7.3. Мотивация познавательной деятельности.
Познавательная деятельность характеризуется целями и мо-тивами. Цели познавательной деятельности могут быть самыми разнообразными. Это, прежде всего, познание нового, неизвестно-го, установление связи неизвестного с известным, создание новых образов, понятий, объектов, применение новых, оригинальных при-емов и способов в деятельности необходимость решить практичес-кую или интеллектуальную задачу.
Мотивами познавательной деятельности могут являться раз-нообразные психические состояния, побуждающие человека получить информацию о внешнем мире и о самом себе. К таким по-буждениям относится стремление исследователь окружающую сре-ду, желание удовлетворить любопытство и любознательность, про-явить пытливость, интерес и увлеченность, реализовать когнитив-ную установку.
От мотивов зависит возникновение, избирательность, на-правленность, продолжительность и устойчивость познаватель-ной деятельности. Существуют специфические и неспецифичес-кие мотивы познавательной деятельности. К специфическим мо-тивам относят внутренне обусловленные побуждения, такие как любознательность, пытливость, увлеченность и т.д. К неспеци-фическим относят все побуждения, вызванные внешними причи-нами, такими как требования других людей, стремление заслу-жить их похвалу, желание занять высокий статус в группе и т.д.
Человек, являясь сознательным существом, всегда стремится понять и объяснить свои действия и поступки, в том числе совер-шаемые в когнитивном плане. Такое стремление найти причины поведения, объяснить их и предсказать дальнейшее поведение по-лучило название в психологии “каузальной атрибуции”. В одном случае человек ищет причины результативности познавательной деятельности во внешних обстоятельствах и тогда они имеют вне-шний, экстернальный источник своего происхождения. В другом случае этот источник находится в самом человеке и имеет тогда
91
внутренний, интернальный характер.
Большое влияние на результативность познавательной дея-тельности имеет мотивация достижения успеха и мотивация пред-видения неудачи. Люди, с мотивацией на успех, всегда проявля-ют стремление во что бы то ни стало достигнуть конгитивной цели. Для этого они мобилизуют все свои ресурсы, проявляя боль-шие волевые усилия и максимум внимания в познавательной де-ятельности. Лица, с мотивацией на неудачу, не столько думают о том, чтобы добиться успеха, а о том, чтобы избежать неудачи. Они часто не уверены в себе, боятся критики, испытывают от-рицательные эмоции к деятельности.
Среди причин, способствующих успеху или вызывающих неудачу в познавательной деятельности, можно выделить как внешние, так и внутренние факторы. К внешним относятся: слож-ность познавательной деятельности и стечение обстоятельств, к внутренним: старание получить высокие результаты и наличие познавательных способностей.
Мотивы познавательной деятельности могут осознаваться и не осознаваться. Так, увлеченность процессом познания и когнитивные установки, как правило, не осознаются. Зато любознательность, пыт-ливость, заинтересованность всегда осознаются. Особенно большое значение для стимуляции познавательной деятельности имеет позна-вательный интерес.
Познавательный интерес представляет собой особое эмо-ционально окрашенное психическое состояние человека, кото-рое побуждает его активно изучать окружающий мир и самого себя. При наличии интереса процесс познания становится при-влекательным и плодотворным. Он захватывает человека це-ликом и делает его жизнь осмысленной и целенаправленной.
Познавательный интерес может быть непосредственным и опосредствованным. Непосредственный интерес вызывается эмо-циональной привлекательностью объекта, что побуждает чело-века вступить с ним в контакт и обследовать его: ощупать, рас-смотреть, воздействовать на него другими объектами, совершить с ним умственные действия и т. д. Опосредствованный интерес проявляется не к самому объекту, а к результатам познаватель-ной деятельности. Сам объект может быть непривлекательным для субъекта, но он должен изучить его, чтобы найти ответы на возникшие вопросы или решить какую-либо проблему, связан-ную с этим объектом, придумать новые приемы взаимодействия
92
с ним, найти новые способы его применения и т.д.
Познавательные интересы характеризуются широтой, глу-биной и устойчивостью. Широта интересов является показате-лем стремления человека заниматься разнообразными видами по-знавательной деятельности, приобретать знания по различным областям науки, техники, искусства. Глубина интересов свиде-тельствует о наличии у человека желания познавать объекты глу-боко и всесторонне, изучить их внутренние существенные свой-ства, решить какую-то сложную проблему, создать какую-либо сложную конструкцию. Устойчивость интересов проявляется в длительном сохранении желания заниматься познавательной деятель-ностью в определенной области. Иногда люди посвящают всю свою жизнь изучению одного какого-либо объекта, доказательству выд-винутой ими гипотезы, изобретению нового прибора или аппарата.
Все эти особенности познавательных интересов могут проявляться отдельно, сами по себе, а могут быть и взаимо-связаны между собой. Например, широта интересов может быть связана с глубиной и устойчивостью. В этом случае человек может достигнуть выдающихся результатов в познавательной дея-тельности, иметь разносторонние, глубокие знания в различных об-ластях науки. И, наоборот, человек, имеющий широкие, но неглубо-кие и неустойчивые интересы, часто имеет неглубокие знания и является дилетантом в области той науки, которой он занимается.
