4.4. Биоэнергетическая концепция психики.
Вопрос о природе психики и формах ее существования яв-ляется, в методологическом плане, самым важным для психоло-
52
гии. Нет никакого сомнения в том, что психика связана с деятельнос-тью нервной системы. Но наука до сих пор не может объяснить как психика, будучи идеальной по форме своего существования, может управлять материальными органами тела. Непонятно, как осуществ-ляется связь между человеком, его психикой и мозгом. Ведь мыслит, воспринимает, представляет, переживает не мозг, а человек посред-ством мозга. Поэтому психология - это наука о психике человека, а не о психике мозга
Возможное решение этой проблемы связано с биоэнергетичес-кой концепцией существования Вселенной и всех ее элементов, вклю-чая человека. Представление о биоэнергетических явлениях в теле человека возникло давно, свидетельством этого является описание энергетических центров (чакр) у человека, котор ое существует с древ-них времен у индийских йогов. В современной науке этой теории при-держиваются В.И. Вернадский, И. Тейяр де Шарден, В.Н. Сагатовс-кий, Л.Н. Гумилев, Л. Уо т с о н , А.Л. Чижевский, В.Ф. Войно-Ясе-нецкий, К. Юнг, Г. Лебон, В.Д. Шадриков, В.И. Донцов и др.
Согласно теории В.И. Вернадского1каждый предмет является носителем биополя. Существует биополе человека, биополе земли, биополе Солнечной системы, биополе космоса. Биополе является но-сителем жизни и разума. Оно же создает основные условия для воз-никновения и развития жизни. Биополе является вечным и бесконеч-ным, как и вся Вселенная, которая посредством биополя оказывает влияние на человека. Биополе отдельных объектов может суммиро-ваться и достигать более высокого уровня. Суммарное биополе Земли Вернадский предложил назвать “ноосферой”, “сферой разу-ма”.
Л.Н. Гумилев связывал психическую деятельность людей с формированием этносферы, которая возникает на основе взаи-модействия человечества с природой. Этносфера есть также про-дукт воздействия космоса на генные системы многих людей, ко-торые вызывая микромутации в организме, отражаются в пси-хике человека на индивидуальном и популяционном уровне в форме пассионарной энергии. Доминирующую роль в этносфере имеют бессознательные типичные для всех людей формы пове-дения, которые проявляется в политической, экономической, ад-министративной, идеологической и эстетической активности людей, относящихся к данному этносу.
А.Л. Чижевский отмечал, что все живые существа, в том
53
числе и люди, связаны с космосом, с потоками его частиц и поля-ми. Для ослабленных людей излучения космоса являются часто гу-бительными, вызывая болезни и самоубийства, а у здорового чело-века они изменяют поведение, социальную активность и душевную деятельность.
Все это говорят о том, что психика человека связана с биоэнергетическими процессами, возникающими в организме при воз-действии космоса, его излучений и полей.
В.И. Донцов отмечает, что между частями тела, между те-лом и землей существует разность потенциалов. Голова челове-ка заряжена положительно, а туловище - отрицательно. Все про-цессы в организме связаны с наличием разности биопотенциа-лов в его частях. Возникновение физических, физиологических и психических процессов происходит прежде всего благодаря из-менению разности потенциалов на мембранах клеток. Уже не-большое изменение потенциала вызывает проведение нервного импульса, сокращение мышечной клетки и возникновение пси-хических реакций.
Благодаря упорядоченности зарядов мембраны электро-ны перемещаются от заряда к заряду совершенно свободно с огромной скоростью, что является причиной возникновения вокруг человека различных физических полей: электрическо-го и магнитного поля, э/м излучений, световых излучений, зву-ковых явлений и т.д. Все это приводит к тому, что вокруг че-ловека существует несколько невидимых оболочек, характе-ризующихся различным уровнем организации.
Американский биолог Л. Уотсон1считает, что человеку свойственны три уровня организации. Первый уровень органи-зации связан с соматической системой, которая характеризует-ся биологическими, физическими и электрическими свойствами. Второй уровень связан с эфирной оболочкой, которая представ-ляет собой биоплазменное или энергетическое тело. Эта систе-ма является “биологическим организатором”, который управ-ляет жизненными функциями организма, от которых зависит здо-ровье человека.
О существовании этой системы свидетельствуют получен-ные многими учеными фотографические снимки, сделанные в темноте, на высокочувствительной пленке не к световым вол-
54
нам, а к электрическим разрядам. Для фотографирования биополя применяется специальный аппарат “кирлиан”, созданный В.К. Кир-лиан С.Д. Кирлиан. На фотографии видны пульсирующие шары энер-гии, обрамленные светящимися нитями. Уо т с о н считает, что шары не что иное как силовое поле, существующее на магнитной основе.
Эфирное тело представляет собой оболочку вокруг тела толщи-ной в несколько сантиметров. Эфирное тело, возникшее вокруг головы под влиянием электромагнитных волн, излучаемым головным мозгом, называют “аурой”, под влиянием которой, как считает В.И. Донцов,1у религиозных людей появляются знаки на теле, в тех местах, где воз-действовали на “святых мучеников”, согласно описанию Евангелия.
