13.1. Темперамент.
Темперамент является наиболее общим свойством личнос-ти, которое дает возможность отличить одного человека от дру-гого. От него зависят динамические особенности психики и по-ведения человека. Одни люди спокойны, сдержаны и невозмути-мы. Психические явления у них возникают медленно и постепен-но, долго сохраняются и почти не изменяются. Внешне они урав-новешенны и медлительны, их движения, речь, жесты и мимика мало выразительны и спокойны. У других людей психические процессы и состояния возникают быстро, почти мгновенно, бурно протекают и быстро исчезают. Движения их порывисты, речь страстная, мимика выразительная и разнообразная. Они подвиж-ны и беспокойны, нетерпеливы и шумливы. Причем, все эти ди-намические особенности психики и поведения являются типич-ными для определенных категорий людей. Таким образом, тем-перамент представляет собой такие индивидуально-типологичес-кие особенности личности, которые определяют динамику про-текания психической деятельности и поведения различных групп людей.
Динамические особенности психической деятельности и по-ведения, обусловленные темпераментом, определяются целым рядом его свойств. В.С. Мерлин выделяет восемь таких свойств. Сензитивность - характеризуется наименьшей силой внешнего воздействия, вызывающего психическую или физическую реак-цию человека. Реактивность - выражается в непроизвольных ре-акциях, возникающих под влиянием внешних и внутренних воз-действий. Активность - проявляется в степени активных воздей-ствий (энергичности) человека на внешний мир и в способности преодолевать препятствия при достижении целей. Соотношение реак-тивности и активности - определяется тем от чего в большей степени зависит психика человека: от внешних или внутренних стимулов и ка-кое поведение преобладает: импульсивное или целенаправленное. Темп реакций - характеризуется скоростью возникновения и протекания пси-хических явлений и физических реакций. Пластичность и ригидность -
197
определяется по способности человека быстро приспосабливаться к внешнему миру (пластичность) или по отсутствии такой способности (ригидность). Экстроверсия и интроверсия - характеризуется направ-ленностью психической деятельности на внешний мир (экстроверти-рованность) или на внутренние состояние (интровертированность). Эмоциональная возбудимость - свойство, связанное с минимальной силой внешнего воздействия, способного вызвать эмоциональную ре-акцию и характеризующее скорость ее возникновения.
Существует четыре основных типа темперамента: сангвини-ческий, холерический, флегматический и меланхолический. Каждый тип характеризуется закономерным сочетанием вышеуказанных свойств.
Сангвиник характеризуется: пониженной сензитивностью, высокой реактивностью и активностью, уравновешенностью, пластичностью, экстравертированностью, быстрым темпом ре-акций, высокой эмоциональной возбудимостью. Холерик име-ет: пониженную сензитивность, высокую реактивность и актив-ность, неуравновешенность (реактивность преобладает над ак-тивностью), ригидность, экстравертированность, быстрый темп реакций, высокую эмоциональную возбудимость. Флегматику присущи: пониженная сензитивность, слабая реактивность и вы-сокая активность, ригидность, интровертированность, медлен-ный темп реакций, невысокая эмоциональная возбудимость. Ме-ланхолику свойственны: повышенная сензитивность, слабая ре-активность и активность, ригидность, интровертированность, медленный темп реакций, повышенная эмоциональная возбуди-мость депрессивного характера.
Все эти свойства определяют динамические особенности психической деятельности и поведения, свойственные каждо-му типу темперамента.
Сангвиник характеризуется большой активностью и подвижнос-тью, настойчивостью и энергичностью, высокой пластичностью и впе-чатлительностью. Психические процессы и состояния у сангвиника возникают очень быстро, но также быстро исчезают, они мало устой-чивы и подвижны. Так, например, внимание у сангвиников сосредота-чивается быстро, но проявляется сравнительно недолго, хорошо пере-ключается и распределяется. Чувства возникают быстро, но сохраня-ются недолго, настроение, как правило, хорошее, редко унывает, мало
198
обидчив, спокойно относится к неудачам. Он легко сходится с людь-ми, с охотой берется за всякое живое дело, но также быстро осты-вает, если оно перестает его интересовать, всегда весел и общите-лен, склонен к остроумию, очень подвижен, речь быстрая и дина-мичная, часто сопровождается жестикуляцией.
Холерику присущи энергичность и страстность, аффектив-ность и несдержанность, резкость и порывистость, неуступчи-вость и бескомпромиссность. Чувства возникают быстро и дос-тигают большой силы, бурно протекают и скоро исчезают. Под влиянием чувств сильно возбуждается, но быстро остывает, на-строение все время меняется, очень сильно переживает обиду, при неудаче расстраивается, склонен к агрессивности, часто теряет самообладание. Внимание характеризуется сильной со-средоточенностью, мгновенной переключаемостью, но недоста-точно хорошей распределяемостью и недолгой устойчивостью. Холерик со всей страстью отдается делу, способен преодолевать все трудности и препятствия, но быстро выдыхается, теряет веру в свои силы и неспособен иногда довести дело до конца.
