13.2. Характер.
Характер является центральным, стержневым свойством личности. По характеру мы судим прежде всего о личности че-ловека. Неслучайно описание индивидуально-психологических особенностей личности называют “характеристикой”. Впервые “характеристики”, описывающие индивидуальные особенности людей, были составлены древнегреческим философом Теофрас-том. В переводе с древнегреческого языка слово “характер” обо-значает “чеканку”, “отпечаток”, отражающий наиболее важную особенность какого-либо предмета или явления. В “характерис-тиках” Теофраста давалось описание нравственного облика раз-личных категорий людей. В связи с этим слово “характер” ста-ло обозначать нравственные особенности личности человека. В дальнейшем характер стал рассматриваться не только как нрав-ственное, но и психологическое свойство личности, связанное с индивидуальными особенностями интеллекта, воли и эмоций.
Таким образом, характер стал рассматриваться как слож-ное психологическое образование, в структуру которого вхо-дят самые разнообразные психические явления. Структурной еди-ницей характера является черта характера. Каждая черта ха-рактера включает в себя проявление интеллекта, чувства и воли. Так, например, такая черта характера как “доброта” может проявляться у человека только в том случае, если он понимает, что такое добро, если он сочувствует человеку и если он может проявить волевое усилие, чтобы сделать добро человеку, попавшему в беду. В связи с этим чертой характера может быть только такое индивидуально-психологичес-
204
ко е явление, в котором проявляется отношение личности к чему-либо и кото-рое побуждает его совершать определенные действия и поступки. Причем, это отношение и поступки являются не случайными, а типичными для чело-века.
Следовательно, характер представляет собой устойчивое сочетание индивидуально-психологических особенностей лич-ности, в которых проявляется ее отношение к окружающему миру и самому себе, и которые определяют типичные для че-ловека формы поведения.
Характер человека определяет, что он делает и как он это делает. Характер проявляется в целях, средствах и способах по-ведения, направленных на достижение поставленных целей. Зная характер мы можем предвидеть поступки человека, так как он определяет и содержание и формы поведения. “Черты характе-ра, - писал С.Л. Рубинштейн, - это те существенные свойства человека, из которых с определенной логикой и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения, одни поступки и которыми исключаются как не совместимые с ними, им противоречащие другим”.1
Таким образом, в характере как бы запрограммирована определенная линия поведения человека и черты характера по-буждают его совершать типичные для него действия и поступ-ки. Если действия, обусловленные характером, соответству-ют обстоятельствам и в них проявляется высоконравственное отношение к людям, то говорят, что у человека хороший ха-рактер. Если же действия человека противоречат обстоятель-ствам, и наносят вред другим людям, то говорят, что у него плохой характер. Иногда человек понимает нецелесообразность своих действий, но не может удержаться от них, так как у него такой характер. В последствии он осуждает себя и не рад сво-ему характеру, но проходит некоторое время и он совершает то же самое.
Практическая необходимость диагностировать характер приве-ла к появлению теорий, связывающих внешние особенности человека с определенными чертами его характера. Так Платон и Аристотель считали, что черты характера можно определить на основе сходства внешних особенностей человека и какого-либо животного, которому свойственны такие же черты характера. Например, если нос человека
205
напоминает нос быка, то у него ленивый характер, а если нос как у льва - то важный характер, если волосы тонкие как шерсть у зайца - то робкий характер, если жесткие как у кабана - то храбрый характер.
В XVIII веке И. Лафатер опубликовал книгу под названием “Фи-зиогномика”, в которой на основе изучения особенностей лица знаме-нитых людей пытался описать их характеры. Это описание носило не научный, а чисто беллетристический характер. Да и сам Лафатер не смог применить свои знания по физиогномике для распознания своего убийцы солдата-мародера, который застрелил его во время беседы.
Подобного рода попытки определить характер человека по осо-бенностям строения его лица (формы носа, губ, подбородка и лба) имеют место и в наше время. Так, например, астрологи утверждают, что если у человека прямой нос, то у него твердый характер, если вздернутый - то капризный.
Конечно, характер, как и любое субъективное психическое явление, имеет внешнее объективное проявление, но оно связано не с особенностями строения лица, а с его выражением. Если у человека приветливое выражение лица, то мы считаем, что у него доброжелательный характер, а если оно самодовольное, пренеб-режительное - то у него высокомерный характер. Но иногда за доброжелательным выражением лица скрывается злой, расчетли-вый характер, который недобросовестная личность старается скрыть, замаскировать, чтобы обмануть доверчивого человека.