Эфирная система является промежуточной между первой сома-тической системой и третьей астральной системой. Астральное тело, по мнению Л. Уотсона, и есть та субстанция, на основе которой суще-ствует разум, сознание человека. По-видимому в эту систему переда-ется наиболее важная информация познавательного характера, кото-рая приобретает форму сознательных психических явлений. Эта же система, очевидно, управляет наиболее сложными формами поведе-ния.
Над астральной оболочной, как указано в схеме В.И. Дон-цова, расположена ментальная оболочка, которая является но-сителем духа, существенным свойством которого является са-мосознание человека, определяющее духовную сущность субъекта, его причастность к явлениям, происходящим за пре-делами тела человека. Ментальная оболочка, очевидно, уп-равляет нравственным поведением человека и является регу-лятором высших психических процессов. Над ментальной обо-лочкой расположена высшая сфера, получившая название “Атман”, Она является носителем бессмертного “Я”, отде-лившегося от ментального тела.
Таким образом, согласно биоэнергетической теории все сознательные и бессознательные формы психической деятель-ности вынесены за пределы физического тела человека, но в то же время являясь составной частью структуры человека они управляют протеканием сложных форм практической и умственной деятельности индивида. Такое представление о биоэнергетической сущности психики человека дает возмож-
1 Вернадский В.И. Пространство и время в живой и неживой природе. М., 1975.
55
ность объяснить многие непонятные явления в психической дея-тельности, такие как пространственная локализация обра-зов, представленность сознательных психических явлений челове-ку, его способность анализировать их, способность увидеть себя со стороны, способность произвольно управлять своим поведением и своей психикой.
Что же происходит со всеми оболочками человека? Теле-сная и эфирная оболочки, как полагают, исчезают, а астраль-ная, ментальная и Атман остаются. Атман как носитель бессмер-тного “Я”, наполненный психической информацией, уходит в космос, а астральная и ментальная оболочки остаются и явля-ются связующим звеном между космосом и человеком.
На основе идей Б.Г. Ананьева и других ученых в учебнике “Психология” 1998 г., под редакцией А.А. Крылова, представ-лена следующая схема структуры человека в его внутренних и внешних связях, существующих между его свойствами и вне-шним миром. В центре - человек индивид, личность, индивиду-альность, субъект, окруженный природой, обществом, челове-чеством, под влиянием которых происходит его социализация и онтогенез. Вокруг - этносфера, биосфера и ноосфера. Над ними -психосфера и космос. Между всеми этими элементами существу-ет тесное взаимодействие. В психосферу и космос идет инфор-мация от субъекта, а они, в свою очередь, посредством этой ин-формации воздействует на этносферу, ноосферу, человечество, общество и на каждого отдельного человека, определяя его фи-зическое и психическое состояние. Отмечая связь между космо-сом и человечеством Г. Лебом полагал, что судьба народа зави-сит в большей степени от умерших поколений, чем от живущих.
Биоэнергетическая концепция психики подтверждается фи-зической теорией происхождения духа и материи, которой при-держиваются многие современные физики. Так, по утверждению директора Научного центра физического вакуума в Междуна-родном институте теоретической и прикладной физики Российс-кой Академии естественных наук академика Г. Шипова мате-рия создается торсионными полями. Рождаются эти поля благо-даря тому, что электроны, вращаясь вокруг своей оси, могут
1 Уо т с о н Л. Ошибка Ромео. Жизнь после смерти. М., 1990.
56
переходить с орбиты на орбиту, излучая при этом электромагнитные волны. Наряду с ними, при своем вращении во время перехода, элек-трон излучает торсионные волны, которые представляют собой “па-мять” о своем вращении. Импульс, возникающий в процессе враще-ния, называется спином. Спин может отрываться от частицы и суще-ствовать самостоятельно. Такие свободные спины, уносящие инфор-мацию в пространство, являются носителями торсионных излучений, которые образуют в вакууме торсионное поле. Эти поля, являясь но-сителями информации, рождают в результате собственного закручи-вания материальное вещество. По мнению Г. Шипова торсионные поля являются носителями сознания, которое представляет собой, как из-вестно, информацию о былом состоянии вещества.
Таким образом, можно предположить, что электроны, переме-щаясь с огромной скоростью в нейронных системах головного моз-га под воздействием материи на органы чувств, вращаясь и пере-ходя с орбиты на орбиту, порождают торсионные излучения, кото-рые несут информацию об этих воздействиях. Поступая в астраль-ную и ментальную оболочку эта информация, в свою очередь зак-ручиваясь, рождает вещество, которое управляет процессами, про-исходящими в мозге, и тем самым определяет психическую дея-тельность и поведение человека. Накопленная обществом инфор-мация уходит в космос и оттуда посредством торсионных полей оказывает влияние на физическое и психическое состояние как на отдельного человека, так и на все общество, определяя обществен-ные явления, происходящие на земле.
