11.1. Понятие о личности.
Человек - сложно организованное, многомерное и разносторон-нее существо. Как и все живые существа, он имеет определенную телесную организацию, данную ему от природы. По своему телесно-му строению он во многом похож на высших приматов. В то же время он представляет собой высший биологический вид, характеризующийся
161
особыми, присущими только ему, телесными качествами. Факт при-надлежности этого существа к данному виду закреплен в понятии “ Ин-дивид”. Индивидом может быть и младенец, и взрослый, и дикарь, и высокоразвитый человек.
Гл а в н о е отличие человека заключается не во внешней телесной организации, а в его внутренней духовной сущности. Человек - одухот-воренное существо, наделенное многообразными психическими свой-ствами и качествами, дающими ему возможность познавать окружа-ющий мир и самого себя, строить свое поведение среди людей, созда-вать необходимые для его жизни предметы, изменять условия своего существования, совершенствовать свои физические и духовные каче-ства. Это новое качество, возникшее у человека в процессе жизни в обществе, дающее ему возможность активно действовать, прояв-лять самостоятельность и творчество, отвечать за свои действия и поступки, закреплено в понятии “личность”.
Таким образом, личностью может являться только одухотворен-ный человек, член общества, обладающий многообразными психичес-кими свойствами и качествами, дающими ему возможность познавать и совершенствовать окружающий мир и самого себя. Духовность про-низывает все существо человека: и тело, и душу. Душа представляет собой совокупность всех психических явлений, присущих человеку, одухотворенных познавательной деятельностью, направленной на по-стижение сущности внешнего мира и внутреннего бытия человека.
Внутренний мир человека - это его субъективный мир. Субъек-тивность, или по философской терминологии “самость”, является ос-новной формой существования внутреннего, духовного мира человека. Этот мир представлен человеку в виде разума, чувств, побуждений, волевых свойств, способностей, характера и темперамента. Самость объе-диняет все формы проявления психики человека и управляет ими. Ф. Ниц-ше писал: “Чувство и ум всего лишь орудия и игрушки: за ними скрывает-ся САМ О СТЬ ... Она господствует и повелевает твоим “Я”.”1
Субъективный духовный мир каждого человека является уникаль-ным и неповторимым. Так же как отпечатки пальцев не могут быть иден-тичными, так и психические свойства и качества личности не могут быть тождественными. Личность всегда индивидуальна и своеобразна. Инди-видуальность личности заключается в своеобразном сочетании пси-хических свойств и качеств, отличающих ее от других людей.
Для того, чтобы жить и развиваться, личность должна все время
162
преодолевать в себе то, что досталось ей от животных предков. “Че-ловек, - писал Ф. Ницше, - есть нечто, что должно преодолеть... Вы совершили путь от червя до человека, но многое еще в вас - от червя. Когда-то были вы обезьянами, и даже теперь человек больше обезья-на, нежели иная из обезьян.”2
Целью преодоления является формирование полноценного человека, освободившегося душой и телом от животных влече-ний, доставшихся ему от животных предков. Высшей целью пре-одоления, по Ф. Ницше, является создание Сверхчеловека, ко-торый должен появиться на земле и стать ее смыслом. “Сверх-человек - смысл земли”, - писал Ф. Ницше.3Современный чело-век для Сверхчеловека, по мнению Ницше, должен быть посмеши-щем, мучительным позором. Сверхчеловек - это человек отдаленного будущего, который своей созидательной деятельностью будет не раз-рушать, а украшать землю.
Для того, чтобы стать полноценным человеком, каждый ин-дивид должен заниматься самосовершенствованием. Целью са-мосовершенствования является стремление личности приобрес-ти такие качества, которые дали бы ей возможность занять дос-тойное место среди людей и стать полезным членом общества.
Человек является общественным существом. Основным ус-ловием существования общества является общение, в котором проявляется человеческая сущность. В процессе общения и со-вместной деятельности между людьми устанавливаются обще-ственные отношения, под влиянием которых у человека возни-кает новое качество - личность.
По мнению А.Н. Леонтьева, это качество является слож-ным системным образованием. По своей природе оно является “сверхчувственым ” явлением, так как связи и отношения меж-ду людьми, под влиянием которых оно возникает, не могут не-посредственно восприниматься, их отражение возможно только посредством мышления человека.
Существование личности в системе общественных отноше-ний, ее место и роль в обществе вызвало появление так называ-емой “ролевой теории личности”. Действительно, каждый чело-век в течение своей жизни выполняет различные общественные функции. Он может быть сыном или дочерью, отцом или мате-рью, начальником или подчиненным, учителем или учеником и
163
т.д. Значит ли это, что выполняя эти функции, человек играет просто роль. Против такого упрощенного понимания личности резко выступал А.Н. Леонтьев. Он считал, что человек, осуществляя свою жизнь в обществе, игр ает не “ роль”, а выполняет свою “ м иссию”. Правда, иног-да человек разыгрывает какую-то “роль”, но эта “роль” не личность человека, а то “изображение, за которым она скрывается”.