Единственным объективным критерием проявления харак-тера человека являются его действия и поступки, в которых про-является истинное отношение к людям и к окружающей действи-тельности. Конечно, отношение человека к действительности может проявляться и в форме его речи и в ее содержании, но что-бы понять истинный характер человека надо знать не только то, что он говорит, но и сопоставлять слова с его делами.
Характер является сложным системным образованием, в структу-ре которого насчитывается большое количество самых разнообраз-ных черт. Однако все черты существуют не рядоположенно, а объеди-няются в различные комплексы, которые образуют структуру харак-тера. Выделяют четыре основных комплекса черт характера в кото-рых проявляется отношение человека к различным сторонам действи-тельности.
В первый комплекс входят черты характера, в которых про-
206
является отношение к другим людям: чуткость, внимательность, от-зывчивость, честность, правдивость, грубость, высокомерие, лжи-вость, угодливость и т.п. Как видим, в комплексе могут иметь ме-сто черты характера, имеющие как положительную, так и отрица-тельную направленность.
Во второй комплекс входят черты характера, в которых вы-ражается отношение к самому себе: скромность, гордость, дос-тоинство, застенчивость, самолюбие, честолюбие, самомнение, зазнайство и т.п.
В третий комплекс входя черты характера, в которых про-является отношение к деятельности: трудолюбие, добросовест-ность, ответственность, исполнительность, деловитость, пред-приимчивость, безответственность, халатность и т.п.
Четвертый комплекс составляют черты характера, в ко-торых проявляется отношение к вещам: бережливость, акку-ратность, расчетливость, щедрость, расточительство, небреж-ность, скупость и т.п.
В зависимости от того, какие черты характера (положитель-ные или отрицательные) преобладают у человека, зависит нрав-ственная характеристика личности. Одни люди характеризуются как высоконравственные, другие как безнравственные, принци-пиальные или беспринципные, альтруисты или эгоисты, совест-ливые или бессовестные и т.п.
Кроме моральных черт характера, выделяют также черты характера, которые связаны с волевыми, интеллектуальными и эмоциональными особенностями человека.
Наибольшее влияние на характер человека оказывают во-левые качества личности. К волевым чертам характера отно-сятся: решительность, настойчивость, упорство, самооблада-ние, выдержка и др. По мнению некоторых психологов, эти черты являются основой “хребтом” характера человека. При яр-кой выраженности этих черт личность оценивается как сильная, в противном случае - как слабая.
К интеллектуальным чертам характера относятся: наход-чивость, остроумие, хитрость, наблюдательность, злопамят-ность, мечтательность, фантазерство и пр. В зависимости от того в какой мере проявляются или не проявляются эти черты характера личность оценивается как находчивая, хитроумная,
207
или доверчивая, простодушная.
К эмоциональным чертам характера относятся: страстность, сентиментальность, восторженность, аффективность и пр. При яр-кой выраженности этих черт личность характеризуется как страс-тная, эмоциональная, а при их отсутствии - как хладнокровная, бес-страстная.
Для некоторых групп людей присущи одни и те же отноше-ния к жизни, обществу, ценностям и одни и те же типичные соци-альные формы поведения. Попытку описать социальные типы характеров, сложившихся у определенной категории людей под влиянием общего для них способа жизни, сделал врач-пси-хиатр Э. Фромм. Он описал четыре основных социальных ти-пов характера: характер садиста, мазохиста, конформиста и не-крофилиста.
Садист - человек с характером насильника. С окружающи-ми людьми он ведет себя агрессивно и если считает их причиной своих неудач, то начинает терроризировать, стремясь причинить им боль и страдания, наслаждаясь при этом их муками.
Мазохист - это человек с характером самоистязателя. Он считает себя неудачником в жизни, неполноценной и ничтожной личностью. Мазохист винит в неудачах прежде всего самого себя, казнит себя за грехи мыслимые и немыслимые, возводит на себя напрасные обвинения, занимается самобичеванием и “са-моедством”, даже если он ни в чем не виноват. Причем, у мазо-хистов иногда проявляются садистские наклонности, проявляю-щиеся в стремлении приобрести власть над другими, эксплуати-ровать их и наслаждаться своей властью.