Литература Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. Бериштейн Н.А. Очерк по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.
Гипенрейтер Ю.Г. Введение в общую психологию. М., 1988. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Л-д, 1990. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1989.
Дельгадо Х. Мозг и сознание. М., 1971. Донцов В.И. Биоэнергетика человека. М., 1994. Естественнонаучные основы психологии. М., 1978.
________________________________
1 Донцов В.И. Биоэнергетика человека. М., 1994.
57
Кирлиан В.Х., Кирлиан С.Д. В мире чудесных разрядов. М., 1964.
Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. М., 1994.
Психология. Учебник. М., 1998.
Уотсон Л. Ошибка Ромео. // Жизнь после смерти. М., 1990.
Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. М., 1976.
- Раздел I. Психика и поведение человека
- Глава 1. Предмет психологии
- 1.1. Человек как природное и одухотворенное существо.
- 1.2. Психика человека.
- 1.3. Определение психологии как науки.
- 1.4. Связь научной психологии с житейской и практической.
- Глава 2. История психологии
- 2.1. Представление древних философов о душе.
- 2.2. Взгляды философов нового времени о сущности психики.
- 2.3. Современные психологические теории.
- 2.4. Психология в России.
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии
- 3.1. Состояние современной психологии.
- 3.2. Методология психологических исследований.
- 3.3. Методы исследования психических явлений.
- Глава 4. Физиологические и биоэнергетические механизмы психики человека
- 4.1. Строение и функции нервной системы.
- 4.2. Динамическая локализация психических процессов.
- 4.3. Мозг, психика и поведение человека.
- 4.4. Биоэнергетическая концепция психики.
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека.
- 5.1. Развитие психики в филогенезе.
- 5.2. Психика и формы поведения животных.
- 5.3. Возникновение и развитие сознания у человека.
- 5.4. Сходство и различие психики человека и животных.
- Глава 6. Психология поведения и деятельности человека
- 6.1. Понятие о поведении и деятельности.
- 6.2. Психические и физические компоненты поведения и деятель-ности.
- 6.3. Виды поведения и деятельности.
- Раздел II. Психология познания
- Глава 7. Общая характеристика познавательной деятельности
- 7.1. Понятие о познавательной деятельности.
- 7.2. Структура познавательной деятельности.
- 7.3. Мотивация познавательной деятельности.
- 7.4. Формирование познавательной деятельности.
- 7.5. Диагностика познавательной деятельности и способнос-тей учащихся.
- Глава 8. Сенсорные познавательные процессы
- 8.1. Ощущения.
- 8.2. Восприятие.
- 8.3. Внимание.
- 9.1. Память.
- 9.2. Воображение.
- 9.3. Мышление.
- Глава 10. Речь и психические процессы
- 10.1. Понятие о языке и речи.
- 10.2. Виды речи как средство общения и орудие мышления.
- 10.3. Развитие речи и духовного мира человека.
- Раздел III. Психическая организация личности
- Глава 11. Индивид и личность
- 11.1. Понятие о личности.
- 11.2. Самопознание и самооценка личности.
- 11.3. Духовный мир личности.
- 11.4. Формирование и развитие личности.
- 12.1. Эмоции и чувства.
- 12.2. Эмоциональные состояния и виды чувств.
- 12.3. Воля и волевые действия.
- 12.4. Волевые свойства личности.
- 13.1. Темперамент.
- 13.2. Характер.
- 13.3. Способности.
- 14.2. Социальные свойства личности
- 14.3. Устойчивость и трансформация свойств личности.
- 15.1. Личность и деятельность.
- 15.2. Профессиональные качества личности.
- 15.3. Профессиональная адаптация и подготовка личности к деятельности.
- Раздел IV.
- Глава 16. Личность и группа
- 16.1. Личность в группе.
- 16.2. Виды групп.
- 16.3. Структура группы.
- 16.4. Групповая деятельность.
- Глава 17. Полисубъектные отношения в группе
- 17.1. Взаимодействие субъектов в группе.
- 17.2. Статус субъекта в группе.
- 17.3. Интеграция и дифференциация субъектов в группе.
- 17.4. Социальные роли субъекта.
- 18.1. Общение и его функции.
- 18.2. Взаимное познание субъектов в процессе общения.
- 18.3. Взаимодействие субъектов в процессе общения
- 18.4. Развитие межличностного общения.
- Глава 1 . Пре дме т пс ихо лог ии ............................. 5
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии 35
- Глава 4. Фи зи ол ог иче ск ие и б иоэ не рг ет ич ес кие механизмы
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека. . .............. 60
- Раздел II. Психология познания .................... 88
- Глава 7 . Обща я х арак тер исти ка позн ава тель ной дея тел ьнос ти ..... 88
- Глава 8. Се нс ор ные п оз нав ат ел ьн ые пр оц ес сы ............... 104
- Раздел III. Психическая организация личности ................. 166
- Глава 14 . Пр ир од ны е и со ци ал ьн ые свойства ли чн ос ти ......... 222