5.3. Возникновение и развитие сознания у человека.
65
Откуда и как появился человек, почему у него стало функциони-ровать сознание как высшая форма психики, чем отличается поведе-ние человека от поведения животных, ответ на все эти вопросы раз-ные теории дают по-разному. Одни полагают, что человек земного происхождения, другие - что он появился из космоса, третьи - что он имеет божественное происхождение.
Современная наука в основном придерживается первой точки зрения, согласно которой, человек, как сложно устроенный орга-низма, появился на земле в результате длительного развития жи-вотного мира. Но у человека наряду с телом есть еще душа, глав-ным свойством которой является сознание. Каким же образом че-ловек приобрел это свойство? Одни полагают, что сознание воз-никло под влиянием биологических законов развития, другие -что появление сознания связано с общественно-историческими законами развития человека и общества.
Если стать на первую точку зрения, то следует признать, что сознание присуще не только человеку, но и высшим животным. Если это так, то человек тогда ничем не отличается от них. Именно к такому выводу пришли бихевиористы и фрейдисты, а также их пос-ледователи. Так, Д. Морис в своей книге “Голая обезьяна”, вышед-шей в Америке в конце 60-х годов, пишет, что современный чело-век это та же старая голая обезьяна. Отличие только в том, что он придумал новые названия. Вместо “охота” он говорит “ра-бота”, вместо “гнездо” - “дом”, вместо “самка” - “жена”, вместо “спаривания” - “женитьба” и т.д.
Ясно, что такой подход не может объяснить коренные изменения, происшедшие в процессе развития человека в его телесной организации и в психике. В то же время нет никакого сомнения в том, что человек произошел от чело-векообразной обезьяны, так как между ним и ею есть мно-го сходных анатомических и физиологических признаков.
Предком человека, как полагают, является ископаемое су-щество - питекантроп (обезьяночеловек), сочетающий в себе при-знаки обезьяны и человека. Это существо имело вертикальное положение тела, хорошо развитые верхние конечности, имеющие фор-му рук, приспособленных к осуществлению хватательных функций.
66
Питекантроп вел наземный стадный образ жизни. Оказавшись на зем-ле обезьяночеловек лишился возможности легко добывать пищу, а по-холодание климата требовало защиты от непогоды. Чтобы выжить древний человек должен был научиться изготавливать орудия труда и применять их для добывание пищи, изготовления одежды и строитель-ства жилища. Все это привело к тому, что инстинктивные реакции стали постепенно заменяться целенаправленными предметными действиями, ко-торые стали осознаваться человеком. Так в процессе целенаправленной трудовой деятельности у человека начинает формироваться элементар-ное предметное сознание, направленное на преобразование природных объектов в предметы, необходимые для удовлетворения потребностей человека.
Рассматривая сущность различий между сознательным дей-ствием и реакцией, С.Л. Рубинштен писал: “Сознательное дей-ствие отличается от реакции иным отношением к объекту. Для реакции предмет есть лишь раздражитель, т. е. внешняя причина или толчок, ее вызывающий. Действие - это сознательный акт деятельности, который направляется на объект. Реакция преоб-разуется в сознательное действие по мере того, как формиру-ется предметное сознание.”1
Основным содержанием предметного сознания становится психический образ, отделившийся от инстинктивных реакций, и, в силу этого, давший возможность человеку познавать окру-жающий его мир и сознательно регулировать свое поведение. Подчеркивая роль психического образа в становлении созна-ния человека, А.Н. Леонтьев отмечал: “Первоначально созна-ние существует лишь в форме психического образа, открывшего субъекту окружающий его мир, деятельность по-прежнему остает-ся практической, внешней.”2
Под влиянием орудийных действий, направленных на пре-образование предмета, перцептивный образ превращается в субъективный образ (образ осознаваемый субъектом), на базе которого начинает функционировать предметное сознание. В структуре предметного сознания важнейшую роль начинает иг-рать практическое, наглядно-действенное мышление и вообра-жение. Наглядно-действенное мышление дает возможность пер-вобытному человеку образно отражать связи и отношения меж-ду предметами и явлениями, вовлеченными в практическую де-
67
ятельность, а воображение - создавать новые образы предметов, ко-торые будут изготовлены в процессе труда.
