16.1. Личность в группе.
Во всех предыдущих разделах человек рассматривался как сознательное одухотворенное существо как личность, активно познающая и преобразующая окружающий мир и самого себя. Главной особенностью ее является уникальность, самобытность, стремление свободно выразить себя, проявить свои способности и применить их в творческой деятельности. Но все, что делает личность она делает не только для себя, но для других людей. Все, что создается личностью, остается людям. Да и сам чело-век становится личностью только среди людей. Поэтому сущ-ность личности заключена не только в ней самой, но и в тех свя-зях, которые существуют между нею и окружающими людьми. Личность, как сознательное существо, является субъектом пси-хической и практической деятельности, осуществляемой ею со-вместно с другими людьми. В связи с этим личность является составным элементом полисубъективных взаимоотношений, которые устанавливаются между людьми в процессе их совмес-тной жизнедеятельности.
Люди, среди которых живет человек, представляют собой различного рода групповые объединения субъектов, которые, осуществляя совместную деятельность, создают материальные и духовные ценности, необходимые для нормального суще-ствования каждого человека. Личность, как самостоятельное и активное существо, может жить и проявлять себя только в груп-пе себе подобных существ, между которыми существуют внут-ренние связи, объединяющие людей в различного рода сообще-
256
ства, существующие в определенное время и в определенном простран-стве. Группа - это сообщество людей, объединенных внутренними свя-зями и отношениями, возникшими в процессе совместной деятельнос-ти и совместного проживания. Совместное бытие - это специфический для людей образ жизни.
Включение индивида в совместное бытие с другими людь-ми может происходить как закономерно, так и случайно. Зако-номерно, например, индивид включается в жизнь семьи в силу появления на свет от родителей. Случайно он становится чле-ном другой группы благодаря тому, что начинает контактиро-вать с некоторыми представителями этого сообщества. Но для того, чтобы личность стала членом группы, она должна быть принята ею. Равноправным членом группы субъект становится только тогда, когда его действия и поведение оцениваются как полезные для группы.
Принадлежность личности к группе основана на наличии у нее общего признака, присущего всей группе. Таким общим при-знаком может быть: профессия, пол, возраст, место проживания, а также наличие общих интересов, увлечений, взглядов, куль-турных и духовных ценностей и т.д. Общность - это основной признак, лежащий в основе всех групповых объединений людей.
Впервые общность людей возникает на основе наличия ро-довых связей между родичами, где все равны и их объединяет совместное проживание, забота о продолжении рода и защита своей территории. Все личности, принадлежащие к этой общно-сти, объединены между собой родовыми связями и составляют неструктурированное объединение, существующее под названи-ем “Мы”. Неструктурированные общности людей, противопос-тавляющие себя другим сообществам, отражаются в сознании личности “Мы” и “Они”. Такие неструктурированные сообще-ства людей, где существуют родовые связи, где все равны и объе-динены совместным проживанием, получили название “комму-нитас”. С этой точки зрения любое групповое объединение, не имеющее определенной структуры, может называться комму-нитасом. Коммунитас – это социум в его нерасчлененном виде, то есть объединение людей недифференцированное по соци-альным признакам.
В развитом обществе, где существуют социальные связи между субъектами, возникают групповые общности, имеющие
257
определенную социальную структуру, определяющую социальный ста-тус каждой личности в группе. В таких сообществах существуют са-мые разнообразные взаимоотношения между индивидами: прагмати-ческие, психологические, социальные, культурные, духовные, эмоцио-нальные, интеллектуальные, ролевые и др.
Среди этих отношений наиболее важную роль в развитии личнос-ти играют культурные и духовные связи, существующие в групповых объединениях. Под их влиянием индивид становится одухотворенным существом, для которого важнейшее значение начинают иметь куль-турные и духовные ценности, существующие в обществе. Эти ценнос-ти не существуют в готовом виде, они создаются людьми в процес-се совместной жизни и становятся основным фундаментом для воз-никновения и существования групповых объединений и основой для установления прочных связей между членами группы.
