6.1. Понятие о поведении и деятельности.
Поведение и деятельность являются особыми формами проявления активности животных и человека. Активность на-правлена прежде всего на приспособление к той среде, где они обитают. У животных процесс приспособления осуществля-ется бессознательно, у человека он имеет как бессознатель-ный, так сознательный характер.
Источником активности живых существ являются потреб-ности. Каждое живое существо испытывает нужду в определен-ных предметах и явлениях для продолжения своей жизнедеятель-ности. Потребности представляют собой состояние неудовлет-воренности, которое испытывает живое существо в связи с не-хваткой веществ, необходимых для продолжения его нормаль-ного существования.
Потребности могут быть врожденными и приобретенными. Так, например, потребность в пище является врожденной как у человека, так и у животных. Наряду с этим имеется множество потребностей, которые возникают в процессе употребления та-ких веществ, которые ранее не использовались живым суще-ством. Такие потребности являются продуктом взаимодействия живого существа с конкретными условиями существования.
В животном мире потребности имеют биологический харак-тер, так как они удовлетворяются предметами и явлениями, со-зданными самой природой. Поэтому потребности определяют и строение организма, и функции психики, и формы поведения жи-вотных. Так, строение тела травоядных животных приспособле-но для удовлетворения потребности в пище посредством поеда-ния травы, а функции психики и формы поведения обеспечива-ют им поиск данного сорта пищи и способы ее употребления. У хищных животных строение тела, функции психики и формы поведе-ния направлены на удовлетворение потребностей посредством поеда-ния других животных.
Иначе обстоит дело с возникновением и удовлетворением потребностей у человека. Хотя первоначально потребность в пище у ребенка имеет такой же врожденный характер и удов-
73
летворяется посредством молока матери, как и у детенышей живот-ных, но в дальнейшем пищевые вещества и способы их употребления имеют совершенно иной характер, чем у животных.
Прежде всего человек удовлетворяет естественные потреб-ности предметами, создаваемыми обществом (продукты пита-ния, одежда и т.д.), а не находит их в готовом виде в природе. Кроме того, удовлетворение потребностей осуществляется по-средством сложившихся в обществе приемов и способов упот-ребления вещей в определенной обстановке (сидеть за столом, пользоваться ножом, вилкой и т.д.). Наконец, человек удовлет-воряет свои естественные потребности совместно с другими людьми, соблюдая правила приличия, традиции и требования гигиены.
Таким образом, естественные потребности и способы их удов-летворения имеют у человека не биологический, а социальный ха-рактер и связаны с высшей формой психической деятельности и с чисто человеческими формами поведения. Такой высшей формой психики является сознание, которое дает возможность человеку осознать свои потребности и создавать предметы, необходимые для их удовлетворения.
Хотя исходными потребностями являются естественные, без удовлетворения которых человек не может существовать как организм, все же смысл жизни заключается не только в них. “Че-ловек ест, чтобы жить, но живет не для того, чтобы есть!” - ска-зал один философ. Для чего же тогда живет человек? Жизнь че-ловека связана не только с удовлетворением естественных, но и духовных потребностей. Удовлетворение этих потребностей осу-ществляется в результате присвоения индивидом идеальных свойств, присущих как самому человеку, так и предметам и явле-ниям, создаваемых им.
Важнейшей духовной потребностью человека является потреб-ность в человеческом обществе, которая удовлетворяется в процессе общения с людьми посредством языка и других средств общения. Она является основой для духовного развития человека. Общаясь с другими людьми - носителями идеальных душевных свойств, человек усваивает их мысли, чувства, желания, стремления, взгляды и убеждения, которые теперь определяют его духовный мир и его поведение в обществе.
74
Сначала эта потребность удовлетворяется у ребенка в результа-те общения с близкими людьми, потом со своими сверстниками, учи-телями и другими взрослыми, среди которых появляются друзья, лю-бимые люди и духовные руководители.
