12.4. Волевые свойства личности.
Воля не только стимулирует активность человека, направленную на преодоление трудностей, но и тормозит ее проявление, когда это необходимо для достижения цели. Благодаря побудительной и тормоз-ной функциям воля дает возможность человеку регулировать свою деятельность и поведение в самых сложных условиях. Эти функции воли направлены на преодоление внешних и внутренних препятствий и требуют от человека напряжения всех душевных и физических сил. Когда состояние напряжения, направленное на осуществление побуди-тельной и тормозной функции воли, проявляется повсеместно, оно зак-репляется и становится волевым свойством или качеством личности.
191
Одни из этих свойств связаны с побудительной функцией воли, другие - с тормозной. Таких свойств насчитывается у человека довольно много. Причем, они могут иметь как положительный, так и отрица-тельный характер. Положительные свойства способствуют преодоле-нию внутренних и внешних препятствий, отрицательные - препятству-ют.
Среди качеств, присущих волевой личности, выделяют та-кие важнейшие из них как: самостоятельность, решительность, настойчивость, упорство, выдержка и самообладание.
Самостоятельность - волевое качество, которое проявляет-ся в способности человека, по своей инициативе ставить цели и осуществлять их, преодолевая препятствия. Самостоятельный человек уверен в правильности поставленной цели и будет бо-роться за ее достижение всеми силами. В то же время самостоя-тельность не исключает использование советов и предложений других людей, направленных на оценку возможности добиться поставленной цели.
Противоположными самостоятельности качествами являют внушаемость и негативизм. Внушаемости подвержены все без-вольные люди, которые не знают как им поступить в сложив-шейся ситуации и которые всегда ждут совета или указаний от других людей. Они часто сомневаются в правильности и целесо-образности своих действий и легко попадают под влияние эгоис-тичных безнравственных людей. Впоследствии, убедившись в не-правильности своих действий, совершенных под влиянием этих людей, они горько раскаиваются в том, что доверились им.
Негативизм - отрицательное волевое качество, под влияни-ем которого личность совершает действия противоположные тем правильным и целесообразным советам, которые дают ей дру-гие люди. Негативизм чаще всего проявляется у подростков, кото-рые стремятся показать свою самостоятельность и независимость от взрослых.
Решительность - одно из важных волевых свойств личнос-ти, проявляющееся на начальном этапе волевого поведения, ког-да личность должна сделать усилие при выборе цели действия. Решительный человек способен быстро выбрать наиболее важ-ную цель, всесторонне обдумать способы ее достижения и пре-дусмотреть возможные последствия своего поведения.
192
Нерешительность - отрицательное волевое качество, которое ме-шает человеку быстро принять правильное решение и осуществить волевое действие. Нерешительный человек проявляет колебания при выборе цели, не знает какую цель ему предпочесть, испытывает со-мнения в правильности выбранной цели, боится возможных послед-ствий своих действий. Иногда нерешительные люди, стремясь избе-жать неприятного для них напряжения, торопятся поскорей поставить любую пришедшую им в голову цель, и не обдумав достижима она или нет, начинают действовать.
Настойчивость - самое важное волевое качество, проявляющее-ся в способности человека терпеливо преодолевать все трудности, воз-никающие на пути к осуществлению цели. Это качество присуще лю-дям, которые могут проявлять волевые усилия в течение длительного времени для того чтобы как можно лучше решить поставленную за-дачу и добиться наиболее высоких результатов. Настойчивый чело-век планомерно и неуклонно идет к намеченной цели, не взирая на все препятствия, встречающиеся на его пути. Он может кропотливо шаг за шагом идти по намеченному пути, не останавливаясь при неудаче и не поддаваясь никаким сомнениям и противодействиям со стороны других людей. Этот человек может настоять на своем, убедить дру-гих в своей правоте и мобилизовать их на решение поставленной зада-чи. Люди, не обладающие настойчивостью, проявляют нетерпеливость и поспешность в своих действиях, стремясь как можно быстрее прий-ти к намеченной цели, хотя не всегда им это уд а е т с я .
Упор ство - волевое качество, помогающее человеку добиться, во что бы то ни стало, осуществления поставленной цели, не взирая на все преграды и противодействия. Упорный человек убежден в пра-вильности выбранного пути, понимает целесообразность своих дей-ствий и необходимость получения нужных результатов. Если при сло-жившихся обстоятельствах достижение поставленной цели оказалось нецелесообразным, то человек, идущий до этого упорно к ней, может отказаться от нее или отложить ее достижение до более подходящего времени.
Упрямство - является отрицательным волевым качеством, противоположным упорству. Упрямый человек безрассудно
193
стремится к достижению поставленной цели, хотя она не имеет для него большого значения и не может быть реализована в данный мо-мент. Однако, несмотря на это он упрямо продолжает действовать, не считаясь ни с кем и ни с чем, руководствуясь только своими узко эго-истическими желаниями и соображениями. Как правило, упрямый че-ловек не только не может достигнуть поставленной цели, но часто по-лучает результаты обратные тем, которые он ожидал.
