6.2. Психические и физические компоненты поведения и деятель-ности.
Поведение и деятельность, направленные на создание и упот-
76
ребление материальных и идеальных продуктов, необходимых для уд о в -летворения потребностей, управляется, регулируется и контролирует-ся высшей формой психики - сознанием, которое функционирует на основе сенсорных, интеллектуальных, эмоциональных и волевых про-цессов. Для того, чтобы психика могла успешно регулировать и конт-ролировать деятельность и поведение, она должна правильно отражать объекты, на которые направлена активность человека, а также управ-лять практическими действиями, посредством которых может быть достигнута поставленная цель.
В каждом виде деятельности соотношение между познавательны-ми процессами может изменяться в соответствии с задачами деятель-ности и свойствами объектов, на которые она направлена. Ведущими в деятельности являются высшие познавательные процессы - воображе-ние и мышление, посредством которых создается образ будущего объек-та, а материалом для его построения является информация, представ-ляемая сенсорными и перцептивными процессами - ощущениями и вос-приятиями. Так, у художников огромное значение имеют зрительные сенсорные и перцептивные процессы, дающие возможность создавать новые цветовые оттенки и новые формы изображаемых объектов. У музыкантов большое значение имеют слуховые ощущения и восприя-тия, на основе которых создаются новые музыкальные образы. У дегу-статоров решающую роль играют вкусовые и обонятельные ощущения, благодаря которым оценивается качество продукции и создаются про-дукты с оригинальными качествами.
Наряду с познавательными процессами во всех видах дея-тельности принимают участие такие психические явления как внимание, воля и чувства. Благодаря вниманию человек направляет и сосредотачивает сознание на предметах и явлениях, которые он со-здает или изменяет в процессе деятельности. Воля дает возможность мобилизовать все внутренние ресурсы на преодоление препятствий, возникающих на пути к достижению поставленной цели, проявлять уси-лия, необходимые для осуществления деятельности. Чувства побуж-дают человека к деятельности, они определяют также и его отноше-ние к процессу деятельности, и к ее результатам. Все эти психические явления представляют собой различные стороны проявления созна-ния, которое выступает как внутренний план деятельности человека, регулирующий и контролирующий ее осуществление.
77
Поскольку деятельность имеет общественный характер, то она регулируется и контролируется обществом, которое определяет, какие ее виды являются для него важными и какие результаты должны быть получены. Выбор личностью вида деятельности, которым она будет заниматься, зависит от того, какими мотивами она будет руководство-ваться. Результаты деятельности зависят от наличия у личности оп-ределенных мотивов, способностей, умений, навыков и усилий, кото-рые она проявляет в процессе деятельности.
В связи с тем, что результаты деятельности заранее нормиру-ются обществом, можно выделить три уровня проявления норма-тивной продуктивности деятельности. На первом - ниженорматив-ном уровне - личность не может достигнуть результатов, требуе-мых обществом. Это объясняется, в одном случае, отсутствием положительных мотивов, в другом случае, неумением организовать деятельность и проявить нужные волевые усилия, в третьем слу-чае, низким уровнем развития способностей, навыков и умений. На втором - нормативном уровне - результаты деятельности соответ-ствуют нормативным заданиям и личность удовлетворена ими. На третьем - сверхнормативном уровне - личность не только выполня-ет нормативные задания, но старается проявить творчество и дос-тигнуть самых высоких результатов в деятельности.
Поведение, как и деятельность, также имеет нормативный характер, но в отличие от последней оно регламентируется не нормативными заданиями, а законами, нравственными нормами, обы-чаями и традициями, существующими в обществе. При этом характер поведения человека зависит от его взглядов, убеждений, психических состояний и психических свойств личности.
Таким образом, поведение и деятельность не могут осуще-ствляться без внутренних психических явлений, выполняющих побудительную, познавательную и регулятивную функции. Кро-ме внутреннего психического компонента в деятельности и в поведении имеет место внешний исполнительный, физический компонент, проявляющийся в виде движений, совершаемых че-ловеком. Система движений, направленных на достижение сравнительно простой цели или задачи, называется действи-ем. Действие является основным элементом деятельности, в котором объединены как внутренне психические, так и вне-шние физические компоненты деятельности.
78
Следовательно, поведение и деятельность представляют со-бой органическое единство внутренней психической и внешней фи-зической активности направленной на достижение сознательно по-ставленной цели.
Действие, направленное на других людей, называется по-ступком. Если поступок наносит вред другим людям, то он ста-новится проступком. В отличие от действия поступок может со-вершаться без определенной цели и имеет тогда непреднамерен-ный, импульсивный характер. Второе отличие поступка от дей-ствия заключается в том, что он может быть не связан с внешни-ми движениями. Человек, промолчавший и не выразивший свое-го отношения к словам другого человека или к его поступку, сам совершает поступок.
