3.1. Состояние современной психологии.
Современная психология представляет собой разветвлен-ную систему наук. В ней можно выделить фундаментальные, или базовые и прикладные, или специальные отрасли психологии.
Фундаментальной отраслью является теоретическая психо-логия. Однако до сих пор нет ни одной психологической теории, которая объединила бы ее направления в единую психологичес-кую науку. Вместо этого существует множество теорий по-раз-ному объясняющих сущность психики человека. Одни из них, как например, необихевиористы по-прежнему считают, что поведе-ние человека обусловлено прежде всего внешними воздействия-ми, а психика только корректирует его осуществление. Другие, куда относятся главным образом неофрейдисты, биологизи-руют человека и его психику, считая, что никакого различия между человеком и высшим животным не существует, что социальная среда лишь автоматически проецирует на чело-века отношения, существующие в обществе.
Появившаяся во второй половине XX в. гуманистическая психология подошла к изучению человека как свободного соци-ального существа. Предметом исследования гуманистической психологии стала самоактуализирующаяся личность, осознаю-щая свое предназначение в жизни, способная самостоятельно ре-гулировать свою субъективную свободу. Человек стал рассмат-риваться как уникальная, неповторимая личность, устремлен-ная в будущее, стремящаяся выразить “собственное я” в твор-ческой деятельности. Главным объектом изучения для гуманис-тической психологии стала личность конкретного человека, а не только типизации отдельных категорий людей и обобщение социальных форм их поведения.
Таким образом, каждая теория односторонне подходила к изу-чению психики человека, что естественно препятствовало созда-нию целостного представления о человеке как носителе высшей пси-хической деятельности, продуктом которой является духовный мир человека.
В последнее время появилось новое направление, получив-шее название психологической антропологии.1Это направление
34
считает, что предметом изучения должен стать внутренний, субъек-тивный, духовный мир человека. Основным проявлением субъектив-ного мира человека является его сознание и самосознание, благодаря которым человек обретает смысл своей жизни. Без такого смысла жизнь человека теряет свою ценность. Субъективный смысл находит свое проявление в таком важнейшем внутреннем явлении как совесть человека, которая является одним из показателей его духовности. Ду-ховность есть проявление свободы духа человека, освободившего его от внутренней душевной и внешней физической, телесной зависимос-ти.
Такой подход антропологической психологии к субъектив-ному духовному миру человека является чрезвычайно ценным для психологической науки. Он вернул психологию к изучению своего истинного предмета - “души” человека, его духовной сущ-ности, делающим человека свободным в своих действиях, уст-ремленного не только к прошлому, но и к будущему.
И все же антропологическая психология, несмотря на ее по-зитивное стремление к целостному изучению субъективного, ду-ховного мира человека, не сможет обеспечить всестороннее изу-чение его психики, если из ее поля зрения выпадут такие психи-ческие явления, которые не относятся к субъективному, духовно-му миру человека, но которые оказывают влияние на его душев-ное и физическое состояние. Это такие явления как: субсенсорные и экстрасенсорные явления, телепатия, парапсихология и др.
Что касается прикладных отраслей психологии, то они обес-печивают прежде всего практическое применение психологичес-ких знаний с целью воздействия на психику человека для разви-тия психических функций или для их восстановления. Для этого применяются разнообразные тренинги, психотерапия, психоло-гическая защита, психодиагностика и т.п.
Специальные отрасли психологии связаны с конкретными вида-ми человеческой деятельности. К ним относятся: инженерная психо-логия, авиационная психология, космическая психология, педагоги-ческая психология, медицинская психология, юридическая психоло-гия, военная психология, психология спорта, психология торговли и т.д.
- Раздел I. Психика и поведение человека
- Глава 1. Предмет психологии
- 1.1. Человек как природное и одухотворенное существо.
- 1.2. Психика человека.
- 1.3. Определение психологии как науки.
- 1.4. Связь научной психологии с житейской и практической.
- Глава 2. История психологии
- 2.1. Представление древних философов о душе.