Конформист - человек, привыкший всем беспрекословно под-чиняться. У него нет ни собственного мнения, ни собственных убеждений, ни собственного “Я”. Если у него есть друг, то он во всем подчиняется ему. Если он находится в группе людей, то во всем подчиняется ее требованиям. Конформист - это тип социального при-способленца.
Некрофилист - человек с характером разрушителя. Чувствуя свое бессилие, свое ничтожество и неспособность создать, что-нибудь ценное, некрофилист направляет свою активность на раз-рушение и уничтожение всего, что ему встречается на пути. При социальных потрясениях некрофилисты являются основной си-
208
лой, разрушающей существующий социальный строй, экономику, науку и культуру в угоду своим личным амбициям.
На основе исследований А.Е. Личко и К. Леонгардом были описаны типы акцентуаций характера. Акцентуация характе-ра - это крайнее выражение каких либо его черт, находящихся на грани нормы и патологии. У А.Е. Личко насчитывается 11 таких типов, а у К. Леонгарда - 12. Причем, некоторые типы у них совпадают, а некоторые - нет. Совпадающие типы: гипертим-ный, циклоидный и др. Некоторые типы акцентуации относятся не к характеру, а к темпераменту. Так, например, лабильный тип, сен-зитивный тип, возбудимный тип, экстровертированный и интро-вертированный типы относятся в большей степени к темперамен-ту и в меньшей - к характеру. Рассмотрим наиболее важные из них.
Гипертимный тип - характеризуется общительностью, ини-циативностью, самоуверенностью, хвастливостью, легкомысли-ем, несерьезным отношением к своим обязанностям.
Дистимный тип - мало общительный, серьезный, добросо-вестный, справедливый, но в то же время неповоротливый, пас-сивный и эгоистичный тип.
Циклоидный тип - характеризуется непостоянством, раз-дражительностью, изменчивостью настроения, низкой контак-тностью при плохом настроении и повышенной - при хорошем, активностью при душевном подъеме и пассивностью и замк-нутостью - при спаде.
Застревающий тип - чувствителен к социальной неспра-ведливости, самолюбив, честолюбив, обидчив, подозрителен и мстителен.
Педантичный тип - отличается пунктуальностью, добросо-вестностью, серьезностью, аккуратностью, надежностью и в то же время - педантизмом, формализмом и бюрократизмом.
Шизоидный тип - характеризуется замкнутостью, безразличием, сдержанностью, фантазерством и индивидуализмом.
Истероидный тип - отличается эгоцентризмом, ревнивостью, стремлением заслужить похвалу окружающих, желанием влиять на других людей, главенствовать и быть авторитетом.
Тревожный тип - отличается робостью, неуверенностью, сла-бой контактностью, беззащитностью, но в то же время - друже-любием, внимательностью и самокритичностью.
209
Эмотивный тип - характеризуется добротой, сострадательнос-тью, чувством долга, совестливостью, доверчивостью, чувствитель-ностью и плаксивостью.
Демонстративный тип - отличается позерством, склоннос-тью к театральности и интриганству, стремлением к лидерству, проявлять обходительность, если это нужно, но в то же время ему свойственно лицемерие, хвастовство и эгоизм.
Характер человека не является врожденным, он формирует-ся и развивается в течение всей его жизни. Основные черты ха-рактера формируются в детском возрасте начиная с 3-х до 10 лет. Под влиянием поучения, подражания и требования взрослых ре-бенок усваивает формы поведения, необходимые для жизни в об-ществе. Общаясь со взрослыми и подражая им дети приобретают как положительные, так и отрицательные черты характера. У одних детей формируются такие черты как общительность, при-вязанность, отзывчивость, честность, правдивость. У других -замкнутость, эгоистичность, равнодушие, лживость и т.д.
В школьном возрасте формируются черты характера, в ко-торых проявляется отношение к учебной и трудовой деятельно-сти и к предметам, которые использует ученик в быту и в шко-ле. Это -трудолюбие, организованность, дисциплинированность, ответственность, аккуратность.
В подростковом возрасте, кроме этого, формируются воле-вые черты такие как настойчивость, усидчивость, упорство, выдержка, инициативность.
В раннем юношеском возрасте закладываются черты ха-рактера, связанные с мировоззрением человека: убежденность, принципиальность, преданность нравственным идеалам, бес-компромиссность.
