15.2. Профессиональные качества личности.
Человеческая деятельность сложна и многообразна. Суще-ствует множество различных видов деятельности, которыми дол-жны заниматься люди для того, чтобы общество жило и разви-валось. Конкретный вид деятельности, которым может занимать-ся человек для того, чтобы принести пользу обществу и проявить себя как личность, называется профессией.
Существует огромное количество профессий, благодаря ко-торым каждый человек может принимать активное участие в раз-нообразных сферах жизнедеятельности общества. Одни профес-сии связаны с производительным трудом, другие - с обслужива-нием, третьи - с управлением, четвертые - с экономикой, пятые -с политикой, шестые - со сферой образования и т.д.
Все профессии, связанные с производственным трудом, имеют свои специфические особенности и все они предъявля-ют определенные требования к человеку и к тем условиям, в которых протекает его деятельность. Но есть одно требова-ние, которое предъявляют все профессии - это надежность. Надежными должны быть все орудия труда, приборы, ап-параты и предметы, которыми пользуется человек данной профессии, надежными должны быть все психофизические свойства и качества его личности.
Проблема надежности возникла давно, но особенно актуальной она стала в индустриальном обществе, так как отсутствие надежнос-
241
ти в работе человека и машины приводила к браку, к поломкам и даже к человеческим жертвам. Надежность профессиональной деятельно-сти человека зависит от способности его точно и безошибочно выпол-нять свои профессиональные обязанности в определенное время и в заданных условиях.
В результате специально проведенных исследований были изучены психологические механизмы надежности профессиональ-ной деятельности, которые как оказалось связаны с определен-ными внутренними и внешними факторами, обусловленными осо-бенностями психики человека и условиями, в которых осуще-ствляется его профессиональная деятельность.
Одним из основных психологических механизмов, обеспе-чивающих безошибочное и своевременное выполнение профес-сиональной деятельности, является способность к самоконтро-лю и к его совершенствованию. Самоконтроль - это способность личности правильно оценивать выполнение профессиональной де-ятельности, своевременно замечать и устранять допущенные ошибки. Осуществляться самоконтроль может только в том слу-чае, если известно, что должно контролироваться и по какому эталону это должно делаться. Если нечетко указаны эти пара-метры, то самоконтроль затрудняется и личность не может сво-евременно установить в какой мере совпадает то, что должно быть с тем, что имеет место. Совершенствование самоконтроля предполагает непрерывное стремление овладевать наиболее эф-фективными приемами и способами выполнения профессиональ-ной деятельности.
Способность к самоконтролю и его совершенствованию не-разрывно связана с таким свойством личности как ответствен-ность, которая проявляется в том, что человек старается так осуществлять свое профессиональную деятельность, чтобы при-нести наибольшую пользу обществу. Безответственный человек халатно относится к своим обязанностям, допускает просчет в своей деятельности и тем самым наносят вред самому себе и другим людям.
Ответственность может быть профессиональной, нравствен-ной и правовой. В современных профессиях деловые и нравствен-ные качества являются взаимосвязанными. Одним из важнейших ус-ловий проявления ответственности является чувство долга и сове-
242
сти, под влиянием которых человек старается добросовестно вы-полнять свои профессиональные обязанности вопреки тем личным желаниям, которые противоречат требованиям общества. От чув-ства долга во многом зависит надежность профессиональной дея-тельности специалиста. Другим качеством личности, от которого зависит надежность профессиональной деятельности является дис-циплинированность, которая предполагает сознательное и доброволь-ное подчинение личности требованиям общества и её способность самостоятельно и добросовестно выполнять свои обязанности.
Таковы наиболее общие профессиональные качества, которые должны быть у каждого человека, занимающегося какой-либо дея-тельностью. В то же время каждая профессия предполагает нали-чие специальных качеств, необходимых для успешного её осуще-ствления.
