4.3. Мозг, психика и поведение человека.
Первоначально поведение человека пытались объяснить ис-ключительно влиянием психики. Человек захотел и по своей воле совершил определенное действие или поступок, соответствую-щий его желанию. Так продолжалось до тех пор, пока не обрати-ли внимание на непроизвольные реакции человека. Изучая по-ведение новорожденных детей, Уотсон дал описание основных
49
из них. Это - чихание, икание, сосание, ул ы б ка , плач, хаотические дви-жения конечностей, головы, туловища и др. Все эти реакции возника-ют при действии раздражителей из внешней и из внутренней среды на органы чувств. Физиологами был описан и нервный путь, лежащий в основе этих реакций. Он включал прохождение нервных импульсов от рецепторов по афферентным волокнам к нервным центрам, рас-положенным в спинном мозге и в столовой части головного мозга, а от них по эфферентным волокнам к мышцам и другим органам.
Наряду с врожденными элементарными реакциями у человека в процессе его развития появляется множество более сложных актов поведения. Для объяснения их возникновения была использована ус-ловно-рефлекторная теория И.П. Павлова. Согласно этой теории, если действие стимула, вызывающего врожденную реакцию, сочетать с дей-ствием нейтрального стимула, то в дальнейшем это стимул вызывает сам такую же реакцию. Этот рефлекс был назван условным. В его основе лежит образование временной связи в коре больших полуша-рий, благодаря которой появляется возможность реагировать на но-вые раздражители. Однако, объяснить появление новых форм поведения у животных и способность человека к саморегулированию эта теория не могла, так как все формы поведения замыкались на врожденных реакци-ях. Поэтому возникла необходимость или существенным образом допол-нить условно-рефлекторную теорию, или отказаться от нее.
Идея использования условного рефлекса, как основного спо-соба приобретения новых форм поведения, была применена в оте-чественной психофизиологии. Так в работах психофизиологов Е.Н. Соколова и Ч.А. Измайлова была разработана теория кон-цептуальной рефлекторной дуги, в структуре которой относи-тельно самостоятельно функционируют три взаимосвязанных нейронных системы: афферентная (чувствительная), эфферент-ная (исполнительная) и моделирующая (управляющая совмест-ной деятельностью первых двух систем).
В афферентную систему входят нейроны-детекторы, обра-батывающие информацию, поступающую от рецепторов, и ней-роны-детекторы, избирательно реагирующие только на стиму-лы определенного рода. Эффекторная состоит из командных ней-
1 Шарапов Б. И. К вопросу о взаимоотношениях двух корковых сигнальных систем после выключения многих периферических анализаторов. Журн ал высшей нервной деятельности, 1954 г., т. 4, вып. 1, с. 80-84.
50
ронов, посылающим импульсы от центра к исполнительным частям организма. В моделирующую систему входят нейроны, перерабаты-вающие информацию, циркулирующую в нейронах афферентной и эф-ферентной систем, которая затем поступает на командные нейроны.
Предложенная Е.Н. Соколовым и Ч.А. Измайловым теория концептуальной рефлекторной дуги раскрывает чисто физиологичес-кие механизмы поведения, не касаясь роли психических процессов в его осуществлении. Это, очевидно, объясняется тем, что основ-ные элементы концептуальной дуги были выделены в результате обобщения имеющихся данных о нейронных механизмах рефлек-сов у животных.
Наиболее правильное решение проблемы о роли нервных и психических процессов в поведении человека было сделано Н.А. Бернштейном, который создал теорию уровней построения дви-жений. Он сделал объектом изучения естественные движения че-ловека не в лабораторных, а в нормальных условиях осуществ-ления деятельности. Для этого он разработал специальные мето-ды регистрации управления и осуществления движений.
Вместо классической рефлекторной дуги Бернштейн предложил схему рефлекторного кольца, где наряду с “вхо-дом” (рецептор) и “выходом” (движение) имеется несколько центральных блоков, обеспечивающих перешифровку сигна-лов, создание программ и сличение осуществляемых движе-ний с программой по принципу сенсорных коррекций. Любое более или менее сложное движение, считал он, строится по принципу рефлекторного кольца. Причем, процесс построе-ния движений имеет несколько уровней. Им подробно изуче-ны и описаны пять основных уровней.
На первом уровне создается необходимый для движения то-нус мышц. На втором уровне перерабатываются сигналы, по-ступающие от мышц, на основе чего оценивается пространствен-ное положение тела. На этом же уровне осуществляется также координация сложных движений, таких как вольные движения, потягивание, мимика, пантомимика и др. На третьем уровне про-исходит построение переместительных движений: ходьба, лаза-ние, бег, прыжки, движения рук и т. д. На четвертом уровне обес-печивается осуществление предметных действий, которые свой-ственны только человеку. К ним относятся все орудийные дей-
51
ствия, совершаемые человеком. На пятом высшем уровне осуществля-ются интеллектуальные действия: речевые (чтение, письмо), символи-ческие (счет и др.).
Все уровни построения движения взаимно связаны и совме-стно функционируют. Вместе с тем существуют ведущие уров-ни, которым подчинена работа нижележащих “фоновых” уров-ней. Высшие уровени управления сложными движениями, свой-ственными человеку, всегда связаны с сознанием. Все осталь-ные движения на нижележащих уровнях осуществляется бессоз-нательно. Каждое движение может быть связано с разным ведущим уровнем. Это зависит в каждом конкретном случае от смысла или задачи движения. “Смысл” или “задача” и есть тот психологический механизм, который направляет и регулирует систему движений.