- Раздел I. Психика и поведение человека
- Глава 1. Предмет психологии
- 1.1. Человек как природное и одухотворенное существо.
- 1.2. Психика человека.
- 1.3. Определение психологии как науки.
- 1.4. Связь научной психологии с житейской и практической.
- Глава 2. История психологии
- 2.1. Представление древних философов о душе.
- 2.2. Взгляды философов нового времени о сущности психики.
- 2.3. Современные психологические теории.
- 2.4. Психология в России.
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии
- 3.1. Состояние современной психологии.
- 3.2. Методология психологических исследований.
- 3.3. Методы исследования психических явлений.
- Глава 4. Физиологические и биоэнергетические механизмы психики человека
- 4.1. Строение и функции нервной системы.
- 4.2. Динамическая локализация психических процессов.
- 4.3. Мозг, психика и поведение человека.
- 4.4. Биоэнергетическая концепция психики.
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека.
- 5.1. Развитие психики в филогенезе.
- 5.2. Психика и формы поведения животных.
- 5.3. Возникновение и развитие сознания у человека.
- 5.4. Сходство и различие психики человека и животных.
- Глава 6. Психология поведения и деятельности человека
- 6.1. Понятие о поведении и деятельности.
- 6.2. Психические и физические компоненты поведения и деятель-ности.
- 6.3. Виды поведения и деятельности.
- Раздел II. Психология познания
- Глава 7. Общая характеристика познавательной деятельности
- 7.1. Понятие о познавательной деятельности.
- 7.2. Структура познавательной деятельности.
- 7.3. Мотивация познавательной деятельности.
- 7.4. Формирование познавательной деятельности.
- 7.5. Диагностика познавательной деятельности и способнос-тей учащихся.
- Глава 8. Сенсорные познавательные процессы
- 8.1. Ощущения.
- 8.2. Восприятие.
- 8.3. Внимание.
- 9.1. Память.
- 9.2. Воображение.
- 9.3. Мышление.
- Глава 10. Речь и психические процессы
- 10.1. Понятие о языке и речи.
- 10.2. Виды речи как средство общения и орудие мышления.
- 10.3. Развитие речи и духовного мира человека.
- Раздел III. Психическая организация личности
- Глава 11. Индивид и личность
- 11.1. Понятие о личности.
- 11.2. Самопознание и самооценка личности.
- 11.3. Духовный мир личности.
- 11.4. Формирование и развитие личности.
- 12.1. Эмоции и чувства.
- 12.2. Эмоциональные состояния и виды чувств.
- 12.3. Воля и волевые действия.
- 12.4. Волевые свойства личности.
- 13.1. Темперамент.
- 13.2. Характер.
- 13.3. Способности.
- 14.2. Социальные свойства личности
- 14.3. Устойчивость и трансформация свойств личности.
- 15.1. Личность и деятельность.
- 15.2. Профессиональные качества личности.
- 15.3. Профессиональная адаптация и подготовка личности к деятельности.
- Раздел IV.
- Глава 16. Личность и группа
- 16.1. Личность в группе.
- 16.2. Виды групп.
- 16.3. Структура группы.
- 16.4. Групповая деятельность.
- Глава 17. Полисубъектные отношения в группе
- 17.1. Взаимодействие субъектов в группе.
- 17.2. Статус субъекта в группе.
- 17.3. Интеграция и дифференциация субъектов в группе.
- 17.4. Социальные роли субъекта.
- 18.1. Общение и его функции.
- 18.2. Взаимное познание субъектов в процессе общения.
- 18.3. Взаимодействие субъектов в процессе общения
- 18.4. Развитие межличностного общения.
- Глава 1 . Пре дме т пс ихо лог ии ............................. 5
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии 35
- Глава 4. Фи зи ол ог иче ск ие и б иоэ не рг ет ич ес кие механизмы
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека. . .............. 60
- Раздел II. Психология познания .................... 88
- Глава 7 . Обща я х арак тер исти ка позн ава тель ной дея тел ьнос ти ..... 88
- Глава 8. Се нс ор ные п оз нав ат ел ьн ые пр оц ес сы ............... 104
- Раздел III. Психическая организация личности ................. 166
- Глава 14 . Пр ир од ны е и со ци ал ьн ые свойства ли чн ос ти ......... 222