Одной из престижных профессий, привлекающих внимание молодежи, является профессия менеджера, т.е. человека, занято-го управлением людьми в процессе производства. Необходи-мость этой профессии связана с наличием коллективных форм труда. Первоначально главное внимание в этой профессии от-водилось надзорной и распределительной функции администра-тора. В настоящее время эффективность трудовой деятельности стали связывать не только с материальными стимулами, но и с психологическими и социальными факторами. В связи с этим уп-равление стало рассматриваться не только как администриро-вание, но и как сотрудничество руководителей с работниками. При таком подходе некоторые функции администрации стали передаваться непосредственным исполнителям, такие как, напри-мер, корректировка норм выработки, текущее планирование, кон-троль, самоуправление и др.
Ставка на сотрудничество, на развитие инициативы и са-модеятельности работников потребовала от менеджера про-явления новых качеств. Обязанности руководителя стали сложными и многообразными. Он разрабатывает стратегию развития производства, определяет цели и задачи в деятель-ности предприятия, планирует как текущие, так конечные ре-зультаты работы предприятия, организует и корректирует эффек-тивную работу всех подчиненных, информирует, контролирует и поощряет действия работников, устанавливает с ними доброжела-
243
тельные отношения, заботится о их профессиональном росте, сти-мулирует их активность и ответственное отношение к своим обя-занностям.
Сложность профессиональных функций руководителя тре-бует наличия у него целого ряда деловых и нравственных ка-честв. Прежде всего важнейшим профессиональным качеством менеджера является компетентность, позволяющая ему быстро принимать правильные решения, даже при отсутствии должной информации. Другим важным качеством является способность правильно обрабатывать полученную информацию и уметь про-гнозировать пути дальнейшего развития деловой жизни.
Следующим существенным качеством руководителя явля-ется способность к оправданному риску, когда в условиях де-фицита информации должны приниматься взвешенные решения, исключающие поспешные и необдуманные действия. Большое значение для успешного руководства имеет уверенность в себе, основанная на умении владеть собой, критически оценивать соб-ственные недостатки и своевременно исправлять допущенные ошибки.
Большую роль в деятельности руководителя оказывают организаторские способности, дающие ему возможность наи-более правильно расставить своих подчиненных и мобилизо-вать их на успешное решение поставленных задач, проявляя при этом деловитость, распорядительность и даже жесткость, если это необходимо для выхода из сложившейся неблагопри-ятной для предприятия ситуации.
Для того, чтобы быть признанным лидером и иметь попу-лярность и пользоваться уважением среди подчиненных руково-дитель должен иметь соответствующие нравственные качества. Прежде всего ему должно быть присуще чувство долга и от-ветственности при выполнении своих профессиональных обя-занностей, он должен быть честным, правдивым и справедли-вым по отношению к своим подчиненным.
Руководитель должен быть общительным и коммуникабель-ным, проявлять уважение, внимательность и готовность помочь всем, кто нуждается в этом. Он должен иметь чувство собственного достоинства, быть порядочным, искренним и обаятельным человеком, не лишенным чувства юмора. Его внешность должна располагать к
244
себе, ему должны быть присущи хорошие манеры, интеллигентность и элегантность, живая и яркая речь, отсутствие педантизма и навязчи-вости. Он также должен уметь владеть собой, быть стресоустойчи-ным, сильным и терпеливым человеком.
Во многом сходные черты личности имеют также люди, занима-ющиеся деятельностью в сфере экономики. Экономическая деятель-ность субъекта протекает в сфере хозяйственных отношений, возни-кающих между людьми в процессе производства и потребления в ус-ловиях рынка и предпринимательства.
Центральной фигурой в хозяйственных отношениях в усло-виях рынка является предприниматель (бизнесмен), который яв-ляется посредником между производителем и потребителем. Ос-новные параметры в деятельности предпринимателя: опреде-ление наиболее выгодной сферы деятельности в условиях рын-ка, ведение переговоров с производителями и торгующими организациями, заключение сделок, сохранение коммерческой тайны, сбор информации о деятельности конкурентов, прогно-зирование ситуации на рынке и т.д.