Дальнейшее развитие сознания у человека происходило под влиянием другого мощного фактора - языка и речи. Возникнове-ние языка и речи у первобытного человека является закономер-ным процессом, так как трудовая деятельность с самого начала имела общественный характер. Изготовление орудий труда и их применение требовали от человека совместных действий, а обмен орудиями и продуктами труда способствовал интенсив-ному общению между людьми. Потребность в общении привела к появлению языка и речи, посредством которых люди не только общаются между собой, но и передают друг другу свои знания и свой опыт. Благодаря общественному труду и речевому общению инстинктивные отношения в стаде стали заменяться осознанными отношениями, а стадо стало превращаться в общество.
На ранней стадии формирования языка и речи слово и образ вещи, которую оно обозначало, были неотделимы друг от дру-га. Обозначая словом предмет, человек начал осознавать зву-ковой образ слова и образ предмета как одно и то же. Такое не-расчлененное осознание смыслового значения слова и образа вещи, которую оно обозначает, наблюдающееся на ранней стадии формирования языка и речи, получило название при-митивного языкового сознания.
“Слово и его звуковое строение, писал Л.С. Выготский, -воспринимается ребенком как часть вещи или как свойство ее, неотделимое от других свойств. Это явление, по-видимому, при-суще всякому примитивному языковому сознанию”.1
Даже у взрослых людей, отмечал Л.С. Выготский, не имею-щих теоретических знаний, слово и образ неотделимы друг от друга. На это же указывал известный языковед А. Потебня. Он писал, что немец поражается тому, что француз может назвать хлеб как-то иначе чем “брот”, так как для него самого хлеб и есть “брот”.
На стадии примитивного языкового сознания образ определя-ет смысловое значение слова, а применение слова дает возмож-ность оперировать образами, не совершая практических действий с предметами. Так с появлением примитивного языкового сознания у человека начинает функционировать наглядно-образное мышле-
68
ние, которое дает ему возможность совершать умственные дей-ствия, направленные на познание и преобразование внешнего мира, создание произведений искусства и культуры.
Дальнейшее развитие сознания было связано с тем обстоятель-ством, что в связи с усложнением трудовой деятельности человек стал применять наряду со словами разнообразные знаки, которые имели определенное смысловое значение. Используя знаки, как орудие ум-ственной деятельности, человек получил возможность обобщенно и отвлеченно отражать предметы и явления внешнего и внутреннего мира и благодаря этому произвольно управлять своим поведением и своей психической деятельностью. Так постепенно у человека стало форми-роваться самосознание как способность осознавать самого себя и про-извольно регулировать внешнюю практическую и внутреннюю теоре-тическую деятельность. Сначала люди применяли в качестве знаков зарубки на деревьях, узелки на веревке, звуки рожка и т. д. Затем ста-ли применяться более сложные знаки, имеющие отвлеченное симво-лическое значение, такие как знаки письма, математические симво-лы, схемы, модели и т. п. Благодаря применению этих знаков человек получил возможность закреплять на длительное время результаты практической и теоретической деятельности и передавать их посред-ством письменной речи всем последующим поколениям. Все это ока-зало огромное влияние на развитие производства, науки, техники, ис-кусство и культуры, под воздействием которых формируются высшие формы психической деятельности, свойственные абстрактно-симво-лическому сознанию, ведущим в структуре котор ого становится тео-ретическое мышление.
Таким образом, возникновение сознания у человека было под-готовлено филогенетическим развитием животного мира, а его раз-витие обусловлено общественно-историческими условиями суще-ствования, которые определяли характер деятельности и психоло-гические особенности сознания. Под влиянием предметно-практи-ческой деятельности формировалось элементарное предметное со-знание, речевая деятельность и применение знаков привели внача-ле к появлению примитивного языкового сознания, а затем способ-ствовали возникновению высшей формы сознания, свойственной человеку, абстактно-символическому сознанию.
1РубинштейнС.Л.Основыобщейпсихологии.М.,1946,стр.15-16.
2ЛеонтьевА.Н.Деятельность.Сознание.Личность.М.,1975,с.132.
69
- Раздел I. Психика и поведение человека
- Глава 1. Предмет психологии
- 1.1. Человек как природное и одухотворенное существо.