- 2.2. Взгляды философов нового времени о сущности психики.
- 2.3. Современные психологические теории.
- 2.4. Психология в России.
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии
- 3.1. Состояние современной психологии.
- 3.2. Методология психологических исследований.
- 3.3. Методы исследования психических явлений.
- Глава 4. Физиологические и биоэнергетические механизмы психики человека
- 4.1. Строение и функции нервной системы.
- 4.2. Динамическая локализация психических процессов.
- 4.3. Мозг, психика и поведение человека.
- 4.4. Биоэнергетическая концепция психики.
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека.
- 5.1. Развитие психики в филогенезе.
- 5.2. Психика и формы поведения животных.
- 5.3. Возникновение и развитие сознания у человека.
- 5.4. Сходство и различие психики человека и животных.
- Глава 6. Психология поведения и деятельности человека
- 6.1. Понятие о поведении и деятельности.
- 6.2. Психические и физические компоненты поведения и деятель-ности.
- 6.3. Виды поведения и деятельности.
- Раздел II. Психология познания
- Глава 7. Общая характеристика познавательной деятельности
- 7.1. Понятие о познавательной деятельности.
- 7.2. Структура познавательной деятельности.
- 7.3. Мотивация познавательной деятельности.
- 7.4. Формирование познавательной деятельности.
- 7.5. Диагностика познавательной деятельности и способнос-тей учащихся.
- Глава 8. Сенсорные познавательные процессы
- 8.1. Ощущения.
- 8.2. Восприятие.
- 8.3. Внимание.
- 9.1. Память.
- 9.2. Воображение.
- 9.3. Мышление.
- Глава 10. Речь и психические процессы
- 10.1. Понятие о языке и речи.
- 10.2. Виды речи как средство общения и орудие мышления.
- 10.3. Развитие речи и духовного мира человека.
- Раздел III. Психическая организация личности
- Глава 11. Индивид и личность
- 11.1. Понятие о личности.
- 11.2. Самопознание и самооценка личности.
- 11.3. Духовный мир личности.
- 11.4. Формирование и развитие личности.
- 12.1. Эмоции и чувства.
- 12.2. Эмоциональные состояния и виды чувств.
- 12.3. Воля и волевые действия.
- 12.4. Волевые свойства личности.
- 13.1. Темперамент.
- 13.2. Характер.
- 13.3. Способности.
- 14.2. Социальные свойства личности
- 14.3. Устойчивость и трансформация свойств личности.
- 15.1. Личность и деятельность.
- 15.2. Профессиональные качества личности.
- 15.3. Профессиональная адаптация и подготовка личности к деятельности.
- Раздел IV.
- Глава 16. Личность и группа
- 16.1. Личность в группе.
- 16.2. Виды групп.
- 16.3. Структура группы.
- 16.4. Групповая деятельность.
- Глава 17. Полисубъектные отношения в группе
- 17.1. Взаимодействие субъектов в группе.
- 17.2. Статус субъекта в группе.
- 17.3. Интеграция и дифференциация субъектов в группе.
- 17.4. Социальные роли субъекта.
- 18.1. Общение и его функции.
- 18.2. Взаимное познание субъектов в процессе общения.
- 18.3. Взаимодействие субъектов в процессе общения
- 18.4. Развитие межличностного общения.
- Глава 1 . Пре дме т пс ихо лог ии ............................. 5
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии 35
- Глава 4. Фи зи ол ог иче ск ие и б иоэ не рг ет ич ес кие механизмы
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека. . .............. 60
- Раздел II. Психология познания .................... 88
- Глава 7 . Обща я х арак тер исти ка позн ава тель ной дея тел ьнос ти ..... 88
- Глава 8. Се нс ор ные п оз нав ат ел ьн ые пр оц ес сы ............... 104
- Раздел III. Психическая организация личности ................. 166
- Глава 14 . Пр ир од ны е и со ци ал ьн ые свойства ли чн ос ти ......... 222