logo
Сорокун П

9.2. Воображение.

Воображение является самым важным для творческой дея-тельности человека, но в то же время и самым загадочным позна-вательным процессом. Развитие производства, науки, техники, культуры и искусства невозможно было бы без воображения.

Воображение дает возможность человеку отражать такие предметы и явления, которые не имели места в его личном опы-те, но которые существовали, существуют или будут существо-вать. Благодаря ему человек может мысленно перемещаться в пространстве и во времени, побывать в недоступных для него местах. Воображение связывает настоящее с прошлым и буду-

132

щим, делает невозможное возможным, далекое и недоступное - дос-тупным.

Воображение - это процесс создания новых образов, идей и замыслов, которые могут быть реализованы в практической и теоретической деятельности. Создание новых образов, идей, пла-нов и проектов происходит путем преобразования представле-ний и знаний о реально существующих предметах и явлениях. Если создаваемые человеком образы воображения никогда не будут реализованы в действительности, то они тогда будут фан-тастическими образами, а процесс их создания будет называть-ся фантазией. Но даже самый фантастический образ связан с ре-альной действительностью, так как он создается на основе нео-бычного сочетания элементов, взятых из представлений о пред-метах материального мира. Поэтому в сказках, былинах, ми-фах и др. сказаниях отражен в искаженном виде тот мир, в кото-ром они создавались.

Воображение свойственно только человеку. Оно возникло в результате общественно-трудовой деятельности, направленной на познание и преобразование окружающего мира. Воображение иг-рает большую роль в жизни человека. Оно дает ему возмож-ность прогнозировать будущее, создавать новые планы и про-граммы, решать по-новому возникшие задачи, находить вы-ход из самых сложных ситуаций.

Отсутствие воображения не позволяет даже антропоидам со-вершать целесообразные действия в новых ситуациях. Это обстоя-тельство используют жители некоторых южных стран для ловли небольших обезьян. Для этого они применяют высушенную тыкву с небольшим отверстием, на глазах у любопытных обезьян кладут в нее приманку и уходят. Обезьяна подходит к тыкве, просовывает в отверстие руку, хватает пищу и пытается вытащить ее из тык-вы, но не может. Разжать пальцы, вытащить руку и овладеть пи-щей, перевернув тыкву, она тоже не может, так как лишена вооб-ражения. Так она и попадает в руки людей.

Воображение тесно связано с мышлением, благодаря кото-рому человек может правильно оценить продукты воображения, отделить фантастические образы от образов, которые могут быть реализованы в действительности. В свою очередь вообра-жение дает материал для функционирования образного мышле-ния, с помощью которого человек может выдвигать фантасти-ческие гипотезы и предположения о сущности явлений, не под-дающихся логическому объяснению.

Воображение оказывает влияние на деятельность всего орга-

133

низма человека. Под влиянием воображения изменяются психичес-кие состояния, образы, эмоции и чувства. Оно оказывает влияние на физические и физиологические процессы, на движения и действия. Во-ображение дает возможность человеку планировать свои действия, совершать их по-новому, предвидеть их целесообразность.

Воображение влияет не только на поведение человека, но и на скрытые процессы, происходящие в мышцах различных частей тела. Достаточно представить, что рука сжимается как в мышцах можно зафиксировать такие же импульсы как и при реальном движении. Ес-тественно эти импульсы являются очень слабыми, но имеют те же характеристики, как и в реальных движениях. Под влиянием таких импульсов происходят невидимые сокращения мышц. Эти микродви-жения или идеомоторные акты являются подготовительной фазой для осуществления реального движения. Поэтому в спорте при трениров-ках перед выполнением упражнения спортсмен сначала проделывает его в своем воображении. Это в значительной степени улучшает ре-зультаты спортивной деятельности.

