5.1. Развитие психики в филогенезе.
Проблема происхождения психики является самой сложной для науки. Существует много теорий о сущности психики и о ее происхождении. Одни считают, что всей природе присуща пси-хика. Другие - что она может быть только у живых существ. Третьи - что она может быть только у человека. Современная психология считает, что психика возникает у живых существ только на определенном этапе филогенетического развития.
Возникновение и развитие психики, с точки зрения науки, есть результат длительного приспособления живых организмов к окружающей среде. Живые существа, обладая активностью, могут осуществлять избирательное взаимодействие с окружа-ющей средой. Это необходимо для поддержания жизнедеятель-ности, в основе которой лежит обмен веществ, происходящий в организме. К веществам, полезным для организма, они приближа-ются и усваивают их, а от веществ, оказывающих вредное воздей-ствие, отстраняются.
Избирательное поведение простейших организмов связано с появлением особого биологического механизма приспособле-ния - раздражимости. Раздражимость представляет собой осо-бое свойство живых существ избирательно реагировать на жиз-ненно важные воздействия среды посредством поисковых дви-жений, направленных на обнаружение пищевых веществ. Этот биологический механизма приспособления мог обеспечивать существование только лишь простейших живых организмов, обитающих в однородной среде.
Раздражимость, как особое свойство живых существ, про-
58
является только в том случае, когда они приходят в активное со-стояние при непосредственном контакте с биотическими воздействиями среды, имеющими жизненно важное значение для организма. Следовательно, раздражимость можно рассмат-ривать как активное состояние клеток организма, возникаю-щее при внешнем воздействии и побуждающее его избирательно реагировать на биотически важные агенты при непосредственом контакте с ними.
Усложнение условий существования привело к появлению более сложных живых организмов, у которых стали формиро-ваться психологические механизмы приспособления, связанные с возникновением и развитием нервной системы. Характерной особенностью этой системы является ее высокая чувствитель-ность, проявляющаяся в способности реагировать на всевозмож-ные воздействия среды, как на биологически важные для орга-низма, так и на индифферентные. Чувствительность, как особое свойство нервной системы, представляет собой активное состо-яние нервных клеток, возникающее при внешнем воздействии и побуждающее организм избирательно реагировать не только на биотические, но и на абиотические раздражители как при непос-редственном контакте, так и на расстоянии. Благодаря этому все воздействия, сочетаясь с биологически важными вещества-ми, начинают сигнализировать о их наличии в данной среде.
На основе чувствительности, возникшей на базе раздражи-мости, начинает функционировать элементарная сенсорная пси-хика, связанная с появлением у простейших живых существ про-стейшей диффузной нервной системы. Сенсорная психика обес-печивает приспособление к внешней среде только при непосред-ственном контакте живых существ с материальными объекта-ми. Так появляется самая элементарная форма психики - недиффе-ренцированные ощущения, сигнализирующие о состоянии внешней и внутренней среды.
В процессе дальнейшего приспособления живых существ к усложняющимся условиям существования нервная система пре-терпевает ряд изменений. Наряду с диффузной появляется более сложно устроенная узловая нервная система, которая имеет ме-сто, например, у членистоногих. В каждом сегменте имеются нервные узлы (ганглии), которые, соединяясь между собой, об-разуют нервную систему цепочного типа. Координирует совме-стную деятельность всех узлов головной ганглий, имеющий бо-лее сложное строение. Головной ганглий получает информацию
59
о состоянии внешней среды посредством хорошо развитых органов чувств (зрения, обоняния, осязания, вкуса). В связи с этим происходит дальнейшее совершенствование психологических механизмов приспо-собления к среде. Насекомые, например, не только могут ощущать отдельные свойства объекта, но и воспринимать их в целом. Так, на-пример, пчелы не только реагируют на желтый, синий, зеленый и ул ьт р а -фиолетовый цвета спектра, но и могут отл ичать цветы, с которых они берут взяток, по их форме. Такая более высокая стадия развития психики, котора я дает возможность живым существам воспринимать предметы и явления и отличать их по форме, величине и пространственному положе-нию, называется перцептивной.
На основе восприятия (перцепции) формируются образы пред-метов и явлений, благодаря которым живые существа могут при-способиться к самым разнообразным условиям существования. Дальнейшее развитие этой формы психики связано с усовершен-ствованием нервной системы.
У позвоночных животных в процессе эволюции появляется новый тип нервной системы - трубчатая нервная система. В ее структуре главное место занимает центральная система, состо-ящая из спинного и головного мозга. По мере развития в струк-туре головного мозга все большее место начинает занимать кора больших полушарий. Совершенствуется и усложняется также и строение органов чувств. Все это способствует не только дальней-шему развитию сенсорных и перцептивных процессов (ощущений и восприятий), но и обеспечивает появление более сложных психи-ческих процессов - памяти, мышлению и воображению.
