6.3. Виды поведения и деятельности.
Возникновение и развитие различных видов поведения и деятельности происходят у человека постепенно в течение дли-тельного времени. Первоначально у ребенка после рождения про-является простейшее импульсивное поведение. При ярком свете или громком звуке ребенок проявляет двигательное беспокой-ство, поворачивает голову к раздражителю, следит за его пере-
81
движением и т.д. Затем в течение первого года начинает развиваться исследовательское поведение. Ребенок хватает предметы (игрушки), рассматривает их, тянет в рот, манипулирует ими. После первого года в результате воспитания и подражания у ребенка начинает формиро-ваться предметно-практическое поведение. Он научается сидеть на стульчике, есть за столом, пользоваться ложкой и вилкой, есть из та-релки, умываться, одеваться, рисовать карандашом и т.д.
Одновременно с этим у ребенка начинает развиваться коммуни-кативное и речевое поведение. Посредством этих видов поведения ребенок общается со взрослыми и своими сверстниками, совершает совместные действия, добивается удовлетворения своих желаний, ус-ваивает информацию об окружающем мире.
Дети, общаяясь со взрослыми, усваивают моральные и нрав-ственные нормы и эталоны поведения и в связи с этим начинают оценивать свои поступки и поступки других людей, руковод-ствуясь понятиями «что такое хорошо, что такое плохо», «что такое добро, что такое зло», «что можно делать, а что нельзя» и т.д. Так уже в дошкольном возрасте начинает проявляться выс-шая форма взаимодействия субъекта с внешним миром - морально-нравственное поведение.
На основе усвоенных видов поведения ребенок получает воз-можность заниматься различными видами деятельности, под вли-янием которых происходит его психическое развитие. Основны-ми видами деятельности являются: игра, учение и труд.
Простейшим, самым доступным видом деятельности яв-ляется игра. В игре реализуется у ребенка потребность в ак-тивности и в познании окружающего мира. Игровые действия ребенка осуществляются на основе усвоения человеческих способов употребления вещей и человеческих форм поведе-ния. В этом заключается коренное отличие игровой деятель-ности детей от игрового поведения детенышей животных.
Игра осуществляется посредством специально изготовлен-ных игрушек, которые являются моделями настоящих вещей. Иг-рушки, моделирующие людей, называются куклами. Применяя игрушки в процессе игры, дети приобщаются к миру взрослых, усваивают знания и умения, необходимые для жизни в обществе. Игры бывают простые и сложные, индивидуальные и группо-вые, предметные и конструкторские, ролевые и сюжетные, под-
82
вижные и настольные. Все игры регулируются определенными прави-лами поведения участников. Чем сложнее игра, чем труднее выпол-нять правила игры, тем более сложные формы психической и физичес-кой активности должны проявляться. По мере усложнения игры все более усложняется двигательная, сенсорная, интеллектуальная, эмо-циональная, волевая и речевая активность ее участников. Особенно большое значение для психического развития в процессе игры имеет речевая деятельность. Обозначая словами предметы и явления внеш-него мира, а также свои действия и психические состояния, ребенок начинает осознавать окружающие предметы и свои действия с ними, учится управлять своим поведением в соответствии с правилами игры.
Таким образом, в процессе игры дети усваивают житейские зна-ния, приобретают практические умения и навыки обращения с веща-ми, учатся владеть своими физическими и психическими состояния-ми и управлять своим поведением.
Более сложным видом деятельности является учение. Им на-чинают заниматься дети с 6-7 лет, когда их физическое и психи-ческое развитие достигает требуемого для этой деятельности уровня. Учение направлено на усвоение научных знаний и приобретение уч еб ны х навыков и умений. Оно организуется и регламентируется об-ществом и осуществляется в специально создаваемых с этой целью учебных заведениях. Эффективность учения зависит от организации и стимулирования познавательной деятельности учащихся в процессе их обучения учителями. Учение может иметь пассивный и активный характер.
