9.1. Память.
Поступающая от органов чувств в сознание человека ин-формация закрепляется, систематизируется и преобразуется в более сложные формы психического отражения действительнос-ти в результате функционирования интеллектуальных процес-сов: памяти, воображения и мышления.
Интеллект - высшая форма проявления познавательной де-ятельности, это способность человека оперировать, возникши-ми на основе полученной от органов чувств информации, обра-зами, мыслями, понятиями, закреплять и преобразовывать их, изменять и создавать новые, устанавливать связи между ними и, таким образом, получать новые знания о предметах и явлени-ях, о их связях и отношениях, о их сущности и закономерности.
Память является очень важным познавательным процессом, обеспечивающим переход от сенсорных процессов к интеллек-туальным. С одной стороны, она непосредственно связана с сен-сорными процессами, так как оттуда поступает к ней информа-
124
ция о внешнем мире, а, с другой стороны, она является внутренним интеллектуальным процессом, закрепляющим и систематизирующим полученную информацию, которая потом перерабатывается и преоб-разуется воображением и мышлением в новые более сложные формы психики.
Память дает возможность индивиду накапливать опыт и ис-пользовать его в своей жизни. Благодаря памяти человек стано-вится сознательной личностью и может дать отчет о том, кто он такой, что он знает и умеет делать и как должен вести себя в той или иной обстановке. Память включается в ощущения и воспри-ятия, вследствие чего человек отражает предметы и их свойства как уже известные ему. Без памяти человек был бы все время в положении новорожденного, который каждый раз воспринимал бы предметы как новые, неизвестные ему.
Память выполняет очень важные функции в познаватель-ной деятельности. Первая функция заключается в том, что она отбирает и закрепляет необходимую для субъекта информацию, по-ступающую через органы чувств. Вторая функция связана с накопле-нием и сохранением полученной информации в сознании человека. Тре-тья функция направлена на воспроизведение информации, необходи-мой для осуществления текущей и будущей деятельности.
Вопрос о механизмах памяти давно привлекал внимание ученых. Еще Аристотель считал, что человек запоминает благодаря тому, что между образами предметов образуются ассоциации (связи). При вос-приятии одного предмета возникает образ, связанного с ним, другого предмета. Аристотель описал три вида ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту. На основе ассоциации по смежности человек запоминает предметы, находящиеся в одном и том же месте в одно и то же время. Ассоциация по сходству дает возможность запомнить предметы, имеющие одинаковые признаки: форму, величину, объем, цвет, запах и т.д. Благодаря ассоциации по контрасту запоминаются предметы, которые свойственны противоположные качества: круглый и квадратный, большой и маленький, белый и черный, толстый и тон-кий и т.д.
В дальнейшем были описаны и другие ассоциации, в основ-ном смыслового характера: ассоциация между причиной и след-ствием, между видом и родом, между частью и целым и т.д.
И.П. Павлов полагал, что физиологической основой ассо-циации являются временные нервные связи, образованные в коре больших полушарий при действии двух раздражителей, имею-щих жизненно важное значение.
Исследованием памяти занимались многие зарубежные и оте-
125
чественные психологи и считалось, что она изучена лучше, чем все остальные познавательные процессы. Однако, многое в памяти оста-ется загадочным и непонятным. Неизвестно почему происходит час-тичная или полная потеря памяти (амнезия), почему некоторые люди начинают воспроизводить такую информацию, о которой они раньше не имели никакого представления, почему информация нужная в дан-ный момент не воспроизводится, а ненужная вдруг всплывает в памя-ти и т.д.
Память - это сложный познавательный процесс, направлен-ный на запечатление, сохранение и воспроизведение поступившей на органы чувств информации. Таким образом, в структуре па-мяти можно выделить четыре относительно самостоятельных процесса: запоминание, воспроизведение, сохранение и забыва-ние усвоенной ранее информации.
Каждый процесс осуществляется при помощи сознательных мнемических действий, направленных на выделение и запечатле-ние нужной информации ее удержание и восстановление. Название “мнемические” действия связано с именем богини памяти Мнемо-зины, которая, как полагали древние греки, одаряет каждого чело-века памятью. Все процессы памяти взаимосвязаны между собой и осуществляются последовательно один за другим.