Флегматик отличается хладнокровием и выдержкой, мед-лительностью и спокойствием, инертностью и слабой приспособ-ляемостью, настойчивостью и упорством, невозмутимостью и самообладанием. Чувства возникают медленно, мало интенсив-ны, но устойчивы, настроение всегда ровное, при неудаче не рас-страивается, на обиды слабо реагирует. Внимание возникает медленно, но является очень устойчивым, переключение проис-ходит постепенно, распределение хорошее, редко отвлекается, хорошая помехоустойчивость. Флегматик хладнокровен, ма-лоподвижен, нетороплив, спокоен, уравновешен, способен пре-одолеть любые препятствия и довести дело до конца.
Меланхолик характеризуется медлительностью и вялостью, высокой чувствительностью и впечатлительностью, отзывчивостью и ранимостью, тревожностью и мнительностью. Чувства возника-ют медленно, но являются очень устойчивыми, переживания име-ют депрессивный характер, настроение часто унылое, обиду силь-но переживает, при неудаче сильно расстраивается, внешне чувства мало выражаются и все, что переживается, остается внутри. Вни-мание возникает не сразу, переключается медленно, распределение не всегда полное, устойчивость небольшая, легко утомляется и от-
199
влекается.
Первое описание типов темпераментов было дано древне-греческим врачом Гиппократом и римским врачом Галеном. Тип темперамента, как полагал Гиппократ, связан с анатомо-физио-логическими и индивидуально-психологическими особенностя-ми человека. Гален, наряду с этим, считал, что темперамент также определяется и нравственными свойствами.
Пытаясь объяснить природное происхождение типов темпе-рамента Гиппократ полагал, что каждый тип темперамента свя-зан с преобладанием одной из четырех видов жидкостей: крови, слизи, желтой и черной желчи. При преобладании желчи (“холе”) проявляется холерический тип темперамента, при преобладании черной желчи (“мелана холе”) проявляется меланхолический тем-перамент, при преобладании слизи (“флегмы”) проявляется флег-матический темперамент и преобладании крови (“сангвис”) прояв-ляется сангвинический темперамент.
Гуморальная (жидкостная) теория происхождения типов тем-перамента не могла удовлетворить в последующее время уче-ных. Поэтому появились новые теории. Так, немецкий психиатр Э. Кречмер считал, что темперамент и характер человека зави-сят от особенностей строения тела человека. Он описал три типа строения тела: астенический, атлетический и пикнический. Пер-вый тип является физически хилым, с тонкими руками и ногами, с плоской грудной клеткой и тонким животом. Второй тип (ат-летический) - физически сильный человек с мощным скелетом и хорошо развитой мускулатурой. Третий (пикнический) имеет плотную фигуру, большой живот и короткую плотную шею.
Сходную теорию развивал американский ученый У. Шел-дон. Он выделил также три типа телосложения, назвав людей первого типа “висцеротониками”, второго типа - “самототониками” и третьего типа -”церебротониками”. У первого типа наблюдалось пре-обладание органов пищеварения, у второго - преобладание двигатель-ного аппарата и мощной мускулатуры и у третьего - преобладание деятельности нервных центров.
Таким образом, У. Шелдон впервые связал один из выде-ленных им типов анатомо-физиологического и психического строения человека с деятельностью нервной системы. В даль-нейшем идея о связи природного происхождения всех типов
200
темперамента с деятельностью нервной системы была развита и блестяще доказана И.П. Павловым.
Используя идею И.М. Сеченова о рефлексах головного мозга И.П. Павлов экспериментально доказал, что все телесные и пси-хические функции организма и все его связи с внешней средой осуществляются посредством рефлекторной деятельности не-рвной системы. Причем, все это достигается на основе проявле-ния, открытых И.П. Павловым, трех свойств нервных процес-сов: возбуждения и торможения. Первое свойство - сила нервных процессов, которая обеспечивает длительную и устойчивую ра-боту нервной системы и всего организма в условиях сильного воздействия раздражителей из внешней и внутренней среды. Вто-рое свойство - уравновешенность возбуждения и торможения, благодаря которому организм может отвечать как побудитель-ными, так и тормозными реакциями на всевозможные воздей-ствия падающие на нервную систему. Третье свойство - подвиж-ность нервных процессов обеспечивает смену возбуждения тор-можением, что позволяет приспосабливаться к изменениям, про-исходящим во внешней среде.
