15.1. Личность и деятельность.
Основным условием существования, развития и процвета-ния общества и личности является трудовая деятельность. Труд является самым сложным видом человеческой деятельности. В процессе труда человек проявляет практическую, познаватель-ную и коммуникативную деятельность. Под влиянием этих ви-дов деятельности формировался сам человек и развивались его психические свойства. Отмечая социальную сущность человека Б.Г. Ананьев писал, что человек есть продукт труда, познания и общения.
В процессе практической деятельности человек изменяет природу, создает предметы и явления, необходимые для его су-ществования как в природных, так и в социальных условиях. Воздействуя целенаправленно на природу человек изменяет не только её, но и свою психику. По отношению к предметам он выступает как субъект деятельности, а по отношению к людям как сознательно действующая личность.
Практическая деятельность осуществляется в единстве с по-знавательной деятельностью, посредством которой личность, отражая объективные свойства предметов, создает идеальные образы, которые потом воплощаются в материальные объекты. Таким образом, практическая деятельность представляет собой органическое единство внутренней психической и внешней фи-
237
зической активности, направленной на достижение сознательно постав-ленной цели.
Для того, чтобы что-то создать необходимо проявить сен-сомоторную деятельность, которая осуществляется посредством разнообразных движений, а регулируется и контролируется сен-сорными познавательными процессами: ощущениями, восприя-тием и вниманием. В связи с этим личность, осуществляя прак-тическую деятельность, проявляет такие сенсорные качества как точность, меткость, ловкость, чувствительность, восприимчи-вость, наблюдательность и внимательность.
Наряду в сенсорными процессами практическая деятель-ность регулируется и управляется интеллектуальными процес-сами: памятью, воображением и мышлением. В памяти человека хранится вся информация, необходимая для осуществления дея-тельности. Для того, чтобы субъект мог применить её надо пе-ревести эту информацию из долговременной памяти в оператив-ную. У многих людей хранится в памяти огромное количество разнообразной информации, но они часто не в состоянии из-влечь её и применить в нужный момент. Поэтому готовность памяти является одним из деловых свойств человека, обеспе-чивающая успешное выполнение деятельности.
В процессе деятельности человек должен не только извлечь из памяти нужную информацию, но и уметь преобразовать её так, чтобы в его голове возник образ изготавливаемого пред-мета. Создание нового образа осуществляется посредством воображения, которое дает возможность человеку прогнози-ровать будущее, планировать последовательность своих дей-ствий, предвидеть промежуточные и конечные результаты своей деятельности.
Добиться высоких результатов в деятельности может толь-ко мыслящий человек, так как мышление дает возможность ему познать связи и отношения между предметами, понять их сущ-ность и закономерность. Активное включение мышления в дея-тельность происходит только в том случае, когда при её выпол-нении возникают проблемные ситуации, которые требуют при-менить новые решения для наиболее правильного выхода из них. Применяя в деятельности мышление и воображение личность начинает проявлять такие деловые качества как сообразитель-
238
ность, находчивость, расчетливость, критичность, вдумчивость, пред-приимчивость.
Деятельность человека, направленная на изготовление ка-кого-либо продукта имеет не только индивидуальный, но и об-щественный характер, так как он изготавливается не только для себя, но и для других людей и создается в результате совмест-ных усилий многих личностей. В процессе совместной деятель-ности люди общаются, обсуждают мотивы, цели, приемы и спо-собы ее выполнения и возможные последствия совместных дей-ствий. После окончания дается совместная оценка её результа-тов и оценка действий всех исполнителей.
Эффективность деятельности зависит от того как каждый участник её выполнял свою роль. Роль - это одобряемый обра-зец поведения человека в процессе деятельности, дающий ему возможность получить наиболее высокие результаты. Хорошо выполненная роль одобряется, плохо выполненная - порицается. Образцово выполненная роль становится примером для других. Подражая образцу индивид приобретает необходимые для ус-пешной деятельности деловые качества такие как работоспо-собность, деловитость, ответственность, добросовестность и др.