Духовное начало в любой общности всегда основано на совмест-ной практической деятельности, в процессе которой создаются мате-риальные предметы, необходимые для жизни общества. Осуществляя трудовую деятельность совместно с другими людьми каждая личность вносит определенный вклад в создание материальных ценностей, в которых отражена степень участия ее в жизни того сообщества, к ко-торому она принадлежит. Совместный труд делает личность трудо-любивой, общительной, внимательной, отзывчивой, ответственной не только за себя лично, но и за деятельность всех членов трудовой груп-пы.
То как личность может проявлять себя в группе зависит от той роли, которую она добровольно берет на себя или которую ей навязывает группа. Если роль соответствует возможностям личности, то у индивида начинают проявляться качества, одоб-ряемые группой. В противном случае она начинает негативно относиться к субъекту, который не справляется со своей ролью.
В группе личность не только проявляет себя, но и находит защиту от посягательств субъектов, недоброжелательно отно-сящихся к ней как внутри группы, так и за ее пределами. Если вся группа начинает негативно относиться к какому-либо ее чле-ну, то он становится изгоем “гадким утенком”, которого все могут безнаказанно обижать. И все же такой субъект не покида-ет группу, а остается в ней, хотя и терпит насмешки и издевательства. Это объясняется тем, что человек общественное существо и он не
258
может существовать отдельно от людей. Потребность быть с людь-ми заставляет его искать контакты с себе подобными и таким обра-зом, удовлетворять эту потребность. В противном случае его ждет одиночество и изоляция от общества.
Проблема одиночества является для личности самой ост-рой среди других проблем, с которыми она сталкивается. Оди-ночество может быть временным и постоянным. Временное оди-ночество наступает после разрыва отношений с прежними дру-зьями или родственниками. Иногда прежние отношения восста-навливаются, если же это не происходит завязываются отноше-ния с другими людьми. Длительное одиночество возникает в том случае, когда личность в течение долгого времени не может ус-тановить связи с другими людьми, так как они не представляют никакого интереса для нее. Одиночество всегда тяжело пережи-вается людьми. Одинокого человека часто охватывает тоска, подавленность, опустошенность, скука, безысходность и т.д.
Как видим, личность не может жить и развиваться вне кон-кретной группы людей, к которой она принадлежит. Влияние группы на личность является разносторонним и очень важным, так как она выполняет по отношению к личности целый ряд важ-ных функций: объединения, социализации, прагматизации, экс-прессивности и поддержки.
Функция объединения соединяет отдельные личности в груп-пу, которая представляет собой основную ячейку человеческо-го общества и которая дает возможность каждой личности при-общиться к роду людей. Функция социализации превращает ин-дивида в сознательно действующую личность, одухотворяет ее и наделяет истинно человеческими свойствами и качествами. Прагматическая функция приобщает личность к совместной де-ятельности с другими людьми и дает возможность развивать че-ловеческие способности, необходимые для создания предметов, нужных для жизни общества. Экспрессивная функция помогает личности проявить себя в группе, реализовать свои возможнос-ти и способности, заслужить доверие, уважение и одобрение группы. Благодаря этой функции человек получает возможность удовлетворить потребность в общении, выразить свои мысли, желания, стремления и свое отношение к членам группы. Функция под-держки обеспечивает сплочение членов группы в экстремальных си-
259
туациях, защиту каждого члена группы от посягательств со стороны субъектов, принадлежащих к другим группам. Она помогает ослабить неприятные чувства и состояния напряжения, возникшие в конфликтных ситуациях.
- Раздел I. Психика и поведение человека
- Глава 1. Предмет психологии
- 1.1. Человек как природное и одухотворенное существо.
- 1.2. Психика человека.
- 1.3. Определение психологии как науки.
- 1.4. Связь научной психологии с житейской и практической.
- Глава 2. История психологии
- 2.1. Представление древних философов о душе.