На основе лабораторных опытов И.П. Павлов установил, что возможны четыре комбинации основных свойств нервных процессов, чаще всего встречающихся у высокоорганизованных живых существ. Эти закономерно возникающие сочетания свойств возбуждения и торможения он называл типами высшей нервный деятельности.
Из четырех типов три имели сильные процессы возбужде-ния и торможения, а один - слабые. У двух сильных типов про-цессы возбуждения и торможения были уравновешенны, а у од-ного -неуравновешенны. Сильные уравновешенные типы разли-чались подвижностью нервных процессов. У одного из них были подвиж-ными, а у другого - нет. Таким образом, каждый тип имел свои, присущи-ми только ему особенностями высшей нервной деятельности.
Первый тип являлся сильным уравновешенным подвижным (жи-вым). Он легко выдерживал сильные воздействия из внешней и внут-ренней среды, мог отвечать на них в одинаковой степени как побуди-тельными, так и тормозными реакциями, которые в силу подвижности нервных процессов осуществлялись всегда своевременно. Этот тип, имея положительные физиологические характеристики, мог легко при-
201
спосабливаться к любым изменениям в окружающей среде.
Второй тип был тоже сильным уравновешенным, но малоподвиж-ным (инертным). Он тоже легко выдерживал все сильные воздействия, отвечая побудительными и тормозными реакциями, но они имели за-поздалый характер. В результате этого он хуже мог приспосабливать-ся к изменениям в среде.
Третий тип был тоже сильным, но неуравновешенным (бе-зудержным). У него был сильный процесс возбуждения и слабое торможение. Он легко мог выдерживать сильные воздействия, отвечая на них побудительными реакциями, но с трудом мог осу-ществлять тормозные, в силу слабости торможения. Поэтому он плохо мог приспосабливаться к окружающей среде, вступая ча-сто в конфликтные отношения с ней.
Четвертый тип - слабый. У него оба нервных процесса ха-рактеризуются слабостью. Он не может выдерживать сильных воздействий. Они пагубно влияют на его нервную систему и он приходит нередко в шоковое состояние. Зато при наличии сла-бых воздействий он хорошо отвечает на них как положительны-ми, так и тормозными реакциями. Обладая высокой чувствитель-ностью нервной системы он хорошо себя чувствует в спокойной обстановке среди знакомых ему предметов и явлений.
Поскольку темперамент, как и любое психическое явление, проявляется на основе нервной деятельности, то каждый тип тем-перамента имеет в своей основе определенный тип высшей не-рвный деятельности и их психологические и физиологические ха-рактеристики должны соответствовать и дополнять одна дру-гую.
Сангвинический тип темперамента проявляется на основе силь-ного уравновешенного подвижного типа высшей нервной деятель-ности. Активность, пластичность и живость сангвиника объясня-
202
ются особенностями его высшей нервной деятельности - силой, уравновешенностью и подвижностью процессов возбуждения и тор-можения.
Флегматический тип темперамента имеет в своей основе сильны уравновешенный, но инертный тип нервной деятельнос-ти. Хладнокровие, выдержка, настойчивость, медлительность и слабая приспособляемость флегматика обусловлены силой, урав-новешенностью и инертностью нервных процессов.
Холерический тип темперамента проявляется на основе сильного неуравновешенного типа нервной деятельности. Энергичность, страстность, несдержанность, резкость и поры-вистость объясняются неуравновешенностью процессов воз-буждения и торможения у холерика.
Меланхолический тип темперамента существует на основе слабого типа нервный деятельности. Медлительность, вялость, высокая чувствительность и ранимость меланхолика связаны со слабостью процессов возбуждения и торможения.
Все основные свойства нервный деятельности являются врожденными и поэтому типы темперамента могут проявляться уже в детском возрасте. Однако, не у всех людей могут иметь место ярко выраженные типы темпераментов. У некоторых лю-дей могут проявляться промежуточные типы и они только в оп-ределенной степени могут походить на сангвиника и холерика или флегматика и меланхолика.
Темперамент накладывает отпечаток на личность и деятель-ность человека. Он может способствовать проявлению опреде-ленных качеств личности. У сангвиников проявляется общитель-ность, у холериков - увлеченность, у флегматиков - уверенность, у меланхоликов - замкнутость.
Под влиянием темперамента формируется определенный стиль деятельности. У сангвиников и холериков он динамичный, порывистый, торопливый, у флегматиков и меланхоликов - ров-ный, спокойный, замедленный. Кроме того от темперамента за-висит предрасположенность человека к определенному виду де-ятельности. Сангвиники и холерики предпочитают такие виды деятель-ности, где можно проявить самостоятельность, ловкость, сообразитель-ность, находчивость, творчество и т.п. Флегматики и меланхолики любят
203
заниматься спокойными видами деятельности, которые требуют усид-чивости, выдержки, спокойствия, неторопливости, высокой чувствитель-ности, кропотливости, мелких и точных движений и т.п.
