4.2. Динамическая локализация психических процессов.
Вопрос о существовании связи между психическими процес-сами и строением головного мозга возник давно. Сначала дума-ли, что психические функции зависят от размеров головного мозга. Полагали, что чем больше масса головного мозга, тем лучше осуществляются эти функции. Однако оказалось, что это далеко не так. Если головной мозг весит в среднем, как уже от-мечалось, около 1400 г, то у таких выдающихся людей как И.С. Тургенев и Д. Байрон он достигал до 2000 г, но в то же время у не менее известного писателя А. Франса он весил всего 1017 г. Но все же если масса головного мозга выходит за пределы ме-
45
нее 1000 г или больше 2000 г, то у человека наблюдается серьезное отклонение от нормальной психической деятельности. Он является в этом случае умственно неполноценным.
В дальнейшем возникла гипотеза о влиянии функциональ-ной асимметрии полушарий мозга на психическую деятельность человека. Оказалось, что поражение левого полушария ведет к нарушению речи. Нарушение же правого полушария приводит к нарушению гностической (познавательной) деятельности. В связи с этим с левым полушарием связывают речевое отвлеченное мышление, а с правым - наглядно-образный интеллект.
В то же время познавательная деятельность человека осу-ществляется на основе совместной деятельности обоих полуша-рий. Причём, ведущую роль как в отвлечённом, так и в чувствен-ном отражении играет левое полушарие, что доказывает фено-мен Р. Сперри, который был открыт им в 60-х годах XX столе-тия. За это открытие он получил Нобелевскую премию. Этот феномен был обнаружен им при изучении процесса восприятия у людей после перерезки мозолистого тела, соединяющего оба по-лушария.
В результате этой операции обмен информацией между полуша-риями прекращается, но это не нарушает процесса восприятия в по-вседневной жизни. Однако в экспериментальных условиях, когда Сперри показывал пациентам изображение какого-либо объекта (ложку или яблоко) в левую или правую половину поля зрения, то это приводило к уд и в и т е л ь н ы м результатам в процессе их восприятия.
Если информация от воспринимаемого объекта поступала в ле-вое полушарие, то испытуемый правильно опознавал и называл этот объект. Если же информация от него поступала в правое полушарие, то испытуемый не в состоянии был опознать и назвать предмет, хотя неясное впечатление от него возникало. Как видим, правое полуша-рие, изолированное от левого, не может обеспечить адекватного отра-жения чувственно воспринимаемого объекта, так как информация о нём не попадает в левое полушарие и не обрабатывается на уровне сознания.
Нормальная психическая деятельность человека связана, как установил известный нейропсихолог А.Р. Лурия, с функци-онированием трех относительно самостоятельных блоков голов-
46
ного мозга. Первый блок, куда входит ретикулярная формация ствола мозга, а также некоторые структуры среднего мозга и медиобазаль-ные отделы лобных и височных долей коры больших полушарий, обес-печивает необходимый уровень активности мозга для осуществления нормальной психической деятельности. Второй блок обеспечивает функционирование познавательных процессов, связанных с органами чувств и их корковыми проекциями, располагающимися в задних, ви-сочных и теменных отделах коры. Третий блок, куда входят передние доли коры, связан с осуществлением высших психических функций, обеспечивающих сознательное отражение внешнего и внутреннего мира и саморегуляцию поведения человека.
Кроме общей блочной локализации психической деятельно-сти существует локализация отдельных психических явлений. Так, например, была составлена локализационная карта немец-ким психиатром К. Клейстом, в которой были детально указаны центры всех психических явлений. Однако, такая локализация имеет относительный характер. Специальные исследования и клиническая практика показали, что нарушения какого-либо од-ного вида психической деятельности связано с поражением несколь-ких мозговых центров. Например, нарушение способности к чтению возникает при поражении височных, лобных и теменно-затылочных отделов. В то же время поражение одного участка головного мозга может вызвать нарушение сразу нескольких психических функций. Так, при поражении заднетеменнозатылочных отделов мозга нарушаются такие психические функции, как ориентация в пространстве, понима-ние пространственных отношений между предметами в речевых кон-струкциях, решение арифметических задач.
