logo
Сорокун П

3.1. Состояние современной психологии.

Современная психология представляет собой разветвлен-ную систему наук. В ней можно выделить фундаментальные, или базовые и прикладные, или специальные отрасли психологии.

Фундаментальной отраслью является теоретическая психо-логия. Однако до сих пор нет ни одной психологической теории, которая объединила бы ее направления в единую психологичес-кую науку. Вместо этого существует множество теорий по-раз-ному объясняющих сущность психики человека. Одни из них, как например, необихевиористы по-прежнему считают, что поведе-ние человека обусловлено прежде всего внешними воздействия-ми, а психика только корректирует его осуществление. Другие, куда относятся главным образом неофрейдисты, биологизи-руют человека и его психику, считая, что никакого различия между человеком и высшим животным не существует, что социальная среда лишь автоматически проецирует на чело-века отношения, существующие в обществе.

Появившаяся во второй половине XX в. гуманистическая психология подошла к изучению человека как свободного соци-ального существа. Предметом исследования гуманистической психологии стала самоактуализирующаяся личность, осознаю-щая свое предназначение в жизни, способная самостоятельно ре-гулировать свою субъективную свободу. Человек стал рассмат-риваться как уникальная, неповторимая личность, устремлен-ная в будущее, стремящаяся выразить “собственное я” в твор-ческой деятельности. Главным объектом изучения для гуманис-тической психологии стала личность конкретного человека, а не только типизации отдельных категорий людей и обобщение социальных форм их поведения.

Таким образом, каждая теория односторонне подходила к изу-чению психики человека, что естественно препятствовало созда-нию целостного представления о человеке как носителе высшей пси-хической деятельности, продуктом которой является духовный мир человека.

В последнее время появилось новое направление, получив-шее название психологической антропологии.1Это направление

34

считает, что предметом изучения должен стать внутренний, субъек-тивный, духовный мир человека. Основным проявлением субъектив-ного мира человека является его сознание и самосознание, благодаря которым человек обретает смысл своей жизни. Без такого смысла жизнь человека теряет свою ценность. Субъективный смысл находит свое проявление в таком важнейшем внутреннем явлении как совесть человека, которая является одним из показателей его духовности. Ду-ховность есть проявление свободы духа человека, освободившего его от внутренней душевной и внешней физической, телесной зависимос-ти.

Такой подход антропологической психологии к субъектив-ному духовному миру человека является чрезвычайно ценным для психологической науки. Он вернул психологию к изучению своего истинного предмета - “души” человека, его духовной сущ-ности, делающим человека свободным в своих действиях, уст-ремленного не только к прошлому, но и к будущему.

И все же антропологическая психология, несмотря на ее по-зитивное стремление к целостному изучению субъективного, ду-ховного мира человека, не сможет обеспечить всестороннее изу-чение его психики, если из ее поля зрения выпадут такие психи-ческие явления, которые не относятся к субъективному, духовно-му миру человека, но которые оказывают влияние на его душев-ное и физическое состояние. Это такие явления как: субсенсорные и экстрасенсорные явления, телепатия, парапсихология и др.

Что касается прикладных отраслей психологии, то они обес-печивают прежде всего практическое применение психологичес-ких знаний с целью воздействия на психику человека для разви-тия психических функций или для их восстановления. Для этого применяются разнообразные тренинги, психотерапия, психоло-гическая защита, психодиагностика и т.п.

Специальные отрасли психологии связаны с конкретными вида-ми человеческой деятельности. К ним относятся: инженерная психо-логия, авиационная психология, космическая психология, педагоги-ческая психология, медицинская психология, юридическая психоло-гия, военная психология, психология спорта, психология торговли и т.д.