Выдержка - одно из волевых качеств, выполняющих тормозную функцию. Она дает возможность человеку проявить большое напря-жение воли и выдержать чрезмерную психическую и физическую на-грузку, необходимую для достижения поставленной цели. Выдержка может проявляться в стойкости человека, в его способности противо-стоять неблагоприятным факторам и довести дело до конца, даже в экстремальной ситуации. Сдержанный человек не будет действовать необдуманно. Он здраво оценит обстановку и свои возможности, тща-тельно спланирует свои действия и выберет наиболее подходящий момент для достижения цели. Если нужно он может прекратить свои действия, отложить начатое дело до того времени, когда будут созда-ны наиболее благоприятные условия.
Самообладание - волевое свойство, обеспечивающее чело-веку способность осуществлять саморегуляцию в самых слож-ных, экстремальных условиях существования, мобилизуя все свои психические и физические ресурсы. Самообладание нужно часто проявлять человеку не только в обыденной жизни, но и в условиях опасных для его жизни. Оно помогает человеку пре-одолеть страх, панику и малодушие. Человек, владеющий со-бой, уверен в своих силах, способен целесообразно действовать в любой ситуации и достигнуть высоких результатов в своем поведении и деятельности.
Все эти качества не существуют в готовом виде у челове-ка, а формируются и развиваются в процессе жизни. В детском возрасте их формирование осуществляется под влиянием воспи-тания и игровой деятельности. Родители стараются воспитать своих детей сильными, ловкими, выносливыми, смелыми, настой-чивыми, умеющими преодолевать трудности и сознательно регу-лировать свое поведение.
194
Особенно большое значение в развитии волевых качеств имеет игра. Ролевые игры и игры с правилами побуждают детей проявлять волевые усилия для того, чтобы наилучшим образом выполнить свою роль и добиться при выполнении правил более высоких результатов по сравнению с другими участниками игры.
В школьном возрасте развитие воли происходит под влия-нием учебной деятельности, которая является обязательной и требует от учащихся осуществлять свое поведение не так “как хочется”, а так как “надо”. Для успешного усвоения знаний, на-выков и умений учащиеся должны все время напрягать свои ум-ственные и физические силы, проявлять настойчивость и упор-ство для преодоления возникающих трудностей.
Огромное значение в развитии волевых качеств имеет само-воспитание. Ни в какой другой сфере психической деятельности самовоспитание не играет такой роли, как в развитии воли. Только самовоспитание может дать человеку возможность управлять со-бой, проявлять волевые усилия, мобилизовать все свои ресурсы для преодоления трудностей, побеждать отрицательные качества лич-ности и вредные привычки.
Потребность в самовоспитании воли возникает в подрост-ковом и раннем юношеском возрасте. И это естественно, так как подростки стремятся стать самостоятельными и независи-мыми от взрослых. Но поскольку они не знают, а поэтому и не соблюдают приемов самовоспитания воли, то вместо воспита-ния они занимаются часто испытанием своей воли. Иногда та-кого рода испытания принимают форму истязаний. Так, некото-рые школьники для “развития выдержки и самообладания” ко-лят себя булавками, лазят по стенам и карнизам, прыгают на землю с высоких объектов, ходят раздетыми зимой и т.п.
Существует целый ряд правил и приемов воспитания и са-мовоспитания воли, которые надо знать и по возможности со-блюдать.
1. Волевые качества следует проявлять во всех видах деятель-ности и не только в экстремальных ситуациях, но и в по-вседневной жизни.
2. Стараться ставить только достижимые цели. Нельзя браться за такие задачи, которые заведомо не могу быть выполнены.
1 Общая психология. М., 1986. с. 387.
195
3. Поставленная цель должна быть достигнута. Любое дело надо до-водить до конца, не откладывать его окончание на неопределенное время.
4. Не следует сразу пытаться преодолевать сравнительно большие трудности. Надо сначала научиться преодолевать несложные пре-пятствия. При неудаче не следует отчаиваться. Надо снова и снова пытаться преодолеть трудности, проявляя настойчивость и упорство.
5. Если не получается какое-либо дело не бросай его. Прояви выдерж-ку и терпение, начни все сначала, исправь допущенные ошибки, приду-май более рациональные способы и приемы его осуществления.
6. Оказавшись в экстремальной ситуации не теряй самообладания, мобилизуй все свои силы и возможности для достойного выхода из нее. Постарайся, чтобы принятое решение было выполнено несмот-ря ни на какие препятствия.
7. Приступая к делу сначала спланируй его выполнение, потом предус-мотри возможные трудности и способы их преодоления, подумай о результатах своих действий и о их последствиях.
Литература Выготский Л.С. Проблема воли и ее развитие в детском возрасте. Собр. соч. Т. 3., - М., 1983.