Предпринимательство является особой сферой человечес-кой деятельности. Одни считают, что предпринимателями мо-гут быть все люди, другие - что это удел избранных, что нужно иметь предпринимательскую “жилку” и обладать особыми де-ловыми качествами. Действительно, предприниматель должен иметь ряд психических свойств, которые дадут ему успешно осу-ществлять коммерческую деятельность. К этим свойствам мож-но отнести: компетентность, дающую ему возможность хорошо ориентироваться в различных сферах хозяйственной деятельно-сти, широту мышления, позволяющую правильно определить в какой сфере рыночных отношений можно получить наибольшую прибыль, богатое воображение, помогающее видеть перспекти-ву в коммерческой деятельности, творческое мышление, даю-щее ему возможность по новому, более продуктивно вести пред-принимательство, интуитивное мышление, позволяющее избе-жать “подводных камней” в предпринимательской деятельнос-ти, склонность к риску и т.д.
Кроме этого предпринимателю должны быть присущи такие коммуникативные качества как общительность, лояльность, уступ-чивость, внимательность, способность располагать к себе людей, вызывать у них доверие, умение организовывать и мобилизовать
245
своих сотрудников на достижение высоких результатов в их дея-тельности.
Отношение общества к предпринимателю скорее негатив-ное, чем позитивное. В нем часто видят спекулянта, дельца, собственника, стяжателя, эгоиста, способного на преступле-ние ради выгоды и т.д. В то же время предприниматель выгля-дит в своих собственных глазах положительно как преуспе-вающий человек, неординарный, волевой, удачливый, риско-вый, предприимчивый и т.п.
Что побуждает человека стать предпринимателем, каки-ми мотивами он руководствуется? Основными мотивами, ко-торые побуждают человека стать предпринимателем, являют-ся: интерес к деятельности предпринимателя, желание реали-зовать себя как личность, стремление самостоятельно вести собственное дело, стремление к накоплению и к “шикарной жизни”, желание выделиться среди остальной массы людей, зависть к удачливым предпринимателям и т.д.
Предприниматель является необходимым субъектом в ры-ночных отношениях, но смотрят на него в обществе часто отри-цательно. Это объясняется тем, что предпринимательство пред-полагает получение прибыли и в погоне за нею предпринимате-ли устанавливают монополию, взвинчивают цены, рекламиру-ют и стараются часто сбыть недоброкачественные товары, объе-диняются с криминальными элементами и совершают экономи-ческие преступления, расправляются с конкурентами, нечестно ведут себя при заключении сделок и т.д. Кроме того некоторые из них ведут недостойный образ жизни, пренебрежительно отно-сятся к другим людям, обособляются от общества, создавая раз-личного рода клубы, проводят время в игорных домах, ночных заведениях, ресторанах и т.д.
Наряду с экономической многих людей привлекает поли-тическая деятельность. Люди, занимающиеся политикой, осу-ществляют связь между обществом, экономикой, государ-ством и властью. Политические деятели - это функционеры, т.е. люди, проявляющие политическую активность, имеющие склон-ность к политической работе и способные осуществлять полити-ческую пропаганду среди населения.
Политическая активность начинает проявляться у челове-
246
ка под влиянием возникшего интереса к политической жизни обще-ства и в связи с желанием принять активное участие в ней. Полити-ческая работа осуществляется профессионалами, т.е. лицами, кото-рые состоят на службе у государства, в правительственных учрежде-ниях, в армии, в политических партиях и различного рода политичес-ких объединениях. Их деятельность специально направляется, рег-ламентируется, оплачивается и оценивается соответствующими вла-стными структурами в зависимости от достижения политических результатов.
