10.1. Понятие о языке и речи.
Известно, что на психику и духовный мир человека оказы-вают решающее влияние четыре основных фактора: общество, культура, идеология, язык и речь. Базовым фактором является общество, вне которого немыслима человеческая жизнь и фор-мирование духовного облика человека. Все остальных факторы являются производными, так как они есть продукт функциони-рования человеческого общества.
Общество представляет собой объединение людей, между которыми существуют неразрывные социальные связи и отно-шения, порождаемые совместной материальной и духовной дея-тельностью. Продуктом материальной деятельности являются предметы, необходимые для удовлетворения потребностей че-ловека. Продуктом духовной деятельности являются культур-ные ценности и идеальные эталоны, определяющие духовные связи и отношения между людьми. Язык и речь, порождаемые обществом, в свою очередь, являются основным условием раз-вития общества, культуры, идеологии и духовного мира каждо-го человека как члена общества.
Что же такое язык и речь и почему они определяют духов-ное и вообще психическое развитие человека? Язык и речь не-разрывно связаны между собой. Их существование и развитие невозможно друг без друга. Там, где появляется язык, возникает и речь. Если не осуществляется речь -исчезает и язык. Хотя язык и речь функционируют вместе, но они представляют собой по форме своего существования разные явления.
Язык - это система словесных знаков, посредством кото-рых люди обозначают предметы и явления как реального, так и потустороннего мира. Язык является средством закрепления, передачи и усвоения личного, так и общественно-исторического опыта, приобретенного в процессе осуществления практической и познавательной деятельности людей.
Язык создается людьми и является общественно-историческим явлением. В языке народа отражается его духовный мир, его знания,
146
его верования, нравственные и моральные идеалы, обычаи и тради-ции, надежды и чаяния, словом, все то, что составляет духовную жизнь общества. Язык дает возможность людям осуществлять совместную деятельность, ставить общие цели, достигать выдающихся результа-тов в познавательной и созидательной деятельности. Язык является важнейшим средством общения между людьми, средством сообще-ния информации и средством воздействия друг на друга.
Язык, как система словесных знаков, порождается и осуществ-ляется посредством речевой деятельности. Слова могут существо-вать в форме звуков, графических знаков и моторных символов, возни-кающих в результате функционирования органов речи. Таким образом, речь можно рассматривать как деятельность, направленную на вос-произведение и восприятие звуковых, графических и кинестезических образов слов, на основе которых возникает, существует и проявляется сознательная психика человека и его духовный мир.
Каким же образом сознательная психика и духовный мир человека связаны с языком и речью? Это происходит благодаря тому, что слово, как основной элемент языка и речи, имеет, с одной стороны, общее смыс-ловое содержание, закрепленное за ним обществом, а, с другой стороны ко нкре тно е личное содержание, приобретенное на основе индивидуально-го опыта. Ус в а и в а я значение слов человек приобретает знания о мире и о самом себе, приобретает способность осознавать все что происходит вокруг него и в нем самом. Слово, как любой другой знак, полагал Л.С. Выготский, является орудием интеллектуальной деятельности. В отли-чие от орудий труда слова, имеющие смысловое значение, изменяют не материальные предметы, а психику человека. На основе речевой дея-тельности у человека возникают знания, мысли и представления о пред-метах и явлениях внешнего и внутреннего мира, о сущности бытия, о смыс-ле жизни, о нравственных и культурных ценностях, вера в справедливость и добро и в их вечное существование, вера в то, что порок и зло неизбеж-но буд ут наказаны.
Таким образом, язык и речь являются основным средством общения, орудием интеллектуальной и духовной деятельности и важнейшим условием развития как всего человечества, так и каж-дого индивида.
Речевая деятельность, направленная на воспроизведение и воспри-ятие звуковых, графических и моторных образов слов, на основе кото-рых осуществляется психическая деятельность человека, управляется и регулируется речевыми центрами, расположенными в левом полуша-рии головного мозга. Еще в прошлом веке были открыты два речевых
147
центра в коре левого полушария. Один из них - центр моторных образов слов П. Брока расположен в задней трети нижней лобной извилины ле-вого полушария. При его поражении у больного нарушается внешняя моторная речевая деятельность (произношение). Второй - центр сен-сорных образов слов К. Вернике расположен в задней трети верхней височной извилины левого полушария. При его поражении больной пере-стает понимать обращенную к нему звуковую речь.
Дальнейшие исследования показали, что эти центры не толь-ко связаны между собой, но и с другими центрами (зрительным, двигательным и осязательным), а также и с ниже лежащими струк-турами головного мозга и составляют единую функциональную систему, обеспечивающую речевую деятельность человека.
Исследования Н.И. Жинкина показали, что речевая деятель-ность строится не только на основе функционирования элемен-тарных физиологических механизмов типа “стимул-реакция”, но предполагает участие специальных механизмов, обеспечиваю-щих смысловое построение речевого высказывания. Им были описаны несколько групп механизмов, принимающих участие в речевой деятельности. Сначала вступают в действие механиз-мы программирования речевого высказывания. Затем начина-ют функционировать механизмы, обеспечивающие переход от программы к грамматической и синтаксической структуре пред-ложения. После этого включаются механизмы подбора слов по смысловым и звуковым признакам и механизмы перехода от мо-торной программы к звуковому ее оформлению. Наконец, всту-пают в действие механизмы, осуществляющие непосредствен-ное звуковое речевое высказывание, имеющие как образное, так и отвлечённое смысловое содержание..