Воображение оказывает влияние и на органические процессы, ул у ч -шая или ухудшая физическое состояние организма. Известно, что мни-тельные люди нередко находят у себя воображаемые симптомы какой-нибудь болезни и обращаются без надобности к врачу. Подобного рода явления имеют место прежде всего у людей с ярким воображением. Из-вестный психолог А.Р.Лурия1наблюдал как у одного испытуемого темпе-ратура одной руки повышалась на 2 градуса, а на другой понижалась на 1,5 в зависимости от того, что он представлял как одной рукой он прика-сался к горячей плите, а в другой держал кусочек льда. Известны случаи, по описанию религиозных философов, когда у некоторых впечатлитель-ных верующих людей при чтении библии или слушании проповеди о том как был распят Христос на руках и ногах возникали знаки (стигматы) в виде язв, котор ы е долго не заживали.

Создание образов воображения осуществляется на основе сложной умственной деятельности, направленной на преобразо-вание представлений или их элементов в новых комбинациях. Эти умственные действия имеют специфический характер и осуществляются в виде процессов воображения, посредством которых создаются новые образы. Существует целый ряд про-цессов или приемов создания новых образов на основе анализа и синтеза представлений памяти.

Одним из таких процессов является агглютинация, т.е. “скле-ивание” представлений или их частей. Посредством агглютина-ции создаются образы таких объектов, которые не существуют в реальном мире. Так создавались мифологические и сказочные об-

134

разы: кентавра, минотавра, русалки, змея горыныча и др. Агглютинация широко применяется при создании представлений о новых технических конструкциях. Такое, например, средство передвижения как аэросани было создано на основе соединения представлений об отдельных час-тях аэроплана и саней.

Другим процессом воображения является схематизация. Схе-матические образы создаются путем выделения в предметах и яв-лениях основных наиболее важных элементов в их структурах. Так, архитекторы создают проекты различных сооружений, изобре-татели- схемы механизмов и других устройств, художники- аб-страктные картины и т.п.

Близким к схематизации является процесс типизации. Типи-ческие образы создаются в художественной литературе. Они со-вмещают в себе как типические черты, присущие целой категории людей, так и индивидуальные особенности литературного героя.

Известен и такой прием создания образов воображения как гиперболизация. Посредством этого приема создаются новые образы путем чрезмерного преувеличения или преумень-шения представлений о реально существующих предметах. Так создаются образы: великанов, лилипутов, гномов и др. сказочных персонажей.

Возможен и такой прием создания нового образа как акцен-тирование. При акцентировании подчеркивается путем преуве-личения какая-либо наиболее характерная деталь объекта. Так создаются художниками карикатуры на некоторых персонажей художественных произведений, на политических деятелей или на других известных людей, имеющих отрицательные качества лич-ности. Посредством акцентирования создаются также дружес-кие шаржи, в которых подчеркивается какая-либо особенность человека, вызывающая чувство юмора.

Создание нового образа возможно также путем уподобле-ния (аналогии). Так, идея создания летательных аппаратов все-гда связывалась по аналогии с летящей птицей, создание лока-тора - по аналогии с органами, посылающими и принимающими ультразвуки дельфинами, летучими мышами и др. животными.

Образы воображения могут быть созданы посредством пе-реноса реальных объектов и живых существ в такую среду, где они быть не могут. Так, был создан А. Беляевым образ Ихтиан-дра в произведении “Человек-амфибия”. Такими же фантасти-ческими сначала были идеи о человеке-водолазе, о космических кораблях, о космонавтах, выходящих в космос из корабля.

Возникновение образов воображения у человека может про-исходить как преднамеренно, так и непреднамеренно. В связи с

135

этим различают два вида воображения: преднамеренное (произволь-ное) и непреднамеренное ( непроизвольное).

Непреднамеренно новые образы могут возникать при пассивном состоянии человека, когда деятельность его сознания ослаблена. Так, в дремотном состоянии и во сне у человека возникают фантастичес-кие образы в виде сновидений. У душевнобольных имеют место раз-личного рода галлюцинации.

Все эти образы не имеют существенного значения в жизни человека и не находят применения в его деятельности. Возника-ют они часто помимо желания человека и имеют иногда навяз-чивый характер.