Особенно большое влияние на выполнение деятельности ока-зывает работоспособность личности, которая в единстве с выше названными качествами обеспечивает её высокую продуктив-ность. Под работоспособностью понимают деловое качество личности, которое дает ей возможность продуктивно осуществ-лять длительное время какую-либо деятельность на высоком уровне, проявляя при этом необходимую физическую и психи-ческую активность.
Работоспособность, как показывают исследования, имеет ди-намичный, фазовый характер. В начале деятельности имеет место подготовительная фаза, которая сопровождается мобилизацией энергетических ресурсов, активизацией мнемических и интеллек-туальных процессов, направленных на разрешение проблемных си-туаций, возникших в начале деятельности, а также на выработку планов и стратегий для наиболее успешного её выполнения.
В зависимости от психофизических особенностей человека имеют место различные состояния личности в процессе деятель-ности. У людей с сильной нервной системой и собранным харак-
239
тером предрабочая фаза длится недолго и заканчивается состоянием готовности. У людей со слабой нервной системой и неуравновешен-ными нервными процессами эта фаза может сопровождаться апатией, вследствие преобладания торможения, или лихорадочным состояни-ем, возникшим в результате перевозбуждения.
Эти состояния на предрабочем периоде оказывают влияние не только на начальную стадию деятельности, но и на дальнейшее её про-текание. У людей, подверженных апатии или перевозбужденных, а так-же у лиц с высокой тревожностью вначале деятельности наблюдается кратковременное ухудшение психофизического состояния, что оказы-вает отрицательное влияние на результаты деятельности в начальный период.
В дальнейшем по мере втягивания в деятельность работос-пособность достигает оптимального уровня за счет мобилиза-ции компенсаторных механизмов, которые включаются под вли-янием возросшей активности и волевых усилий личности. При монотонной деятельности работоспособность снижается, так как возникает апатия и сонливость, вследствие чего внимание при-тупляется и плохо распределяется, что вызывает ошибки в дей-ствиях и ведёт к появлению брака в изделиях.
При увеличении интенсивности и сложности деятельности работоспособность некоторое время сохраняется за счет моби-лизации психофизических ресурсов, а затем снижается в резуль-тате утомления и истощения компенсаторных механизмов. В слу-чае продолжения напряженной деятельности может наблюдать-ся срыв в работоспособности, который происходит в результате переутомления, что может привести к обморочному состоянию и к потере сознания. В этом случае для восстановления работос-пособности требуется отдых и даже специальное лечение.
При завершении работы у субъекта часто возникает такое психофизическое состояние, которое в дальнейшем или повыша-ет или понижает работоспособность. При высоких результатах деятельности возникает чувство удовлетворения, а иногда и ли-кования, что сопровождается приливом сил и желанием трудить-ся. При неудаче проявляется уныние, апатия, упадок сил и об-щее депрессивное состояние. Чрезвычайно большое влияние на работоспособность оказывают такие свойства личности как ув-леченность, заинтересованность, воодушевленность, страстность, пре-
240
данность делу. Под их влиянием работоспособность достигает выс-шего предела, когда у человека открывается как бы “второе дыхание” и он может плодотворно работать в течение длительного времени, за-бывая о сне, отдыхе и окружающем мире.
Как видим успешное выполнение человеком трудовой деятель-ности требует наличия у личности определенных деловых качеств, возможность проявления которых заложена в самой его природе, но их появление зависит не только от психофизических свойств, прису-щих индивиду, но и от того социального окружения, которое может одобрять или порицать активность и направленность усилий, кото-рые он проявляет создавая полезные или вредные для общества продукты.
- Раздел I. Психика и поведение человека
- Глава 1. Предмет психологии
- 1.1. Человек как природное и одухотворенное существо.
- 1.2. Психика человека.
- 1.3. Определение психологии как науки.
- 1.4. Связь научной психологии с житейской и практической.
- Глава 2. История психологии
- 2.1. Представление древних философов о душе.