При нарушении функционирования этих механизмов про-исходит также нарушение нормальной речевой деятельности. Ней-ропсихолог А.Р. Лурия описал пять основных нарушений уст-ной речевой деятельности, которые получили название афазий. Каждый вид афазий связан с нарушением функций соответствующих механизмов речевой деятельности. Так, при моторной афазии наруша-ется способность к осуществлению членораздельной звуковой речи. При сенсорной афазии происходит распад фонематического слуха, вследствие чего человек не может установить связь между звуковым составом слова и его смысловым значением. При семантической афа-
148
зии возникают затруднения в понимании смысловых отношений между словами. В результате этого больной понимает значение отдельных слов, но не может их связать вместе. Например, понимает значение слов “брат” и “отец”, но не может уяснить кто такой “брат отца”.
Возможны нарушения и других видов речевой деятельности. На-рушение письменной речи называется аграфией. В этом случае чело-век теряет способность воспроизводить графические образы слов, хотя звуковая речь у него сохраняется.
- Раздел I. Психика и поведение человека
- Глава 1. Предмет психологии
- 1.1. Человек как природное и одухотворенное существо.
- 1.2. Психика человека.
- 1.3. Определение психологии как науки.
- 1.4. Связь научной психологии с житейской и практической.
- Глава 2. История психологии
- 2.1. Представление древних философов о душе.
- 2.2. Взгляды философов нового времени о сущности психики.
- 2.3. Современные психологические теории.
- 2.4. Психология в России.
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии
- 3.1. Состояние современной психологии.
- 3.2. Методология психологических исследований.
- 3.3. Методы исследования психических явлений.
- Глава 4. Физиологические и биоэнергетические механизмы психики человека
- 4.1. Строение и функции нервной системы.
- 4.2. Динамическая локализация психических процессов.
- 4.3. Мозг, психика и поведение человека.
- 4.4. Биоэнергетическая концепция психики.
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека.
- 5.1. Развитие психики в филогенезе.
- 5.2. Психика и формы поведения животных.
- 5.3. Возникновение и развитие сознания у человека.
- 5.4. Сходство и различие психики человека и животных.
- Глава 6. Психология поведения и деятельности человека
- 6.1. Понятие о поведении и деятельности.
- 6.2. Психические и физические компоненты поведения и деятель-ности.
- 6.3. Виды поведения и деятельности.
- Раздел II. Психология познания
- Глава 7. Общая характеристика познавательной деятельности
- 7.1. Понятие о познавательной деятельности.
- 7.2. Структура познавательной деятельности.
- 7.3. Мотивация познавательной деятельности.
- 7.4. Формирование познавательной деятельности.
- 7.5. Диагностика познавательной деятельности и способнос-тей учащихся.
- Глава 8. Сенсорные познавательные процессы
- 8.1. Ощущения.
- 8.2. Восприятие.
- 8.3. Внимание.
- 9.1. Память.
- 9.2. Воображение.
- 9.3. Мышление.
- Глава 10. Речь и психические процессы
- 10.1. Понятие о языке и речи.
- 10.2. Виды речи как средство общения и орудие мышления.
- 10.3. Развитие речи и духовного мира человека.
- Раздел III. Психическая организация личности
- Глава 11. Индивид и личность
- 11.1. Понятие о личности.
- 11.2. Самопознание и самооценка личности.
- 11.3. Духовный мир личности.
- 11.4. Формирование и развитие личности.
- 12.1. Эмоции и чувства.
- 12.2. Эмоциональные состояния и виды чувств.
- 12.3. Воля и волевые действия.
- 12.4. Волевые свойства личности.
- 13.1. Темперамент.
- 13.2. Характер.
- 13.3. Способности.
- 14.2. Социальные свойства личности
- 14.3. Устойчивость и трансформация свойств личности.
- 15.1. Личность и деятельность.
- 15.2. Профессиональные качества личности.
- 15.3. Профессиональная адаптация и подготовка личности к деятельности.
- Раздел IV.
- Глава 16. Личность и группа
- 16.1. Личность в группе.
- 16.2. Виды групп.
- 16.3. Структура группы.
- 16.4. Групповая деятельность.
- Глава 17. Полисубъектные отношения в группе
- 17.1. Взаимодействие субъектов в группе.
- 17.2. Статус субъекта в группе.
- 17.3. Интеграция и дифференциация субъектов в группе.
- 17.4. Социальные роли субъекта.
- 18.1. Общение и его функции.
- 18.2. Взаимное познание субъектов в процессе общения.
- 18.3. Взаимодействие субъектов в процессе общения
- 18.4. Развитие межличностного общения.
- Глава 1 . Пре дме т пс ихо лог ии ............................. 5
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии 35
- Глава 4. Фи зи ол ог иче ск ие и б иоэ не рг ет ич ес кие механизмы
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека. . .............. 60
- Раздел II. Психология познания .................... 88
- Глава 7 . Обща я х арак тер исти ка позн ава тель ной дея тел ьнос ти ..... 88
- Глава 8. Се нс ор ные п оз нав ат ел ьн ые пр оц ес сы ............... 104
- Раздел III. Психическая организация личности ................. 166
- Глава 14 . Пр ир од ны е и со ци ал ьн ые свойства ли чн ос ти ......... 222