Начинается деятельность памяти с запоминания информации. Процесс запоминания имеет избирательный характер. Запоминается та информация, которая связана с деятельностью человека. Основ-ным условием успешного запоминания является активное взаимодей-ствие субъекта с объектом, несущим информацию. В процессе запо-минания устанавливаются связи между новой информацией и ранее усвоенной. Благодаря этим связям запоминание становится прочным и длительным. На прочность запоминания оказывает большое влия-ние установка запомнить информацию на определенный срок. При на-личии установки запомнить информацию на длительное время она запо-минается более прочно, чем при установке запомнить на короткое время. Большое влияние на прочность запоминания оказывает также эмоциональ-ное состояние субъекта, возникшее в момент восприятия информации.
Ус п е ш н о е усвоение информации во многом зависит от правиль-ной организации процесса запоминания. Специально организованное запоминание, направленное на более эффективное усвоение информа-ции называется заучиванием. В процессе заучивания применяются специальные приемы мнемического характера, направленные на об-
126
работку и осмысление изучаемого материала.
Мнемические действия, применяемые в процессе заучивания, включают следующие операции: ориентацию в смысловой структуре материала, расчленение и группировку смысловых элементов, уста-новление связей между структурными единицами текста, перекодиро-вание вербальной информации в образную, закрепление запоминаемо-го материала в целом и по частям.
Воспроизведение - процесс восстановления усвоенной ин-формации в сознании человека. Воспроизведение может осуще-ствляться сразу же после запоминания, а также через определенный про-межуток времени. Наиболее трудным является восстановление информа-ции через длительное время после ее заучивания.
Восстановление информации, или ее актуализация, может осуществляться в самых разнообразных формах: в виде узнава-ния, воспоминания, припоминания и воспроизведения (в устной или письменной форме).
Узнавание является наиболее простой формой актуализации информации при ее повторном восприятии. Оно может быть пол-ным и неполным, определенным и неопределенным, четким и не-четким. На узнавание большое влияние оказывает воспоминание.
Воспоминание - это восстановление информации, воспри-нятой в определенное время и при определенных обстоятель-ствах. При повторном восприятии этой информации человек вспоминает, что она ему знакома и он ее узнает. При неясном воспоминании узнавание бывает неопределенным.
Воспоминание может осуществляться и без повторного вос-приятия информации. Это происходит тогда, когда человек пе-ребирает в своей памяти те события, предметы и явления, кото-рые имели место в то или иное время его жизни.
Припоминание является наиболее сложным процессом вос-становления информации. Оно имеет место в том случае, если человек не может сразу восстановить в полном объеме нужную ему информацию. Для того, чтобы припомнить ее субъект дол-жен осуществить сложные умственные и мнемические действия.
Умственные действия направлены на то, чтобы определить в каком объеме должна быть восстановлена информация, какое приблизительно содержание она должна иметь и в какой после-
127
довательности будет происходить ее актуализация. Мнемические при-емы используются для того, чтобы установить на какие части был расчленен материал, как он был сгруппирован, какие устанавливались ассоциации и другие опоры. Использование неправильных опор и ассоциа-ций приводит к ошибкам в припоминании. Примером тому является при-поминание фамилии человека в рассказе А.П. Чехова “Лошадиная фами-лия”.
Припоминание, воспоминание и узнавание - это мнемичес-кие процессы, направленные на восстановление информации во внутреннем плане, про себя. Однако во многих видах деятельно-сти, и прежде всего в учебной, необходимо воспроизводить информа-цию для других людей посредством слов и других знаков.
Воспроизведение - это сложный процесс восстановления ин-формации во внешнем плане посредством устной или письмен-ной речи, рисунков, чертежей, схем и т.п. Сложность восстанов-ления информации при воспроизведении обусловлена тем, что она должна быть перекодирована из плана внутренней речи во внешнюю устную или письменную речь. Трудность этого пере-кодирования заключается в том, что информация во внутрен-ней речи существует в свернутом виде, тогда как во внешней речи она должна быть представлена в развернутом виде.
При восстановлении информации, в какой бы это форме не происходило, имеет место ее реконструкция. Реконструкции под-вергается смысловое содержание информации, изменяется пос-ледовательность ее восстановления, происходит перегруппиров-ка частей, реконструируются отдельные элементы.
