logo
Сорокун П

2.4. Психология в России.

В дореволюционной России существовали психологические теории как идеалистического, так и материалистического на-правления. В государственных учебных учреждениях господство-вала субъективная идеалистическая психология. В то же время сильными были и материалистические традиции в психологии, заложенные в работах И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.М. Бех-терева. Этими учёными были открыты новые механизмы не-рвной деятельности, лежащие в основе поведения животных и человека. В своих работах они отстаивали объективный прин-цип изучения психической деятельности, отвергая субъектив-ный подход как не научный.

В послереволюционной период возникли новые психологи-ческие теории, в основе которых лежали идеи рефлекторной те-ории. Так, К.Н. Корнилов разрабатывал “реактологию”, М.Я. Басов - теорию поведения, В.М. Бехтерев - “рефлексологию”. В работах других ученых использовались элементы бихевиориз-ма, гештальтизма и психоанализа.

В 1936 г. после постановления ЦК ВКПБ “О педологичес-ких извращениях в системе Наркомпроса” все существовавшие психологические теории были объявлены ненаучными, буржу-азными.

С этого времени советская психология стала развиваться ис-ключительно только на основе Марксизма-Ленинизма и филосо-фии диалектического материализма. Это обстоятельство оказало как положительное, так и отрицательное влияние на развитие со-ветской психологии. Это повлияло на разработку тех теоретичес-ких положений, которые легли в основу всех психологических ис-следований в последующее время.

Первое основополагающее теоретическое положение заключалось в том, что психика рассматривалась как свойство высокоорганизован-ной материи - мозга, заключающееся в отражении окружающей дей-ствительности. Такое понимание сущности психики, с одной стороны, давало возможность правильно объяснять назначение психики, а с дру-

31

гой стороны, исключало даже возможность постановки вопроса о су-ществовании психики независимо от человека.

Второе положение заключалось в том, что формы проявления психической деятельности причинно обусловлены. Принцип детерми-низма, который был провозглашен философами-материалистами, да-вал возможность научно объяснить психику и поведение человека и животных в за висимости от условий существования: у животных - био-логическими условиями, у человека - социальными. Однако при конк-ретном объяснении психики человека, в соответствии с идеологичес-кими установками, приоритет отдавался не общечеловеческим, а клас-совым условиям существования, в связи с чем считалось, что психология господствующих классов не совместима с психологией угнетенных, и что между ними существуют непримиримые противоречия.

Третье положение гласило, что развитие психики происхо-дит не спонтанно (самопроизвольно), а в результате деятельнос-ти человека. В соответствии с этим положением считалось, что психика человека не может быть врожденной, она целиком и пол-ностью зависит от обучения и воспитания. Отсюда доказыва-лась необходимость воспитания человека с новыми психичес-кими свойствами и качествами, которые должны формиро-ваться в процессе построения коммунистического общества. Но жизнь не подтвердила этих прогнозов.

Благодаря работам многих психологов, психология в нашей стране достигла немалых успехов и заняла достойное место в мировой психологической науке. Л.С. Выготский создал теорию культурно-исторического развития высших психических функ-ций, получившую признание в мировой психологии. С.Л. Рубин-штейн создал капитальный труд “Основы общей психологии”, обобщивший достижения отечественной и мировой психологии. В.Г. Ананьев внес существенный вклад в исследование чувствен-ных познавательных процессов и в разработку вопросов психо-логии человекознания. А.Н. Леонтьев является автором теории разви-тия психики в фило- и онтогенезе. А.Р. Лурия известен как нейропсихо-лог, исследовавший многие анатомо-физиологические механизмы выс-ших психических функций. А.В. Запорожец и Д.Б. Эльконин внесли большой вклад в разработку детской психологии. А.А. Смирнов и П. И. Зинченко являются авторами трудов по проблемам памяти. Б.Ф. Ломов впервые в отечественной психологии стал известен как автор

32

работ по инженерной психологии. Можно было бы назвать еще много психологов, внесших большой вклад в развитие отечественной психо-логии.

В настоящее время в отечественной психологии происходит критическая переоценка методологических и теоретических ус-тановок, идет поиск новых способов организации исследований по психологии, создания условий для сближения теоретической и практической психологии, уделяется большое внимание орга-низации психологической службы на производстве, в учебных заведениях и в клинических учреждениях.

Литература Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М., 1988. Ждан А. Н. История психологии: от античности до наших дней. М., 1990. Петровский А.В. История советской психологии. М., 1967. Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. М., 1975.

Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985. Ярошевский М.Г., Анциферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1974.