Уровни развития психики обусловлены как средой обитания животных, так и особенностями строения их центральной нервной системы и органов чувств. Так, у рыб, обитающих в водной среде, хорошо развито зрение и обоняние и соответственно связанные с ними нервные центры, Глубоководные рыбы способны хорошо ори-ентироваться в слабоосвещенной водной среде, так как зрачок и хрусталик у них увеличены, а в сетчатке имеются светочувстви-тельные приборы - палочки. У наземных животных, ведущих днев-ной образ жизни, кроме палочек имеются колбочки, которые обес-печивают ориентировку в хорошо освещенной среде.
- Раздел I. Психика и поведение человека
- Глава 1. Предмет психологии
- 1.1. Человек как природное и одухотворенное существо.
- 1.2. Психика человека.
- 1.3. Определение психологии как науки.
- 1.4. Связь научной психологии с житейской и практической.
- Глава 2. История психологии
- 2.1. Представление древних философов о душе.
- 2.2. Взгляды философов нового времени о сущности психики.
- 2.3. Современные психологические теории.
- 2.4. Психология в России.
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии
- 3.1. Состояние современной психологии.
- 3.2. Методология психологических исследований.
- 3.3. Методы исследования психических явлений.
- Глава 4. Физиологические и биоэнергетические механизмы психики человека
- 4.1. Строение и функции нервной системы.
- 4.2. Динамическая локализация психических процессов.
- 4.3. Мозг, психика и поведение человека.
- 4.4. Биоэнергетическая концепция психики.
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека.
- 5.1. Развитие психики в филогенезе.
- 5.2. Психика и формы поведения животных.
- 5.3. Возникновение и развитие сознания у человека.
- 5.4. Сходство и различие психики человека и животных.
- Глава 6. Психология поведения и деятельности человека
- 6.1. Понятие о поведении и деятельности.
- 6.2. Психические и физические компоненты поведения и деятель-ности.
- 6.3. Виды поведения и деятельности.
- Раздел II. Психология познания
- Глава 7. Общая характеристика познавательной деятельности
- 7.1. Понятие о познавательной деятельности.
- 7.2. Структура познавательной деятельности.
- 7.3. Мотивация познавательной деятельности.
- 7.4. Формирование познавательной деятельности.
- 7.5. Диагностика познавательной деятельности и способнос-тей учащихся.
- Глава 8. Сенсорные познавательные процессы
- 8.1. Ощущения.
- 8.2. Восприятие.
- 8.3. Внимание.
- 9.1. Память.
- 9.2. Воображение.
- 9.3. Мышление.
- Глава 10. Речь и психические процессы
- 10.1. Понятие о языке и речи.
- 10.2. Виды речи как средство общения и орудие мышления.
- 10.3. Развитие речи и духовного мира человека.
- Раздел III. Психическая организация личности
- Глава 11. Индивид и личность
- 11.1. Понятие о личности.
- 11.2. Самопознание и самооценка личности.
- 11.3. Духовный мир личности.
- 11.4. Формирование и развитие личности.
- 12.1. Эмоции и чувства.
- 12.2. Эмоциональные состояния и виды чувств.
- 12.3. Воля и волевые действия.
- 12.4. Волевые свойства личности.
- 13.1. Темперамент.
- 13.2. Характер.
- 13.3. Способности.
- 14.2. Социальные свойства личности
- 14.3. Устойчивость и трансформация свойств личности.
- 15.1. Личность и деятельность.
- 15.2. Профессиональные качества личности.
- 15.3. Профессиональная адаптация и подготовка личности к деятельности.
- Раздел IV.
- Глава 16. Личность и группа
- 16.1. Личность в группе.
- 16.2. Виды групп.
- 16.3. Структура группы.
- 16.4. Групповая деятельность.
- Глава 17. Полисубъектные отношения в группе
- 17.1. Взаимодействие субъектов в группе.
- 17.2. Статус субъекта в группе.
- 17.3. Интеграция и дифференциация субъектов в группе.
- 17.4. Социальные роли субъекта.
- 18.1. Общение и его функции.
- 18.2. Взаимное познание субъектов в процессе общения.
- 18.3. Взаимодействие субъектов в процессе общения
- 18.4. Развитие межличностного общения.
- Глава 1 . Пре дме т пс ихо лог ии ............................. 5
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии 35
- Глава 4. Фи зи ол ог иче ск ие и б иоэ не рг ет ич ес кие механизмы
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека. . .............. 60
- Раздел II. Психология познания .................... 88
- Глава 7 . Обща я х арак тер исти ка позн ава тель ной дея тел ьнос ти ..... 88
- Глава 8. Се нс ор ные п оз нав ат ел ьн ые пр оц ес сы ............... 104
- Раздел III. Психическая организация личности ................. 166
- Глава 14 . Пр ир од ны е и со ци ал ьн ые свойства ли чн ос ти ......... 222