7.1. Понятие о познавательной деятельности.
Проявление любого вида деятельности невозможно без осу-ществления человеком процесса познания окружающего мира и своих собственных действий, направленных на его преобразо-вание. Вместе с тем процесс познания может осуществляться са-мостоятельно, предшествуя предметно-практической деятельно-сти. Особенно важное значение приобретает познавательная де-ятельность в учебном процессе.
Познавательная деятельность имеет и другие названия. Она
85
часто называется гностической или когнитивной деятельностью. Так, в американской психологии существует особое направление, которое на-зывается когнитивной психологией. Это направление занимается изуче-нием познавательной деятельности человека в связи с аналогичными явлениями, имеющими место в работе саморегулирующихся систем. В нашей стране познавательная деятельность стала разрабатываться с целью усовершенствования учебной деятельности учащихся. Большой вклад в решение этой проблемы внести работы А.В. Брушлиского, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, З.И. Калмыковой, Н.А. Менчинской, Н.Ф. Талызиной, И.С. Якиманской, Г.И. Щукиной и многих других ученых.
Познавательная деятельность, как и любая деятельность, имеет свои мотивы и цели. Основным базовым мотивом, побуждающим че-ловека познавать окружающий мир, является потребность в исследо-вании внешней среды, на основе которой в дальнейшем формируется сложная система познавательных мотивов.
Внешним источником познавательной активности являют-ся проблемные ситуации, которые повсеместно возникают в жиз-ни человека. Для того, чтобы найти выход из этих ситуаций, человек должен познать то новое, неизвестное, что в них таится и при-думать новые способы действий, которые привели бы к нужным ре-зультатам. Отсюда следует, что целью познавательной деятельности является приобретение информации о неизвестном для того, чтобы установить его связь с известным и найти новые приемы и средства для выхода из проблемной ситуации.
Познание нового, неизвестного является трудным и слож-ным процессом, осуществление которого требует напряженной умственной деятельности, направленной на создание новых стра-тегий, планов и приемов получения и переработки информации. Дж. Брунер исследовал три основных вида стратегий, применя-емых в процессе познания. Стратегия приема информации - на-правлена на то, чтобы обнаружить признаки, характерные для класса объектов, к которым можно было бы отнести новое явле-ние. Стратегия сканирования - направлена на обработку аль-тернативных источников информации. Правильная обработка обоих случаев, как правило, приводит к успеху. Неправильная обработка часто приводит к неудаче. Стратегия фокусирова-ния - предполагает выбор наиболее правильной, идеальной ги-потезы, объясняющей наиболее верно познаваемое явление.
Содержание познавательной деятельности определяется теми знаниями, которые приобретает человек в процессе по-
86
знания. Знания - это полученная и переработанная посредством по-знавательных процессов информация об окружающем человека внешнем и внутреннем мире. Результаты познавательной деятель-ности человека зафиксированы посредством речи в законах, прави-лах, теоремах, аксиомах, формулах, знаковых и числовых выраже-ниях, которые использует человек в своей практической и теорети-ческой деятельности.
Знания, которые приобретает человек в процессе познания, существуют в форме образов, представлений, мыслей, идей, те-орий, концепций, гипотез, проектов и т. д. Все эти формы явля-ются продуктом сенсорных, перцептивных и интеллектуальных процессов, на основе которых осуществляется познавательная деятельность. Образы - это сенсорные копии воспринимаемых объектов. Представления - обобщенные образы, возникшие при участии памяти и воображения. Мысли - обобщенные и отвле-ченные знания о предметах и явлениях, их связях и отношениях. Идеи - мысли об идеальных, совершенных, возвышенных духов-ных явлениях. Теория - система положений, объясняющих су-ществование и возникновение каких-либо предметов и явлений. Кон-цепция - представление о возможном подходе к решению проблемы. Гипоте за - предположение о возможном существовании чего-то или его появлении и развитии. Проект - представление о том, каким дол-жен быть объект и как он будет сооружаться.
- Раздел I. Психика и поведение человека
- Глава 1. Предмет психологии
- 1.1. Человек как природное и одухотворенное существо.
- 1.2. Психика человека.