Воспроизведение как и запоминание может иметь предна-меренный и непреднамеренный характер. Преднамеренное запо-минание и воспроизведение осуществляется всегда с определен-ной целью, непреднамеренное без всякой цели, как бы само со-бой. Непреднамеренное запоминание и воспроизведение осуще-ствляется легко и свободно, если оно связано с активной ум-ственной или практической деятельностью, и с применением жизненно важной информацией. Преднамеренное запоминание и воспроизведение направлено на приобретение сложной научной информации, имеющей отвлеченный характер. Усвоение и вос-становление такой информации требует от субъекта больших волевых усилий, в связи с этим они приобретают произвольный
128
характер.
Особое значение в деятельности памяти имеет сохранение информации. Сохранение направлено на закрепление, система-тизацию и удержание информации в сознании субъекта в пери-од между ее запоминанием и воспроизведением. Сохранение име-ет избирательный характер. Вся информация, имеющая важное жизненное значение сохраняется полно и прочно иногда на всю жизнь. Сохраняется также длительное время информация, обеспе-чивающая осуществление практической и теоретической деятель-ности. Помнится и сохраняется в сознании человека все то, что свя-зано с его поведением, с его потребностями, интересами, желаниями, це-лями и стремлениями. Вся остальная информация, не применяемая в жиз-ни, исчезает из памяти, забывается.
Забывание такой же целесообразный процесс, как и сохра-нение. Если бы вся усвоенная ранее информация хранилась в со-знании, то было бы трудно разобраться в ней и быстро выде-лить ту, которая необходима в данный момент.
Забывание может быть полным и частичным, временным и по-стоянным. С временным забыванием связано явление реминисцен-ции. Оно имеет место в том случае, когда воспроизведение инфор-мации осуществляется лучше не сразу после ее запоминания, а спу-стя какое-то время. Это бывает при запоминании очень сложного по содержанию и большого по объему материала. Чаще всего ре-минисценция проявляется в детском возрасте, реже у взрослых.
При полном забывании человек не может восстановить ин-формацию в своем сознании, как бы не старался. Но это не зна-чит, что она вообще исчезла у человека. Так, известно, что в состоянии гипноза полностью забытая информация может быть восстановлена. Например, взрослому человеку внушают, что ему 5 лет и он начинает вести себя как и все дети этого возрас-та. Это доказывает, что при полном забывании информация ухо-дит из сферы сознания в бессознательную психику, а потом при определенных условиях может возвращаться.
Какие механизмы обеспечивают поступление необходимой информации из бессознательной психики в сознание и какие ме-ханизмы удаляют отработанную информацию обратно в под-сознание, а потом снова ее возвращают? Эти механизмы описа-ны З. Фрейдом. Один из них он назвал механизмом сопротивле-
129
ния, другой - вытеснения. Механизм сопротивления ( отрицания) отби-рает и пропускает в сознание только информацию, имеющую важное жизненное значение, а всю остальную игнорирует, отрицает. Механизм вытеснения ( подавления) уд а л я е т ненужную информацию, которая боль-ше не применяется. Поэтому, чтобы не происходило забывания ин-формации ее нужно все время повторять и применять в деятельно-сти. Если же информация подвергалась забыванию, то ее восста-новление возможно только на основе осуществления тех умствен-ных и мнемических действий, которые применялись при запомина-нии.
Конечно, процессы запоминания, воспроизведения, сохранения и забывания у всех людей функционируют по-разному. Поэтому имеют место индивидуальные особенности в продуктивности памяти. Воз-можны четыре уровня проявления продуктивной памяти.
На первом, низшем уровне продуктивность памяти невысокая. Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения не обеспечи-вают усвоение информации в полном объеме. Запоминание осуществ-ляется медленно, сохранение информации недолгое, воспроизведение неполное. Этот уровень наблюдается у лиц с ослабленной памятью.
На втором уровне продуктивность памяти тоже не очень высо-кая, хотя запоминание происходит быстро, но сохранение и воспроиз-ведение неполное и неточное.
На третьем уровне продуктивность памяти довольно высо-кая, хотя запоминание происходит медленно, но сохранение и вос-произведение полное и точное.
