16.2. Виды групп.
Каждая личность является членом какой-либо группы. Существует множество видов групп, которые различаются по величине, форме организации, уровню развития и социальной направленности.
По величине различают большие и малые группы. Большие группы насчитывают в своем составе по несколько сотен и бо-лее индивидов. Это производственные объединения, учебные, де-ловые и обслуживающие учреждения, воинские части и соедине-ния, политические партии, профсоюзные организации и т.д. Боль-шие группы являются составной частью общества, государства, страны и народа. Они обеспечивают нормальную производствен-ную, хозяйственную, политическую, культурную и духовную жизнь общества. Большие группы людей является объектом изу-чения науки социологии.
Малые группы имеют в своем составе от двух до двух де-сятков человек. К малым группам относят: семью, производ-ственную бригаду, учебную группу, воинское подразделение, экипаж самолета, спортивную команду, труппу артистов и т.д. Малые группы входят в состав более больших групп. В них в основном протекает жизнь, деятельность, общение и взаимодей-ствие индивидов друг с другом. В малых группах возникают спе-цифические социально-психологические явления и поэтому эти группы являются объектом изучения социальной психологии.
По характеру связей, существующих между личностями, группы могут быть первичные и вторичные. В первичных груп-пах имеют место непосредственные, эмоционально окрашенные отношения. Возникают и существуют первичные группы в ре-зультате наличия взаимного тяготения между индивидами, про-являющегося в форме чувств симпатии, уважения и солидарнос-ти. Такие взаимоотношения имеют место в семье, в компании друзей, коллег по работе, партнеров различных командах, экипажах и т.д.
260
Вторичные группы характеризуются опосредстванными отноше-ниями между членами объединения. Контакты между ними имеют офи-циальный, сугубо деловой характер. Отношения друг к другу в этих группах складываются не на основе личных симпатий, а в результате проявления индивидом деловых качеств и ум ени я выполнить возло-женные на него функции. Возникновение вторичных групп связано с общими производственными, экономическими, политическими и дру-гими интересами. К вторичным группам относятся трудовые объеди-нения, учебные учреждения, политические партии, профсоюзные орга-низации и т.д. Если личность не находит удовлетворения своим инте-ресам и стремлениям в первичной группе, то она старается реализо-вать себя во вторичной группе, включаясь активно в производствен-ную, политическую или в учебную деятельность.
По характеру отношения личности к группе она может быть для неё референтной и нереферентной. Референтная группа яв-ляется для личности наиболее важной из всех групп, в которые она входит. В ней она видит образец для подражания. Все ее цен-ности, формы поведения, взгляды и идеалы являются эталоном для личности. Мнением членов референтной группы личность до-рожит в большей степени, чем мнением всех остальных людей. Нереферентная группа не имеет никакого значения для личнос-ти, хотя она может формально входить в ее состав. Все что про-исходит в этой группе является безразличным для индивида и не оказывает на него никакого влияния. Кроме этих двух групп Р.С. Немов выделяет антиреферентную группу, к которой субъект относится отрицательно. Поведение, взгляды, ценности и идеа-лы членов этой группы вызывают у него отвращение и чувство протеста.
По наличию или отсутствию непосредственных связей меж-ду субъектами различают реальные и условные группы. Реаль-ные группы - это объединения людей, существующие в действи-тельности, между которыми имеют место непосредственные кон-такты и межличностные отношения. Условные группы - это ис-кусственно создаваемые группы людей, между которыми нет не-посредственных связей и контактов. Лица, зачисленные в эти группы, даже не подозревают об этом. Создание условных групп осуществля-ется на основе выделения общих социальных и психологических ха-рактеристик, свойственных определенным категориям людей.
261
По форме организации группы бывают формальными и нефор-мальными. Формальные группы создаются специально и имеют за-ранее заданную организацию. Между членами формальной группы взаимоотношения имеют чисто деловой, официальный характер. Каждый член группы выполняет строго определенные функции и несет ответственность перед группой за свои действия и поведе-ние. К формальным группам можно отнести производственные бри-гады, команды, экипажи, учебные группы и т.д.