Поведение и деятельность имеют у человека не врожден-ный, а приобретенный характер. Для того, чтобы человек мог совершить какую-либо деятельность или поведение, он должен усвоить приемы и способы их осуществления. В результате мно-гократного применения они закрепляются, автоматизируются и воспроизводятся без участия сознания. Такие закрепившиеся ав-томатизированные приемы и способы выполнения деятельности и поведения, осуществляющиеся без контроля сознания, называ-ются навыками. Навыки являются важнейшими компонентами поведения и деятельности человека. Благодаря им сознание освобождается от функции контроля за выполнением деятель-ности или поведения и целиком и полностью может быть направ-лено на достижение поставленной цели.
Навыки у человека существенным образом отличаются от навыков у животных. Если навыки у животных формиру-ются и осуществляются автоматически, неосознанно, то у человека они возникают и функционируют под контролем сознания и поэтому могут изменяться, совершенствоваться и применяться по желанию человека. Существуют различные виды навыков: двигательные, сенсорные, сенсомоторные, ин-теллектуальные, поведенческие, гигиенические.
Выделяют четыре этапа формирования навыков. Первый этап называется ознакомительным. На этом этапе создается ориенти-ровочная основа для формирования навыка. Обучающийся узна-ет где, когда и с какой целью будет применяться навык, а также
79
знакомится с приемами и способами его выполнения. На втором подго-товительном (аналитическом) этапе происходит овладение отдельными элементами навыка, сопровождающееся неумелыми действиями, лиш-ними движениями, напряженным сенсорным вниманием, слабым конт-ролем за выполнением навыка. На третьем стандартизирующем (син-тетическом) этапе отдельные элементы объединяются и совершаются слитно как единое действие, устраняются лишние движения, сенсорный контроль заменяется мускульным, происходит автоматизация и совершен-ствование навыка. Четвертый варьирующий (ситуативный) этап характе-ризуется пластичным и гибким применением навыка в новых ситуациях, что достигается благодаря переносу сознания с приемов осуществления навыка на обстановку и результаты действий в новых условиях.
Между навыками, в процессе их формирования, происходит взаимо-действие. Оно может быть положительным и отрицательным. Положи-тельное взаимодействие или перенос навыков имеет место в том случае, если структура одного навыка соответствует структуре другого. Отри-цательное взаимодействие или интерференция происходит тогда, ког-да структура одного навыка противоречит структуре другого, вслед-ствие чего формирование нового навыка тормозится старым.
Кроме навыков в процессе деятельности применяются также уме-ния. Умения представляют собой гибкие системы приемов и способов выполнения деятельности, сформированные в результате применения специально усвоенных знаний и навыков. Так для того, чтобы грамот-но писать, человек должен уметь применять не только навыки письма, но и знать и применять правила грамматики и синтаксиса. То же са-мое относится и к поведению. Для того, чтобы уметь себя вести куль-турно в обществе, необходимо не только иметь навыки культурного поведения, но и знать и применять моральные нормы, традиции, обы-чаи, существующие в данном обществе.
Формирование умений и навыков осуществляется в результате при-менения специальных упражнений. Упражнения не сводятся к простому воспроизведению умений и навыков. Они отличают ся от механических повторений тем, что предполагают сознательный интеллектуальный кон-троль за процессом их формирования. Упражнения необходимы не толь-ко для выработки умений и навыков, но и для их сохранения. Без специ-альных систематических упражнений умения и навыки разрушаются и исчезают.
Большое влияние на поведение и деятельность оказывают при-
80
вычки. Они или способствуют успешному осуществлению деятельности и поведения, или мешают им. Привычками называют закрепившиеся в процессе деятельности и поведения движения, действия, приемы и спосо-бы, осуществление которых стало для человека настоятельной потребно-стью. В силу этого привычки воспроизводятся автоматически и имеют принудительный характер. Привычки могут быть полезными и вредны-ми. Они могут возникнуть как на основе специальных упражнений, так и случайно в результате подражания. Привычки могут быть деловы-ми, поведенческими, гигиеническими и функциональными.
Положительные привычки помогают человеку успешно выпол-нять деятельность, правильно вести себя в обществе, соблюдать мо-ральные нормы, вести здоровый образ жизни. Дурные привычки, та-кие как привычка курить, пить спиртные напитки, употреблять нарко-тики, сквернословить и т.п., пагубно влияют на человека, разрушают его психику и здоровье. Положительные привычки, чаще всего, приоб-ретаются сознательно и целенаправленно. Отрицательные - случайно, непреднамеренно в результате подражания другим людям. Приобрес-ти отрицательную привычку очень легко, но избавиться от нее очень трудно. Всем известно, как трудно бросить курить. Это может сделать только человек с сильной волей. Иногда пытаются бросить курить раз и навсегда, но проходит некоторые время и потребность берет свое и чело-век снова начинает курить. Отвыкнуть от привычки можно только посте-пенно. Сначала надо постепенно увеличивать интервалы между выкурен-ными сигаретами, доводя их до нескольких штук в день. Затем надо при-учать себя не докуривать сигарету полностью, стараясь как можно меньше затягиваться. Все это создает усло вия для постепенного уга сани я потреб-ности для воспроизведения привычки и дает возможность вообще отвык-нуть от нее.
