2.1. Представление древних философов о душе.
История психологии - это история возникновения и изменения взглядов ученых о сущностипсихики, о ее связи с внешним миром1иАпнодвреедевенОи.еАм.,ХчреолмооввекЛа..НП.Тсеиххноилкаогтиреян,икраоквкипвасмеятниа.уЕккиа,тепреирнвбоурнга,ч1а9л9ь2-. 2ноРуздаерстоадмилКи. сГьр увп пноевдаяр апхси фхоитлероаспоифя.и Ми.,Все.древние философы связы-
16
вали психику человека с представлением о душе. Зародилось такое пред-ставление еще у первобытного человека, который с появлением разума стал выделять себя из окружающего мира и различать объективные и субъективные явления. Пытаясь объяснить такие явления, как сновиде-ния, обморок, смерть, первобытный человек пришел к мысли, что наряду с телом существует еще оболочка, которая может отделяться от него и существовать самостоятельно. Эту оболочку он называл “душой”. Душа в отличие от тела является бессмертной. После смерти душа отправля-ется в загробный мир, где вместе с другими душами ведет такую же материальную жизнь, как и живые люди. Душа, вселяясь в человека, яв-ляется источником жизни. Ко гда она покидает тело, а потом возвращает-ся, то возникает обморок или человек видит сновидения во сне. Таким образом, первоначально представление о душе как об источнике жизни, было материалистическим.
В дальнейшем с появлением философии одни ученые стали придерживаться материалистических представлений о душе и развивать их, другие придерживались иной точки зрения, поло-гая, что душа не материальное, а идеальное явление.
Большое влияние на развитие материалистических представ-лений о душе оказали философы атомисты Демокрит и Эпикур (V-III в. до н. э.). Так, согласно учению Демокрита, все предме-ты и явления, в том числе и душа, состоят из мельчайших неде-лимых и невидимых частиц-атомов. Душа, как носитель духа и разума, является оживотворяющим началом тела. Она управля-ет всеми функциями организма и состоит из очень легких и под-вижных атомов, способных быстро перемещаться по телу. Атом ы души приводятся в движение “истекающими” от других предметов и явлений атомами, вследствие чего душа получает впечатления от внешнего мира. Каким же образом функционирует разум и как возникает духовный мир человека, представители материалистического понимания души объяс-нить не могли.
Это попытались сделать философы идеалисты Сократ и Пла-тон, жившие в это же время. Сократ не оставил в письменном виде описание своих представлений о душе. Он занимался тем, что устно проповедовал свои взгляды, беседуя со своими учени-ками и окружающими людьми. Платон был учеником Сократа. Он подробно записывал содержание этих бесед, развивал его взгляды и впоследствии все это изложил в своих произведениях, которые были написаны в форме диалогов с Сократом.
Развивая свои философские воззрения, Сократ и Платон пы-
17
тались проникнуть в тайны бытия, понять, что собой представляют предметы и явления, как они возникают и исчезают, как у человека появляются представления и понятия о мире, как возникают мораль-ные взгляды и почему они разные у людей.
Пытаясь ответить на все эти многочисленные вопросы Сократ и Платон полагали, что человек и весь окружающий его мир, явля-ются составной частью вселенной, что они связаны невидимыми нитями с космосом. Космос же согласно существующим тогда пред-ставлениям, является обиталищем всемогущих бессмертных богов, которые создали весь мир и человека, наделив его бессмертной душой. Душа, в силу своего божественного происхождения, долж-на управлять телом, направлять духовную жизнь человека. Душа, в отличие от материального тела, бесплотна, сверхъестественна и после смерти переселяется в иной мир. Между возвышенной, бес-смертной душой и бренным телом, считал Сократ, возникают про-тиворечия. Материальное тело, его плоть раздираема страстями. Для поддержания жизни оно должно есть, пить, одеваться и удов-летворять другие плотские потребности. У человека, с нестойкой душой, тело берет верх. Из-за этого возникают ссоры, войны, со-вершаются преступления. Под влиянием плотских желаний душа черствеет, становится завистливой, злобной, невежественной и же-стокой. Все это, считал Сократ, недостойно человека. Человек, на-деленный божественной душой и разумом, должен заботиться о по-знании истины, о чистоте своих помыслов и желаний. Только тогда его душа будет достойна бессмертия.
Слушатели и ученики Сократа нередко спрашивали у него: «Может ли он доказать, что душа бессмертна». Он отвечал, что может. Доказывал Сократ бессмертие души путем логических рассуждений и умозаключений, которые он делал вместе со слушателями. Он спраши-вал: «Согласны ли Вы, что человек имеет тело и душу, что душа одухот-воряет тело и является источником жизни, что без души тело становит-ся мертвым? Согласны ли Вы, что смерть отрицает жизнь, а жизнь от-рицает смерть? Но жизнь, которая отрицает смерть, является вечной т.е. бессмертием. Согласны ли Вы, что человеку свойственны три со-стояния: жизнь, смерть и бессмертие? Что же у человека может быть бессмертным: тело или душа? Тело, как всем известно, живет и умира-ет. Значит бессмертной у человека может быть только душа».
