17.1. Взаимодействие субъектов в группе.
Нормальное функционирование общества возможно толь-ко в результате установления многосторонних связей между субъектами, находящимися в конкретном социокультурном про-странстве. Социокультурная среда представляет собой разно-образные объединения людей, занимающихся совместной дея-тельностью, направленной на создание материальных, культур-ных и духовных ценностей. Создание этих ценностей возможно только на основе полисубъектного взаимодействия, направлен-ного на установление разнообразных связей и отношений, необ-ходимых для осуществления совместной деятельности. Поли-субъектное взаимодействие – это процесс установления много-сторонних связей и отношений между субъектами с целью осу-ществления совместной деятельности и поведения в конкретной социокультурной среде. Личность, являясь субъектом поведения и деятельности в группе, вместе с другими личностями создает ту систему полисубъектных отношений, которые становятся ха-рактерными для данной группы.
Общественные отношения между людьми возникают в ре-зультате проявления полисубъектного взаимодействия между ин-дивидами в групповых объединениях. Эти отношения между субъектами в группе могут иметь непосредственный и опосре-дованный характер. Непосредственные отношения возникают между субъектами на основе установления личных эмоциональ-но окрашенных связей. Опосредованные отношения имеют в своей основе деловые связи, возникающие между субъектами в процессе совместной деятельности.
В психологических исследованиях главное внимание уделялось
273
изучению межличностных отношений в малых группах. Как показывают полученные данные эти отношения могут существовать как в статике, в данный момент, так и в динамике, в процессе развития. Сначала в момент возникновения группы между субъектами существуют безразличные от-ношения и взаимодействие между ними имеет поверхностный, внешний характер. Затем по мере уст ановлени я более тесных конта ктов эти отн о-шения могут стать дружескими или ко нкур ентн ым и и конфликтными.
Дружеские отношения возникают под влиянием взаимного тяго-тения и чувств симпатии между отдельными членами группы. Конку-рентные отношения начинают проявляться между субъектами, стре-мящимися стать лидерами в группе. Каждый из соперников старается дискредитировать своего противника и показать себя с наилучшей сто-роны. Конфликтные отношения возникают на основе проявления чувств антипатии и взаимного отталкивания, а также в результате проявления у субъектов антагонистических черт личности и вызывающего пове-дения.
В малочисленных группах (диадах и триадах), по описанию Р.С. Немова, межличностные отношения, оказывающие влияние на индивида, могут быть трех типов: гармоничные, противоре-чивые и конфликтные.
Гармоничные отношения могут быть идеальными и согла-сованными. Идеальные отношения предполагают взаимное до-верие, взаимное понимание, взаимную привязанность и заботу друг о друге. Под влиянием этих отношений у субъектов фор-мируются такие черты личности как чуткость, внимательность, отзывчивость, заботливость, дружелюбие, доверчивость. При со-гласованных отношениях проявляется взаимное понимание, со-впадение желаний и стремлений, единство действий, взаимная терпимость, право на свободу действий и т.д. Подобные отно-шения порождают такие качества личности как независимость, терпимость, компромиссность, уступчивость, уважительность, отзывчивость и др.
Противоречивые отношения имеют место в том случае, ког-да один из субъектов относится к другому положительно, а тот к нему - отрицательно. Такого рода межличностные отношения имеют неустойчивый характер, сопровождаются различного рода осложнениями, которые устраняются за счет уступчивос-ти одного из партнеров, моменты согласия сменяются несогласием,
274
возникают размолвки и обиды, проявляется недоверие и неуважитель-ное отношение одного партнера к другому. Все это рождает проявле-ние противоречивых качеств личности у партнеров. У одного их них проявляется уступчивость, терпимость, податливость, неуверенность, тогда как у другого - неуступчивость, самоуверенность, нетерпимость, эгоистичность и т.п.
При устойчивом проявлении противоречивых отношений они могут перерастать в конфликтные. Это происходит в том слу-чае, когда субъекты не хотят уступить друг другу, ссорятся и оскорбляют один другого, видят в действиях партнеров злой умысел, не уважают и недолюбливают друг друга. При нали-чии таких отношений длительное время у субъектов возникает чувство антипатии и взаимного отталкивания, что приводит в конечном итоге к распаду группы. Но след от этих отношений остается в душах людей, так как порождает такие отрица-тельные качества личности как нетерпимость, озлобленность, неуступчивость, эгоистичность, агрессивность и т.п.
В больших группах на взаимоотношение индивидов и на их психические свойства оказывают влияние не только отдельные личности, но и те культурные и духовные ценности, которые существуют в группе. Особенно большое влияние в этом отно-шении оказывает социальная направленность группы.
В просоциальных группах, где деятельность имеет социаль-но значимый характер, мотивы поведения членов группы опре-деляются принятыми в обществе моральными и нравственными ценностями. В связи с этим полисубъектные отношения в этих группах имеют согласованный характер, так как они обуслов-лены совместной деятельностью всех членов группы и способ-ствуют формированию общественно ценных качеств личности таких как добросовестность, доброжелательность, порядочность, доверчивость.
В асоциальных группах, где деятельность и поведение ин-дивидов имеет антиобщественный характер и мотивируется лич-ной выгодой, полисубъектные отношения имеют конкурентный характер и отроятся на основе господства и подчинения одних членов группы другими. В состав асоциальных групп могут вхо-дить не только лица с антиобщественными установками и амораль-
275
ным поведением, но и неустойчивые личности, случайно примкнувшие к ним. Эти люди легко попадают под влияние безнравственных инди-видов и часто, сами того не желая, начинают вести недостойный об-раз жизни. Таких людей называют конформистами. Эти субъекты яв-ляются приспособленцами, так как они, внутренне сопротивляясь дав-лению группы, все же делают так, как делают все члены группы.