- 2.2. Взгляды философов нового времени о сущности психики.
- 2.3. Современные психологические теории.
- 2.4. Психология в России.
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии
- 3.1. Состояние современной психологии.
- 3.2. Методология психологических исследований.
- 3.3. Методы исследования психических явлений.
- Глава 4. Физиологические и биоэнергетические механизмы психики человека
- 4.1. Строение и функции нервной системы.
- 4.2. Динамическая локализация психических процессов.
- 4.3. Мозг, психика и поведение человека.
- 4.4. Биоэнергетическая концепция психики.
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека.
- 5.1. Развитие психики в филогенезе.
- 5.2. Психика и формы поведения животных.
- 5.3. Возникновение и развитие сознания у человека.
- 5.4. Сходство и различие психики человека и животных.
- Глава 6. Психология поведения и деятельности человека
- 6.1. Понятие о поведении и деятельности.
- 6.2. Психические и физические компоненты поведения и деятель-ности.
- 6.3. Виды поведения и деятельности.
- Раздел II. Психология познания
- Глава 7. Общая характеристика познавательной деятельности
- 7.1. Понятие о познавательной деятельности.
- 7.2. Структура познавательной деятельности.
- 7.3. Мотивация познавательной деятельности.
- 7.4. Формирование познавательной деятельности.
- 7.5. Диагностика познавательной деятельности и способнос-тей учащихся.
- Глава 8. Сенсорные познавательные процессы
- 8.1. Ощущения.
- 8.2. Восприятие.
- 8.3. Внимание.
- 9.1. Память.
- 9.2. Воображение.
- 9.3. Мышление.
- Глава 10. Речь и психические процессы
- 10.1. Понятие о языке и речи.
- 10.2. Виды речи как средство общения и орудие мышления.
- 10.3. Развитие речи и духовного мира человека.
- Раздел III. Психическая организация личности
- Глава 11. Индивид и личность
- 11.1. Понятие о личности.
- 11.2. Самопознание и самооценка личности.
- 11.3. Духовный мир личности.
- 11.4. Формирование и развитие личности.
- 12.1. Эмоции и чувства.
- 12.2. Эмоциональные состояния и виды чувств.
- 12.3. Воля и волевые действия.
- 12.4. Волевые свойства личности.
- 13.1. Темперамент.
- 13.2. Характер.
- 13.3. Способности.
- 14.2. Социальные свойства личности
- 14.3. Устойчивость и трансформация свойств личности.
- 15.1. Личность и деятельность.
- 15.2. Профессиональные качества личности.
- 15.3. Профессиональная адаптация и подготовка личности к деятельности.
- Раздел IV.
- Глава 16. Личность и группа
- 16.1. Личность в группе.
- 16.2. Виды групп.
- 16.3. Структура группы.
- 16.4. Групповая деятельность.
- Глава 17. Полисубъектные отношения в группе
- 17.1. Взаимодействие субъектов в группе.
- 17.2. Статус субъекта в группе.
- 17.3. Интеграция и дифференциация субъектов в группе.
- 17.4. Социальные роли субъекта.
- 18.1. Общение и его функции.
- 18.2. Взаимное познание субъектов в процессе общения.
- 18.3. Взаимодействие субъектов в процессе общения
- 18.4. Развитие межличностного общения.
- Глава 1 . Пре дме т пс ихо лог ии ............................. 5
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии 35
- Глава 4. Фи зи ол ог иче ск ие и б иоэ не рг ет ич ес кие механизмы
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека. . .............. 60
- Раздел II. Психология познания .................... 88
- Глава 7 . Обща я х арак тер исти ка позн ава тель ной дея тел ьнос ти ..... 88
- Глава 8. Се нс ор ные п оз нав ат ел ьн ые пр оц ес сы ............... 104
- Раздел III. Психическая организация личности ................. 166
- Глава 14 . Пр ир од ны е и со ци ал ьн ые свойства ли чн ос ти ......... 222