Как душа приобретает знания о мире, и как у человека возника-ют моральные взгляды, которыми он руководствуется в своей жизни? На эти вопросы Платон отвечал следующим образом. В природе су-ществует два мира: мир вещей и мир идей. Мир вещей существует на
18
земле, мир идей, куда относится и душа, на небе. Идеи - это сосредо-точение абстрактной сущности вещей. Есть идеи добра и зла вообще, добродетели и справедливости вообще и т. д. Каждый предмет или явление на земле есть лишь копия этих идей, их отражение. Познание человеком мира представляет собой процесс проникновения в мир идей, который возможен только в том случае, если душа полностью осво-бождается от власти тела.
Проповедуя такие взгляды, Сократ нажил себе много врагов, об-личая несправедливость властей, недостойный образ жизни именитых людей, лживость политиков. Афинский суд, в составе которого были обличаемые Сократом люди, приговорил его к смертной казни, за то что он, якобы подрывал устои афинского общества, неуважительно относился к властям, порицал жизнь и действия наиболее уважаемых граждан. Сократ должен был выпить яд или отправиться в изгнание. Он предпочел смерть. В ответ на просьбы учеников и друзей отпра-виться в изгнание Сократ отвечал, что смерть его не пугает, наоборот, он считает, что наконец наступит самый счастливый день в его жизни, к которому он стремился всю жизнь, его душа освободится от оков тела и приобретет полую свободу и бессмертие.
Несколько столетий спустя другой великий гуманист Иисус Христос, как и Сократ, был предан смертной казни за то, что призывал людей, погрязших в пороках, спасать свою бессмерт-ную душу, вести чистый и непорочный образ жизни. Как и Со-крат он не оставил никаких письменных произведений. Все его проповеди записывали ученики и их содержание сделали достоянием для людей всего мира. Всем известны заповеди И. Христа: возлюби ближнего как самого себя, отдай все людям, не убий , не укради, не лги, не богохульствуй, не прелюбодействуй и т.д.
Взгляды И. Христа и Сократа оказали огромное влияние на развитие мировой культуры и искусства, они стали неотъемлемой частью христианской религии, вошли в историю философии и пси-хологии, нашли отражение в мировой литературе. Основные поло-жения учений И. Христа, Сократа, Платона и других философов и просветителей и составляют тот мир идей, под влиянием которых формируется психика человека, его душа. Находится этот мир идей среди людей, определяя общественное и индивидуальное сознание человека. Теперь всем известно, что ребенок, выросший вне чело-веческого общества, не приобщенный к общественному сознанию, не приобретает общечеловеческих свойств психики, не становится полноценной личностью. Носителем идей являются слова, которы-ми человек обозначает предметы и явления окружающего мира, а также свои мысли, взгляды и убеждения.
19
Ученик Платона Аристотель внес существенный вклад в разви-тие учения о душе. Его трактат “О душе” стал основным источником знаний по психологии в дальнейшем. Аристотель являлся, по суще-ству, родоначальником психологии, как и других наук. Его взгляды о душе носили не только теологический, но и естественно-научный ха-рактер. Хот я он отрицал понимание души как материального веще-ства, но в то же время считал, что душа и тело едины.
Душа, считал Аристотель, является сущностью или, как он пи-сал, “энтеле хией ” тела , его оживотворяющей силой. Функция души зак-лючается в ее способности обеспечивать различные виды деятельно-сти. Душа присуща всем живым организмам, она обеспечивает их жиз-недеятельность. У растений душа - питающая. У животных она - чув-ствующая движущая. У человека душа - разумная.
Для того, чтобы душа разумно управляла телом, она должна позна-вать мир и накапливать опыт. Познание мира считал Аристотель, проис-ходит на основе ощущений, благодаря которым в душе возникают формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, как, например, на воске возникает отти ск печати без железа или без золота, из кото р ы х она изготовлена. Опыт накапливается благодаря тому, что после ощуще-ний остаются следы, на основе кото ры х возникают представления, как вторичные образы тех предметов, которые когда-то действовали на орга-ны чувств. Представления связываются между собой на основе сход-ства, смежности и контраста образов, создавая возможность для сохра-нения и применения их в практической деятельности. Поведение и прак-тическая деятельность являются, по мнению Аристотеля, основными условиями формирования характера человека. Справедливость, как черта характера, будет проявляться у человека только тогда, когда он будет совершать справедливые действия.