Пассивный характер оно имеет в том случае, если ученик ограничивается запоминанием учебной информации только в том виде, как он получает ее из уст учителя и из текста учебника. Такой самый простой способ усвоения научных знаний чаще все-го применяется в общеобразовательных школах. Он является ма-лоэффективным, но зато очень удобным и не требует больших усилий ни от учителя, ни от ученика. К тому же существующая в школе система оценок и контроля за усвоением знаний ученика-ми побуждает их формально заучивать предусмотренную школь-ными программами учебную информацию. Нет нужды доказывать, что такой способ усвоения научных знаний в процессе обучения может способствовать только однобокому умственному развитию учащихся, при котором ведущую роль в интеллектуальной деятель-
83
ности играет память, имеющая часто механический характер.
Более эффективным является продуктивный способ органи-зации учебной деятельности, при котором ученик не может ограни-читься пассивным заучиванием учебного материала, а должен ак-тивно добывать нужную для усвоения научных знаний информа-цию из разных источников. Отсюда процесс познания, осуществ-ляемый учеником в учебной деятельности, должен иметь не только репродуктивный, но и поисковый, творческий характер. Только в этом случае ученик может научиться самостоятельно приобретать новые знания и сознательно применять их в различных видах дея-тельности и заниматься самообразованием. Такая организация по-знавательной деятельности в процессе обучения будет способство-вать полноценному умственному развитию учащихся и формиро-ванию у них высокоценных психических свойств личности.
Наиболее важным видом человеческой деятельности явля-ется труд. В процессе труда создаются материальные и идеаль-ные продукты, необходимые для жизни общества. Труд обеспе-чивает не только существование человеческого общества, но является также условием его непрерывного развития. Существует два основных вида труда: предметно-практический и абстрактно-тео-ретический, или первый часто называют физическим, а второй - ум-ственным. Каждый вид труда осуществляется посредством раз-личных физических и психических компонентов. Первый вид труда направлен преимущественно на создание материальных продуктов, второй - идеальных.
Предметно-практический вид труда осуществляется преиму-щественно на основе сенсомоторной активности, тогда как абст-рактно-теоретический - на основе интеллектуальной. Между прак-тической и теоретической деятельностью всегда существует тес-ная связь. Практическая деятельность опирается на теоретическую, а теоретическая находит свое воплощение в практической. Так, прежде чем изготовить материальный предмет, нужно создать его образ, воплотить его в чертеже, найти нужный материал, сплани-ровать последовательность действий. Кроме того, сам процесс из-готовления управляется, регулируется и контролируется сознатель-ной интеллектуальной деятельностью. Поэтому любой вид трудо-вой деятельности связан с особенностями интеллектуальной деятель-ности человека. В предметной деятельности этот интеллект имеет на-
84
гляднодейственный ха ра ктер, в теоретиче ской - от вл еч ен н ы й , абстрактный характер. Имеют место и такие виды труда, которые связаны с функциони-рованием образного интеллекта.
Каждый вид труда может иметь как репродуктивный, так и продуктивный, творческий характер. Особенно важное значе-нием имеет творческий труд, который является основным усло-вием для неограниченного развития человека и человеческого общества. Таким образом, трудовая деятельность не только тре-бует проявления чисто человеческих психических свойств и ка-честв, но и формирует их в процессе ее выполнения.
Литература Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979. Гиппенрейтер Ю.Б. Ведение в общую психологию. М., 1975. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. Миллер Д., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структура поведения. М., 1964.
Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. М., 1994. Общая психология. М, 1986. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1972.
- Раздел I. Психика и поведение человека
- Глава 1. Предмет психологии
- 1.1. Человек как природное и одухотворенное существо.
- 1.2. Психика человека.
- 1.3. Определение психологии как науки.
- 1.4. Связь научной психологии с житейской и практической.
- Глава 2. История психологии
- 2.1. Представление древних философов о душе.
