2.2. Взгляды философов нового времени о сущности психики.
20
Эпоха возрождения (XVI-XVII вв.) изменила взгляды фило-софов на психику и поведение человека. Машины стали облег-чать и даже заменять трудовые действия человека. Создавались роботы-машины, имитирующие действия и поведение человека. В связи с этим возникла мысль о возможности объяснить дей-ствия человека по аналогии с машиной.
Впервые такие взгляды высказал французский философ Рене Декарт (1596-1650 гг.). Он полагал, что можно естественно-на-учным путем объяснить простейшие движения человека. Декарт доказал, что, благодаря устройству нервной системы, мышеч-ные движения могут возникнуть без непосредственного участия души. В то время было известно, что от органов чувств, находя-щихся, например, в коже, идут нервы к спинному мозгу, а от него к мышцам, благодаря чему раздражение органов чувств вызывает непроизвольную реакцию мышц. Так возникла идея о рефлексе.
Декарт, конечно, не знал, какие процессы возникают в нервах и как они вызывают движение мышц. Он полагал, что по нервам движутся животные духи, которые и побуждают сокращаться мышцы. Но движение животных духов по нервам возможно не только при раздра-жении органов чувств, но и под влиянием души. Поэтому сложные формы поведения человека, связанные с моральными нормами, осуществляют-ся при участии души, сидалище которой, как полагал Декарт, находится в центральной части головного мозга, в его шишковидном образовании. Поскольку у животных нет души, то их поведение полностью обусловлено внешними воздействиями и ничем не отличается от работы машины. Эти идеи положили начало для механического понимания не только поведения животных, но и человека.
Человек, по мнению Декарта, способен разумно действо-вать и познавать мир. Знания человек приобретает с детства, принимая их на веру. Но наряду с истинными знаниями он при-обретает и ложные. Как же добраться до истины? Для того, что-бы понять истину, утверждал Декарт, надо подвергнуть все со-мнению. В своих сомнениях человек может дойти до отрицания окружающего мира и самого себя. Но что-то все же должно ос-таться? Реально существующим в таком случае останется только само сомнение. А сомнение есть результат деятельности мыш-
21
ления человека. Значит истинно то, что сам человек существует, так как если я мыслю, то, следовательно, существую.
Что же такое мышление? По мнению Декарта, мышление -это процесс познания истины, который происходит внутри нас и который непосредственно воспринимается нами. Эти идеи Де-карта явились основой для появления в философии и психологии нового направления, которое получило название интроспекцио-низма, то есть внутреннего познания психики человека.
Все последующие философы и психологи или поддерживали первую точку зрения Декарта, отрицая вторую, или наоборот.
Так английский философ Гоббс (1588-1679 гг.) считал, что поведение человека, как и его психика, подчиняются законом ме-ханического движения. Психика не влияет непосредственно на действия человека, а лишь сопровождает телесные процессы. Ду-шевные явления могут рассматриваться только как придаток к ним, т. е. как эпифеномен. Такой взгляд на природу психики и ее назначение получил название эпифеноменализма.
Нидерландский философ Спиноза (1632-1677 гг.) также утверждал, что все материальные и душевные явления подчиняются одним и тем же законам материального мира, что возникновение психических явлений также причинно обусловлено, как и появление материальных явлений. Так впервые возникла идея о принципе детерминизма в психологии.
Материалистические взгляды на поведение и психику человека этих философов оказали большое влияние на развитие теорий о про-цессе познания. Если до 18 века считалось, что все знания человек получает рациональным путем, т. е. путем логических рассуждений, то затем возникло учение о том, что все знания имеют чувственное происхождение и приобретаются опытным, эмпирическим путем.
