11.2. Самопознание и самооценка личности.
Для того, чтобы человек мог изменять окружающий мир и совершенствовать себя, он должен познавать свою личность и правильно оценивать себя и свои возможности. Познание чело-веком самого себя является очень сложным и длительным про-цессом. Оно начинается с раннего детского возраста и продол-жается всю жизнь по мере развития и изменения физических и психических функций организма.
Сначала человек познает свои внешние особенности, срав-нивает их с особенностями других людей, в результате чего у него формируется представление о своем внешнем облике. За-тем на основе самонаблюдения и рефлексии у него возникает система знаний о своих внутренних психических свойствах. На основе сложившихся представлений и знаний о своей личности у человека возникает сложное психическое образование, которое получило название “образа - Я”.
В структуре образа “Я” можно выделить три основных ком-
164
понента: когнитивный ( познавательный), поведенческий и эмоциональ-ный. Познавательный компонент включает в себя представления и знания о своей внешности, об особенностях своего телосложения, а также понятие о внутренних психических свойствах своей личности. В поведенческий компонент входят представления и знания об особен-ностях своих движений и действий, о двигательных навыках и умени-ях, о привычных формах поведения, о совершаемых поступках и т.п. В эмоциональный компонент входят переживаемые личностью эмоции и чувства, в которых проявляется отношение к самой себе: самокритич-ность, самоуважение, собственное достоинство, скромность, застен-чивость, совестливость, стыдливость и т.п.
В образе “Я” закреплены механизмы управления личностью, ее действиями, поступками, психическими процессами и состояниями. На основе функционирования образа “Я” человек осуществляет самоконт-роль и саморегуляцию поведения среди людей.
Закрепившийся в определенный период жизни образ “Я” на-зывается “реальным” или “сиюминутным” образом “Я”. В свя-зи с тем, что личность все время изменяется и развивается, то ориентиром, направляющим ее развитие является “идеальный” образ “Я”. В этом образе отражены такие свойства и качества, которые являются для личности самыми желаемыми и притяга-тельными.
Наряду с образом “Я” в когнитивной психологии было опи-сано особое образование, получившее название “Я” - схемы или “Я” - концепции. В “Я” - концепцию входят такие значимые све-дения о своей личности как имя и фамилия, имена своих близких, знания об особенностях своего и их характера, понятие о жиз-ненных целях и ценностных ориентирах, осознание своих потреб-ностей и мотивов поведения и т.п. “Я” - концепция может изме-няться по мере того как личность заново осознает себя в насто-ящее время и какой она может стать в будущем.
На основе образа “Я” и “Я” - концепции формируется са-мооценка личностью своих качеств, которая определяет ее от-ношение к самой себе и к окружающим людям. В самооценке зафиксирована степень принятия личностью, присущих ей свойств, которые определяют ее поведение наедине с собой и в обществе.
Самооценка личности, как и оценка личности другого че-
165
ловека, по мнению Дж. Келли ( основоположника когнитивного п од ход а к изучению личности) осуществляется на основе познания “конст рук-тов”, присущих каждому человеку. Личностные конструкты - это мо-дели или идеи, отражающие личностные свойства людей. Все конст-рукты имеют альтернативный характер. В них зафиксированы сход-ные и контрастные черты личности. Например: “ум н ы й - гл упый”, “хо-роший - плохой”, “дружелюбный - враждебный”.
Конструктов у человека имеется большое количество. Все они взаимосвязаны и соподчинены. От сложности конструктов зависит самопознание и оценка себя и других людей. Человек, имеющий четко отдифференцированные конструкты легко может отличить себя от других людей, оценить свои и их личностные свойства, предсказать свое поведение и поведение других людей. Человек, не обладающий четкой конструктивной системой, не в состоянии это сделать.
Самооценка личностью своих качеств определяет оценку возмож-ностей в достижении целей в различных сферах поведения и деятель-ности.
От правильности самооценки своих возможностей зависит уровень притязаний личности. Установлено, что самооценка и притязания личности могут быть адекватными и неадекватны-ми. При адекватной оценке уровень притязаний является нор-мальным и личность добивается успеха в том виде деятельнос-ти, которая соответствует ее возможностям, благодаря чему у нее все время сохраняется самоуважение.
При неадекватной самооценке уровень притязаний может быть заниженным или завышенным. При заниженном уровне при-тязаний личность недооценивает свои возможности и берется за такую деятельность, которая заведомо может быть выполнена. Всякая более сложная деятельность ею отвергается. При завы-шенном уровне притязаний личность переоценивает свои возмож-ности и берется за такую деятельность, которая ей не под силу, хотя она субъективно считает, что справится с нею.
В связи с недооценкой или переоценкой своих свойств и воз-можностей у личности начинает проявляться или комплекс не-полноценности или комплекс превосходства. При наличии ком-плекса неполноценности личность теряет самоуважение и у нее начинает проявляться робость, стеснительность, неуверенность и другие отрицательные качества. При наличии комплекса пре-
166
восходства самоуважение сначала необоснованно раздуто и личность проявляет самоуверенность, зазнайство, высокомерие и презритель-ное отношение к окружающим. Но по мере того, как сама личность, да и окружающие люди, начинают понимать, что дело, за которое взялся человек, ему не под силу и все его претензии являются необоснован-ными, он вместо того, чтобы отказаться от них упрямо продолжает стоять на своем. Но поскольку окружающие, видя беспомощность его действий, начинают противодействовать ему, он начинает проявлять нетерпимость, озлобленность, агрессивность и мстительность. Убе-дившись в своем крахе он приходит в подавленное состояние, замыка-ется и теряет самоуважение.