Когнитивный интерес характеризуется большой динамичнос-тью. Он может повышаться или понижаться. У личностей, настро-енных на успех в познавательной деятельности, в случае неудачи интерес к ней возрастает, а у людей ориентированных на неудачу -падает.
Большое значение в познавательной деятельности имеет пред-ставление человека о своих способностях. У лиц, имеющих высо-кое мнение о наличии у них способностей, в случае неудачи инте-рес к познавательной деятельности не уменьшается, тогда как у людей, считающих, что у них нет способностей, он падает.
Определенное влияние на познавательный интерес имеет по-явление у личности чувства когнитивной беспомощности. Под влиянием этого чувства интерес к познавательной деятельнос-ти снижается, а иногда и вообще исчезает. Причинами появле-ния когнитивной беспомощности могут быть, в одном случае, неоправданное занижение способностей, в другом случае - нега-
93
тивная оценка авторитетными взрослыми людьми результатов деятель-ности.
- Раздел I. Психика и поведение человека
- Глава 1. Предмет психологии
- 1.1. Человек как природное и одухотворенное существо.
- 1.2. Психика человека.
- 1.3. Определение психологии как науки.
- 1.4. Связь научной психологии с житейской и практической.
- Глава 2. История психологии
- 2.1. Представление древних философов о душе.
- 2.2. Взгляды философов нового времени о сущности психики.
- 2.3. Современные психологические теории.
- 2.4. Психология в России.
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии
- 3.1. Состояние современной психологии.
- 3.2. Методология психологических исследований.
- 3.3. Методы исследования психических явлений.
- Глава 4. Физиологические и биоэнергетические механизмы психики человека
- 4.1. Строение и функции нервной системы.
- 4.2. Динамическая локализация психических процессов.
- 4.3. Мозг, психика и поведение человека.
- 4.4. Биоэнергетическая концепция психики.
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека.
- 5.1. Развитие психики в филогенезе.
- 5.2. Психика и формы поведения животных.
- 5.3. Возникновение и развитие сознания у человека.
- 5.4. Сходство и различие психики человека и животных.
- Глава 6. Психология поведения и деятельности человека
- 6.1. Понятие о поведении и деятельности.
- 6.2. Психические и физические компоненты поведения и деятель-ности.
- 6.3. Виды поведения и деятельности.
- Раздел II. Психология познания
- Глава 7. Общая характеристика познавательной деятельности
- 7.1. Понятие о познавательной деятельности.
- 7.2. Структура познавательной деятельности.
- 7.3. Мотивация познавательной деятельности.
- 7.4. Формирование познавательной деятельности.
- 7.5. Диагностика познавательной деятельности и способнос-тей учащихся.
- Глава 8. Сенсорные познавательные процессы
- 8.1. Ощущения.
- 8.2. Восприятие.
- 8.3. Внимание.
- 9.1. Память.
- 9.2. Воображение.
- 9.3. Мышление.
- Глава 10. Речь и психические процессы
- 10.1. Понятие о языке и речи.
- 10.2. Виды речи как средство общения и орудие мышления.
- 10.3. Развитие речи и духовного мира человека.
- Раздел III. Психическая организация личности
- Глава 11. Индивид и личность
- 11.1. Понятие о личности.
- 11.2. Самопознание и самооценка личности.
- 11.3. Духовный мир личности.
- 11.4. Формирование и развитие личности.
- 12.1. Эмоции и чувства.
- 12.2. Эмоциональные состояния и виды чувств.
- 12.3. Воля и волевые действия.
- 12.4. Волевые свойства личности.
- 13.1. Темперамент.
- 13.2. Характер.
- 13.3. Способности.
- 14.2. Социальные свойства личности
- 14.3. Устойчивость и трансформация свойств личности.
- 15.1. Личность и деятельность.
- 15.2. Профессиональные качества личности.
- 15.3. Профессиональная адаптация и подготовка личности к деятельности.
- Раздел IV.
- Глава 16. Личность и группа
- 16.1. Личность в группе.
- 16.2. Виды групп.
- 16.3. Структура группы.
- 16.4. Групповая деятельность.
- Глава 17. Полисубъектные отношения в группе
- 17.1. Взаимодействие субъектов в группе.
- 17.2. Статус субъекта в группе.
- 17.3. Интеграция и дифференциация субъектов в группе.
- 17.4. Социальные роли субъекта.
- 18.1. Общение и его функции.
- 18.2. Взаимное познание субъектов в процессе общения.
- 18.3. Взаимодействие субъектов в процессе общения
- 18.4. Развитие межличностного общения.
- Глава 1 . Пре дме т пс ихо лог ии ............................. 5
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии 35
- Глава 4. Фи зи ол ог иче ск ие и б иоэ не рг ет ич ес кие механизмы
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека. . .............. 60
- Раздел II. Психология познания .................... 88
- Глава 7 . Обща я х арак тер исти ка позн ава тель ной дея тел ьнос ти ..... 88
- Глава 8. Се нс ор ные п оз нав ат ел ьн ые пр оц ес сы ............... 104
- Раздел III. Психическая организация личности ................. 166
- Глава 14 . Пр ир од ны е и со ци ал ьн ые свойства ли чн ос ти ......... 222