Связь психических процессов с разными отделами головного моз-га объясняется многоуровневым строением корковых центров, пред-ставляющих собой проекционные поля, на которые проецируются не-рвные импульсы, идущие от рецепторов. Прежде всего импульсы про-ецируются на первичные проекционные поля, клетки которых непос-редственно связаны с рецепторами. При поражении этих клеток про-исходит частичное нарушение чувствительных и двигательных функ-ций, а при раздражении во время операции на мозге возникают слабо-выраженные ощущения (зрительные, слуховые и др.)
Клетки первичной зоны связаны с клетками вторичной проекци-онной зоны, расположенными над ними. Площадь, занимаемая этими
47
клетками, значительно больше по своим размерам, чем площадь пер-вичной зоны. Клетки вторичной зоны получают информацию, посту-пающую из первичной зоны, перерабатывают ее и синтезируют. В связи с этим при раздражении этой зоны возникают на основе эле-ментарных ощущений целостные образы предметов и явлений.
Первичные и вторичные проекционные зоны занимают примерно половину всей поверхности коры. Над вторичной зоной надстраивается третичная (ассоциативная) зона, клетки кото ро й перекрывают все дру-гие корковые центры, благодаря чему осуществляется совместная ра-бота всех областей коры. Третичные зоны занимают до 43% всей мас-сы коры. При раздражении этих зон возникают целостные картины, пей-зажи, бытовые сцены.
Быстрое развитие зон перекрытия в процессе историческо-го развития человека обеспечило формирование высших психи-ческих функций, регулирующих предметно-практическую и абстрактно-теоретическую деятельность. Но психические функции связаны не только с проекционными зонами коры, расположенными горизонтально по поверхности больших полушарий, но и с подкорковы-ми структурами, через которые идут импульсы от всех органов чувств, расположенных в разных частях тела. Клетки коры, связанные с клет-ками этих структур, образуют единые функциональные органы, распо-ложенные в мозге как по горизонтали, так и по вертикали. Поэтому психические функции различной сложности осуществляются при со-вместной деятельности нескольких функциональных органов. Одни и те же нервные аппараты могут быть составной частью различных фун-кциональных систем. Вот почему повреждение одной и той же облас-ти головного мозга, как уже указывалось, может привести к наруше-нию целого ряда психических функций.
Учитывая то обстоятельство, что все психические функции у человека связаны с речевыми сигналами, которыми он обо-значает все воздействия, идущие от внешней и внутренней сре-ды, следует иметь в виду, что нервные импульсы могут идти не только от первичных проекционных зон к вторичным и третич-ным, но и в обратном направлении. В связи с эти при воздей-ствии речевых стимулов могут возникнуть впечатления и об-разы, обозначенные словами, даже при отсутствии раздраже-ний соответствующих органов чувств.
Уникальный случай, в этом отношении, описал врач Б.И.
48
Шарапов1. Больной, у которого вследствие заболевания полностью от-сутствовала зрительная, болевая, вкусовая и обонятельная чувстви-тельность, общался с внешним миром только посредством слуха и осязания. Время приема пищи он определял по стуку столовой посу-ды. Интерес к пище у него появлялся только в том случае, если ему сообщали о меню и описывали качество пищи. Получив таким путем сведения о пище, он определял жидкую пищу по слуху, а твердую -путем ощупывания пальцами левой руки При этом у него наблюдалось обильное выделение слюны, а после приема пищи он испытывал чув-ство насыщения. Если пища принималась больным без предвари-тельного описания качеств, то он не проявлял интереса к еде, выде-ление слюны не наблюдалось, желудочный сок выделялся в неболь-шом количестве, чувство насыщения не возникало.
С согласия больного, но без указания срока, был проделан следующий эксперимент. В обычные часы приема пищи после подробного описания ее вкусовых качеств, например, мясного блюда, больной получал какое-либо индифферентное вещество (0,5 г парафина) и съедал его. Кушая парафин, он ощущал аро-мат и вкусовые качества мясной пищи. При этом наблюдалось выделение слюны и желудочного сока. После еды больной ис-пытывал чувство удовлетворения, которое возникало у него после употребления мясного блюда.
Таким образом, материальной основой психической деятель-ности человека являются функциональные системы, связанные одновременно со многими мозговыми зонами. Эти системы не являются врожденными. Они формируются и перестраиваются в онтогенезе в процессе усложнения условий существования и характера деятельности, которой занимается человек.
