16.3. Структура группы.
Каждая группа имеет свою структуру, которая определя-ется численным составом, целями и задачами, стоящими перед ней, обязанностями и функциями ее членов, а также характером взаимосвязей между ними.
Прежде всего структура группы зависит от ее величины. Чем больше по величине группа, тем сложнее ее структура и чем меньше – тем она проще. В психологии лучше всего изучена структура малых и первичных групп. Численный состав таких групп сравнительно небольшой. Он включает общее количество членов группы, их дифференциацию по возрасту, полу, образо-ванию, квалификации, семейному положению и т.д. Каждый член группы занимает определенное место в ее структуре. Положе-ние личности в структуре группы зависит от важности тех офи-циальных функций, которые она выполняет в группе, а также от отношения к ней членов группы.
В зависимости от целей и задач, а также функций членов группы ее структура может быть однородной и разнородной. При наличии простой задачи ее структура является однород-ной, так как все члены группы выполняют одни и те же функ-ции. Возьмем, например, группу рабочих, занимающихся бла-гоустройством отведенной им территории. Все члены группы занимаются однородной работой: посадкой деревьев и кустар-ников, расчисткой алей и дорожек.
Если же цели и задачи являются сложными, то структура группы имеет сложный и разнородный характер, так как члены группы выполняют различные функции. Так, экипаж самолета должен выполнить рейс согласно расписанию. Для того, чтобы достигнуть этой цели все члены экипажа должны выполнять свои функции: пилот дол-жен вести самолет по курсу, штурман – прокладывать курс, радист – держать связь с диспетчером, бортмеханик – следить за работой дви-гателей, стюардесса – обслуживать пассажиров.
В зависимости от характера связей между членами группы ее структура может быть официальной и неофициальной. В формальных группах, которые создаются специально для выполнения определен-
264
ных целей и задач, существует официальная структура, в соответствии с которой каждый член группы выполняет возложенные на него обя-занности и несет ответственность за свои действия.
Официальная структура в формальной группе задана заранее штатным расписанием. Возглавляет официальную структуру формаль-ной группы руководитель (в учреждениях - начальник или заведую-щий, в производственных объединениях - директор, в экипажах судов и спортивных командах - капитан, в воинских частях - командир и т.д.) Руководитель назначает высококвалифицированных членов группы руководить подразделениями, входящими в состав учреждения или объединения. Те в свою очередь распределяют обязанности между сотрудниками подразделения. Причем, все это специально фиксирует-ся в форме приказов и распоряжений.
В неформальных группах имеет место неофициальная структура, которая возникает вследствие того, что члены группы начинают доб-ровольно выполнять определенные обязанности. Неофициальная струк-тура обусловлена внутренними факторами, тогда как официальная – внешними. Она является более гибкой по сравнению с официальной, так как связи между индивидами в неформальных группах имеют доб-ровольный характер, являются очень динамичными и часто меняют-ся. Так, группы подростков, занимающиеся спортивными играми, час-то возникают стихийно. Играя в футбол члены команды могут часто менять свои функции, вместо выбывших приходят новые игроки.
В формальных группах кроме официальной структуры может иметь место и неофициальная структура, которая определяется не деловыми связями, а личными взаимоотношениями между членами группы. В связи с этим в формальных группах могут быть неболь-шие неформальные объединения, которые не значатся в штатном расписании и имеют неофициальный характер. Так, в производствен-ных бригадах рабочие, для осуществления совместной деятельнос-ти, объединяются по собственному желанию в небольшие группы по два, три человека. После работы они продолжают контактировать, занимаясь вместе хозяйственными работами или посещая места от-дыха и учреждения культуры.
Нормальное функционирование группы во многом зависит от пра-вильной организации ее структура. Поэтому изучение и оценка струк-туры группы имеет большое практическое значение. Конечно, устано-вить официальную структуру группы можно без особого труда, сопос-
265
тавив штатное расписание с наличным составом группы и функциями каждого члена группы. Гораздо труднее изучить неофициальную струк-туру, так как она нигде не зафиксирована и на ее надо затратить очень много времени.
Для того, чтобы быстро установить неофициальную струк-туру группы в психологии применяется метод социометрии. Суть этого метода заключается в том, что всем членам группы пред-лагается сделать социометрический выбор своего партнера для осуществления какой-либо совместной деятельности. Благода-ря такой процедуре можно без труда выявить неформальные меж-личностные связи, которые существуют между членами груп-пы. Результаты исследований показывают, что одних членов группы выбирают больше, чем других. Личность, которую чаще всего выбирают, пользуется уважением и авторитетом в группе и является ее неофициальным лидером.
Если в формальной группе наряду с официальной структу-рой имеется и неофициальная, то между ними возникает взаимо-действие, которое может иметь как положительный, так и отри-цательный характер. Положительное влияние неофициальная структура оказывает в том случае, когда межличностные отно-шения помогают членам группы лучше выполнять свои дело-вые функции. Отрицательное влияние они оказывают, если лич-ные отношения мешают отдельным индивидам добросовестно выполнять свои официальные обязанности.