Неформальные группы возникают стихийно и не имеют никакой определенной организации. Взаимоотношения в них имеют сугубо лич-ный характер и основаны на чувствах симпатии, дружбы и товарище-ства. Неформальные группы могут существовать самостоятельно, а могут также возникать внутри формальных групп, когда отношения между некоторыми членами являются не только деловыми, но и носят дружеский и интимный характер.
По уровню развития группы могут быть высокоразвитыми и сла-боразвитыми. В высокоразвитых группах деловые отношения прояв-ляются на высоком уровне и имеют стабильный характер. Межлично-стные отношения в этих группах имеют четко выраженный положи-тельный или отрицательный характер. В слаборазвитых группах дело-вые и личные отношения являются расплывчатыми и слабо выражен-ными. В них нет четкого распределения функций, имеет место безот-ветственное отношение к своим обязанностям, межличностные отно-шения являются поверхностными и нестабильными.
А.В. Петровским была предложена следующая классификация групп по уровню их развития: 1) диффузная группа, 2) ассоциация, 3) коллектив, 4) корпорация.
Диффузная группа характеризуется низким уровнем раз-вития. Деловые отношения в ней, как правило, отсутствуют, межличностные отношения имеют поверхностный и случай-ный характер. Диффузные группы возникают как попало и где попа-ло, существуют часто недолго и быстро распадаются. Примером диффузной группы являются временные компании, возникшие на вечеринках, местах отдыха, в поездах, дискотеках, в больницах и т.д.
Ассоциация – группа людей, объединенная деловыми отно-шениями, которые зависят от того вклада, который вносит каж-дая личность в общее дело. Межличностные отношения в ней
262
имеют дружеский характер, являются довольно прочными и устойчи-выми. Ассоциациями являются производственные бригады, учебные группы, кома нды, экипажи и т.д.
Коллектив – наиболее развитая группа людей, характери-зующаяся высокой сплоченностью, четкой организацией, пра-вильным распределением обязанностей, добросовестным и от-ветственным отношением к их выполнению. В межличностных отношениях господствует дружба, товарищество, взаимная по-мощь, выручка и поддержка. Все это имеет место потому, что взаимоотношения в коллективе основаны на высоконравствен-ных принципах и регулируются высокоморальными установка-ми. Коллективы бывают производственными, учебными, спортивными, воинскими и т.д.
Корпорация представляет собой высокоорганизованное групповое объединение имеющее обособленный характер. Уста-новки и действия корпоративных объединений направлены про-тив конкурирующих с ними групп и имеют антиобщественный характер. Отношения между членами корпорации построены на основе эгоистических интересов и имеют индивидуалистичес-кую направленность. Примером корпорации являются мафиоз-ные объединения, организованные группы преступников, орга-низации перекупщиков, адвокатские коллегии.
По социальной направленности группы делятся на проссо-циальные и антисоциальные (асоциальные). Просоциальными и асоциальными могут быть большие и малые группы, формаль-ные и неформальные, реальные и условные, слабоорганизован-ные и высокоорганизованные.
Просоциальными являются такие группы, где установки и действия людей направлены на благо общества и носят обще-ственно-полезный характер. Поскольку в своих действиях они руководствуются общечеловеческими культурными и духовными цен-ностями, то они составляют лучшую часть человеческого общества.
Асоциальные группы руководствуются в своих действиях амо-ральными взглядами и антиобщественными установками, наносящи-ми вред как отдельным людям, так и всему обществу. Такими группа-ми являются компании хулиганов, рекетиров, наркоманов, наркодель-цов и других преступных объединений.
Таковы основные виды групп, которые изучены в психо-
263
логии.
- Раздел I. Психика и поведение человека
- Глава 1. Предмет психологии
- 1.1. Человек как природное и одухотворенное существо.
- 1.2. Психика человека.
- 1.3. Определение психологии как науки.
- 1.4. Связь научной психологии с житейской и практической.