Веденов А.В. Воспитание воли в процессе учебной деятельности. - М., 1957. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М., 1976. Изард К.Е. Эмоции человека. - М., 1980.
Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М., 1991.
Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. - М., 1994. Общая психология. - М., 1986.
Селиванов В.И. Воспитание воли школьника. - М., 1954. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М., 1995. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. - М., 1966.
Гл а в а 13. Индивидуально-типологические особенности личности.
Основные понятия: темперамент, свойства темперамента, типы темперамента, типы нервной деятельности, характер, чер-
196
ты характера, структура характера, типы характеров, способности, за-датки, виды способностей.
- Раздел I. Психика и поведение человека
- Глава 1. Предмет психологии
- 1.1. Человек как природное и одухотворенное существо.
- 1.2. Психика человека.
- 1.3. Определение психологии как науки.
- 1.4. Связь научной психологии с житейской и практической.
- Глава 2. История психологии
- 2.1. Представление древних философов о душе.
- 2.2. Взгляды философов нового времени о сущности психики.
- 2.3. Современные психологические теории.
- 2.4. Психология в России.
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии
- 3.1. Состояние современной психологии.
- 3.2. Методология психологических исследований.
- 3.3. Методы исследования психических явлений.
- Глава 4. Физиологические и биоэнергетические механизмы психики человека
- 4.1. Строение и функции нервной системы.
- 4.2. Динамическая локализация психических процессов.
- 4.3. Мозг, психика и поведение человека.
- 4.4. Биоэнергетическая концепция психики.
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека.
- 5.1. Развитие психики в филогенезе.
- 5.2. Психика и формы поведения животных.
- 5.3. Возникновение и развитие сознания у человека.
- 5.4. Сходство и различие психики человека и животных.
- Глава 6. Психология поведения и деятельности человека
- 6.1. Понятие о поведении и деятельности.
- 6.2. Психические и физические компоненты поведения и деятель-ности.
- 6.3. Виды поведения и деятельности.
- Раздел II. Психология познания
- Глава 7. Общая характеристика познавательной деятельности
- 7.1. Понятие о познавательной деятельности.
- 7.2. Структура познавательной деятельности.
- 7.3. Мотивация познавательной деятельности.
- 7.4. Формирование познавательной деятельности.
- 7.5. Диагностика познавательной деятельности и способнос-тей учащихся.
- Глава 8. Сенсорные познавательные процессы
- 8.1. Ощущения.
- 8.2. Восприятие.
- 8.3. Внимание.
- 9.1. Память.
- 9.2. Воображение.
- 9.3. Мышление.
- Глава 10. Речь и психические процессы
- 10.1. Понятие о языке и речи.
- 10.2. Виды речи как средство общения и орудие мышления.
- 10.3. Развитие речи и духовного мира человека.
- Раздел III. Психическая организация личности
- Глава 11. Индивид и личность
- 11.1. Понятие о личности.
- 11.2. Самопознание и самооценка личности.
- 11.3. Духовный мир личности.
- 11.4. Формирование и развитие личности.
- 12.1. Эмоции и чувства.
- 12.2. Эмоциональные состояния и виды чувств.
- 12.3. Воля и волевые действия.
- 12.4. Волевые свойства личности.
- 13.1. Темперамент.
- 13.2. Характер.
- 13.3. Способности.
- 14.2. Социальные свойства личности
- 14.3. Устойчивость и трансформация свойств личности.
- 15.1. Личность и деятельность.
- 15.2. Профессиональные качества личности.
- 15.3. Профессиональная адаптация и подготовка личности к деятельности.
- Раздел IV.
- Глава 16. Личность и группа
- 16.1. Личность в группе.
- 16.2. Виды групп.
- 16.3. Структура группы.
- 16.4. Групповая деятельность.
- Глава 17. Полисубъектные отношения в группе
- 17.1. Взаимодействие субъектов в группе.
- 17.2. Статус субъекта в группе.
- 17.3. Интеграция и дифференциация субъектов в группе.
- 17.4. Социальные роли субъекта.
- 18.1. Общение и его функции.
- 18.2. Взаимное познание субъектов в процессе общения.
- 18.3. Взаимодействие субъектов в процессе общения
- 18.4. Развитие межличностного общения.
- Глава 1 . Пре дме т пс ихо лог ии ............................. 5
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии 35
- Глава 4. Фи зи ол ог иче ск ие и б иоэ не рг ет ич ес кие механизмы
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека. . .............. 60
- Раздел II. Психология познания .................... 88
- Глава 7 . Обща я х арак тер исти ка позн ава тель ной дея тел ьнос ти ..... 88
- Глава 8. Се нс ор ные п оз нав ат ел ьн ые пр оц ес сы ............... 104
- Раздел III. Психическая организация личности ................. 166
- Глава 14 . Пр ир од ны е и со ци ал ьн ые свойства ли чн ос ти ......... 222