Положительное взаимодействие между неофициальной и офици-альной структурой группы возможно также и в том случае, если руко-водитель и неформальный лидер является одним и тем же лицом. В данном случае официальная структура совпадает с неофициальной. Возможно и такое явление, когда неофициальная структура дополняет официальную. Это происходит тогда, когда между неофициальным ли-дером и руководителем существуют хорошие отношения и он помога-ет ему руководить группой. Если же между ними возникают конфлик-ты, то группа делится на два лагеря и нормальная жизнь группы нару-шается.
- Раздел I. Психика и поведение человека
- Глава 1. Предмет психологии
- 1.1. Человек как природное и одухотворенное существо.
- 1.2. Психика человека.
- 1.3. Определение психологии как науки.
- 1.4. Связь научной психологии с житейской и практической.
- Глава 2. История психологии
- 2.1. Представление древних философов о душе.
- 2.2. Взгляды философов нового времени о сущности психики.
- 2.3. Современные психологические теории.
- 2.4. Психология в России.
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии
- 3.1. Состояние современной психологии.
- 3.2. Методология психологических исследований.
- 3.3. Методы исследования психических явлений.
- Глава 4. Физиологические и биоэнергетические механизмы психики человека
- 4.1. Строение и функции нервной системы.
- 4.2. Динамическая локализация психических процессов.
- 4.3. Мозг, психика и поведение человека.
- 4.4. Биоэнергетическая концепция психики.
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека.
- 5.1. Развитие психики в филогенезе.
- 5.2. Психика и формы поведения животных.
- 5.3. Возникновение и развитие сознания у человека.
- 5.4. Сходство и различие психики человека и животных.
- Глава 6. Психология поведения и деятельности человека
- 6.1. Понятие о поведении и деятельности.
- 6.2. Психические и физические компоненты поведения и деятель-ности.
- 6.3. Виды поведения и деятельности.
- Раздел II. Психология познания
- Глава 7. Общая характеристика познавательной деятельности
- 7.1. Понятие о познавательной деятельности.
- 7.2. Структура познавательной деятельности.
- 7.3. Мотивация познавательной деятельности.
- 7.4. Формирование познавательной деятельности.
- 7.5. Диагностика познавательной деятельности и способнос-тей учащихся.
- Глава 8. Сенсорные познавательные процессы
- 8.1. Ощущения.
- 8.2. Восприятие.
- 8.3. Внимание.
- 9.1. Память.
- 9.2. Воображение.
- 9.3. Мышление.
- Глава 10. Речь и психические процессы
- 10.1. Понятие о языке и речи.
- 10.2. Виды речи как средство общения и орудие мышления.
- 10.3. Развитие речи и духовного мира человека.
- Раздел III. Психическая организация личности
- Глава 11. Индивид и личность
- 11.1. Понятие о личности.
- 11.2. Самопознание и самооценка личности.
- 11.3. Духовный мир личности.
- 11.4. Формирование и развитие личности.
- 12.1. Эмоции и чувства.
- 12.2. Эмоциональные состояния и виды чувств.
- 12.3. Воля и волевые действия.
- 12.4. Волевые свойства личности.
- 13.1. Темперамент.
- 13.2. Характер.
- 13.3. Способности.
- 14.2. Социальные свойства личности
- 14.3. Устойчивость и трансформация свойств личности.
- 15.1. Личность и деятельность.
- 15.2. Профессиональные качества личности.
- 15.3. Профессиональная адаптация и подготовка личности к деятельности.
- Раздел IV.
- Глава 16. Личность и группа
- 16.1. Личность в группе.
- 16.2. Виды групп.
- 16.3. Структура группы.
- 16.4. Групповая деятельность.
- Глава 17. Полисубъектные отношения в группе
- 17.1. Взаимодействие субъектов в группе.
- 17.2. Статус субъекта в группе.
- 17.3. Интеграция и дифференциация субъектов в группе.
- 17.4. Социальные роли субъекта.
- 18.1. Общение и его функции.
- 18.2. Взаимное познание субъектов в процессе общения.
- 18.3. Взаимодействие субъектов в процессе общения
- 18.4. Развитие межличностного общения.
- Глава 1 . Пре дме т пс ихо лог ии ............................. 5
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии 35
- Глава 4. Фи зи ол ог иче ск ие и б иоэ не рг ет ич ес кие механизмы
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека. . .............. 60
- Раздел II. Психология познания .................... 88
- Глава 7 . Обща я х арак тер исти ка позн ава тель ной дея тел ьнос ти ..... 88
- Глава 8. Се нс ор ные п оз нав ат ел ьн ые пр оц ес сы ............... 104
- Раздел III. Психическая организация личности ................. 166
- Глава 14 . Пр ир од ны е и со ци ал ьн ые свойства ли чн ос ти ......... 222