Представления древних философов о душе и ее связи с те-лом заложили фундамент для развития психологических взгля-дов в будущем. Причем, понятие о душе стало применяться толь-ко к человеку, который способен, в отличие от животных, ра-зумно действовать и осознавать самого себя. Так зародилось понятие о сознании, как наиболее важной особенности психики человека.
В средние века господствовало идеалистическое понятие о душе, а сознание рассматривалось как способность души позна-вать свои состояния, независимо от показания органов чувств.
- Раздел I. Психика и поведение человека
- Глава 1. Предмет психологии
- 1.1. Человек как природное и одухотворенное существо.
- 1.2. Психика человека.
- 1.3. Определение психологии как науки.
- 1.4. Связь научной психологии с житейской и практической.
- Глава 2. История психологии
- 2.1. Представление древних философов о душе.
- 2.2. Взгляды философов нового времени о сущности психики.
- 2.3. Современные психологические теории.
- 2.4. Психология в России.
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии
- 3.1. Состояние современной психологии.
- 3.2. Методология психологических исследований.
- 3.3. Методы исследования психических явлений.
- Глава 4. Физиологические и биоэнергетические механизмы психики человека
- 4.1. Строение и функции нервной системы.
- 4.2. Динамическая локализация психических процессов.
- 4.3. Мозг, психика и поведение человека.
- 4.4. Биоэнергетическая концепция психики.
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека.
- 5.1. Развитие психики в филогенезе.
- 5.2. Психика и формы поведения животных.
- 5.3. Возникновение и развитие сознания у человека.
- 5.4. Сходство и различие психики человека и животных.
- Глава 6. Психология поведения и деятельности человека
- 6.1. Понятие о поведении и деятельности.
- 6.2. Психические и физические компоненты поведения и деятель-ности.
- 6.3. Виды поведения и деятельности.
- Раздел II. Психология познания
- Глава 7. Общая характеристика познавательной деятельности
- 7.1. Понятие о познавательной деятельности.
- 7.2. Структура познавательной деятельности.
- 7.3. Мотивация познавательной деятельности.
- 7.4. Формирование познавательной деятельности.
- 7.5. Диагностика познавательной деятельности и способнос-тей учащихся.
- Глава 8. Сенсорные познавательные процессы
- 8.1. Ощущения.
- 8.2. Восприятие.
- 8.3. Внимание.
- 9.1. Память.
- 9.2. Воображение.
- 9.3. Мышление.
- Глава 10. Речь и психические процессы
- 10.1. Понятие о языке и речи.
- 10.2. Виды речи как средство общения и орудие мышления.
- 10.3. Развитие речи и духовного мира человека.
- Раздел III. Психическая организация личности
- Глава 11. Индивид и личность
- 11.1. Понятие о личности.
- 11.2. Самопознание и самооценка личности.
- 11.3. Духовный мир личности.
- 11.4. Формирование и развитие личности.
- 12.1. Эмоции и чувства.
- 12.2. Эмоциональные состояния и виды чувств.
- 12.3. Воля и волевые действия.
- 12.4. Волевые свойства личности.
- 13.1. Темперамент.
- 13.2. Характер.
- 13.3. Способности.
- 14.2. Социальные свойства личности
- 14.3. Устойчивость и трансформация свойств личности.
- 15.1. Личность и деятельность.
- 15.2. Профессиональные качества личности.
- 15.3. Профессиональная адаптация и подготовка личности к деятельности.
- Раздел IV.
- Глава 16. Личность и группа
- 16.1. Личность в группе.
- 16.2. Виды групп.
- 16.3. Структура группы.
- 16.4. Групповая деятельность.
- Глава 17. Полисубъектные отношения в группе
- 17.1. Взаимодействие субъектов в группе.
- 17.2. Статус субъекта в группе.
- 17.3. Интеграция и дифференциация субъектов в группе.
- 17.4. Социальные роли субъекта.
- 18.1. Общение и его функции.
- 18.2. Взаимное познание субъектов в процессе общения.
- 18.3. Взаимодействие субъектов в процессе общения
- 18.4. Развитие межличностного общения.
- Глава 1 . Пре дме т пс ихо лог ии ............................. 5
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии 35
- Глава 4. Фи зи ол ог иче ск ие и б иоэ не рг ет ич ес кие механизмы
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека. . .............. 60
- Раздел II. Психология познания .................... 88
- Глава 7 . Обща я х арак тер исти ка позн ава тель ной дея тел ьнос ти ..... 88
- Глава 8. Се нс ор ные п оз нав ат ел ьн ые пр оц ес сы ............... 104
- Раздел III. Психическая организация личности ................. 166
- Глава 14 . Пр ир од ны е и со ци ал ьн ые свойства ли чн ос ти ......... 222