Однако ни одна личность не может нормально существовать в таком состоянии. Она должна обязательно восстановить самоуваже-ние.
Американский психолог У. Джемс еще в начале ХХ в.
предложил формулу сохранения самоуважения.
успех. Самоуважение =
притязания Согласно этой формуле самоуважение сохраняется, если ус-пех соответствует уровняю притязаний. Если успех не соответ-ствует уровню притязаний, то самоуважение нарушается. Для того, чтобы его восстановить надо или добиться, чтобы успех соответствовал уровню притязаний или снизить уровень притя-заний. Только при этом условии личность может сохранить свое душевное спокойствие, продолжать нормально жить, совершен-ствоваться и развиваться.
- Раздел I. Психика и поведение человека
- Глава 1. Предмет психологии
- 1.1. Человек как природное и одухотворенное существо.
- 1.2. Психика человека.
- 1.3. Определение психологии как науки.
- 1.4. Связь научной психологии с житейской и практической.
- Глава 2. История психологии
- 2.1. Представление древних философов о душе.
- 2.2. Взгляды философов нового времени о сущности психики.
- 2.3. Современные психологические теории.
- 2.4. Психология в России.
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии
- 3.1. Состояние современной психологии.
- 3.2. Методология психологических исследований.
- 3.3. Методы исследования психических явлений.
- Глава 4. Физиологические и биоэнергетические механизмы психики человека
- 4.1. Строение и функции нервной системы.
- 4.2. Динамическая локализация психических процессов.
- 4.3. Мозг, психика и поведение человека.
- 4.4. Биоэнергетическая концепция психики.
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека.
- 5.1. Развитие психики в филогенезе.
- 5.2. Психика и формы поведения животных.
- 5.3. Возникновение и развитие сознания у человека.
- 5.4. Сходство и различие психики человека и животных.
- Глава 6. Психология поведения и деятельности человека
- 6.1. Понятие о поведении и деятельности.
- 6.2. Психические и физические компоненты поведения и деятель-ности.
- 6.3. Виды поведения и деятельности.
- Раздел II. Психология познания
- Глава 7. Общая характеристика познавательной деятельности
- 7.1. Понятие о познавательной деятельности.
- 7.2. Структура познавательной деятельности.
- 7.3. Мотивация познавательной деятельности.
- 7.4. Формирование познавательной деятельности.
- 7.5. Диагностика познавательной деятельности и способнос-тей учащихся.
- Глава 8. Сенсорные познавательные процессы
- 8.1. Ощущения.
- 8.2. Восприятие.
- 8.3. Внимание.
- 9.1. Память.
- 9.2. Воображение.
- 9.3. Мышление.
- Глава 10. Речь и психические процессы
- 10.1. Понятие о языке и речи.
- 10.2. Виды речи как средство общения и орудие мышления.
- 10.3. Развитие речи и духовного мира человека.
- Раздел III. Психическая организация личности
- Глава 11. Индивид и личность
- 11.1. Понятие о личности.
- 11.2. Самопознание и самооценка личности.
- 11.3. Духовный мир личности.
- 11.4. Формирование и развитие личности.
- 12.1. Эмоции и чувства.
- 12.2. Эмоциональные состояния и виды чувств.
- 12.3. Воля и волевые действия.
- 12.4. Волевые свойства личности.
- 13.1. Темперамент.
- 13.2. Характер.
- 13.3. Способности.
- 14.2. Социальные свойства личности
- 14.3. Устойчивость и трансформация свойств личности.
- 15.1. Личность и деятельность.
- 15.2. Профессиональные качества личности.
- 15.3. Профессиональная адаптация и подготовка личности к деятельности.
- Раздел IV.
- Глава 16. Личность и группа
- 16.1. Личность в группе.
- 16.2. Виды групп.
- 16.3. Структура группы.
- 16.4. Групповая деятельность.
- Глава 17. Полисубъектные отношения в группе
- 17.1. Взаимодействие субъектов в группе.
- 17.2. Статус субъекта в группе.
- 17.3. Интеграция и дифференциация субъектов в группе.
- 17.4. Социальные роли субъекта.
- 18.1. Общение и его функции.
- 18.2. Взаимное познание субъектов в процессе общения.
- 18.3. Взаимодействие субъектов в процессе общения
- 18.4. Развитие межличностного общения.
- Глава 1 . Пре дме т пс ихо лог ии ............................. 5
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии 35
- Глава 4. Фи зи ол ог иче ск ие и б иоэ не рг ет ич ес кие механизмы
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека. . .............. 60
- Раздел II. Психология познания .................... 88
- Глава 7 . Обща я х арак тер исти ка позн ава тель ной дея тел ьнос ти ..... 88
- Глава 8. Се нс ор ные п оз нав ат ел ьн ые пр оц ес сы ............... 104
- Раздел III. Психическая организация личности ................. 166
- Глава 14 . Пр ир од ны е и со ци ал ьн ые свойства ли чн ос ти ......... 222