- 1.2. Психика человека.
- 1.3. Определение психологии как науки.
- 1.4. Связь научной психологии с житейской и практической.
- Глава 2. История психологии
- 2.1. Представление древних философов о душе.
- 2.2. Взгляды философов нового времени о сущности психики.
- 2.3. Современные психологические теории.
- 2.4. Психология в России.
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии
- 3.1. Состояние современной психологии.
- 3.2. Методология психологических исследований.
- 3.3. Методы исследования психических явлений.
- Глава 4. Физиологические и биоэнергетические механизмы психики человека
- 4.1. Строение и функции нервной системы.
- 4.2. Динамическая локализация психических процессов.
- 4.3. Мозг, психика и поведение человека.
- 4.4. Биоэнергетическая концепция психики.
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека.
- 5.1. Развитие психики в филогенезе.
- 5.2. Психика и формы поведения животных.
- 5.3. Возникновение и развитие сознания у человека.
- 5.4. Сходство и различие психики человека и животных.
- Глава 6. Психология поведения и деятельности человека
- 6.1. Понятие о поведении и деятельности.
- 6.2. Психические и физические компоненты поведения и деятель-ности.
- 6.3. Виды поведения и деятельности.
- Раздел II. Психология познания
- Глава 7. Общая характеристика познавательной деятельности
- 7.1. Понятие о познавательной деятельности.
- 7.2. Структура познавательной деятельности.
- 7.3. Мотивация познавательной деятельности.
- 7.4. Формирование познавательной деятельности.
- 7.5. Диагностика познавательной деятельности и способнос-тей учащихся.
- Глава 8. Сенсорные познавательные процессы
- 8.1. Ощущения.
- 8.2. Восприятие.
- 8.3. Внимание.
- 9.1. Память.
- 9.2. Воображение.
- 9.3. Мышление.
- Глава 10. Речь и психические процессы
- 10.1. Понятие о языке и речи.
- 10.2. Виды речи как средство общения и орудие мышления.
- 10.3. Развитие речи и духовного мира человека.
- Раздел III. Психическая организация личности
- Глава 11. Индивид и личность
- 11.1. Понятие о личности.
- 11.2. Самопознание и самооценка личности.
- 11.3. Духовный мир личности.
- 11.4. Формирование и развитие личности.
- 12.1. Эмоции и чувства.
- 12.2. Эмоциональные состояния и виды чувств.
- 12.3. Воля и волевые действия.
- 12.4. Волевые свойства личности.
- 13.1. Темперамент.
- 13.2. Характер.
- 13.3. Способности.
- 14.2. Социальные свойства личности
- 14.3. Устойчивость и трансформация свойств личности.
- 15.1. Личность и деятельность.
- 15.2. Профессиональные качества личности.
- 15.3. Профессиональная адаптация и подготовка личности к деятельности.
- Раздел IV.
- Глава 16. Личность и группа
- 16.1. Личность в группе.
- 16.2. Виды групп.
- 16.3. Структура группы.
- 16.4. Групповая деятельность.
- Глава 17. Полисубъектные отношения в группе
- 17.1. Взаимодействие субъектов в группе.
- 17.2. Статус субъекта в группе.
- 17.3. Интеграция и дифференциация субъектов в группе.
- 17.4. Социальные роли субъекта.
- 18.1. Общение и его функции.
- 18.2. Взаимное познание субъектов в процессе общения.
- 18.3. Взаимодействие субъектов в процессе общения
- 18.4. Развитие межличностного общения.
- Глава 1 . Пре дме т пс ихо лог ии ............................. 5
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии 35
- Глава 4. Фи зи ол ог иче ск ие и б иоэ не рг ет ич ес кие механизмы
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека. . .............. 60
- Раздел II. Психология познания .................... 88
- Глава 7 . Обща я х арак тер исти ка позн ава тель ной дея тел ьнос ти ..... 88
- Глава 8. Се нс ор ные п оз нав ат ел ьн ые пр оц ес сы ............... 104
- Раздел III. Психическая организация личности ................. 166
- Глава 14 . Пр ир од ны е и со ци ал ьн ые свойства ли чн ос ти ......... 222