8.2. Восприятие.
Восприятие является более сложным сенсорным познаватель-ным процессом, чем ощущение. Оно дает возможность человеку более полно и более разносторонне познавать окружающую дей-ствительность. Если в ощущениях отражаются свойства, качества и состояния внешней и внутренней среды, то в восприятии отража-ются предметы и явления вместе со всеми их свойствами и каче-
110
ствами. Второе отличие заключается в том, что на основе ощущений воз-никает впечатление о раздражителе, то в процессе восприятия формиру-ется образ предмета, котор ы й действует на органы чувств. Третье отл и-чие состоит в том, что ощущение возникает сразу же при действии раз-дражителя, а восприятие предполагает активное взаимодействие субъек-та с отражаемым объектом.
Восприятие как более сложный сенсорный познавательный процесс возникает на основе ощущений, которые являются со-ставной частью образа объекта. Образ - это сенсорная копия объекта, которая возникает в процессе взаимодействия субъек-та с воспринимаемым объектом. Таким образом, восприятие -это процесс отражения предметов и явлений в нашем сознании в форме образов при непосредственном действии объектов на орга-ны чувств. В процессе восприятия человек получает более пол-ные знания о внешнем мире, о предметах и явлениях, о их форме, величине, объеме и пространственном положении.
Б.Г. Ананьев описал процесс восстановления зрительного восприятия у контуженного в голову больного. У него вслед-ствие контузии был поражен головной мозг, что привело к пол-ной неподвижности глазных яблок. У больного сохранилась толь-ко лишь световая чувствительность, предметов же он не разли-чал. В процессе восстановления зрения он сначала стал выде-лять аморфные пятна, разные по величине и яркости. Только пос-ле трехмесячного лечения он стал видеть и различать предметы.
Формирование образа, воспринимаемого объекта, может происходить в одном случае постепенно (сукцессивно), в дру-гом случае мгновенно (симультанно). Сукцессивно формирует-ся образ только в том случае, когда воспринимается новый, не-известный предмет. Для этого необходимо последовательно со-вершить целый ряд перцептивных действий. Сначала на основе по-исковых движений происходит обнаружение объекта. Затем, на основе установочных и прослеживающих движений глаз выделяется объект и сопоставляется с другими объектами или с представлениями о них. Если воспринимаемый объект совпадает с другими известными объектами, то происходит его отождествление с ними и, таким образом, осуществляет-ся опознавание объекта. Если же воспринимается уж е известный объект, то эти перцептивные действия проявляются в свернутом виде и его образ возникает мгновенно.
111
Восприятие, как более сложный познавательный процесс, харак-теризуется такими свойствами как: предметность, целостность, ос-мысленность, избирательность и константность.
Предметность является основным свойством восприятия, так как человек воспринимает не бесформенные объекты, а пред-меты, созданные человеком и для человека. Каждый предмет имеет свое назначение, свое устройство и свои, присущие толь-ко ему, свойства и качества. Все предметы используются нами соответствующим образом и занимают определенное место в на-шей жизни. Даже природные объекты опредмечиваются нами в силу того, что они применяются нами или являются объектами познания. Например, муха - это предмет нашего быта и объект познания. Она живое существо, относится к классу насекомых, имеет свойственное ей строение тела, позволяющее ей летать и вести соответствующий образ жизни. Стремясь избавиться от них люди применяют разнообразные способы борьбы с ними, так как они являются разносчиками различных заболеваний.
Для некоторых животных, в том числе и для лягушек, муха - это объект пищи. Летящая муха является для нее стимулом, побуждающим ее совершить прыжок, поймать муху ртом и съесть ее. Образ мухи не существует для лягушки отдельно от ее действий. Только для человека образ предмета может суще-ствовать как элемент сознания, как субъективный образ воспри-нимаемого предмета который является всегда полным и завер-шенным, несмотря даже на то, что не все детали объекта могут быть восприняты. Гештальт-психологией были установлены ряд факторов, влияющих на формирование целостного образа при восприятии деталей предмета. Одним из основных факторов яв-ляется пространственная близость деталей объекта. Второй - это сходство элементов между собой. Третий -естественное продолже-ние одного элемента в другом. Четвертый -замкнутость элементов в ограниченном пространстве.
Влияние всех этих факторов на формирование целостного образа можно обнаружить простым способом. Если на бумаге изобразить три линии, расположенные по отношению друг к дру-гу, как в треугольнике, но не соединять их углами, то эта фигу-ра воспринимается как треугольник. В данном случае на воз-никновение целостного образа треугольника оказывает влияние все четыре фактора. Для всех трех линий свойственна простран-
112
ственная близость. Все три линии сходны между собой. Одна линия находит свое продолжение в другой. Все три линии создают впечатле-ние замкнутости в одном пространстве.
