9.2. Воображение.
Воображение является самым важным для творческой дея-тельности человека, но в то же время и самым загадочным позна-вательным процессом. Развитие производства, науки, техники, культуры и искусства невозможно было бы без воображения.
Воображение дает возможность человеку отражать такие предметы и явления, которые не имели места в его личном опы-те, но которые существовали, существуют или будут существо-вать. Благодаря ему человек может мысленно перемещаться в пространстве и во времени, побывать в недоступных для него местах. Воображение связывает настоящее с прошлым и буду-
132
щим, делает невозможное возможным, далекое и недоступное - дос-тупным.
Воображение - это процесс создания новых образов, идей и замыслов, которые могут быть реализованы в практической и теоретической деятельности. Создание новых образов, идей, пла-нов и проектов происходит путем преобразования представле-ний и знаний о реально существующих предметах и явлениях. Если создаваемые человеком образы воображения никогда не будут реализованы в действительности, то они тогда будут фан-тастическими образами, а процесс их создания будет называть-ся фантазией. Но даже самый фантастический образ связан с ре-альной действительностью, так как он создается на основе нео-бычного сочетания элементов, взятых из представлений о пред-метах материального мира. Поэтому в сказках, былинах, ми-фах и др. сказаниях отражен в искаженном виде тот мир, в кото-ром они создавались.
Воображение свойственно только человеку. Оно возникло в результате общественно-трудовой деятельности, направленной на познание и преобразование окружающего мира. Воображение иг-рает большую роль в жизни человека. Оно дает ему возмож-ность прогнозировать будущее, создавать новые планы и про-граммы, решать по-новому возникшие задачи, находить вы-ход из самых сложных ситуаций.
Отсутствие воображения не позволяет даже антропоидам со-вершать целесообразные действия в новых ситуациях. Это обстоя-тельство используют жители некоторых южных стран для ловли небольших обезьян. Для этого они применяют высушенную тыкву с небольшим отверстием, на глазах у любопытных обезьян кладут в нее приманку и уходят. Обезьяна подходит к тыкве, просовывает в отверстие руку, хватает пищу и пытается вытащить ее из тык-вы, но не может. Разжать пальцы, вытащить руку и овладеть пи-щей, перевернув тыкву, она тоже не может, так как лишена вооб-ражения. Так она и попадает в руки людей.
Воображение тесно связано с мышлением, благодаря кото-рому человек может правильно оценить продукты воображения, отделить фантастические образы от образов, которые могут быть реализованы в действительности. В свою очередь вообра-жение дает материал для функционирования образного мышле-ния, с помощью которого человек может выдвигать фантасти-ческие гипотезы и предположения о сущности явлений, не под-дающихся логическому объяснению.
Воображение оказывает влияние на деятельность всего орга-
133
низма человека. Под влиянием воображения изменяются психичес-кие состояния, образы, эмоции и чувства. Оно оказывает влияние на физические и физиологические процессы, на движения и действия. Во-ображение дает возможность человеку планировать свои действия, совершать их по-новому, предвидеть их целесообразность.
Воображение влияет не только на поведение человека, но и на скрытые процессы, происходящие в мышцах различных частей тела. Достаточно представить, что рука сжимается как в мышцах можно зафиксировать такие же импульсы как и при реальном движении. Ес-тественно эти импульсы являются очень слабыми, но имеют те же характеристики, как и в реальных движениях. Под влиянием таких импульсов происходят невидимые сокращения мышц. Эти микродви-жения или идеомоторные акты являются подготовительной фазой для осуществления реального движения. Поэтому в спорте при трениров-ках перед выполнением упражнения спортсмен сначала проделывает его в своем воображении. Это в значительной степени улучшает ре-зультаты спортивной деятельности.