В наибольшей степени благоприятное влияние на личность ока-зывают полисубъектные отношения в коллективе, так как характер-ной особенностью коллектива является наличие общественно-полез-ной деятельности и высоконравственных установок у его членов. В кол лективе господствуют гармонические полисубъектные отношения, в основе которых лежит высокоморальное поведение его членов, от-ветственность каждого за все, что происходит в нем, требователь-ность к себе и к другим, сотрудничество и взаимопомощь, объектив-ная оценка действий всех членов, гла сность и информированность о всех делах, решение всех вопросов сообща, открытое и свободное обсуждение успехов и недостатков в деятельности коллектива.
В коллективе личность, чувствуя доброжелательное отношение, становится свободной и независимой, получает возможность проявить свои лучшие качества, использовать свой творческий потенциал, са-мосовершенствовать свою личность. Под влиянием коллективистс-ких общественных отношений у личности начинают проявляться та-кие качества как ответственность, требовательность, принципиаль-ность, справедливость, честность, правдивость, внимательность, за-ботливость, инициативность и др.
Таким образом, в процессе полисубъектого взаимодействия фор-мируются типичные для данного сообщества психические свойства личности, которые одновременно являются и индиви-дуальными свойствами индивида, принадлежащего к этому со-обществу.
- Раздел I. Психика и поведение человека
- Глава 1. Предмет психологии
- 1.1. Человек как природное и одухотворенное существо.
- 1.2. Психика человека.
- 1.3. Определение психологии как науки.
- 1.4. Связь научной психологии с житейской и практической.
- Глава 2. История психологии
- 2.1. Представление древних философов о душе.
- 2.2. Взгляды философов нового времени о сущности психики.
- 2.3. Современные психологические теории.
- 2.4. Психология в России.
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии
- 3.1. Состояние современной психологии.
- 3.2. Методология психологических исследований.
- 3.3. Методы исследования психических явлений.
- Глава 4. Физиологические и биоэнергетические механизмы психики человека
- 4.1. Строение и функции нервной системы.
- 4.2. Динамическая локализация психических процессов.
- 4.3. Мозг, психика и поведение человека.
- 4.4. Биоэнергетическая концепция психики.
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека.
- 5.1. Развитие психики в филогенезе.
- 5.2. Психика и формы поведения животных.
- 5.3. Возникновение и развитие сознания у человека.
- 5.4. Сходство и различие психики человека и животных.
- Глава 6. Психология поведения и деятельности человека
- 6.1. Понятие о поведении и деятельности.
- 6.2. Психические и физические компоненты поведения и деятель-ности.
- 6.3. Виды поведения и деятельности.
- Раздел II. Психология познания
- Глава 7. Общая характеристика познавательной деятельности
- 7.1. Понятие о познавательной деятельности.
- 7.2. Структура познавательной деятельности.
- 7.3. Мотивация познавательной деятельности.
- 7.4. Формирование познавательной деятельности.
- 7.5. Диагностика познавательной деятельности и способнос-тей учащихся.
- Глава 8. Сенсорные познавательные процессы
- 8.1. Ощущения.
- 8.2. Восприятие.
- 8.3. Внимание.
- 9.1. Память.
- 9.2. Воображение.
- 9.3. Мышление.
- Глава 10. Речь и психические процессы
- 10.1. Понятие о языке и речи.
- 10.2. Виды речи как средство общения и орудие мышления.
- 10.3. Развитие речи и духовного мира человека.
- Раздел III. Психическая организация личности
- Глава 11. Индивид и личность
- 11.1. Понятие о личности.
- 11.2. Самопознание и самооценка личности.
- 11.3. Духовный мир личности.
- 11.4. Формирование и развитие личности.
- 12.1. Эмоции и чувства.
- 12.2. Эмоциональные состояния и виды чувств.
- 12.3. Воля и волевые действия.
- 12.4. Волевые свойства личности.
- 13.1. Темперамент.
- 13.2. Характер.
- 13.3. Способности.
- 14.2. Социальные свойства личности
- 14.3. Устойчивость и трансформация свойств личности.
- 15.1. Личность и деятельность.
- 15.2. Профессиональные качества личности.
- 15.3. Профессиональная адаптация и подготовка личности к деятельности.
- Раздел IV.
- Глава 16. Личность и группа
- 16.1. Личность в группе.
- 16.2. Виды групп.
- 16.3. Структура группы.
- 16.4. Групповая деятельность.
- Глава 17. Полисубъектные отношения в группе
- 17.1. Взаимодействие субъектов в группе.
- 17.2. Статус субъекта в группе.
- 17.3. Интеграция и дифференциация субъектов в группе.
- 17.4. Социальные роли субъекта.
- 18.1. Общение и его функции.
- 18.2. Взаимное познание субъектов в процессе общения.
- 18.3. Взаимодействие субъектов в процессе общения
- 18.4. Развитие межличностного общения.
- Глава 1 . Пре дме т пс ихо лог ии ............................. 5
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии 35
- Глава 4. Фи зи ол ог иче ск ие и б иоэ не рг ет ич ес кие механизмы
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека. . .............. 60
- Раздел II. Психология познания .................... 88
- Глава 7 . Обща я х арак тер исти ка позн ава тель ной дея тел ьнос ти ..... 88
- Глава 8. Се нс ор ные п оз нав ат ел ьн ые пр оц ес сы ............... 104
- Раздел III. Психическая организация личности ................. 166
- Глава 14 . Пр ир од ны е и со ци ал ьн ые свойства ли чн ос ти ......... 222