На четвертом уровне продуктивность памяти самая высо-кая. Запоминание быстрое и точное, сохранение длительное, вос-произведение полное и точное.
Наряду с процессами имеют место и виды памяти. Разли-чают: образную память, смысловую (словесно-логическую), двигательную, эмоциональную, кратковременную и долговре-менную.
Содержание образной памяти определяется существующи-ми в сознании представлениями, которые отражают ранее вос-принятые предметы и явления. Представления являются обоб-щенными образами объектов реальной действительности. Они могут быть: зрительными, слуховыми, обонятельными, осяза-тельными, вкусовыми и двигательными. Наибольшее значение в жизни человека имеют зрительные, слуховые и двигательные представления, так как на их основе происходит ориентация в
130
пространстве и осуществляется предметно-практическая деятель-ность.
Образная память существует не только в форме представ-лений, но и в виде эйдетических образов. Эти образы похожи на представления, так как возникают при отсутствии воспринято-го объекта, но отличаются тем, что им присуща такая же чет-кость и наглядность, которая характерна для образов восприя-тия. Человек с эйдетической памятью как бы видит ранее вос-принятый объект во всех его деталях и может последовательно «рас-сматривать» его деталь за деталью.
Смысловая память направлена на усвоение смыслового со-держания слов. На деятельность этой памяти большое влияние оказывает мышление, которое позволяет человеку осуществлять логическую обработку усваиваемой информации, анализировать ее элементы, устанавливать связи между частями, обобщать и синтезировать приобретенные знания. Наряду со смысловой су-ществует так называемая механическая память, которая имеет место в том случае, когда ученик не в состоянии понять учеб-ный материал и запоминает его дословно.
В зависимости от преобладания у человека образной или смысловой памяти его относят или к образному или к словесно-логическому типу памяти. Образный тип может быть: зритель-ным, слуховым и двигательным. Существуют и смешанные типы памяти: зрительно-слуховая, зрительно-двигательная и двигатель-но-слуховая.
Эмоциональная память основана на способности человека помнить те эмоции и чувства, которые им раньше переживались. Она оказывает большое влияние на все психические процессы и свойства личности, на ее поведение и деятельность. Закрепив-шиеся в памяти чувства долга, ответственности, совести и сты-да - являются основными стимулами высоконравственных по-ступков личности.
Двигательная память обеспечивает усвоение и применение раз-нообразных движений, являющихся составной частью двигатель-ных навыков и умений. От нее зависит успешное выполнение тру-довой, спортивной, игровой и учебной деятельности. Признаком хорошей двигательной памяти является точность, меткость и лов-кость движений человека.
Кратковременная и долговременная память является пока-зателем периода времени, в течение которого может функцио-
131
нировать любой вид памяти. Кроме этих двух основных видов памяти выделяют также иконическую, оперативную и буферную память.
Прохождение информации из внешнего мира в сознание через все эти виды памяти осуществляется следующим образом. Поступающая на органы чувств информация запечатлевается там в форме образа-иконы. Затем она переходит в кратковременную память, где мгновен-но воспроизводится и передается в оперативную память. Здесь она объединяется в оперативные единицы, осмысливается и переходит в долговременную память. Буферная память, по терминологии С.А. Андреева и Л.Н. Хромова1, является промежуточной между основ-ными видами памяти. В буферной памяти поступившая в форме обра-за-иконы информация мгновенно запечатлевается, переходит в крат-ковременную память и после интеллектуальной обработки поступает в долговременную память. Но для того, чтобы информация закрепи-лась в долговременной памяти необходимо, как считают авторы, ак-тивизировать работу буферной памяти, чтобы продлить процесс запе-чатления образов-икон.
В противном случае информация быстро исчезает из созна-ния субъекта. У большинства людей буферная память работает недостаточно активно, что является причиной быстрого забы-вания полученной информации. Чтобы активизировать работу бу-ферной памяти авторы разработали систему упражнений, направ-ленных на запечатление образов-икон, поступающих в долговре-менную память.
Таким образом, основным условием развития памяти явля-ется активная познавательная деятельность субъекта и специ-альная тренировка, направленная на запечатление, сохранение и воспроизведение полученной информации.