Осмысленность восприятия имеет место благодаря тому, что образ воспринимаемого предмета является элементом сознания, так как он обозначается словом, смысловое значение которого оп-ределяется как общими, так и индивидуальными свойствами пред-мета. Поэтому осмысленность восприятия связана с его обобщен-ностью. Воспринимая предмет человек выделяет его общие свой-ства и относит его к соответствующему классу предметов. Ос-мысливая воспринимаемый предмет человек решает не только пер-цептивную, но и интеллектуальную задачу, так как в процессе вос-приятия он выдвигает и проверяет гипотезы о том, что представля-ет собой предмет и к какому классу он относится.
Осмысленность восприятия достигается также благодаря тому, что органы чувств человека, посредством которых осуще-ствляется перцепция, являясь составной частью нервной системы, несут не только сенсорную, но и интеллектуальную нагрузку, по-зволяя человеку осуществлять разумную сенсорную деятельность как в процессе познания, так и в пратических действиях. В связи с этим обстоятельством психолог Р.Л.Грегори называл орган зрения не только световым рецептором, но и «разумным глазом».1
Осмысленность восприятия дает возможность наиболее полно и разносторонне познать предмет. В то же время под влиянием пред-взятых мыслей, когнитивных установок и чувств мы можем видеть в объекте не то, что есть в действительности, а то, что нам хотелось бы. Такое искаженное восприятие объекта, возникшее под влиянием психического состояния личности, называется апперцепцией.
Осмысленность восприятия имеет важнейшее значение в учеб-ном процессе, так как усвоение научных знаний во многом зависит от того какие признаки и как осмысливают учащиеся при восприятии изу-чаемого объекта. Иногда учащиеся осмысливают несущественные признаки воспринимаемого объекта, так как они более четко выделя-ются, существенные же признаки остаются незамеченными, что от-рицательно влияет на усвоение научных знаний.
Избирательность обеспечивает выделение объекта из общего фона. Среди большого количества объектов, которые действуют на органы чувств в данный момент, человек выделяет наиболее отчетливо и ясно только некоторые из них. Что же способствует выделению объекта вос-приятия? Это прежде всего контраст объекта восприятия по отноше-нию к другим окружающим объектам. Это используется в учебных пособиях для выделения особо важных положений, напечатанных спе-
113
циальным шрифтом, большей величиной бу кв, подчеркиванием и осо-бой окраской букв. Если объект не имеет контрастных признаков, то он сливается с фоном и его трудно заметить и выделить. Это обстоятель-ство используется в целях маскировки. Что же тогда позволяет выде-лить объект? Это потребности, интересы, когнитивные установки, зада-чи, кото ры е ставит человек в процессе познания.
Константность обеспечивает стабильность и постоянство обра-за предмета несмотря на изменение условий его восприятия. Воспри-нимаемый нами предмет может изменять свое пространственное по-ложение, приближаться или уд а л я т ь с я , по разному освещаться, изме-нять свои качества, но его образ, отражающий форму, величину и объем, остается одним и тем же. Благодаря этому человек живет в мире по-стоянных вещей и может ориентироваться в бесконечно изменчивом и многообразном мире.
Основные виды восприятия такие же как и в ощущениях. В ос-новном человек воспринимает предметы посредством зрения, слуха и осязания. Ведущим в отражении материальных объектов является зрительное восприятие. Благодаря зрению человек воспринимает фор-му, величину, объем и пространственное положение предметов. При-чем, восприятие всех этих структурных признаков предметов осуще-ствляется на основе совместной деятельности зрительного и двига-тельного анализаторов.
В основе восприятия формы предмета лежит изображение его на сетчатке глаз а, которое является копией предмета в силу оптического устройства органа зрения. Но для того, чтобы возник образ предмета необходимо активное взаимодействие зрительной и гл азодвигатель-ной системы с объектом. Это взаимодействие осуществляется по-средством разнообразных движений глаз, направленных на выделение контура предмета из окружающего фона.
Специальные исследования показывают, что неподвижный глаз ничего не видит. Движения гла з направлены прежде всего на выделе-ние и обследование наиболее информативных деталей воспринимае-мого объекта. Так, при восприятии лица человека движения глаз на-блюдателя большей частью направлены на получение информации об особенностях глаз, носа и губ, которые являются наиболее характер-ными признаками лица человека.