Построение движений на каждом уровне связано с функциониро-ванием двигательной области коры головного мозга, где имеется пред-ставительство всех групп мышц, при сокращении которых возникает движение. В то же время все участки двигательной зоны коры связа-ны с сенсорными и речевыми центрами и управляются ими. А с рече-выми центрами, как известно, связана сознательная психическая дея-тельность человека.
Исследование, проведенное Х. Дельгадо методом вживлен-ных электродов в различные отделы двигательной области коры, показывает, что при раздражении определенной группы клеток, пациент осуществляет определенное движение. Если одновремен-но с раздражением двигательных клеток подается словесная ко-манда совершить какое-либо предметное действие, например, взять лежащий на столе кошелек, то пациент выполняет ее. Если же одновременно с раздражением этих клеток подается команда “украсть кошелек”, то морально воспитанный человек не вы-полняет ее.
Это доказывает, что нравственное поведение связано не только с определенными структурами мозга, но и с механизма-ми, находящимися за пределами нервной организации человека.
- Раздел I. Психика и поведение человека
- Глава 1. Предмет психологии
- 1.1. Человек как природное и одухотворенное существо.
- 1.2. Психика человека.
- 1.3. Определение психологии как науки.
- 1.4. Связь научной психологии с житейской и практической.
- Глава 2. История психологии
- 2.1. Представление древних философов о душе.
- 2.2. Взгляды философов нового времени о сущности психики.
- 2.3. Современные психологические теории.
- 2.4. Психология в России.
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии
- 3.1. Состояние современной психологии.
- 3.2. Методология психологических исследований.
- 3.3. Методы исследования психических явлений.
- Глава 4. Физиологические и биоэнергетические механизмы психики человека
- 4.1. Строение и функции нервной системы.
- 4.2. Динамическая локализация психических процессов.
- 4.3. Мозг, психика и поведение человека.
- 4.4. Биоэнергетическая концепция психики.
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека.
- 5.1. Развитие психики в филогенезе.
- 5.2. Психика и формы поведения животных.
- 5.3. Возникновение и развитие сознания у человека.
- 5.4. Сходство и различие психики человека и животных.
- Глава 6. Психология поведения и деятельности человека
- 6.1. Понятие о поведении и деятельности.
- 6.2. Психические и физические компоненты поведения и деятель-ности.
- 6.3. Виды поведения и деятельности.
- Раздел II. Психология познания
- Глава 7. Общая характеристика познавательной деятельности
- 7.1. Понятие о познавательной деятельности.
- 7.2. Структура познавательной деятельности.
- 7.3. Мотивация познавательной деятельности.
- 7.4. Формирование познавательной деятельности.
- 7.5. Диагностика познавательной деятельности и способнос-тей учащихся.
- Глава 8. Сенсорные познавательные процессы
- 8.1. Ощущения.
- 8.2. Восприятие.
- 8.3. Внимание.
- 9.1. Память.
- 9.2. Воображение.
- 9.3. Мышление.
- Глава 10. Речь и психические процессы
- 10.1. Понятие о языке и речи.
- 10.2. Виды речи как средство общения и орудие мышления.
- 10.3. Развитие речи и духовного мира человека.
- Раздел III. Психическая организация личности
- Глава 11. Индивид и личность
- 11.1. Понятие о личности.
- 11.2. Самопознание и самооценка личности.
- 11.3. Духовный мир личности.
- 11.4. Формирование и развитие личности.
- 12.1. Эмоции и чувства.
- 12.2. Эмоциональные состояния и виды чувств.
- 12.3. Воля и волевые действия.
- 12.4. Волевые свойства личности.
- 13.1. Темперамент.
- 13.2. Характер.
- 13.3. Способности.
- 14.2. Социальные свойства личности
- 14.3. Устойчивость и трансформация свойств личности.
- 15.1. Личность и деятельность.
- 15.2. Профессиональные качества личности.
- 15.3. Профессиональная адаптация и подготовка личности к деятельности.
- Раздел IV.
- Глава 16. Личность и группа
- 16.1. Личность в группе.
- 16.2. Виды групп.
- 16.3. Структура группы.
- 16.4. Групповая деятельность.
- Глава 17. Полисубъектные отношения в группе
- 17.1. Взаимодействие субъектов в группе.
- 17.2. Статус субъекта в группе.
- 17.3. Интеграция и дифференциация субъектов в группе.
- 17.4. Социальные роли субъекта.
- 18.1. Общение и его функции.
- 18.2. Взаимное познание субъектов в процессе общения.
- 18.3. Взаимодействие субъектов в процессе общения
- 18.4. Развитие межличностного общения.
- Глава 1 . Пре дме т пс ихо лог ии ............................. 5
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии 35
- Глава 4. Фи зи ол ог иче ск ие и б иоэ не рг ет ич ес кие механизмы
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека. . .............. 60
- Раздел II. Психология познания .................... 88
- Глава 7 . Обща я х арак тер исти ка позн ава тель ной дея тел ьнос ти ..... 88
- Глава 8. Се нс ор ные п оз нав ат ел ьн ые пр оц ес сы ............... 104
- Раздел III. Психическая организация личности ................. 166
- Глава 14 . Пр ир од ны е и со ци ал ьн ые свойства ли чн ос ти ......... 222