- Раздел I. Психика и поведение человека
- Глава 1. Предмет психологии
- 1.1. Человек как природное и одухотворенное существо.
- 1.2. Психика человека.
- 1.3. Определение психологии как науки.
- 1.4. Связь научной психологии с житейской и практической.
- Глава 2. История психологии
- 2.1. Представление древних философов о душе.
- 2.2. Взгляды философов нового времени о сущности психики.
- 2.3. Современные психологические теории.
- 2.4. Психология в России.
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии
- 3.1. Состояние современной психологии.
- 3.2. Методология психологических исследований.
- 3.3. Методы исследования психических явлений.
- Глава 4. Физиологические и биоэнергетические механизмы психики человека
- 4.1. Строение и функции нервной системы.
- 4.2. Динамическая локализация психических процессов.
- 4.3. Мозг, психика и поведение человека.
- 4.4. Биоэнергетическая концепция психики.
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека.
- 5.1. Развитие психики в филогенезе.
- 5.2. Психика и формы поведения животных.
- 5.3. Возникновение и развитие сознания у человека.
- 5.4. Сходство и различие психики человека и животных.
- Глава 6. Психология поведения и деятельности человека
- 6.1. Понятие о поведении и деятельности.
- 6.2. Психические и физические компоненты поведения и деятель-ности.
- 6.3. Виды поведения и деятельности.
- Раздел II. Психология познания
- Глава 7. Общая характеристика познавательной деятельности
- 7.1. Понятие о познавательной деятельности.
- 7.2. Структура познавательной деятельности.
- 7.3. Мотивация познавательной деятельности.
- 7.4. Формирование познавательной деятельности.
- 7.5. Диагностика познавательной деятельности и способнос-тей учащихся.
- Глава 8. Сенсорные познавательные процессы
- 8.1. Ощущения.
- 8.2. Восприятие.
- 8.3. Внимание.
- 9.1. Память.
- 9.2. Воображение.
- 9.3. Мышление.
- Глава 10. Речь и психические процессы
- 10.1. Понятие о языке и речи.
- 10.2. Виды речи как средство общения и орудие мышления.
- 10.3. Развитие речи и духовного мира человека.
- Раздел III. Психическая организация личности
- Глава 11. Индивид и личность
- 11.1. Понятие о личности.
- 11.2. Самопознание и самооценка личности.
- 11.3. Духовный мир личности.
- 11.4. Формирование и развитие личности.
- 12.1. Эмоции и чувства.
- 12.2. Эмоциональные состояния и виды чувств.
- 12.3. Воля и волевые действия.
- 12.4. Волевые свойства личности.
- 13.1. Темперамент.
- 13.2. Характер.
- 13.3. Способности.
- 14.2. Социальные свойства личности
- 14.3. Устойчивость и трансформация свойств личности.
- 15.1. Личность и деятельность.
- 15.2. Профессиональные качества личности.
- 15.3. Профессиональная адаптация и подготовка личности к деятельности.
- Раздел IV.
- Глава 16. Личность и группа
- 16.1. Личность в группе.
- 16.2. Виды групп.
- 16.3. Структура группы.
- 16.4. Групповая деятельность.
- Глава 17. Полисубъектные отношения в группе
- 17.1. Взаимодействие субъектов в группе.
- 17.2. Статус субъекта в группе.
- 17.3. Интеграция и дифференциация субъектов в группе.
- 17.4. Социальные роли субъекта.
- 18.1. Общение и его функции.
- 18.2. Взаимное познание субъектов в процессе общения.
- 18.3. Взаимодействие субъектов в процессе общения
- 18.4. Развитие межличностного общения.
- Глава 1 . Пре дме т пс ихо лог ии ............................. 5
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии 35
- Глава 4. Фи зи ол ог иче ск ие и б иоэ не рг ет ич ес кие механизмы
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека. . .............. 60
- Раздел II. Психология познания .................... 88
- Глава 7 . Обща я х арак тер исти ка позн ава тель ной дея тел ьнос ти ..... 88
- Глава 8. Се нс ор ные п оз нав ат ел ьн ые пр оц ес сы ............... 104
- Раздел III. Психическая организация личности ................. 166
- Глава 14 . Пр ир од ны е и со ци ал ьн ые свойства ли чн ос ти ......... 222