Восприятие величины предмета осуществляется на основе образования связей между величиной изображения на сетчатке глаза и напряжением глазных мышц, устанавливающих зритель-ные оси глаз на предмет, находящийся на определенном рассто-
114
янии. Это необходимо для того, чтобы возникло четкое изображение предмета на сетчатке глаз посредством механизмов аккомодации и конвергенции. Поэтому восприятие величины предмета достигается благодаря взаимодействию величины изображения на сетчатке с ак-комодацией и конвергенцией глаз.
Если два предмета разной величины, расположенные в од-ном направлении, находятся на одном и том же расстоянии, то сигналом для различения их величины является только величина изображения на сетчатке, так как аккомодация и конвергенция по отношению к этим двум предметам является одинаковой. В этом случае восприятие величины предметов на одном и том же расстоянии осуществляется на основе величины изображения их на сетчатке: чем больше величина изображения, тем больше пред-мет и чем меньше она, тем меньше предмет. Если же эти предме-ты расположить на разном расстоянии так, чтобы величина изоб-ражения их была одинакова, то сигналом для различения их ис-тинной величины будет являться различная степень аккомода-ции и конвергенции глаз. Чем больше аккомодация и конверген-ция глав, при одной и той же величине изображения, тем меньше предмет и чем она меньше, тем больше предмет.
Если же предмет приближается или удаляется от наблю-дателя, то сигналом о том, что его величина не изменяется является изменяющееся взаимодействие между величиной изображения и степенью аккомодации и конвергенции глаз. Так до-стигается константность восприятия величины предметов при из-менении расстояния до них.
Восприятие объема, глубины и удаленности предметов дости-гается посредством бинокулярного зрения. Для того, чтобы возник образ предмета необходимо, чтобы изображение на сетчатках глаз падало на идентичные, то есть равноудаленные точки сетчатки. В этом случае предмет воспринимается как плоский. Для того, что-бы он воспринимался в объеме и глубине необходимо, чтобы изоб-ражение падало на диспаратные, т.е. на не соответствующие точ-ки сетчатки правого и левого глаза. Создавая диспаратность на сетчатках глаз стереоскоп позволяет воспринимать предметы, изоб-раженные на плоскости, как имеющие объем, так и пространствен-ное место нахождение. Если диспаратность превышает норму, то возникает эффект восприятия двойственных объектов.
115
В зрительном восприятии имеет место иллюзии, т.е. искажение образа воспринимаемого объекта. Иллюзии могут возникать под вли-янием закона контраста между предметом и фоном или в результате переоценки размеров части и целого в воспринимаемом объекте. При-чиной иллюзии может быть особенность освещенности объекта: че-ловек в белом платье воспринимается более полным, чем в темном; на темном фоне фигуры кажутся более светлыми, чем обычно.
При нарушении зрения восприятие формы, величины и объема небольших предметов осуществляется посредством осязания. Сле-пые, ощупывая предмет, могут довольно точно воспринять предмет и опознать его. Если же они имеют дело с большими предметами, то судят о их форме и размерах по особенностям той части, которую они ощупывают. В этом случае у них возникает иллюзия уподобления, на основе которой образ всего объекта рисуется им на подобии той час-ти, которую они обследуют. Так, в одной индийской легенде рассказы-вается о том как пять слепых, идущих держась за веревку, повстреча-ли человека со слоном и попросили его, чтобы он дал им возможность пощупать слона. Он подвел его к ним и каждый слепой оказался про-тив определенной части слона. Первый пощупал хобот и сказал, что слон похож на толстый канат, второй, пощупав ухо, заявил, что слон похож на лист лотоса, третий обследовал ногу слона и сказал, что он похож на колонну, четвертый потрогал бок слона и заявил, что слон похож на крепостную стену, пятый, пощупав кисточку хвоста, сказал, что слон похож на метлу.
Восприятие каждого человека имеет свои индивидуальные особенности. Существует три типа зрительного восприятия: син-тетический, аналитический и аналитико-синтетический. Первый тип воспринимает сложный объект в целом, не выделяя деталей. У него возникает общее мало расчлененное впечатление о всем объекте. Отдельных деталей он часто не замечает и поэтому, когда возникает необходимость воспроизвести их, он это сде-лать не в состоянии. Второй тип замечает прежде всего детали объекта, их особенности и наиболее характерные признаки. Об-щее же впечатление об объекте у него бывает смутное и мало определенное. Про такого человека говорят, что он за деревья-ми не видит леса. Третий тип хорошо воспринимает как предмет в целом, так и его отдельные детали. Поэтому при необходимо-
1 Грегори Р.Л. Разумный глаз . - М., 1972.