Воображение оказывает влияние и на органические процессы, ул у ч -шая или ухудшая физическое состояние организма. Известно, что мни-тельные люди нередко находят у себя воображаемые симптомы какой-нибудь болезни и обращаются без надобности к врачу. Подобного рода явления имеют место прежде всего у людей с ярким воображением. Из-вестный психолог А.Р.Лурия1наблюдал как у одного испытуемого темпе-ратура одной руки повышалась на 2 градуса, а на другой понижалась на 1,5 в зависимости от того, что он представлял как одной рукой он прика-сался к горячей плите, а в другой держал кусочек льда. Известны случаи, по описанию религиозных философов, когда у некоторых впечатлитель-ных верующих людей при чтении библии или слушании проповеди о том как был распят Христос на руках и ногах возникали знаки (стигматы) в виде язв, котор ы е долго не заживали.
Создание образов воображения осуществляется на основе сложной умственной деятельности, направленной на преобразо-вание представлений или их элементов в новых комбинациях. Эти умственные действия имеют специфический характер и осуществляются в виде процессов воображения, посредством которых создаются новые образы. Существует целый ряд про-цессов или приемов создания новых образов на основе анализа и синтеза представлений памяти.
Одним из таких процессов является агглютинация, т.е. “скле-ивание” представлений или их частей. Посредством агглютина-ции создаются образы таких объектов, которые не существуют в реальном мире. Так создавались мифологические и сказочные об-
134
разы: кентавра, минотавра, русалки, змея горыныча и др. Агглютинация широко применяется при создании представлений о новых технических конструкциях. Такое, например, средство передвижения как аэросани было создано на основе соединения представлений об отдельных час-тях аэроплана и саней.
Другим процессом воображения является схематизация. Схе-матические образы создаются путем выделения в предметах и яв-лениях основных наиболее важных элементов в их структурах. Так, архитекторы создают проекты различных сооружений, изобре-татели- схемы механизмов и других устройств, художники- аб-страктные картины и т.п.
Близким к схематизации является процесс типизации. Типи-ческие образы создаются в художественной литературе. Они со-вмещают в себе как типические черты, присущие целой категории людей, так и индивидуальные особенности литературного героя.
Известен и такой прием создания образов воображения как гиперболизация. Посредством этого приема создаются новые образы путем чрезмерного преувеличения или преумень-шения представлений о реально существующих предметах. Так создаются образы: великанов, лилипутов, гномов и др. сказочных персонажей.
Возможен и такой прием создания нового образа как акцен-тирование. При акцентировании подчеркивается путем преуве-личения какая-либо наиболее характерная деталь объекта. Так создаются художниками карикатуры на некоторых персонажей художественных произведений, на политических деятелей или на других известных людей, имеющих отрицательные качества лич-ности. Посредством акцентирования создаются также дружес-кие шаржи, в которых подчеркивается какая-либо особенность человека, вызывающая чувство юмора.
Создание нового образа возможно также путем уподобле-ния (аналогии). Так, идея создания летательных аппаратов все-гда связывалась по аналогии с летящей птицей, создание лока-тора - по аналогии с органами, посылающими и принимающими ультразвуки дельфинами, летучими мышами и др. животными.
Образы воображения могут быть созданы посредством пе-реноса реальных объектов и живых существ в такую среду, где они быть не могут. Так, был создан А. Беляевым образ Ихтиан-дра в произведении “Человек-амфибия”. Такими же фантасти-ческими сначала были идеи о человеке-водолазе, о космических кораблях, о космонавтах, выходящих в космос из корабля.
Возникновение образов воображения у человека может про-исходить как преднамеренно, так и непреднамеренно. В связи с
135
этим различают два вида воображения: преднамеренное (произволь-ное) и непреднамеренное ( непроизвольное).
Непреднамеренно новые образы могут возникать при пассивном состоянии человека, когда деятельность его сознания ослаблена. Так, в дремотном состоянии и во сне у человека возникают фантастичес-кие образы в виде сновидений. У душевнобольных имеют место раз-личного рода галлюцинации.
Все эти образы не имеют существенного значения в жизни человека и не находят применения в его деятельности. Возника-ют они часто помимо желания человека и имеют иногда навяз-чивый характер.
Преднамеренно образы воображения могут создаваться в двух целях. В одном случае их создание необходимо для осуще-ствления активной деятельности, направленной на создание но-вого предмета, необходимого для жизни. В другом случае обра-зы воображения создаются только для того, чтобы уйти от ре-альной действительности в придуманный иллюзорный мир. Та-кие фантастические образы, которые создаются человеком для того, чтобы он мог проявить себя так как ему хочется, пусть даже в вымышленной ситуации, называются грезами. Грезы, за-меняя человеку активную деятельность, относятся к пассивно-му виду воображения.