Продуктом политической деятельности в идеале является создание такой системы власти, которая может обеспечить нор-мальное существование всех членов общества. Для этого власть должна регулировать, контролировать и прогнозировать экономи-ческую, политическую, социальную и культурно-образовательную деятельность всех субъектов, образующих государственную сис-тему власти.
Главной целью политики государства является благосос-тояние народа, его экономическое благополучие, здоровое пси-хическое и физическое состояние, высокая нравственность и об-щее процветание во всех сферах жизни.
Политическая жизнь общества является динамичной. Она то повышается, то понижается, а иногда застывает на одном уровне. Так как общество по своему социальному составу нео-днородно, то отдельные группы людей всегда недовольны поли-тикой власти и стараются настроить, посредством пропаганды основную массу людей против существующего режима. Если стоящие у власти политики не выполняют своих предвыборных обещаний, то их противники стараются скомпрометировать пра-вительство, а те в свою очередь их. В результате политическая борьба обостряется, начинается “война компроматов”, облива-ние “грязью”, обвинение в мыслимых и в немыслимых грехах политических противников. Все это делается для того, чтобы привлечь на свою сторону основную массу избирателей.
Отношение населения к политическим идеям, как отмеча-ют исследователи, часто лишено всякого здравого смысла. Иногда народ с восторгом встречал гибельные впоследствии реформы и от-вергал целесообразные преобразования. Это объясняется тем, что народ как большой доверчивый ребенок иногда начинал верить в те
247
воздушные замки, которые обещали построить бессовестные поли-тики. А так как новые политики, приведшие к власти, не имели опыта в управлении государством и чувствовали, что недолго продержатся у власти начинали заботиться не о народе, а о своих собственных интересах и как всякие временщики окружали себя нечистоплотны-ми коррумпированными людьми, падким до наживы. Действитель-ное процветание народа происходят только в том случае, когда к вла-сти приходит честные, высокоодаренные политики, а не интриганты, которые заботятся только о собственном благополучии, а не о благе народа.
Популярность политика, его рейтинг зависит от того как оценивает общество его политические проекты, способы их осу-ществления и его личные качества. Очень часто оценка челове-ка как политика бывает более высокой, по сравнению с оценкой его как личности. Профессиональные качества политика тесно связаны с особенностями его личности. Выбирая политику в ка-честве основной сферы деятельности человек так не рискует, как ни в одном виде труда. В случае неудачи его ждет полити-ческая смерть и негативная историческая оценка его деятель-ности и личности. Зато в случае успеха он остается в памяти людей как видный исторический деятель.
Труд политика является очень сложным и напряженным и поэтому часто имеет стрессовый характер. Основная задача в деятельности политика заключается в том, чтобы удержать об-щество в состоянии психологической и политической стабиль-ности. Для этого политик должен уметь правильно оценивать состояние общества и применять наиболее целесообразные ме-тоды управления. В противном случае психологическое и по-литическое состояние общества дестабилизируется и в стра-не начинается смута, мятежи и революция.
Для того, чтобы политик мог эффективно осуществлять свою деятельность он должен иметь целый ряд профессиональ-ных качеств, он должен быть энергичным, компетентным в по-литике человеком, иметь высокую выдержку и самообладание, уметь осуществлять самоконтроль и саморегуляцию, непрерывно совершенствовать свою личность и свои деловые качества.
Отношение общества к политикам неоднозначно. Очень мало таких политиков, которые имели бы положительную оцен-ку и как общественные деятеля и как личности, в большинстве
248
случаев у многих из них была противоречивая оценка их политичес-кой деятельности. С одной стороны они способствовали развитию общества, а с другой стороны их методы правления принесли неис-числимые страдания народу. Были и такие политики, которые своими эгоистическими действиями разоряли страну и вызывали экономи-ческую и духовную деградацию общества.
Среди всех видов деятельности особое место занимает педаго-гический труд. От того как поставлено образование в стране зависит подготовка молодежи к жизни, к труду. В современном обществе че-ловек без образования не может заниматься никакой более или менее сложной деятельностью и не может занять достойное место в обще-стве.