- Раздел I. Психика и поведение человека
- Глава 1. Предмет психологии
- 1.1. Человек как природное и одухотворенное существо.
- 1.2. Психика человека.
- 1.3. Определение психологии как науки.
- 1.4. Связь научной психологии с житейской и практической.
- Глава 2. История психологии
- 2.1. Представление древних философов о душе.
- 2.2. Взгляды философов нового времени о сущности психики.
- 2.3. Современные психологические теории.
- 2.4. Психология в России.
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии
- 3.1. Состояние современной психологии.
- 3.2. Методология психологических исследований.
- 3.3. Методы исследования психических явлений.
- Глава 4. Физиологические и биоэнергетические механизмы психики человека
- 4.1. Строение и функции нервной системы.
- 4.2. Динамическая локализация психических процессов.
- 4.3. Мозг, психика и поведение человека.
- 4.4. Биоэнергетическая концепция психики.
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека.
- 5.1. Развитие психики в филогенезе.
- 5.2. Психика и формы поведения животных.
- 5.3. Возникновение и развитие сознания у человека.
- 5.4. Сходство и различие психики человека и животных.
- Глава 6. Психология поведения и деятельности человека
- 6.1. Понятие о поведении и деятельности.
- 6.2. Психические и физические компоненты поведения и деятель-ности.
- 6.3. Виды поведения и деятельности.
- Раздел II. Психология познания
- Глава 7. Общая характеристика познавательной деятельности
- 7.1. Понятие о познавательной деятельности.
- 7.2. Структура познавательной деятельности.
- 7.3. Мотивация познавательной деятельности.
- 7.4. Формирование познавательной деятельности.
- 7.5. Диагностика познавательной деятельности и способнос-тей учащихся.
- Глава 8. Сенсорные познавательные процессы
- 8.1. Ощущения.
- 8.2. Восприятие.
- 8.3. Внимание.
- 9.1. Память.
- 9.2. Воображение.
- 9.3. Мышление.
- Глава 10. Речь и психические процессы
- 10.1. Понятие о языке и речи.
- 10.2. Виды речи как средство общения и орудие мышления.
- 10.3. Развитие речи и духовного мира человека.
- Раздел III. Психическая организация личности
- Глава 11. Индивид и личность
- 11.1. Понятие о личности.
- 11.2. Самопознание и самооценка личности.
- 11.3. Духовный мир личности.
- 11.4. Формирование и развитие личности.
- 12.1. Эмоции и чувства.
- 12.2. Эмоциональные состояния и виды чувств.
- 12.3. Воля и волевые действия.
- 12.4. Волевые свойства личности.
- 13.1. Темперамент.
- 13.2. Характер.
- 13.3. Способности.
- 14.2. Социальные свойства личности
- 14.3. Устойчивость и трансформация свойств личности.
- 15.1. Личность и деятельность.
- 15.2. Профессиональные качества личности.
- 15.3. Профессиональная адаптация и подготовка личности к деятельности.
- Раздел IV.
- Глава 16. Личность и группа
- 16.1. Личность в группе.
- 16.2. Виды групп.
- 16.3. Структура группы.
- 16.4. Групповая деятельность.
- Глава 17. Полисубъектные отношения в группе
- 17.1. Взаимодействие субъектов в группе.
- 17.2. Статус субъекта в группе.
- 17.3. Интеграция и дифференциация субъектов в группе.
- 17.4. Социальные роли субъекта.
- 18.1. Общение и его функции.
- 18.2. Взаимное познание субъектов в процессе общения.
- 18.3. Взаимодействие субъектов в процессе общения
- 18.4. Развитие межличностного общения.
- Глава 1 . Пре дме т пс ихо лог ии ............................. 5
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии 35
- Глава 4. Фи зи ол ог иче ск ие и б иоэ не рг ет ич ес кие механизмы
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека. . .............. 60
- Раздел II. Психология познания .................... 88
- Глава 7 . Обща я х арак тер исти ка позн ава тель ной дея тел ьнос ти ..... 88
- Глава 8. Се нс ор ные п оз нав ат ел ьн ые пр оц ес сы ............... 104
- Раздел III. Психическая организация личности ................. 166
- Глава 14 . Пр ир од ны е и со ци ал ьн ые свойства ли чн ос ти ......... 222