11.3. Духовный мир личности.
Духовная жизнь человека сложна и многообразна. Она ока-зывает большое влияние на психическое состояние, поведение и деятельность человека. Но несмотря на это духовный мир чело-века был мало изучен психологией. Она в основном занималась исследованием психических процессов, состояний и свойств, об-ращая прежде всего внимание на структуру, формы и механиз-
1НицшеФ.ТакговорилЗАРАТУСТРА.М.,1990,с.29.
2Тамже,с.10.
3Тамже,с.10.
167
мы их проявления. Внутренний же субъективный мир человека оста-вался часто вне поля зрения психологии.
Духовный мир - это субъективный мир человека. Субъек-тивность - это внутреннее начало, которое лежит в основе теле-сного и духовного бытия человека. Духовность - это содержа-тельная сторона психических явлений, их сущность. Психика человека, не связанная с духовностью, лишена всякого смысла, она не может обеспечить существование человека в сложных социальных условиях. Поэтому человек, наделенный духовным миром - это субъект, способный познавать и преобразовывать мир и самого себя, способный оценивать, регулировать и контролировать как вне-шнюю практическую, так и внутреннюю психическую деятельность.
Формы существования и проявления духовного мира человека являются самыми разнообразными. Это - потребности, интересы, взгля-ды, убеждения, мировоззрение, верования, мечты и идеалы. Причем, все они пронизаны эмоциями и чувствами, делающими духовную жизнь человека богатой и эмоционально насыщенной.
Исходными формами духовной жизни личности являются куль-турные и духовные потребности. По ним прежде всего судят о духов-ном уровне развития личности. Духовно развитый человек - это куль-турный и образованный человек. Кул ьт ур н ы е потребности не даны человеку от природы, они есть продукт воспитания личности.
Культурные и духовные потребности взаимно связаны между со-бой. Различение культурных и духовных потребностей является ус-ловным, так как и те, и другие удовлетворяются посредством упот-ребления предметов культуры. Это могут быть художественные и му-зыкальные произведения, книги, газеты, журналы, кино, театр, пред-меты быта, отдыха, развлечений, предметы гигиены и т.д. Различие между ними может заключаться только в том, что культурные потреб-ности удовлетворяются посредством применения самих предметов, а духовные -в результате присвоения идейного содержания, присущего всем предметам культуры, в том числе и самому человеку.
К культурным потребностям относят: потребность в культурном обществе, потребность в культурном отдыхе и развлечении, потреб-ность в культурном быте, гигиенические потребности и др.
К духовным потребностям относят: познавательные потребнос-ти, эстетические потребности, потребности в общении, потребность в любви, потребность в уважении, потребность в свободе, потребность
168
в самоактуализации и творчестве, потребность в образовании и пр.
Существенное влияние на духовную жизнь человека оказывают интересы. Интересы представляют собой субъективные состояния, побуждающие личность проявлять избирательное отношение к пред-метам и явлениям как материального, так и духовного мира. Интере-сы могут быть личными, общественными, познавательными, эстети-ческими и пр.
Особое значение в духовном мире имеют взгляды челове-ка. Взгляды - это знания, приобретенные личностью на основе собственного опыта, а также в процессе обучения и воспитания, об окружающем мире и о самом себе.
Исключительно важную роль в духовной жизни человека имеют мировоззрение и убеждения. Мировоззрение - это систе-ма взглядов личности на природу, общество, социальную и ду-ховную жизнь человека. Мировоззрение может быть научным и религиозным, философским и обыденным, политическим и эсте-тическим. В мировоззрении может проявляться как общее пони-мание мира, так и отдельных его сторон. Мировоззрение опре-деляет отношение человека к окружающему миру, от него зави-сит понимание человеком смысла жизни и его предназначения на земле.
В убеждениях проявляется вера человека в правильности тех принципов, которыми руководствуется он в своей жизни. Осо-бенно большое значение в духовной жизни имеют нравственные убеждения, которые определяют моральный облик человека.
Верования - это взгляды догматического характера, безо-говорочно принятые человеком под влиянием авторитетных лю-дей или взятые из письменных источников, которые не вызыва-ют никаких сомнений. В большинстве случаев такие верования возникают у верующих людей, когда они слушают проповеди или читают библию.
Очень большое влияние на духовную жизнь человека ока-зывают мечты. Мечта - то созданный воображением образ же-лаемого будущего, к которому стремится человек. Мечта дела-ет духовную жизнь человека целенаправленной и осмысленной. Она побуждает человека мобилизовать все свои силы на ее дос-тижение, она создает перспективу в жизни.
Очень важное место в духовном мире человека имеют иде-
169
алы. Идеал - это образ человека, который становится для личности образцом для подражания. В идеале заключены такие качества лич-ности, котор ые являются для человека самыми совершенными, а по-тому и наиболее ценными. Идеалом может быть образ конкретного человека или образ литературного героя, а может быть и обобщенный образ, созданный воображением.
Большую роль в духовной жизни личности играют мораль-ные и эстетические чувства, на основе которых у человека воз-никают переживания чести и совести, любви и дружбы, привя-занности и благодарности, долга и ответственности, восхище-ния прекрасным и возвышенным, отвращения к низменному и безобразному.
Все эти формы проявления духовной жизни человека взаим-но связаны между собой и определяют важнейшие характерис-тики личности. Среди них особое значение имеют: духовный об-лик личности, ее целеустремленность, цельность и оригиналь-ность.
Духовный облик личности характеризуется степенью про-явления основных компонентов духовного мира человека, а также их содержанием и моральной направленностью. Отсюда личность оценивается как высоконравственная или безнравственная.