- 2.2. Взгляды философов нового времени о сущности психики.
- 2.3. Современные психологические теории.
- 2.4. Психология в России.
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии
- 3.1. Состояние современной психологии.
- 3.2. Методология психологических исследований.
- 3.3. Методы исследования психических явлений.
- Глава 4. Физиологические и биоэнергетические механизмы психики человека
- 4.1. Строение и функции нервной системы.
- 4.2. Динамическая локализация психических процессов.
- 4.3. Мозг, психика и поведение человека.
- 4.4. Биоэнергетическая концепция психики.
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека.
- 5.1. Развитие психики в филогенезе.
- 5.2. Психика и формы поведения животных.
- 5.3. Возникновение и развитие сознания у человека.
- 5.4. Сходство и различие психики человека и животных.
- Глава 6. Психология поведения и деятельности человека
- 6.1. Понятие о поведении и деятельности.
- 6.2. Психические и физические компоненты поведения и деятель-ности.
- 6.3. Виды поведения и деятельности.
- Раздел II. Психология познания
- Глава 7. Общая характеристика познавательной деятельности
- 7.1. Понятие о познавательной деятельности.
- 7.2. Структура познавательной деятельности.
- 7.3. Мотивация познавательной деятельности.
- 7.4. Формирование познавательной деятельности.
- 7.5. Диагностика познавательной деятельности и способнос-тей учащихся.
- Глава 8. Сенсорные познавательные процессы
- 8.1. Ощущения.
- 8.2. Восприятие.
- 8.3. Внимание.
- 9.1. Память.
- 9.2. Воображение.
- 9.3. Мышление.
- Глава 10. Речь и психические процессы
- 10.1. Понятие о языке и речи.
- 10.2. Виды речи как средство общения и орудие мышления.
- 10.3. Развитие речи и духовного мира человека.
- Раздел III. Психическая организация личности
- Глава 11. Индивид и личность
- 11.1. Понятие о личности.
- 11.2. Самопознание и самооценка личности.
- 11.3. Духовный мир личности.
- 11.4. Формирование и развитие личности.
- 12.1. Эмоции и чувства.
- 12.2. Эмоциональные состояния и виды чувств.
- 12.3. Воля и волевые действия.
- 12.4. Волевые свойства личности.
- 13.1. Темперамент.
- 13.2. Характер.
- 13.3. Способности.
- 14.2. Социальные свойства личности
- 14.3. Устойчивость и трансформация свойств личности.
- 15.1. Личность и деятельность.
- 15.2. Профессиональные качества личности.
- 15.3. Профессиональная адаптация и подготовка личности к деятельности.
- Раздел IV.
- Глава 16. Личность и группа
- 16.1. Личность в группе.
- 16.2. Виды групп.
- 16.3. Структура группы.
- 16.4. Групповая деятельность.
- Глава 17. Полисубъектные отношения в группе
- 17.1. Взаимодействие субъектов в группе.
- 17.2. Статус субъекта в группе.
- 17.3. Интеграция и дифференциация субъектов в группе.
- 17.4. Социальные роли субъекта.
- 18.1. Общение и его функции.
- 18.2. Взаимное познание субъектов в процессе общения.
- 18.3. Взаимодействие субъектов в процессе общения
- 18.4. Развитие межличностного общения.
- Глава 1 . Пре дме т пс ихо лог ии ............................. 5
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии 35
- Глава 4. Фи зи ол ог иче ск ие и б иоэ не рг ет ич ес кие механизмы
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека. . .............. 60
- Раздел II. Психология познания .................... 88
- Глава 7 . Обща я х арак тер исти ка позн ава тель ной дея тел ьнос ти ..... 88
- Глава 8. Се нс ор ные п оз нав ат ел ьн ые пр оц ес сы ............... 104
- Раздел III. Психическая организация личности ................. 166
- Глава 14 . Пр ир од ны е и со ци ал ьн ые свойства ли чн ос ти ......... 222