Наиболее последовательным защитником этих взглядов был ан-глийский философ Дж. Локк (1632-1704 гг.), который считал, что в уме не может быть никаких врожденных знаний, что душа ребенка “чис-тая доска”, на которой опыт записывает свои письмена. Причем опыт по Локку может иметь два источника: один - внешний, другой - внут-ренний. Внешний опыт связан с деятельностью органов чувств, на ко-торые воздействуют предметы и явления материального мира, порож-дая ощущения. Внутренний опыт приобретается в результате дея-тельности ума, на основе его непосредственного восприятия (реф-лексии), т.е. интроспективным путем. Эти взгляды Локка оказали
22
решающее влияние на становление эмпирической (опытной) психо-логии, родоначальником которой он являлся.
Окончательное оформление психологии, как самостоятельной науки, произошло в середине XIX века, когда стали возникать пер-вые научные психологические лаборатории: Вебера (1795 - 1878 гг.), Фефнера (1801 - 1880 гг.), Гельмгольца (1825 - 1924 гг.), Вунда (1832 -1920 гг.) и др. В этих лабораториях экспериментально изучались ос-новные психологические явления, связанные с деятельностью созна-ния, которое рассматривалось как целостное интегральное явление.
В результате этих исследований были описаны основные свой-ства сознания. Сознание имеет подвижный, динамический характер. Поток сознания является непрерывным, его нельзя ни остановить, ни повторить. Поле сознания неоднородно. В фокусе сознания возникают четкие, ясные образы, мысли, воспоминания и желания. На периферии - они неотчетливы, расплывчаты, смутные и неопределенные. Явления сознания могут возникать или сами по себе непреднамеренно, или, на-оборот, целенаправленно, преднамеренно и произвольно по желанию субъекта. Были изучены также простейшие элементы сознания - впе-чатления или ощущения. Они характеризуются качеством, интенсив-ностью и протяженностью. Из этих простейших элементов путем их соединения (ассоциации) возникают более сложные элементы созна-ния: образы, мысли, представления, воспоминания, чувства. В связи с этим психология, занимавшаяся изучением законов образования ассо-циаций между элементами сознания, стала называться ассоциативной.
Почему становление психологии как науки было связано именно с изучением сознания? Ответ очень прост. Потому, что сознание это то, что реально непосредственно представлено субъекту, то, что не-посредственно доступно для познания человеку - это его внутренний мир, о котором он может отдавать отчет. Как же следовало изучать явления сознания? В любой науке изучение явлений производится опыт-ным путем при помощи применения приборов и аппаратов. Результаты их изучения фиксируются органами чувств и обрабатываются мыш-лением.
Психология как наука стала развиваться тоже опытным, эмпири-ческим путем, но ее объект и результаты его изучения не могли быть зафиксированы органами чувств, так как психические явления по сво-ей природе не материальные, а идеальные явления. Оставался только один путь познания явлений сознания - это интроспективный путь. Но
23
этот способ познания психики весьма ограничен и он быстро исчерпал самого себя. Ведь кроме осознаваемых психических явлений имеет место множество других: бессознательных, интуитивных, иррациональ-ных, импульсивных, автоматических явлений, которые непосредственно не представлены субъекту и о существовании которых он даже не по-дозревает. Кроме того интроспективный способ познания психики мо-жет быть применен только по отношению к взрослому человеку, спе-циально подготовленному к этому. Ведь чаще всего испытуемыми были сами психологи, хорошо разбирающиеся в своих психических со-стояниях. Дети же и животные не могли принимать участия экспери-ментах, так как не могли давать субъективные показания интроспек-тивного толка. Все это привело к тому, что должен был измениться объект психологических исследований и должны были появиться но-вые принципы психологических исследований, а в связи с этим и новые психологические теории, что и произошло в конце XIX в. и в начале XX в.
- Раздел I. Психика и поведение человека
- Глава 1. Предмет психологии
- 1.1. Человек как природное и одухотворенное существо.
- 1.2. Психика человека.
- 1.3. Определение психологии как науки.
- 1.4. Связь научной психологии с житейской и практической.
- Глава 2. История психологии
- 2.1. Представление древних философов о душе.