- Раздел I. Психика и поведение человека
- Глава 1. Предмет психологии
- 1.1. Человек как природное и одухотворенное существо.
- 1.2. Психика человека.
- 1.3. Определение психологии как науки.
- 1.4. Связь научной психологии с житейской и практической.
- Глава 2. История психологии
- 2.1. Представление древних философов о душе.
- 2.2. Взгляды философов нового времени о сущности психики.
- 2.3. Современные психологические теории.
- 2.4. Психология в России.
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии
- 3.1. Состояние современной психологии.
- 3.2. Методология психологических исследований.
- 3.3. Методы исследования психических явлений.
- Глава 4. Физиологические и биоэнергетические механизмы психики человека
- 4.1. Строение и функции нервной системы.
- 4.2. Динамическая локализация психических процессов.
- 4.3. Мозг, психика и поведение человека.
- 4.4. Биоэнергетическая концепция психики.
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека.
- 5.1. Развитие психики в филогенезе.
- 5.2. Психика и формы поведения животных.
- 5.3. Возникновение и развитие сознания у человека.
- 5.4. Сходство и различие психики человека и животных.
- Глава 6. Психология поведения и деятельности человека
- 6.1. Понятие о поведении и деятельности.
- 6.2. Психические и физические компоненты поведения и деятель-ности.
- 6.3. Виды поведения и деятельности.
- Раздел II. Психология познания
- Глава 7. Общая характеристика познавательной деятельности
- 7.1. Понятие о познавательной деятельности.
- 7.2. Структура познавательной деятельности.
- 7.3. Мотивация познавательной деятельности.
- 7.4. Формирование познавательной деятельности.
- 7.5. Диагностика познавательной деятельности и способнос-тей учащихся.
- Глава 8. Сенсорные познавательные процессы
- 8.1. Ощущения.
- 8.2. Восприятие.
- 8.3. Внимание.
- 9.1. Память.
- 9.2. Воображение.
- 9.3. Мышление.
- Глава 10. Речь и психические процессы
- 10.1. Понятие о языке и речи.
- 10.2. Виды речи как средство общения и орудие мышления.
- 10.3. Развитие речи и духовного мира человека.
- Раздел III. Психическая организация личности
- Глава 11. Индивид и личность
- 11.1. Понятие о личности.
- 11.2. Самопознание и самооценка личности.
- 11.3. Духовный мир личности.
- 11.4. Формирование и развитие личности.
- 12.1. Эмоции и чувства.
- 12.2. Эмоциональные состояния и виды чувств.
- 12.3. Воля и волевые действия.
- 12.4. Волевые свойства личности.
- 13.1. Темперамент.
- 13.2. Характер.
- 13.3. Способности.
- 14.2. Социальные свойства личности
- 14.3. Устойчивость и трансформация свойств личности.
- 15.1. Личность и деятельность.
- 15.2. Профессиональные качества личности.
- 15.3. Профессиональная адаптация и подготовка личности к деятельности.
- Раздел IV.
- Глава 16. Личность и группа
- 16.1. Личность в группе.
- 16.2. Виды групп.
- 16.3. Структура группы.
- 16.4. Групповая деятельность.
- Глава 17. Полисубъектные отношения в группе
- 17.1. Взаимодействие субъектов в группе.
- 17.2. Статус субъекта в группе.
- 17.3. Интеграция и дифференциация субъектов в группе.
- 17.4. Социальные роли субъекта.
- 18.1. Общение и его функции.
- 18.2. Взаимное познание субъектов в процессе общения.
- 18.3. Взаимодействие субъектов в процессе общения
- 18.4. Развитие межличностного общения.
- Глава 1 . Пре дме т пс ихо лог ии ............................. 5
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии 35
- Глава 4. Фи зи ол ог иче ск ие и б иоэ не рг ет ич ес кие механизмы
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека. . .............. 60
- Раздел II. Психология познания .................... 88
- Глава 7 . Обща я х арак тер исти ка позн ава тель ной дея тел ьнос ти ..... 88
- Глава 8. Се нс ор ные п оз нав ат ел ьн ые пр оц ес сы ............... 104
- Раздел III. Психическая организация личности ................. 166
- Глава 14 . Пр ир од ны е и со ци ал ьн ые свойства ли чн ос ти ......... 222