12.1. Эмоции и чувства.
Одним из важных проявлений внутренней субъективной жиз-ни человека являются эмоции и чувства. Любовь и ненависть, радость и горе, страх и ужас, грусть и тревога, удивление и вос-хищение, страдание и наслаждение, отвращение и презрение, воз-мущение и негодование, стыд и совесть - вот далеко неполный перечень эмоций и чувств свойственных человеку.
Наиболее характерная особенность этих психических явлений заключается в их непосредственной представленности человеку. Каждый из нас испытывает разнообразные эмоции и чувства и мо-жет дать отчет о том как они возникают, протекают и исчезают.
176
Они не только наполняют нашу душевную жизнь, но и определяют наши действия и поступки, стимулируют или угнетают нашу деятельность, побуждают нас осуществлять замыслы и желания, совершать благо-деяния и злодеяния.
В эмоциях и чувствах проявляется пристрастное отноше-ние человека к окружающему миру, к самому себе, к тому, что он совершает и делает. Эмоции и чувства представляют собой своеобразные психические состояния, в которых прояв-ляется переживание человеком своего отношения к окружаю-щему миру и к самому себе. Испытываемые человеком пере-живания возникают под влиянием удовлетворения или неудов-летворения потребностей, свойственных субъекту. По мнению С.Л. Рубинштейна эмоции являются субъективной формой проявления потребностей.
Переживания могут проявляться как в виде легкого душев-ного волнения, так и в форме устойчивого нравственного состо-яния личности, называемого чувством. Возникновение эмоций и чувств обусловлено не только наличием потребностей, но и действием пред-метов, посредством которых они удовлетворяются.
Таким образом, переживания человека связаны с теми впечат-лениями, которые мы получаем посредством органов чувств из внешнего мира и внутренних состояний и поэтому обозначаются нами как особые состояния - чувства. Связь переживаний с впечат-лениями проявляется в виде импрессивной стороны эмоций и чувств. Благодаря этой связи эмоции и чувства становятся сигналами вне-шних воздействий и внутренних состояний личности. А.Н. Леонть-ев полагал, что эмоции выполняют функции внутренних сигналов, отражающих отношение между мотивами и результатами отвеча-ющей им деятельности субъекта.
Эмоции и чувства, будучи субъективными по своей форме существования переживаниями, вместе с тем всегда имеют вне-шние проявления и выражаются в разнообразных движениях, мимике и пантомимике, в интонациях и тембре голоса, а также сопровождаются органическими изменениями, проявляющимися в покраснении, побледнении, в замедлении или в ускорении рит-ма сердцебиения и дыхания.
1 Ницше Ф. Так говорил З А РАТ У С Т РА . М., 1990, с. 41, 42.
177
Поскольку выражение эмоций у человека и у животных во мно-гом сходны, то Ч. Дарвин считал, что происхождение эмоций у челове-ка есть результат эволюционного развития. Эмоции, по его мнению, есть не что иное как внутреннее отражение биологически целесообраз-ных реакций организма. Очевидно, поэтому эмоции возникают на основе удовлетворения или неудовлетворения естественных потребностей, обес-печивающих биологическое существование живых организмов.
Связь между эмоциями и телесными изменениями вызывала по-явление органической теории происхождения эмоций У. Джемса и К. Ланге. По их теории причинами появления эмоций являются органи-ческие воздействия, которые, отражаясь в нервной системе, порожда-ют переживания. Однако, такое упрощенное понимание причин проис-хождения эмоций было подвергнуто критике. У. Кеннон установил, что искусственно вызванное прекращение сигналов органического проис-хождения не влияет на возникновение эмоций. Следовательно, органи-ческие изменения не являются причиной возникновения эмоций, а лишь сопровождают их появление. Дальнейшее исследование связи эмоций с органическими процессами показало, что те и другие возникают по-чти одновременно.
Факт существования связи между эмоциями и внешними воз-действиями вызвал появление теории когнитивного происхож-дения эмоциональных переживаний. Согласно этой теории по-ложительные или отрицательные эмоциональные переживания возникают у человека под влиянием результатов познаватель-ной деятельности. Положительные переживания возникают тог-да, когда результаты деятельности соответствуют ожиданиям, отрицательные имеют место в том случае, если между ними име-ется расхождение или несоответствие (диссонанс).
