logo
Сорокун П

2.2. Взгляды философов нового времени о сущности психики.

20

Эпоха возрождения (XVI-XVII вв.) изменила взгляды фило-софов на психику и поведение человека. Машины стали облег-чать и даже заменять трудовые действия человека. Создавались роботы-машины, имитирующие действия и поведение человека. В связи с этим возникла мысль о возможности объяснить дей-ствия человека по аналогии с машиной.

Впервые такие взгляды высказал французский философ Рене Декарт (1596-1650 гг.). Он полагал, что можно естественно-на-учным путем объяснить простейшие движения человека. Декарт доказал, что, благодаря устройству нервной системы, мышеч-ные движения могут возникнуть без непосредственного участия души. В то время было известно, что от органов чувств, находя-щихся, например, в коже, идут нервы к спинному мозгу, а от него к мышцам, благодаря чему раздражение органов чувств вызывает непроизвольную реакцию мышц. Так возникла идея о рефлексе.

Декарт, конечно, не знал, какие процессы возникают в нервах и как они вызывают движение мышц. Он полагал, что по нервам движутся животные духи, которые и побуждают сокращаться мышцы. Но движение животных духов по нервам возможно не только при раздра-жении органов чувств, но и под влиянием души. Поэтому сложные формы поведения человека, связанные с моральными нормами, осуществляют-ся при участии души, сидалище которой, как полагал Декарт, находится в центральной части головного мозга, в его шишковидном образовании. Поскольку у животных нет души, то их поведение полностью обусловлено внешними воздействиями и ничем не отличается от работы машины. Эти идеи положили начало для механического понимания не только поведения животных, но и человека.

Человек, по мнению Декарта, способен разумно действо-вать и познавать мир. Знания человек приобретает с детства, принимая их на веру. Но наряду с истинными знаниями он при-обретает и ложные. Как же добраться до истины? Для того, что-бы понять истину, утверждал Декарт, надо подвергнуть все со-мнению. В своих сомнениях человек может дойти до отрицания окружающего мира и самого себя. Но что-то все же должно ос-таться? Реально существующим в таком случае останется только само сомнение. А сомнение есть результат деятельности мыш-

21

ления человека. Значит истинно то, что сам человек существует, так как если я мыслю, то, следовательно, существую.

Что же такое мышление? По мнению Декарта, мышление -это процесс познания истины, который происходит внутри нас и который непосредственно воспринимается нами. Эти идеи Де-карта явились основой для появления в философии и психологии нового направления, которое получило название интроспекцио-низма, то есть внутреннего познания психики человека.

Все последующие философы и психологи или поддерживали первую точку зрения Декарта, отрицая вторую, или наоборот.

Так английский философ Гоббс (1588-1679 гг.) считал, что поведение человека, как и его психика, подчиняются законом ме-ханического движения. Психика не влияет непосредственно на действия человека, а лишь сопровождает телесные процессы. Ду-шевные явления могут рассматриваться только как придаток к ним, т. е. как эпифеномен. Такой взгляд на природу психики и ее назначение получил название эпифеноменализма.

Нидерландский философ Спиноза (1632-1677 гг.) также утверждал, что все материальные и душевные явления подчиняются одним и тем же законам материального мира, что возникновение психических явлений также причинно обусловлено, как и появление материальных явлений. Так впервые возникла идея о принципе детерминизма в психологии.

Материалистические взгляды на поведение и психику человека этих философов оказали большое влияние на развитие теорий о про-цессе познания. Если до 18 века считалось, что все знания человек получает рациональным путем, т. е. путем логических рассуждений, то затем возникло учение о том, что все знания имеют чувственное происхождение и приобретаются опытным, эмпирическим путем.

Наиболее последовательным защитником этих взглядов был ан-глийский философ Дж. Локк (1632-1704 гг.), который считал, что в уме не может быть никаких врожденных знаний, что душа ребенка “чис-тая доска”, на которой опыт записывает свои письмена. Причем опыт по Локку может иметь два источника: один - внешний, другой - внут-ренний. Внешний опыт связан с деятельностью органов чувств, на ко-торые воздействуют предметы и явления материального мира, порож-дая ощущения. Внутренний опыт приобретается в результате дея-тельности ума, на основе его непосредственного восприятия (реф-лексии), т.е. интроспективным путем. Эти взгляды Локка оказали

22

решающее влияние на становление эмпирической (опытной) психо-логии, родоначальником которой он являлся.

Окончательное оформление психологии, как самостоятельной науки, произошло в середине XIX века, когда стали возникать пер-вые научные психологические лаборатории: Вебера (1795 - 1878 гг.), Фефнера (1801 - 1880 гг.), Гельмгольца (1825 - 1924 гг.), Вунда (1832 -1920 гг.) и др. В этих лабораториях экспериментально изучались ос-новные психологические явления, связанные с деятельностью созна-ния, которое рассматривалось как целостное интегральное явление.

В результате этих исследований были описаны основные свой-ства сознания. Сознание имеет подвижный, динамический характер. Поток сознания является непрерывным, его нельзя ни остановить, ни повторить. Поле сознания неоднородно. В фокусе сознания возникают четкие, ясные образы, мысли, воспоминания и желания. На периферии - они неотчетливы, расплывчаты, смутные и неопределенные. Явления сознания могут возникать или сами по себе непреднамеренно, или, на-оборот, целенаправленно, преднамеренно и произвольно по желанию субъекта. Были изучены также простейшие элементы сознания - впе-чатления или ощущения. Они характеризуются качеством, интенсив-ностью и протяженностью. Из этих простейших элементов путем их соединения (ассоциации) возникают более сложные элементы созна-ния: образы, мысли, представления, воспоминания, чувства. В связи с этим психология, занимавшаяся изучением законов образования ассо-циаций между элементами сознания, стала называться ассоциативной.

Почему становление психологии как науки было связано именно с изучением сознания? Ответ очень прост. Потому, что сознание это то, что реально непосредственно представлено субъекту, то, что не-посредственно доступно для познания человеку - это его внутренний мир, о котором он может отдавать отчет. Как же следовало изучать явления сознания? В любой науке изучение явлений производится опыт-ным путем при помощи применения приборов и аппаратов. Результаты их изучения фиксируются органами чувств и обрабатываются мыш-лением.

Психология как наука стала развиваться тоже опытным, эмпири-ческим путем, но ее объект и результаты его изучения не могли быть зафиксированы органами чувств, так как психические явления по сво-ей природе не материальные, а идеальные явления. Оставался только один путь познания явлений сознания - это интроспективный путь. Но

23

этот способ познания психики весьма ограничен и он быстро исчерпал самого себя. Ведь кроме осознаваемых психических явлений имеет место множество других: бессознательных, интуитивных, иррациональ-ных, импульсивных, автоматических явлений, которые непосредственно не представлены субъекту и о существовании которых он даже не по-дозревает. Кроме того интроспективный способ познания психики мо-жет быть применен только по отношению к взрослому человеку, спе-циально подготовленному к этому. Ведь чаще всего испытуемыми были сами психологи, хорошо разбирающиеся в своих психических со-стояниях. Дети же и животные не могли принимать участия экспери-ментах, так как не могли давать субъективные показания интроспек-тивного толка. Все это привело к тому, что должен был измениться объект психологических исследований и должны были появиться но-вые принципы психологических исследований, а в связи с этим и новые психологические теории, что и произошло в конце XIX в. и в начале XX в.