Образованный человек - это культурный, духовно богатый, морально воспитанный и компетентный во всех сферах жизни человек. Если правительство не заботиться о развитии системы образования в своей стране, то она становится отсталой, а её народ малокультурным и невежественным. В систему образо-вания входят: начальная и средняя школа, профессиональные учи-лища, техникумы, колледжи, лицеи, высшие учебные заведения, институты повышения квалификации и т.д.
Каждое учебное заведение ставит своей задачей обучение и воспитание учащихся, которое должно обеспечить формирова-ние образованной и высоко нравственной личности. К сожале-нию часто главное внимание уделяется обучению, в результате чего формируется однобокая личность “интеллектуала” с дефек-тами в нравственном и духовном плане.
В настоящее время с целью преодоления этого недостатка возникла идея о гуманизации образования, которая предполага-ет смещение акцента с обучения на формирование личности уча-щихся. В связи с тем, что формирование личности происходит под влиянием социального фактора, то новый подход к обуче-нию предполагает переход от индивидуальных форм обучения к кооперативным. При такой форме обучения ученики не конкурируют и не соревнуются друг с другом, а сотрудничают и оказывают помощь своим товарищам. Кооперативные группы, которые создаются с этой целью, функционируют не только в учебное, но и во внеучебное вре-мя.
Совместное обучение способствует формированию навы-
249
ков социального общения, в процессе которого у каждого члена груп-пы возникает чувство доверия, уважения, привязанности и любви друг к другу.
Педагогическая деятельность является сложной и трудной. Она связана с большим нервно-психическим напряжением и тре-бует от педагога проявления целого ряда профессиональных и моральных качеств. В процессе педагогической деятельности возникают все время проблемные ситуации, для выхода из ко-торых педагог должен уметь применить специальные знания и умения. Прежде всего педагог должен быть хорошим психоло-гом, способным понять в каком психическом состоянии нахо-дятся учащиеся и что от них можно ожидать.
Деятельность педагога является творческой, так как усло-вия, в которых он работает, все время изменяются и требуют от него применения все время новых приемов и способов обучения и воспитания. Для того, чтобы успешно осуществлять педаго-гическую деятельность педагог должен иметь хорошо развитые дидактические, организаторские и коммуникативные способно-сти.
Дидактические способности обеспечивают хорошее знание учебного материала и умение применять наиболее эффективные приемы обучения учащихся. Организаторские способности дают возможность преподавателю наиболее рационально организовы-вать индивидуальную и групповую учебную и внеучебную дея-тельность учащихся, планировать, направлять и контролировать все их действия. Коммуникативные способности позволяют пе-дагогу устанавливать доброжелательные отношения с учащи-мися, правильно осуществлять педагогическое общение, соче-тать требовательность с уважительным отношением к учащим-ся, соблюдать такт, проявлять чуткость и внимательность во взаимоотношениях с ними.
Кроме того педагогу должны быть присущи такие высоко-нравственные качества как доброта, честность, правдивость, справед-ливость, любовь к детям, преданность своей профессии и др. Большое значение в педагогической деятельности имеют волевые качества педагога такие как выдержка, самообладание, терпеливость, настой-чивость и упорство.
Таковы основные профессиональные качества, которые дол-
250
жен иметь субъект для того, чтобы успешно заниматься одним из выше рассмотренных видов деятельности: управленческой, ком мер-ческой, политической, педагогической.
- Раздел I. Психика и поведение человека
- Глава 1. Предмет психологии
- 1.1. Человек как природное и одухотворенное существо.
- 1.2. Психика человека.
- 1.3. Определение психологии как науки.
- 1.4. Связь научной психологии с житейской и практической.
- Глава 2. История психологии
- 2.1. Представление древних философов о душе.
- 2.2. Взгляды философов нового времени о сущности психики.