Конечно, все эти теории являются правомерными, так как они представляют собой различные подходы к происхождению эмоций, и объяснению их связей с внешними воздействиями и органическими процессами.
Эмоциональные переживания характеризуются: качеством, интенсивностью, длительностью и устойчивостью.
Наиболее важной характеристикой эмоций и чувств явля-ется их качество. Каждое эмоциональное переживание имеет свое качество. Вместе с тем, все эмоции и чувства имеют два поляр-ных качества: положительное и отрицательное.
Полярность качеств переживаний обусловлена их непосред-
178
ственной связью с удовлетворением и неудовлетворением потребнос-тей. При удовлетворении потребности возникает положительное каче-ство, которое проявляется в форме переживания уд о в о л ь с т в и я , в то время как при неудовлетворении возникает переживание неудоволь-ствия.
Полярные качества могут иметь различную степень выражен-ности: сильную и слабую. Это зависит от уровня проявления по-требностей. При наличии сильной потребности ее удовлетворение вызывает не просто удовольствие, а наслаждение, при неудовлет-ворении - страдание. Высшей формой отрицательного пережива-ния является чувство отвращения (идиосинкразия), которое возни-кает к источнику его породившего.
Обычно человеку свойственно переживание одного из по-лярных качеств, но бывают случаи, когда он испытывает эмо-ции, включающие и положительное и отрицательное качество. Такие переживания называют двойственными или амбивалент-ными. Чаще всего одно из переживаний связано с прошлым, а другое с настоящим или будущим. Например, человек может одновременно переживать и радость и горе. Радуется потому, что случившаяся с ним беда миновала, горюет же потому, что она испортила жизнь в на-стоящее время и разрушила все надежды на лучшее будущее.
Наряду с чувствами, имеющими ярко выраженные полярные ка-чества, могут иметь место и такие эмоциональные состояния, кото-рые невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным переживаниям. Такие переживания являются часто нечеткими, смут-ными и неопределенными. Они возникают чаще всего в таких ситу-ациях, когда личность не может сразу сориентироваться в том, что происходит и испытывает чувство растерянности и беспокойства.
Интенсивность эмоций и чувств является также одной из важ-ных их характеристик. Эта сторона эмоциональных переживаний зави-сит от силы их проявления. Иногда чувство бывает настолько силь-ным, что оно целиком и полностью овладевает человеком и он воспри-нимает окружающий мир и все, что в нем происходит через его при-зму. Чувство как бы ослепляет его глаз а и он видит в объекте только то, что соответствует его переживанию. При слабой интенсивности чувства переживание имеет поверхностный характер, что является иногда причиной несерьезного отношения к действительности и порож-дает легкомысленные поступки.
Наиболее сильные и интенсивные чувства имеют место тогда, когда
179
они возникают впервые. Они также отличаются новизной и свежестью. В дальнейшем по мере их многократного проявления их интенсивность уменьшается и они притупляются. То гда субъект, в погоне за свежими чувствами, стремится к новым объектам, отличающимися неординар-ностью и экзотичностью.
Еще одной важной особенностью эмоций и чувств является их длительность и устойчивость. От устойчивости эмоциональ-ных переживаний часто зависит самочувствие человека в тече-ние определенного периода времени. Иногда отрицательные пе-реживания депрессивного характера сохраняются долгое время и накладывают отпечаток на психику и поведение человека. Выйти из такого состояния бывает очень трудно. Помогает в этом случае перемена обстановки, путешествие, знакомство с новы-ми людьми, интересные занятия и т.п.
Динамика возникновения и протекания эмоций и чувств имеет некоторые характерные особенности. В одном случае чув-ства возникают быстро почти мгновенно и проявляются в фор-ме эмоциональной вспышки, другом случае они возникают мед-ленно и постепенно. По мере нарастания эмоций и чувств уве-личивается напряжение переживаний, которые достигнув пика вступают в фазу спада и разрядки. После этого наступает раз-решение от возникшего чувства и личность начинает испыты-вать успокоение.
- Раздел I. Психика и поведение человека
- Глава 1. Предмет психологии
- 1.1. Человек как природное и одухотворенное существо.