Активное воображение может быть воссоздающим и твор-ческим. Воссоздающее воображение направлено на создание но-вых образов на основе словесного описания, рисунка, чертежа, схематического изображения объекта. Оно имеет огромное зна-чение в учебной деятельности. При усвоении научных знаний учащиеся должны создавать образы таких объектов которые они никогда не воспринимали. Посредством воображения учащиеся создают образы литературных героев, картины исторических событий, представления о животном и растительном мире раз-личных континентов, представления о геометрических и стерео-метрических фигурах.
Для того, чтобы представления воображения соответство-вали описанию учащиеся должны уметь преобразовать представ-ления памяти так, чтобы созданных ими новый образ соответ-ствовал смыслу тех слов, посредством которых он описан. Так, при чтении поэмы А. С. Пушкин “Руслан и Людмила” у многих возникает неадекватное представление о персонажах, описан-ных следующими словами: “... там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит... избушка там на курьих ножках стоит
1 Андреев О.А. Хромов Л.Н. Техника тренировки памяти. - Екатеринбург, 1992.
136
без окон, без дверей...” У многих учащихся возникает образ речной русалки, сидящей на дереве. Но как может русалка с рыбьим хвос-том, вместо ног, влезть на дерево и там сидеть? Можно, конечно, объяс-нить это тем, что сказка вымысел и в ней все возможно. Но это дале-ко не так.
Слово “русалка” имеет два значения: русалка бывает реч-ная и лесная. В данном случае речь идет о лесной русалке, т. е. о птице с головой женщины. Неадекватный образ возникает и о избушке. Вместо избушки на курьих ножках, представляют из-бушку на куриных ножках. Слово “курьи ножки” когда-то обо-значало столбы, обкуренные на костре, чтобы они не гнили, на которых стояли избы на болотистых местах.
Творческое воображение направлено на самостоятельное со-здание новых оригинальных образов. Оно широко используется в художественном, техническом и научном творчестве. Творче-ство необходимо и взрослым и детям. В детском возрасте на его основе создаются фантастические образы, которые являются не-редко такими же реальными для детей, как и образы, возникшие на основе восприятия.
Такие же яркие образы воображения нередко возникают у людей занимающихся творчеством: у писателей, художников, музыкантов. Тургенев писал о героях романа «Отцы и дети»: «Я все эти лица рисовал как бы я рисовал грибы, листья, деревья: намазолили мне глаза и я принялся чертить». То же самое писал и Дикенс: «Я не сочиняю содержание книги, а я вижу его и записы-ваю». Гуно писал: «Я слышу пение моих героев с такой же яснос-тью, как вижу окружающие меня предметы».
Образы творческого воображения могут быть реалистичес-кими и фантастическими. Реалистические образы создаются на основе творчества как в практической, так в теоретической де-ятельности. Инженеры, архитекторы, ученые, проектировщики, рационализаторы создают такие образы и идеи, которые вопло-щаясь в материальные предметы, способствуют развитию на-уки, техники, культуры и духовной жизни общества.
Фантастические образы создаются писателями, учеными, ху-дожниками, скульпторами, изобретателями. Они реализуются в художественных произведениях, картинах, чертежах, проектах, скульптурах и т. д. Существуют научно-фантастические, сказоч-но-фантастические и религиозно-мистические образы. В них воп-лощены будущие достижения науки и техники, верования и чая-ния людей, их стремление реализовать свои мечты и идеалы.
137
Особое значение в жизни человека имеет мечта. В мечтах люди создают образы желаемого будущего, к которому они стремятся. Меч-ты помогают им претворить в жизнь образы, созданные в процессе творческой деятельности. Они дают возможность человеку собрать все силы, мобилизовать все ресурсы на преодоление трудностей, воз-никших в процессе творчества.
- Раздел I. Психика и поведение человека
- Глава 1. Предмет психологии
- 1.1. Человек как природное и одухотворенное существо.