- 2.2. Взгляды философов нового времени о сущности психики.
- 2.3. Современные психологические теории.
- 2.4. Психология в России.
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии
- 3.1. Состояние современной психологии.
- 3.2. Методология психологических исследований.
- 3.3. Методы исследования психических явлений.
- Глава 4. Физиологические и биоэнергетические механизмы психики человека
- 4.1. Строение и функции нервной системы.
- 4.2. Динамическая локализация психических процессов.
- 4.3. Мозг, психика и поведение человека.
- 4.4. Биоэнергетическая концепция психики.
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека.
- 5.1. Развитие психики в филогенезе.
- 5.2. Психика и формы поведения животных.
- 5.3. Возникновение и развитие сознания у человека.
- 5.4. Сходство и различие психики человека и животных.
- Глава 6. Психология поведения и деятельности человека
- 6.1. Понятие о поведении и деятельности.
- 6.2. Психические и физические компоненты поведения и деятель-ности.
- 6.3. Виды поведения и деятельности.
- Раздел II. Психология познания
- Глава 7. Общая характеристика познавательной деятельности
- 7.1. Понятие о познавательной деятельности.
- 7.2. Структура познавательной деятельности.
- 7.3. Мотивация познавательной деятельности.
- 7.4. Формирование познавательной деятельности.
- 7.5. Диагностика познавательной деятельности и способнос-тей учащихся.
- Глава 8. Сенсорные познавательные процессы
- 8.1. Ощущения.
- 8.2. Восприятие.
- 8.3. Внимание.
- 9.1. Память.
- 9.2. Воображение.
- 9.3. Мышление.
- Глава 10. Речь и психические процессы
- 10.1. Понятие о языке и речи.
- 10.2. Виды речи как средство общения и орудие мышления.
- 10.3. Развитие речи и духовного мира человека.
- Раздел III. Психическая организация личности
- Глава 11. Индивид и личность
- 11.1. Понятие о личности.
- 11.2. Самопознание и самооценка личности.
- 11.3. Духовный мир личности.
- 11.4. Формирование и развитие личности.
- 12.1. Эмоции и чувства.
- 12.2. Эмоциональные состояния и виды чувств.
- 12.3. Воля и волевые действия.
- 12.4. Волевые свойства личности.
- 13.1. Темперамент.
- 13.2. Характер.
- 13.3. Способности.
- 14.2. Социальные свойства личности
- 14.3. Устойчивость и трансформация свойств личности.
- 15.1. Личность и деятельность.
- 15.2. Профессиональные качества личности.
- 15.3. Профессиональная адаптация и подготовка личности к деятельности.
- Раздел IV.
- Глава 16. Личность и группа
- 16.1. Личность в группе.
- 16.2. Виды групп.
- 16.3. Структура группы.
- 16.4. Групповая деятельность.
- Глава 17. Полисубъектные отношения в группе
- 17.1. Взаимодействие субъектов в группе.
- 17.2. Статус субъекта в группе.
- 17.3. Интеграция и дифференциация субъектов в группе.
- 17.4. Социальные роли субъекта.
- 18.1. Общение и его функции.
- 18.2. Взаимное познание субъектов в процессе общения.
- 18.3. Взаимодействие субъектов в процессе общения
- 18.4. Развитие межличностного общения.
- Глава 1 . Пре дме т пс ихо лог ии ............................. 5
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии 35
- Глава 4. Фи зи ол ог иче ск ие и б иоэ не рг ет ич ес кие механизмы
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека. . .............. 60
- Раздел II. Психология познания .................... 88
- Глава 7 . Обща я х арак тер исти ка позн ава тель ной дея тел ьнос ти ..... 88
- Глава 8. Се нс ор ные п оз нав ат ел ьн ые пр оц ес сы ............... 104
- Раздел III. Психическая организация личности ................. 166
- Глава 14 . Пр ир од ны е и со ци ал ьн ые свойства ли чн ос ти ......... 222