- Глава 2. История психологии
- 2.1. Представление древних философов о душе.
- 2.2. Взгляды философов нового времени о сущности психики.
- 2.3. Современные психологические теории.
- 2.4. Психология в России.
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии
- 3.1. Состояние современной психологии.
- 3.2. Методология психологических исследований.
- 3.3. Методы исследования психических явлений.
- Глава 4. Физиологические и биоэнергетические механизмы психики человека
- 4.1. Строение и функции нервной системы.
- 4.2. Динамическая локализация психических процессов.
- 4.3. Мозг, психика и поведение человека.
- 4.4. Биоэнергетическая концепция психики.
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека.
- 5.1. Развитие психики в филогенезе.
- 5.2. Психика и формы поведения животных.
- 5.3. Возникновение и развитие сознания у человека.
- 5.4. Сходство и различие психики человека и животных.
- Глава 6. Психология поведения и деятельности человека
- 6.1. Понятие о поведении и деятельности.
- 6.2. Психические и физические компоненты поведения и деятель-ности.
- 6.3. Виды поведения и деятельности.
- Раздел II. Психология познания
- Глава 7. Общая характеристика познавательной деятельности
- 7.1. Понятие о познавательной деятельности.
- 7.2. Структура познавательной деятельности.
- 7.3. Мотивация познавательной деятельности.
- 7.4. Формирование познавательной деятельности.
- 7.5. Диагностика познавательной деятельности и способнос-тей учащихся.
- Глава 8. Сенсорные познавательные процессы
- 8.1. Ощущения.
- 8.2. Восприятие.
- 8.3. Внимание.
- 9.1. Память.
- 9.2. Воображение.
- 9.3. Мышление.
- Глава 10. Речь и психические процессы
- 10.1. Понятие о языке и речи.
- 10.2. Виды речи как средство общения и орудие мышления.
- 10.3. Развитие речи и духовного мира человека.
- Раздел III. Психическая организация личности
- Глава 11. Индивид и личность
- 11.1. Понятие о личности.
- 11.2. Самопознание и самооценка личности.
- 11.3. Духовный мир личности.
- 11.4. Формирование и развитие личности.
- 12.1. Эмоции и чувства.
- 12.2. Эмоциональные состояния и виды чувств.
- 12.3. Воля и волевые действия.
- 12.4. Волевые свойства личности.
- 13.1. Темперамент.
- 13.2. Характер.
- 13.3. Способности.
- 14.2. Социальные свойства личности
- 14.3. Устойчивость и трансформация свойств личности.
- 15.1. Личность и деятельность.
- 15.2. Профессиональные качества личности.
- 15.3. Профессиональная адаптация и подготовка личности к деятельности.
- Раздел IV.
- Глава 16. Личность и группа
- 16.1. Личность в группе.
- 16.2. Виды групп.
- 16.3. Структура группы.
- 16.4. Групповая деятельность.
- Глава 17. Полисубъектные отношения в группе
- 17.1. Взаимодействие субъектов в группе.
- 17.2. Статус субъекта в группе.
- 17.3. Интеграция и дифференциация субъектов в группе.
- 17.4. Социальные роли субъекта.
- 18.1. Общение и его функции.
- 18.2. Взаимное познание субъектов в процессе общения.
- 18.3. Взаимодействие субъектов в процессе общения
- 18.4. Развитие межличностного общения.
- Глава 1 . Пре дме т пс ихо лог ии ............................. 5
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии 35
- Глава 4. Фи зи ол ог иче ск ие и б иоэ не рг ет ич ес кие механизмы
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека. . .............. 60
- Раздел II. Психология познания .................... 88
- Глава 7 . Обща я х арак тер исти ка позн ава тель ной дея тел ьнос ти ..... 88
- Глава 8. Се нс ор ные п оз нав ат ел ьн ые пр оц ес сы ............... 104
- Раздел III. Психическая организация личности ................. 166
- Глава 14 . Пр ир од ны е и со ци ал ьн ые свойства ли чн ос ти ......... 222