- 2.2. Взгляды философов нового времени о сущности психики.
- 2.3. Современные психологические теории.
- 2.4. Психология в России.
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии
- 3.1. Состояние современной психологии.
- 3.2. Методология психологических исследований.
- 3.3. Методы исследования психических явлений.
- Глава 4. Физиологические и биоэнергетические механизмы психики человека
- 4.1. Строение и функции нервной системы.
- 4.2. Динамическая локализация психических процессов.
- 4.3. Мозг, психика и поведение человека.
- 4.4. Биоэнергетическая концепция психики.
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека.
- 5.1. Развитие психики в филогенезе.
- 5.2. Психика и формы поведения животных.
- 5.3. Возникновение и развитие сознания у человека.
- 5.4. Сходство и различие психики человека и животных.
- Глава 6. Психология поведения и деятельности человека
- 6.1. Понятие о поведении и деятельности.
- 6.2. Психические и физические компоненты поведения и деятель-ности.
- 6.3. Виды поведения и деятельности.
- Раздел II. Психология познания
- Глава 7. Общая характеристика познавательной деятельности
- 7.1. Понятие о познавательной деятельности.
- 7.2. Структура познавательной деятельности.
- 7.3. Мотивация познавательной деятельности.
- 7.4. Формирование познавательной деятельности.
- 7.5. Диагностика познавательной деятельности и способнос-тей учащихся.
- Глава 8. Сенсорные познавательные процессы
- 8.1. Ощущения.
- 8.2. Восприятие.
- 8.3. Внимание.
- 9.1. Память.
- 9.2. Воображение.
- 9.3. Мышление.
- Глава 10. Речь и психические процессы
- 10.1. Понятие о языке и речи.
- 10.2. Виды речи как средство общения и орудие мышления.
- 10.3. Развитие речи и духовного мира человека.
- Раздел III. Психическая организация личности
- Глава 11. Индивид и личность
- 11.1. Понятие о личности.
- 11.2. Самопознание и самооценка личности.
- 11.3. Духовный мир личности.
- 11.4. Формирование и развитие личности.
- 12.1. Эмоции и чувства.
- 12.2. Эмоциональные состояния и виды чувств.
- 12.3. Воля и волевые действия.
- 12.4. Волевые свойства личности.
- 13.1. Темперамент.
- 13.2. Характер.
- 13.3. Способности.
- 14.2. Социальные свойства личности
- 14.3. Устойчивость и трансформация свойств личности.
- 15.1. Личность и деятельность.
- 15.2. Профессиональные качества личности.
- 15.3. Профессиональная адаптация и подготовка личности к деятельности.
- Раздел IV.
- Глава 16. Личность и группа
- 16.1. Личность в группе.
- 16.2. Виды групп.
- 16.3. Структура группы.
- 16.4. Групповая деятельность.
- Глава 17. Полисубъектные отношения в группе
- 17.1. Взаимодействие субъектов в группе.
- 17.2. Статус субъекта в группе.
- 17.3. Интеграция и дифференциация субъектов в группе.
- 17.4. Социальные роли субъекта.
- 18.1. Общение и его функции.
- 18.2. Взаимное познание субъектов в процессе общения.
- 18.3. Взаимодействие субъектов в процессе общения
- 18.4. Развитие межличностного общения.
- Глава 1 . Пре дме т пс ихо лог ии ............................. 5
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии 35
- Глава 4. Фи зи ол ог иче ск ие и б иоэ не рг ет ич ес кие механизмы
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека. . .............. 60
- Раздел II. Психология познания .................... 88
- Глава 7 . Обща я х арак тер исти ка позн ава тель ной дея тел ьнос ти ..... 88
- Глава 8. Се нс ор ные п оз нав ат ел ьн ые пр оц ес сы ............... 104
- Раздел III. Психическая организация личности ................. 166
- Глава 14 . Пр ир од ны е и со ци ал ьн ые свойства ли чн ос ти ......... 222