Преднамеренно образы воображения могут создаваться в двух целях. В одном случае их создание необходимо для осуще-ствления активной деятельности, направленной на создание но-вого предмета, необходимого для жизни. В другом случае обра-зы воображения создаются только для того, чтобы уйти от ре-альной действительности в придуманный иллюзорный мир. Та-кие фантастические образы, которые создаются человеком для того, чтобы он мог проявить себя так как ему хочется, пусть даже в вымышленной ситуации, называются грезами. Грезы, за-меняя человеку активную деятельность, относятся к пассивно-му виду воображения.

Активное воображение может быть воссоздающим и твор-ческим. Воссоздающее воображение направлено на создание но-вых образов на основе словесного описания, рисунка, чертежа, схематического изображения объекта. Оно имеет огромное зна-чение в учебной деятельности. При усвоении научных знаний учащиеся должны создавать образы таких объектов которые они никогда не воспринимали. Посредством воображения учащиеся создают образы литературных героев, картины исторических событий, представления о животном и растительном мире раз-личных континентов, представления о геометрических и стерео-метрических фигурах.

Для того, чтобы представления воображения соответство-вали описанию учащиеся должны уметь преобразовать представ-ления памяти так, чтобы созданных ими новый образ соответ-ствовал смыслу тех слов, посредством которых он описан. Так, при чтении поэмы А. С. Пушкин “Руслан и Людмила” у многих возникает неадекватное представление о персонажах, описан-ных следующими словами: “... там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит... избушка там на курьих ножках стоит

1 Андреев О.А. Хромов Л.Н. Техника тренировки памяти. - Екатеринбург, 1992.

136

без окон, без дверей...” У многих учащихся возникает образ речной русалки, сидящей на дереве. Но как может русалка с рыбьим хвос-том, вместо ног, влезть на дерево и там сидеть? Можно, конечно, объяс-нить это тем, что сказка вымысел и в ней все возможно. Но это дале-ко не так.

Слово “русалка” имеет два значения: русалка бывает реч-ная и лесная. В данном случае речь идет о лесной русалке, т. е. о птице с головой женщины. Неадекватный образ возникает и о избушке. Вместо избушки на курьих ножках, представляют из-бушку на куриных ножках. Слово “курьи ножки” когда-то обо-значало столбы, обкуренные на костре, чтобы они не гнили, на которых стояли избы на болотистых местах.

Творческое воображение направлено на самостоятельное со-здание новых оригинальных образов. Оно широко используется в художественном, техническом и научном творчестве. Творче-ство необходимо и взрослым и детям. В детском возрасте на его основе создаются фантастические образы, которые являются не-редко такими же реальными для детей, как и образы, возникшие на основе восприятия.

Такие же яркие образы воображения нередко возникают у людей занимающихся творчеством: у писателей, художников, музыкантов. Тургенев писал о героях романа «Отцы и дети»: «Я все эти лица рисовал как бы я рисовал грибы, листья, деревья: намазолили мне глаза и я принялся чертить». То же самое писал и Дикенс: «Я не сочиняю содержание книги, а я вижу его и записы-ваю». Гуно писал: «Я слышу пение моих героев с такой же яснос-тью, как вижу окружающие меня предметы».

Образы творческого воображения могут быть реалистичес-кими и фантастическими. Реалистические образы создаются на основе творчества как в практической, так в теоретической де-ятельности. Инженеры, архитекторы, ученые, проектировщики, рационализаторы создают такие образы и идеи, которые вопло-щаясь в материальные предметы, способствуют развитию на-уки, техники, культуры и духовной жизни общества.

Фантастические образы создаются писателями, учеными, ху-дожниками, скульпторами, изобретателями. Они реализуются в художественных произведениях, картинах, чертежах, проектах, скульптурах и т. д. Существуют научно-фантастические, сказоч-но-фантастические и религиозно-мистические образы. В них воп-лощены будущие достижения науки и техники, верования и чая-ния людей, их стремление реализовать свои мечты и идеалы.

137

Особое значение в жизни человека имеет мечта. В мечтах люди создают образы желаемого будущего, к которому они стремятся. Меч-ты помогают им претворить в жизнь образы, созданные в процессе творческой деятельности. Они дают возможность человеку собрать все силы, мобилизовать все ресурсы на преодоление трудностей, воз-никших в процессе творчества.