Против такого упрощенного понимания личности, функции кото-рой сводятся к выполнению только определенной “роли”, говорит так-же и тот факт, что человек, осуществляя свою жизнь в обществе, не просто является исполнителем определенной “роли”, а является твор-цом, созидателем материальных и духовных ценностей.
С точки зрения гуманистической психологии, главной особеннос-тью личности является реализация творческих возможностей, ее спо-собность совершенствовать окружающий мир и управлять своим соб-ственным развитием, осуществляя самоактуализацию и самосовер-шенствование.
Проявляя творчество, личность создает общественно цен-ные продукты, и тем самым не только совершенствует свои пси-хические свойства, но и способствует развитию общества.
- Раздел I. Психика и поведение человека
- Глава 1. Предмет психологии
- 1.1. Человек как природное и одухотворенное существо.
- 1.2. Психика человека.
- 1.3. Определение психологии как науки.
- 1.4. Связь научной психологии с житейской и практической.
- Глава 2. История психологии
- 2.1. Представление древних философов о душе.
- 2.2. Взгляды философов нового времени о сущности психики.
- 2.3. Современные психологические теории.
- 2.4. Психология в России.
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии
- 3.1. Состояние современной психологии.
- 3.2. Методология психологических исследований.
- 3.3. Методы исследования психических явлений.
- Глава 4. Физиологические и биоэнергетические механизмы психики человека
- 4.1. Строение и функции нервной системы.
- 4.2. Динамическая локализация психических процессов.
- 4.3. Мозг, психика и поведение человека.
- 4.4. Биоэнергетическая концепция психики.
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека.
- 5.1. Развитие психики в филогенезе.
- 5.2. Психика и формы поведения животных.
- 5.3. Возникновение и развитие сознания у человека.
- 5.4. Сходство и различие психики человека и животных.
- Глава 6. Психология поведения и деятельности человека
- 6.1. Понятие о поведении и деятельности.
- 6.2. Психические и физические компоненты поведения и деятель-ности.
- 6.3. Виды поведения и деятельности.
- Раздел II. Психология познания
- Глава 7. Общая характеристика познавательной деятельности
- 7.1. Понятие о познавательной деятельности.
- 7.2. Структура познавательной деятельности.
- 7.3. Мотивация познавательной деятельности.
- 7.4. Формирование познавательной деятельности.
- 7.5. Диагностика познавательной деятельности и способнос-тей учащихся.
- Глава 8. Сенсорные познавательные процессы
- 8.1. Ощущения.
- 8.2. Восприятие.
- 8.3. Внимание.
- 9.1. Память.
- 9.2. Воображение.
- 9.3. Мышление.
- Глава 10. Речь и психические процессы
- 10.1. Понятие о языке и речи.
- 10.2. Виды речи как средство общения и орудие мышления.
- 10.3. Развитие речи и духовного мира человека.
- Раздел III. Психическая организация личности
- Глава 11. Индивид и личность
- 11.1. Понятие о личности.
- 11.2. Самопознание и самооценка личности.
- 11.3. Духовный мир личности.
- 11.4. Формирование и развитие личности.
- 12.1. Эмоции и чувства.
- 12.2. Эмоциональные состояния и виды чувств.
- 12.3. Воля и волевые действия.
- 12.4. Волевые свойства личности.
- 13.1. Темперамент.
- 13.2. Характер.
- 13.3. Способности.
- 14.2. Социальные свойства личности
- 14.3. Устойчивость и трансформация свойств личности.
- 15.1. Личность и деятельность.
- 15.2. Профессиональные качества личности.
- 15.3. Профессиональная адаптация и подготовка личности к деятельности.
- Раздел IV.
- Глава 16. Личность и группа
- 16.1. Личность в группе.
- 16.2. Виды групп.
- 16.3. Структура группы.
- 16.4. Групповая деятельность.
- Глава 17. Полисубъектные отношения в группе
- 17.1. Взаимодействие субъектов в группе.
- 17.2. Статус субъекта в группе.
- 17.3. Интеграция и дифференциация субъектов в группе.
- 17.4. Социальные роли субъекта.
- 18.1. Общение и его функции.
- 18.2. Взаимное познание субъектов в процессе общения.
- 18.3. Взаимодействие субъектов в процессе общения
- 18.4. Развитие межличностного общения.
- Глава 1 . Пре дме т пс ихо лог ии ............................. 5
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии 35
- Глава 4. Фи зи ол ог иче ск ие и б иоэ не рг ет ич ес кие механизмы
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека. . .............. 60
- Раздел II. Психология познания .................... 88
- Глава 7 . Обща я х арак тер исти ка позн ава тель ной дея тел ьнос ти ..... 88
- Глава 8. Се нс ор ные п оз нав ат ел ьн ые пр оц ес сы ............... 104
- Раздел III. Психическая организация личности ................. 166
- Глава 14 . Пр ир од ны е и со ци ал ьн ые свойства ли чн ос ти ......... 222