logo
Сорокун П

10.1. Понятие о языке и речи.

Известно, что на психику и духовный мир человека оказы-вают решающее влияние четыре основных фактора: общество, культура, идеология, язык и речь. Базовым фактором является общество, вне которого немыслима человеческая жизнь и фор-мирование духовного облика человека. Все остальных факторы являются производными, так как они есть продукт функциони-рования человеческого общества.

Общество представляет собой объединение людей, между которыми существуют неразрывные социальные связи и отно-шения, порождаемые совместной материальной и духовной дея-тельностью. Продуктом материальной деятельности являются предметы, необходимые для удовлетворения потребностей че-ловека. Продуктом духовной деятельности являются культур-ные ценности и идеальные эталоны, определяющие духовные связи и отношения между людьми. Язык и речь, порождаемые обществом, в свою очередь, являются основным условием раз-вития общества, культуры, идеологии и духовного мира каждо-го человека как члена общества.

Что же такое язык и речь и почему они определяют духов-ное и вообще психическое развитие человека? Язык и речь не-разрывно связаны между собой. Их существование и развитие невозможно друг без друга. Там, где появляется язык, возникает и речь. Если не осуществляется речь -исчезает и язык. Хотя язык и речь функционируют вместе, но они представляют собой по форме своего существования разные явления.

Язык - это система словесных знаков, посредством кото-рых люди обозначают предметы и явления как реального, так и потустороннего мира. Язык является средством закрепления, передачи и усвоения личного, так и общественно-исторического опыта, приобретенного в процессе осуществления практической и познавательной деятельности людей.

Язык создается людьми и является общественно-историческим явлением. В языке народа отражается его духовный мир, его знания,

146

его верования, нравственные и моральные идеалы, обычаи и тради-ции, надежды и чаяния, словом, все то, что составляет духовную жизнь общества. Язык дает возможность людям осуществлять совместную деятельность, ставить общие цели, достигать выдающихся результа-тов в познавательной и созидательной деятельности. Язык является важнейшим средством общения между людьми, средством сообще-ния информации и средством воздействия друг на друга.

Язык, как система словесных знаков, порождается и осуществ-ляется посредством речевой деятельности. Слова могут существо-вать в форме звуков, графических знаков и моторных символов, возни-кающих в результате функционирования органов речи. Таким образом, речь можно рассматривать как деятельность, направленную на вос-произведение и восприятие звуковых, графических и кинестезических образов слов, на основе которых возникает, существует и проявляется сознательная психика человека и его духовный мир.

Каким же образом сознательная психика и духовный мир человека связаны с языком и речью? Это происходит благодаря тому, что слово, как основной элемент языка и речи, имеет, с одной стороны, общее смыс-ловое содержание, закрепленное за ним обществом, а, с другой стороны ко нкре тно е личное содержание, приобретенное на основе индивидуально-го опыта. Ус в а и в а я значение слов человек приобретает знания о мире и о самом себе, приобретает способность осознавать все что происходит вокруг него и в нем самом. Слово, как любой другой знак, полагал Л.С. Выготский, является орудием интеллектуальной деятельности. В отли-чие от орудий труда слова, имеющие смысловое значение, изменяют не материальные предметы, а психику человека. На основе речевой дея-тельности у человека возникают знания, мысли и представления о пред-метах и явлениях внешнего и внутреннего мира, о сущности бытия, о смыс-ле жизни, о нравственных и культурных ценностях, вера в справедливость и добро и в их вечное существование, вера в то, что порок и зло неизбеж-но буд ут наказаны.

Таким образом, язык и речь являются основным средством общения, орудием интеллектуальной и духовной деятельности и важнейшим условием развития как всего человечества, так и каж-дого индивида.

Речевая деятельность, направленная на воспроизведение и воспри-ятие звуковых, графических и моторных образов слов, на основе кото-рых осуществляется психическая деятельность человека, управляется и регулируется речевыми центрами, расположенными в левом полуша-рии головного мозга. Еще в прошлом веке были открыты два речевых

147

центра в коре левого полушария. Один из них - центр моторных образов слов П. Брока расположен в задней трети нижней лобной извилины ле-вого полушария. При его поражении у больного нарушается внешняя моторная речевая деятельность (произношение). Второй - центр сен-сорных образов слов К. Вернике расположен в задней трети верхней височной извилины левого полушария. При его поражении больной пере-стает понимать обращенную к нему звуковую речь.

Дальнейшие исследования показали, что эти центры не толь-ко связаны между собой, но и с другими центрами (зрительным, двигательным и осязательным), а также и с ниже лежащими струк-турами головного мозга и составляют единую функциональную систему, обеспечивающую речевую деятельность человека.

Исследования Н.И. Жинкина показали, что речевая деятель-ность строится не только на основе функционирования элемен-тарных физиологических механизмов типа “стимул-реакция”, но предполагает участие специальных механизмов, обеспечиваю-щих смысловое построение речевого высказывания. Им были описаны несколько групп механизмов, принимающих участие в речевой деятельности. Сначала вступают в действие механиз-мы программирования речевого высказывания. Затем начина-ют функционировать механизмы, обеспечивающие переход от программы к грамматической и синтаксической структуре пред-ложения. После этого включаются механизмы подбора слов по смысловым и звуковым признакам и механизмы перехода от мо-торной программы к звуковому ее оформлению. Наконец, всту-пают в действие механизмы, осуществляющие непосредствен-ное звуковое речевое высказывание, имеющие как образное, так и отвлечённое смысловое содержание..

При нарушении функционирования этих механизмов про-исходит также нарушение нормальной речевой деятельности. Ней-ропсихолог А.Р. Лурия описал пять основных нарушений уст-ной речевой деятельности, которые получили название афазий. Каждый вид афазий связан с нарушением функций соответствующих механизмов речевой деятельности. Так, при моторной афазии наруша-ется способность к осуществлению членораздельной звуковой речи. При сенсорной афазии происходит распад фонематического слуха, вследствие чего человек не может установить связь между звуковым составом слова и его смысловым значением. При семантической афа-

148

зии возникают затруднения в понимании смысловых отношений между словами. В результате этого больной понимает значение отдельных слов, но не может их связать вместе. Например, понимает значение слов “брат” и “отец”, но не может уяснить кто такой “брат отца”.

Возможны нарушения и других видов речевой деятельности. На-рушение письменной речи называется аграфией. В этом случае чело-век теряет способность воспроизводить графические образы слов, хотя звуковая речь у него сохраняется.