При обучении и воспитании учащихся надо учитывать особенно-сти их темпераментов и осуществлять к каждому из них индивидуаль-ный подход. Холериков надо сдерживать и успокаивать, сангвини-кам надо давать более трудные задания, иначе они будут отвле-каться, флегматиков надо заставлять все делать своевременно и не затягивать окончание работы, меланхоликов подбадривать и по-ощрять.
- Раздел I. Психика и поведение человека
- Глава 1. Предмет психологии
- 1.1. Человек как природное и одухотворенное существо.
- 1.2. Психика человека.
- 1.3. Определение психологии как науки.
- 1.4. Связь научной психологии с житейской и практической.
- Глава 2. История психологии
- 2.1. Представление древних философов о душе.
- 2.2. Взгляды философов нового времени о сущности психики.
- 2.3. Современные психологические теории.
- 2.4. Психология в России.
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии
- 3.1. Состояние современной психологии.
- 3.2. Методология психологических исследований.
- 3.3. Методы исследования психических явлений.
- Глава 4. Физиологические и биоэнергетические механизмы психики человека
- 4.1. Строение и функции нервной системы.
- 4.2. Динамическая локализация психических процессов.
- 4.3. Мозг, психика и поведение человека.
- 4.4. Биоэнергетическая концепция психики.
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека.
- 5.1. Развитие психики в филогенезе.
- 5.2. Психика и формы поведения животных.
- 5.3. Возникновение и развитие сознания у человека.
- 5.4. Сходство и различие психики человека и животных.
- Глава 6. Психология поведения и деятельности человека
- 6.1. Понятие о поведении и деятельности.
- 6.2. Психические и физические компоненты поведения и деятель-ности.
- 6.3. Виды поведения и деятельности.
- Раздел II. Психология познания
- Глава 7. Общая характеристика познавательной деятельности
- 7.1. Понятие о познавательной деятельности.
- 7.2. Структура познавательной деятельности.
- 7.3. Мотивация познавательной деятельности.
- 7.4. Формирование познавательной деятельности.
- 7.5. Диагностика познавательной деятельности и способнос-тей учащихся.
- Глава 8. Сенсорные познавательные процессы
- 8.1. Ощущения.
- 8.2. Восприятие.
- 8.3. Внимание.
- 9.1. Память.
- 9.2. Воображение.
- 9.3. Мышление.
- Глава 10. Речь и психические процессы
- 10.1. Понятие о языке и речи.
- 10.2. Виды речи как средство общения и орудие мышления.
- 10.3. Развитие речи и духовного мира человека.
- Раздел III. Психическая организация личности
- Глава 11. Индивид и личность
- 11.1. Понятие о личности.
- 11.2. Самопознание и самооценка личности.
- 11.3. Духовный мир личности.
- 11.4. Формирование и развитие личности.
- 12.1. Эмоции и чувства.
- 12.2. Эмоциональные состояния и виды чувств.
- 12.3. Воля и волевые действия.
- 12.4. Волевые свойства личности.
- 13.1. Темперамент.
- 13.2. Характер.
- 13.3. Способности.
- 14.2. Социальные свойства личности
- 14.3. Устойчивость и трансформация свойств личности.
- 15.1. Личность и деятельность.
- 15.2. Профессиональные качества личности.
- 15.3. Профессиональная адаптация и подготовка личности к деятельности.
- Раздел IV.
- Глава 16. Личность и группа
- 16.1. Личность в группе.
- 16.2. Виды групп.
- 16.3. Структура группы.
- 16.4. Групповая деятельность.
- Глава 17. Полисубъектные отношения в группе
- 17.1. Взаимодействие субъектов в группе.
- 17.2. Статус субъекта в группе.
- 17.3. Интеграция и дифференциация субъектов в группе.
- 17.4. Социальные роли субъекта.
- 18.1. Общение и его функции.
- 18.2. Взаимное познание субъектов в процессе общения.
- 18.3. Взаимодействие субъектов в процессе общения
- 18.4. Развитие межличностного общения.
- Глава 1 . Пре дме т пс ихо лог ии ............................. 5
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии 35
- Глава 4. Фи зи ол ог иче ск ие и б иоэ не рг ет ич ес кие механизмы
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека. . .............. 60
- Раздел II. Психология познания .................... 88
- Глава 7 . Обща я х арак тер исти ка позн ава тель ной дея тел ьнос ти ..... 88
- Глава 8. Се нс ор ные п оз нав ат ел ьн ые пр оц ес сы ............... 104
- Раздел III. Психическая организация личности ................. 166
- Глава 14 . Пр ир од ны е и со ци ал ьн ые свойства ли чн ос ти ......... 222