковых образований. Наиболее сложно устроена кора боль-ших полушарий. В ней находится шесть слоев нервных клеток, общей численностью до 10 миллиардов. В коре имеется множе-ство складок, извилин и борозд. Здесь же расположены нервные центры; зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кож-ный, двигательный и др.
Психическая деятельность связана со всеми отделами централь-ной и периферической нервной системы. Высшие психические функ-ции человека, такие как мышление, воображение и сознание, связаны преимущественно с деятельностью коры головного мозга и подкорко-вых образований.
- Раздел I. Психика и поведение человека
- Глава 1. Предмет психологии
- 1.1. Человек как природное и одухотворенное существо.
- 1.2. Психика человека.
- 1.3. Определение психологии как науки.
- 1.4. Связь научной психологии с житейской и практической.
- Глава 2. История психологии
- 2.1. Представление древних философов о душе.
- 2.2. Взгляды философов нового времени о сущности психики.
- 2.3. Современные психологические теории.
- 2.4. Психология в России.
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии
- 3.1. Состояние современной психологии.
- 3.2. Методология психологических исследований.
- 3.3. Методы исследования психических явлений.
- Глава 4. Физиологические и биоэнергетические механизмы психики человека
- 4.1. Строение и функции нервной системы.
- 4.2. Динамическая локализация психических процессов.
- 4.3. Мозг, психика и поведение человека.
- 4.4. Биоэнергетическая концепция психики.
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека.
- 5.1. Развитие психики в филогенезе.
- 5.2. Психика и формы поведения животных.
- 5.3. Возникновение и развитие сознания у человека.
- 5.4. Сходство и различие психики человека и животных.
- Глава 6. Психология поведения и деятельности человека
- 6.1. Понятие о поведении и деятельности.
- 6.2. Психические и физические компоненты поведения и деятель-ности.
- 6.3. Виды поведения и деятельности.
- Раздел II. Психология познания
- Глава 7. Общая характеристика познавательной деятельности
- 7.1. Понятие о познавательной деятельности.
- 7.2. Структура познавательной деятельности.
- 7.3. Мотивация познавательной деятельности.
- 7.4. Формирование познавательной деятельности.
- 7.5. Диагностика познавательной деятельности и способнос-тей учащихся.
- Глава 8. Сенсорные познавательные процессы
- 8.1. Ощущения.
- 8.2. Восприятие.
- 8.3. Внимание.
- 9.1. Память.
- 9.2. Воображение.
- 9.3. Мышление.
- Глава 10. Речь и психические процессы
- 10.1. Понятие о языке и речи.
- 10.2. Виды речи как средство общения и орудие мышления.
- 10.3. Развитие речи и духовного мира человека.
- Раздел III. Психическая организация личности
- Глава 11. Индивид и личность
- 11.1. Понятие о личности.
- 11.2. Самопознание и самооценка личности.
- 11.3. Духовный мир личности.
- 11.4. Формирование и развитие личности.
- 12.1. Эмоции и чувства.
- 12.2. Эмоциональные состояния и виды чувств.
- 12.3. Воля и волевые действия.
- 12.4. Волевые свойства личности.
- 13.1. Темперамент.
- 13.2. Характер.
- 13.3. Способности.
- 14.2. Социальные свойства личности
- 14.3. Устойчивость и трансформация свойств личности.
- 15.1. Личность и деятельность.
- 15.2. Профессиональные качества личности.
- 15.3. Профессиональная адаптация и подготовка личности к деятельности.
- Раздел IV.
- Глава 16. Личность и группа
- 16.1. Личность в группе.
- 16.2. Виды групп.
- 16.3. Структура группы.
- 16.4. Групповая деятельность.
- Глава 17. Полисубъектные отношения в группе
- 17.1. Взаимодействие субъектов в группе.
- 17.2. Статус субъекта в группе.
- 17.3. Интеграция и дифференциация субъектов в группе.
- 17.4. Социальные роли субъекта.
- 18.1. Общение и его функции.
- 18.2. Взаимное познание субъектов в процессе общения.
- 18.3. Взаимодействие субъектов в процессе общения
- 18.4. Развитие межличностного общения.
- Глава 1 . Пре дме т пс ихо лог ии ............................. 5
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии 35
- Глава 4. Фи зи ол ог иче ск ие и б иоэ не рг ет ич ес кие механизмы
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека. . .............. 60
- Раздел II. Психология познания .................... 88
- Глава 7 . Обща я х арак тер исти ка позн ава тель ной дея тел ьнос ти ..... 88
- Глава 8. Се нс ор ные п оз нав ат ел ьн ые пр оц ес сы ............... 104
- Раздел III. Психическая организация личности ................. 166
- Глава 14 . Пр ир од ны е и со ци ал ьн ые свойства ли чн ос ти ......... 222