- 1.3. Определение психологии как науки.
- 1.4. Связь научной психологии с житейской и практической.
- Глава 2. История психологии
- 2.1. Представление древних философов о душе.
- 2.2. Взгляды философов нового времени о сущности психики.
- 2.3. Современные психологические теории.
- 2.4. Психология в России.
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии
- 3.1. Состояние современной психологии.
- 3.2. Методология психологических исследований.
- 3.3. Методы исследования психических явлений.
- Глава 4. Физиологические и биоэнергетические механизмы психики человека
- 4.1. Строение и функции нервной системы.
- 4.2. Динамическая локализация психических процессов.
- 4.3. Мозг, психика и поведение человека.
- 4.4. Биоэнергетическая концепция психики.
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека.
- 5.1. Развитие психики в филогенезе.
- 5.2. Психика и формы поведения животных.
- 5.3. Возникновение и развитие сознания у человека.
- 5.4. Сходство и различие психики человека и животных.
- Глава 6. Психология поведения и деятельности человека
- 6.1. Понятие о поведении и деятельности.
- 6.2. Психические и физические компоненты поведения и деятель-ности.
- 6.3. Виды поведения и деятельности.
- Раздел II. Психология познания
- Глава 7. Общая характеристика познавательной деятельности
- 7.1. Понятие о познавательной деятельности.
- 7.2. Структура познавательной деятельности.
- 7.3. Мотивация познавательной деятельности.
- 7.4. Формирование познавательной деятельности.
- 7.5. Диагностика познавательной деятельности и способнос-тей учащихся.
- Глава 8. Сенсорные познавательные процессы
- 8.1. Ощущения.
- 8.2. Восприятие.
- 8.3. Внимание.
- 9.1. Память.
- 9.2. Воображение.
- 9.3. Мышление.
- Глава 10. Речь и психические процессы
- 10.1. Понятие о языке и речи.
- 10.2. Виды речи как средство общения и орудие мышления.
- 10.3. Развитие речи и духовного мира человека.
- Раздел III. Психическая организация личности
- Глава 11. Индивид и личность
- 11.1. Понятие о личности.
- 11.2. Самопознание и самооценка личности.
- 11.3. Духовный мир личности.
- 11.4. Формирование и развитие личности.
- 12.1. Эмоции и чувства.
- 12.2. Эмоциональные состояния и виды чувств.
- 12.3. Воля и волевые действия.
- 12.4. Волевые свойства личности.
- 13.1. Темперамент.
- 13.2. Характер.
- 13.3. Способности.
- 14.2. Социальные свойства личности
- 14.3. Устойчивость и трансформация свойств личности.
- 15.1. Личность и деятельность.
- 15.2. Профессиональные качества личности.
- 15.3. Профессиональная адаптация и подготовка личности к деятельности.
- Раздел IV.
- Глава 16. Личность и группа
- 16.1. Личность в группе.
- 16.2. Виды групп.
- 16.3. Структура группы.
- 16.4. Групповая деятельность.
- Глава 17. Полисубъектные отношения в группе
- 17.1. Взаимодействие субъектов в группе.
- 17.2. Статус субъекта в группе.
- 17.3. Интеграция и дифференциация субъектов в группе.
- 17.4. Социальные роли субъекта.
- 18.1. Общение и его функции.
- 18.2. Взаимное познание субъектов в процессе общения.
- 18.3. Взаимодействие субъектов в процессе общения
- 18.4. Развитие межличностного общения.
- Глава 1 . Пре дме т пс ихо лог ии ............................. 5
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии 35
- Глава 4. Фи зи ол ог иче ск ие и б иоэ не рг ет ич ес кие механизмы
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека. . .............. 60
- Раздел II. Психология познания .................... 88
- Глава 7 . Обща я х арак тер исти ка позн ава тель ной дея тел ьнос ти ..... 88
- Глава 8. Се нс ор ные п оз нав ат ел ьн ые пр оц ес сы ............... 104
- Раздел III. Психическая организация личности ................. 166
- Глава 14 . Пр ир од ны е и со ци ал ьн ые свойства ли чн ос ти ......... 222