Духовный облик личности определяется также разносторон-ностью ее потребностей и интересов, широтой мировоззрения, глубиной и устойчивостью убеждений и верований. Преоблада-ние материальных потребностей над духовными является при-чиной бездуховности личности и порождает такие отрицатель-ные качества как алчность, эгоизм и индивидуализм.
Целеустремленность зависит от ценностной ориентации лич-ности, связанной с ее потребностями, интересами, убеждениями, мечтами и идеалами, которые побуждают личность к активно-му познанию и преобразованию внешнего мира и самого себя. Целеустремленность дает возможность личности добиваться осу-ществления возвышенных целей, преодолевать препятствия, воз-никающие на пути к их достижению.
Цельность личности предполагает гармоническое сочета-ние всех компонентов духовного мира, их взаимную связь и един-ство, совпадение идейного содержания взглядов, убеждений и идеалов с действиями и поступками человека. При отсутствии
170
цельности имеет место раздвоенность личности, проявляющаяся в том, что человек говорит одно, а делает другое. Раздвоенность личности порождает такие качества как лживость, лицемерие, ханжество, бес-принципность, цинизм.
Оригинальность личности представляет собой проявление индивидуальности человека, своеобразие его потребностей, ин-тересов, взглядов, убеждений и идеалов. Оригинальность лич-ности также проявляется в самобытности, создаваемых ею про-дуктов, в неординарном поведении, в способности находить но-вые пути в решении практических и теоретических проблем и задач.
- Раздел I. Психика и поведение человека
- Глава 1. Предмет психологии
- 1.1. Человек как природное и одухотворенное существо.
- 1.2. Психика человека.
- 1.3. Определение психологии как науки.
- 1.4. Связь научной психологии с житейской и практической.
- Глава 2. История психологии
- 2.1. Представление древних философов о душе.
- 2.2. Взгляды философов нового времени о сущности психики.
- 2.3. Современные психологические теории.
- 2.4. Психология в России.
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии
- 3.1. Состояние современной психологии.
- 3.2. Методология психологических исследований.
- 3.3. Методы исследования психических явлений.
- Глава 4. Физиологические и биоэнергетические механизмы психики человека
- 4.1. Строение и функции нервной системы.
- 4.2. Динамическая локализация психических процессов.
- 4.3. Мозг, психика и поведение человека.
- 4.4. Биоэнергетическая концепция психики.
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека.
- 5.1. Развитие психики в филогенезе.
- 5.2. Психика и формы поведения животных.
- 5.3. Возникновение и развитие сознания у человека.
- 5.4. Сходство и различие психики человека и животных.
- Глава 6. Психология поведения и деятельности человека
- 6.1. Понятие о поведении и деятельности.
- 6.2. Психические и физические компоненты поведения и деятель-ности.
- 6.3. Виды поведения и деятельности.
- Раздел II. Психология познания
- Глава 7. Общая характеристика познавательной деятельности
- 7.1. Понятие о познавательной деятельности.
- 7.2. Структура познавательной деятельности.
- 7.3. Мотивация познавательной деятельности.
- 7.4. Формирование познавательной деятельности.
- 7.5. Диагностика познавательной деятельности и способнос-тей учащихся.
- Глава 8. Сенсорные познавательные процессы
- 8.1. Ощущения.
- 8.2. Восприятие.
- 8.3. Внимание.
- 9.1. Память.
- 9.2. Воображение.
- 9.3. Мышление.
- Глава 10. Речь и психические процессы
- 10.1. Понятие о языке и речи.
- 10.2. Виды речи как средство общения и орудие мышления.
- 10.3. Развитие речи и духовного мира человека.
- Раздел III. Психическая организация личности
- Глава 11. Индивид и личность
- 11.1. Понятие о личности.
- 11.2. Самопознание и самооценка личности.
- 11.3. Духовный мир личности.
- 11.4. Формирование и развитие личности.
- 12.1. Эмоции и чувства.
- 12.2. Эмоциональные состояния и виды чувств.
- 12.3. Воля и волевые действия.
- 12.4. Волевые свойства личности.
- 13.1. Темперамент.
- 13.2. Характер.
- 13.3. Способности.
- 14.2. Социальные свойства личности
- 14.3. Устойчивость и трансформация свойств личности.
- 15.1. Личность и деятельность.
- 15.2. Профессиональные качества личности.
- 15.3. Профессиональная адаптация и подготовка личности к деятельности.
- Раздел IV.
- Глава 16. Личность и группа
- 16.1. Личность в группе.
- 16.2. Виды групп.
- 16.3. Структура группы.
- 16.4. Групповая деятельность.
- Глава 17. Полисубъектные отношения в группе
- 17.1. Взаимодействие субъектов в группе.
- 17.2. Статус субъекта в группе.
- 17.3. Интеграция и дифференциация субъектов в группе.
- 17.4. Социальные роли субъекта.
- 18.1. Общение и его функции.
- 18.2. Взаимное познание субъектов в процессе общения.
- 18.3. Взаимодействие субъектов в процессе общения
- 18.4. Развитие межличностного общения.
- Глава 1 . Пре дме т пс ихо лог ии ............................. 5
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии 35
- Глава 4. Фи зи ол ог иче ск ие и б иоэ не рг ет ич ес кие механизмы
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека. . .............. 60
- Раздел II. Психология познания .................... 88
- Глава 7 . Обща я х арак тер исти ка позн ава тель ной дея тел ьнос ти ..... 88
- Глава 8. Се нс ор ные п оз нав ат ел ьн ые пр оц ес сы ............... 104
- Раздел III. Психическая организация личности ................. 166
- Глава 14 . Пр ир од ны е и со ци ал ьн ые свойства ли чн ос ти ......... 222