- 2.3. Современные психологические теории.
- 2.4. Психология в России.
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии
- 3.1. Состояние современной психологии.
- 3.2. Методология психологических исследований.
- 3.3. Методы исследования психических явлений.
- Глава 4. Физиологические и биоэнергетические механизмы психики человека
- 4.1. Строение и функции нервной системы.
- 4.2. Динамическая локализация психических процессов.
- 4.3. Мозг, психика и поведение человека.
- 4.4. Биоэнергетическая концепция психики.
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека.
- 5.1. Развитие психики в филогенезе.
- 5.2. Психика и формы поведения животных.
- 5.3. Возникновение и развитие сознания у человека.
- 5.4. Сходство и различие психики человека и животных.
- Глава 6. Психология поведения и деятельности человека
- 6.1. Понятие о поведении и деятельности.
- 6.2. Психические и физические компоненты поведения и деятель-ности.
- 6.3. Виды поведения и деятельности.
- Раздел II. Психология познания
- Глава 7. Общая характеристика познавательной деятельности
- 7.1. Понятие о познавательной деятельности.
- 7.2. Структура познавательной деятельности.
- 7.3. Мотивация познавательной деятельности.
- 7.4. Формирование познавательной деятельности.
- 7.5. Диагностика познавательной деятельности и способнос-тей учащихся.
- Глава 8. Сенсорные познавательные процессы
- 8.1. Ощущения.
- 8.2. Восприятие.
- 8.3. Внимание.
- 9.1. Память.
- 9.2. Воображение.
- 9.3. Мышление.
- Глава 10. Речь и психические процессы
- 10.1. Понятие о языке и речи.
- 10.2. Виды речи как средство общения и орудие мышления.
- 10.3. Развитие речи и духовного мира человека.
- Раздел III. Психическая организация личности
- Глава 11. Индивид и личность
- 11.1. Понятие о личности.
- 11.2. Самопознание и самооценка личности.
- 11.3. Духовный мир личности.
- 11.4. Формирование и развитие личности.
- 12.1. Эмоции и чувства.
- 12.2. Эмоциональные состояния и виды чувств.
- 12.3. Воля и волевые действия.
- 12.4. Волевые свойства личности.
- 13.1. Темперамент.
- 13.2. Характер.
- 13.3. Способности.
- 14.2. Социальные свойства личности
- 14.3. Устойчивость и трансформация свойств личности.
- 15.1. Личность и деятельность.
- 15.2. Профессиональные качества личности.
- 15.3. Профессиональная адаптация и подготовка личности к деятельности.
- Раздел IV.
- Глава 16. Личность и группа
- 16.1. Личность в группе.
- 16.2. Виды групп.
- 16.3. Структура группы.
- 16.4. Групповая деятельность.
- Глава 17. Полисубъектные отношения в группе
- 17.1. Взаимодействие субъектов в группе.
- 17.2. Статус субъекта в группе.
- 17.3. Интеграция и дифференциация субъектов в группе.
- 17.4. Социальные роли субъекта.
- 18.1. Общение и его функции.
- 18.2. Взаимное познание субъектов в процессе общения.
- 18.3. Взаимодействие субъектов в процессе общения
- 18.4. Развитие межличностного общения.
- Глава 1 . Пре дме т пс ихо лог ии ............................. 5
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии 35
- Глава 4. Фи зи ол ог иче ск ие и б иоэ не рг ет ич ес кие механизмы
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека. . .............. 60
- Раздел II. Психология познания .................... 88
- Глава 7 . Обща я х арак тер исти ка позн ава тель ной дея тел ьнос ти ..... 88
- Глава 8. Се нс ор ные п оз нав ат ел ьн ые пр оц ес сы ............... 104
- Раздел III. Психическая организация личности ................. 166
- Глава 14 . Пр ир од ны е и со ци ал ьн ые свойства ли чн ос ти ......... 222