Другой важнейшей потребностью человека является потреб-ность в познании окружающего мира, других людей и самого себя. Первоначально эта потребность проявляется в виде стрем-ления ребенка получить информацию о внешнем мире посред-ством органов чувств. Затем эта потребность усложняется и удов-летворяется посредством интеллектуальных процессов, направлен-ных на познание сущности предметов и явлений и своей собствен-ной сущности.
К духовным потребностям следует отнести и потребность в труде. Труд является основным условием существования че-ловеческого общества, так как оно не может существовать, если не будет производить материальные и духовные ценности, не-обходимые для удовлетворения потребностей человека. Высшим проявлением данной потребности является потребность в твор-ческом труде, что составляет смысл жизни для творческого че-ловека.
Труд является одним из видов деятельности человека. Дея-тельность - это особая форма проявления активности, посред-ством которой люди познают окружающий мир, изменяют его в соответствии со своими нуждами, взаимодействуют между со-бой, добиваясь нужных результатов. Кроме деятельности чело-веку также свойственно и определенное поведение. Поведение -это тоже одна из форм проявления активности людей, направ-ленная по отношению друг к другу в процессе деятельности, в быту и в общественной жизни.
Деятельность и поведение характеризуются целями и мо-тивами. Цель деятельности и поведения - это те объекты, на которые направлена активность человека. Мотивы - это те побуж-дения, которые заставляют личность заниматься деятельностью и осуществлять поведение.
Источником мотивов и целей являются потребности. Воз-никшие на основе потребностей мотивы побуждают личность к деятельности и поведению, а цели управляют их осуществлени-ем. Как это происходит? Потребности функционируют циклич-но. Они возникают, нарастают, удовлетворяются и исчезают.
75
Каждая потребность имеет свой предмет. Сначала, на основе возник-шей потребности, появляется неосознаваемое субъектом влечение к чему-то. На этой стадии возникновения потребности ее предмет еще четко не обозначен, но состояние неудовлетворенности побуждает субъекта к неосознанному его поиску. Затем, по мере нарастания по-требности смутно осознаваемое влечение превращается в ясно осоз-наваемое желание, на основе которого у субъекта возникает образ объекта, посредством которого может быть удовлетворена потреб-ность. Если такой объект существует, то у субъекта появляется цель найти тот объект и удовлетворить потребность. Как видим, мотив и цель в поведении совпадают.
В готовом виде предметы, посредством которых человек уд о в -летворяет свои потребности, в природе не существуют. Их нужно со-здать. Человек не в состоянии сам создавать все материальные и ду-ховные ценности, необходимые для удовлетворения его потребностей. Это делает общество. Поэтому человек, занимаясь деятельностью, создает общественный продукт, который ему может быть и не нужен. Сталевар выплавляет сталь, которую сам не использует, химик созда-ет химические вещества, которые сам не применяет. Таким образом, мотивы и цели в процессе деятельности могут совпадать, а могут и не совпадать.
Удовлетворяя свои потребности человек не просто осуще-ствляет деятельность и акты поведения, но совершает социаль-но значимые деяния, которые могут принести людям как добро, так и зло. Если человек удовлетворяет свои потребности за счет других людей, или создает наносящие им вред предметы и явле-ния, то в этом случае он совершает злодеяния, за которые дол-жен нести ответственность перед обществом и перед самим со-бой. Если же человек своей деятельностью и поведением прино-сит добро людям, то он совершает благодеяния, которые высоко оце-ниваются обществом. Совершая добродеяния или злодеяния человек приобретает положительные или отрицательные качества личности.
- Раздел I. Психика и поведение человека
- Глава 1. Предмет психологии
- 1.1. Человек как природное и одухотворенное существо.
- 1.2. Психика человека.
- 1.3. Определение психологии как науки.
- 1.4. Связь научной психологии с житейской и практической.
- Глава 2. История психологии
- 2.1. Представление древних философов о душе.