116
сти он может дать полное и исчерпывающее описание всего объекта и каждой части в отдельности. При исследовании нового объекта этот тип легко переходит от изучения предмета в целом к изучению каждой его части и обратно. Благодаря этому результаты познания восприни-маемого предмета являются наиболее полными и точными.
- Раздел I. Психика и поведение человека
- Глава 1. Предмет психологии
- 1.1. Человек как природное и одухотворенное существо.
- 1.2. Психика человека.
- 1.3. Определение психологии как науки.
- 1.4. Связь научной психологии с житейской и практической.
- Глава 2. История психологии
- 2.1. Представление древних философов о душе.
- 2.2. Взгляды философов нового времени о сущности психики.
- 2.3. Современные психологические теории.
- 2.4. Психология в России.
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии
- 3.1. Состояние современной психологии.
- 3.2. Методология психологических исследований.
- 3.3. Методы исследования психических явлений.
- Глава 4. Физиологические и биоэнергетические механизмы психики человека
- 4.1. Строение и функции нервной системы.
- 4.2. Динамическая локализация психических процессов.
- 4.3. Мозг, психика и поведение человека.
- 4.4. Биоэнергетическая концепция психики.
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека.
- 5.1. Развитие психики в филогенезе.
- 5.2. Психика и формы поведения животных.
- 5.3. Возникновение и развитие сознания у человека.
- 5.4. Сходство и различие психики человека и животных.
- Глава 6. Психология поведения и деятельности человека
- 6.1. Понятие о поведении и деятельности.
- 6.2. Психические и физические компоненты поведения и деятель-ности.
- 6.3. Виды поведения и деятельности.
- Раздел II. Психология познания
- Глава 7. Общая характеристика познавательной деятельности
- 7.1. Понятие о познавательной деятельности.
- 7.2. Структура познавательной деятельности.
- 7.3. Мотивация познавательной деятельности.
- 7.4. Формирование познавательной деятельности.
- 7.5. Диагностика познавательной деятельности и способнос-тей учащихся.
- Глава 8. Сенсорные познавательные процессы
- 8.1. Ощущения.
- 8.2. Восприятие.
- 8.3. Внимание.
- 9.1. Память.
- 9.2. Воображение.
- 9.3. Мышление.
- Глава 10. Речь и психические процессы
- 10.1. Понятие о языке и речи.
- 10.2. Виды речи как средство общения и орудие мышления.
- 10.3. Развитие речи и духовного мира человека.
- Раздел III. Психическая организация личности
- Глава 11. Индивид и личность
- 11.1. Понятие о личности.
- 11.2. Самопознание и самооценка личности.
- 11.3. Духовный мир личности.
- 11.4. Формирование и развитие личности.
- 12.1. Эмоции и чувства.
- 12.2. Эмоциональные состояния и виды чувств.
- 12.3. Воля и волевые действия.
- 12.4. Волевые свойства личности.
- 13.1. Темперамент.
- 13.2. Характер.
- 13.3. Способности.
- 14.2. Социальные свойства личности
- 14.3. Устойчивость и трансформация свойств личности.
- 15.1. Личность и деятельность.
- 15.2. Профессиональные качества личности.
- 15.3. Профессиональная адаптация и подготовка личности к деятельности.
- Раздел IV.
- Глава 16. Личность и группа
- 16.1. Личность в группе.
- 16.2. Виды групп.
- 16.3. Структура группы.
- 16.4. Групповая деятельность.
- Глава 17. Полисубъектные отношения в группе
- 17.1. Взаимодействие субъектов в группе.
- 17.2. Статус субъекта в группе.
- 17.3. Интеграция и дифференциация субъектов в группе.
- 17.4. Социальные роли субъекта.
- 18.1. Общение и его функции.
- 18.2. Взаимное познание субъектов в процессе общения.
- 18.3. Взаимодействие субъектов в процессе общения
- 18.4. Развитие межличностного общения.
- Глава 1 . Пре дме т пс ихо лог ии ............................. 5
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии 35
- Глава 4. Фи зи ол ог иче ск ие и б иоэ не рг ет ич ес кие механизмы
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека. . .............. 60
- Раздел II. Психология познания .................... 88
- Глава 7 . Обща я х арак тер исти ка позн ава тель ной дея тел ьнос ти ..... 88
- Глава 8. Се нс ор ные п оз нав ат ел ьн ые пр оц ес сы ............... 104
- Раздел III. Психическая организация личности ................. 166
- Глава 14 . Пр ир од ны е и со ци ал ьн ые свойства ли чн ос ти ......... 222