- 1.2. Психика человека.
- 1.3. Определение психологии как науки.
- 1.4. Связь научной психологии с житейской и практической.
- Глава 2. История психологии
- 2.1. Представление древних философов о душе.
- 2.2. Взгляды философов нового времени о сущности психики.
- 2.3. Современные психологические теории.
- 2.4. Психология в России.
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии
- 3.1. Состояние современной психологии.
- 3.2. Методология психологических исследований.
- 3.3. Методы исследования психических явлений.
- Глава 4. Физиологические и биоэнергетические механизмы психики человека
- 4.1. Строение и функции нервной системы.
- 4.2. Динамическая локализация психических процессов.
- 4.3. Мозг, психика и поведение человека.
- 4.4. Биоэнергетическая концепция психики.
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека.
- 5.1. Развитие психики в филогенезе.
- 5.2. Психика и формы поведения животных.
- 5.3. Возникновение и развитие сознания у человека.
- 5.4. Сходство и различие психики человека и животных.
- Глава 6. Психология поведения и деятельности человека
- 6.1. Понятие о поведении и деятельности.
- 6.2. Психические и физические компоненты поведения и деятель-ности.
- 6.3. Виды поведения и деятельности.
- Раздел II. Психология познания
- Глава 7. Общая характеристика познавательной деятельности
- 7.1. Понятие о познавательной деятельности.
- 7.2. Структура познавательной деятельности.
- 7.3. Мотивация познавательной деятельности.
- 7.4. Формирование познавательной деятельности.
- 7.5. Диагностика познавательной деятельности и способнос-тей учащихся.
- Глава 8. Сенсорные познавательные процессы
- 8.1. Ощущения.
- 8.2. Восприятие.
- 8.3. Внимание.
- 9.1. Память.
- 9.2. Воображение.
- 9.3. Мышление.
- Глава 10. Речь и психические процессы
- 10.1. Понятие о языке и речи.
- 10.2. Виды речи как средство общения и орудие мышления.
- 10.3. Развитие речи и духовного мира человека.
- Раздел III. Психическая организация личности
- Глава 11. Индивид и личность
- 11.1. Понятие о личности.
- 11.2. Самопознание и самооценка личности.
- 11.3. Духовный мир личности.
- 11.4. Формирование и развитие личности.
- 12.1. Эмоции и чувства.
- 12.2. Эмоциональные состояния и виды чувств.
- 12.3. Воля и волевые действия.
- 12.4. Волевые свойства личности.
- 13.1. Темперамент.
- 13.2. Характер.
- 13.3. Способности.
- 14.2. Социальные свойства личности
- 14.3. Устойчивость и трансформация свойств личности.
- 15.1. Личность и деятельность.
- 15.2. Профессиональные качества личности.
- 15.3. Профессиональная адаптация и подготовка личности к деятельности.
- Раздел IV.
- Глава 16. Личность и группа
- 16.1. Личность в группе.
- 16.2. Виды групп.
- 16.3. Структура группы.
- 16.4. Групповая деятельность.
- Глава 17. Полисубъектные отношения в группе
- 17.1. Взаимодействие субъектов в группе.
- 17.2. Статус субъекта в группе.
- 17.3. Интеграция и дифференциация субъектов в группе.
- 17.4. Социальные роли субъекта.
- 18.1. Общение и его функции.
- 18.2. Взаимное познание субъектов в процессе общения.
- 18.3. Взаимодействие субъектов в процессе общения
- 18.4. Развитие межличностного общения.
- Глава 1 . Пре дме т пс ихо лог ии ............................. 5
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии 35
- Глава 4. Фи зи ол ог иче ск ие и б иоэ не рг ет ич ес кие механизмы
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека. . .............. 60
- Раздел II. Психология познания .................... 88
- Глава 7 . Обща я х арак тер исти ка позн ава тель ной дея тел ьнос ти ..... 88
- Глава 8. Се нс ор ные п оз нав ат ел ьн ые пр оц ес сы ............... 104
- Раздел III. Психическая организация личности ................. 166
- Глава 14 . Пр ир од ны е и со ци ал ьн ые свойства ли чн ос ти ......... 222