- 2.2. Взгляды философов нового времени о сущности психики.
- 2.3. Современные психологические теории.
- 2.4. Психология в России.
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии
- 3.1. Состояние современной психологии.
- 3.2. Методология психологических исследований.
- 3.3. Методы исследования психических явлений.
- Глава 4. Физиологические и биоэнергетические механизмы психики человека
- 4.1. Строение и функции нервной системы.
- 4.2. Динамическая локализация психических процессов.
- 4.3. Мозг, психика и поведение человека.
- 4.4. Биоэнергетическая концепция психики.
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека.
- 5.1. Развитие психики в филогенезе.
- 5.2. Психика и формы поведения животных.
- 5.3. Возникновение и развитие сознания у человека.
- 5.4. Сходство и различие психики человека и животных.
- Глава 6. Психология поведения и деятельности человека
- 6.1. Понятие о поведении и деятельности.
- 6.2. Психические и физические компоненты поведения и деятель-ности.
- 6.3. Виды поведения и деятельности.
- Раздел II. Психология познания
- Глава 7. Общая характеристика познавательной деятельности
- 7.1. Понятие о познавательной деятельности.
- 7.2. Структура познавательной деятельности.
- 7.3. Мотивация познавательной деятельности.
- 7.4. Формирование познавательной деятельности.
- 7.5. Диагностика познавательной деятельности и способнос-тей учащихся.
- Глава 8. Сенсорные познавательные процессы
- 8.1. Ощущения.
- 8.2. Восприятие.
- 8.3. Внимание.
- 9.1. Память.
- 9.2. Воображение.
- 9.3. Мышление.
- Глава 10. Речь и психические процессы
- 10.1. Понятие о языке и речи.
- 10.2. Виды речи как средство общения и орудие мышления.
- 10.3. Развитие речи и духовного мира человека.
- Раздел III. Психическая организация личности
- Глава 11. Индивид и личность
- 11.1. Понятие о личности.
- 11.2. Самопознание и самооценка личности.
- 11.3. Духовный мир личности.
- 11.4. Формирование и развитие личности.
- 12.1. Эмоции и чувства.
- 12.2. Эмоциональные состояния и виды чувств.
- 12.3. Воля и волевые действия.
- 12.4. Волевые свойства личности.
- 13.1. Темперамент.
- 13.2. Характер.
- 13.3. Способности.
- 14.2. Социальные свойства личности
- 14.3. Устойчивость и трансформация свойств личности.
- 15.1. Личность и деятельность.
- 15.2. Профессиональные качества личности.
- 15.3. Профессиональная адаптация и подготовка личности к деятельности.
- Раздел IV.
- Глава 16. Личность и группа
- 16.1. Личность в группе.
- 16.2. Виды групп.
- 16.3. Структура группы.
- 16.4. Групповая деятельность.
- Глава 17. Полисубъектные отношения в группе
- 17.1. Взаимодействие субъектов в группе.
- 17.2. Статус субъекта в группе.
- 17.3. Интеграция и дифференциация субъектов в группе.
- 17.4. Социальные роли субъекта.
- 18.1. Общение и его функции.
- 18.2. Взаимное познание субъектов в процессе общения.
- 18.3. Взаимодействие субъектов в процессе общения
- 18.4. Развитие межличностного общения.
- Глава 1 . Пре дме т пс ихо лог ии ............................. 5
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии 35
- Глава 4. Фи зи ол ог иче ск ие и б иоэ не рг ет ич ес кие механизмы
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека. . .............. 60
- Раздел II. Психология познания .................... 88
- Глава 7 . Обща я х арак тер исти ка позн ава тель ной дея тел ьнос ти ..... 88
- Глава 8. Се нс ор ные п оз нав ат ел ьн ые пр оц ес сы ............... 104
- Раздел III. Психическая организация личности ................. 166
- Глава 14 . Пр ир од ны е и со ци ал ьн ые свойства ли чн ос ти ......... 222