- 1.2. Психика человека.
- 1.3. Определение психологии как науки.
- 1.4. Связь научной психологии с житейской и практической.
- Глава 2. История психологии
- 2.1. Представление древних философов о душе.
- 2.2. Взгляды философов нового времени о сущности психики.
- 2.3. Современные психологические теории.
- 2.4. Психология в России.
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии
- 3.1. Состояние современной психологии.
- 3.2. Методология психологических исследований.
- 3.3. Методы исследования психических явлений.
- Глава 4. Физиологические и биоэнергетические механизмы психики человека
- 4.1. Строение и функции нервной системы.
- 4.2. Динамическая локализация психических процессов.
- 4.3. Мозг, психика и поведение человека.
- 4.4. Биоэнергетическая концепция психики.
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека.
- 5.1. Развитие психики в филогенезе.
- 5.2. Психика и формы поведения животных.
- 5.3. Возникновение и развитие сознания у человека.
- 5.4. Сходство и различие психики человека и животных.
- Глава 6. Психология поведения и деятельности человека
- 6.1. Понятие о поведении и деятельности.
- 6.2. Психические и физические компоненты поведения и деятель-ности.
- 6.3. Виды поведения и деятельности.
- Раздел II. Психология познания
- Глава 7. Общая характеристика познавательной деятельности
- 7.1. Понятие о познавательной деятельности.
- 7.2. Структура познавательной деятельности.
- 7.3. Мотивация познавательной деятельности.
- 7.4. Формирование познавательной деятельности.
- 7.5. Диагностика познавательной деятельности и способнос-тей учащихся.
- Глава 8. Сенсорные познавательные процессы
- 8.1. Ощущения.
- 8.2. Восприятие.
- 8.3. Внимание.
- 9.1. Память.
- 9.2. Воображение.
- 9.3. Мышление.
- Глава 10. Речь и психические процессы
- 10.1. Понятие о языке и речи.
- 10.2. Виды речи как средство общения и орудие мышления.
- 10.3. Развитие речи и духовного мира человека.
- Раздел III. Психическая организация личности
- Глава 11. Индивид и личность
- 11.1. Понятие о личности.
- 11.2. Самопознание и самооценка личности.
- 11.3. Духовный мир личности.
- 11.4. Формирование и развитие личности.
- 12.1. Эмоции и чувства.
- 12.2. Эмоциональные состояния и виды чувств.
- 12.3. Воля и волевые действия.
- 12.4. Волевые свойства личности.
- 13.1. Темперамент.
- 13.2. Характер.
- 13.3. Способности.
- 14.2. Социальные свойства личности
- 14.3. Устойчивость и трансформация свойств личности.
- 15.1. Личность и деятельность.
- 15.2. Профессиональные качества личности.
- 15.3. Профессиональная адаптация и подготовка личности к деятельности.
- Раздел IV.
- Глава 16. Личность и группа
- 16.1. Личность в группе.
- 16.2. Виды групп.
- 16.3. Структура группы.
- 16.4. Групповая деятельность.
- Глава 17. Полисубъектные отношения в группе
- 17.1. Взаимодействие субъектов в группе.
- 17.2. Статус субъекта в группе.
- 17.3. Интеграция и дифференциация субъектов в группе.
- 17.4. Социальные роли субъекта.
- 18.1. Общение и его функции.
- 18.2. Взаимное познание субъектов в процессе общения.
- 18.3. Взаимодействие субъектов в процессе общения
- 18.4. Развитие межличностного общения.
- Глава 1 . Пре дме т пс ихо лог ии ............................. 5
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии 35
- Глава 4. Фи зи ол ог иче ск ие и б иоэ не рг ет ич ес кие механизмы
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека. . .............. 60
- Раздел II. Психология познания .................... 88
- Глава 7 . Обща я х арак тер исти ка позн ава тель ной дея тел ьнос ти ..... 88
- Глава 8. Се нс ор ные п оз нав ат ел ьн ые пр оц ес сы ............... 104
- Раздел III. Психическая организация личности ................. 166
- Глава 14 . Пр ир од ны е и со ци ал ьн ые свойства ли чн ос ти ......... 222