8.3. Внимание.
Внимание не является самостоятельным познавательным процес-сом, так как оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взя-тое психическое явление не существует. Вместе с тем внимание явля-ется одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование. Поскольку познаватель-ная деятельность осуществляется сознательно, то внимание выполня-ет одну из функций сознания.
Внимание - это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и со с редот ачивает познавательные процессы для бо-лее полного и четкого отражения действительности. Внимание связано с всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях. Как только человек перестает проявлять внимание к раздражителю или объекту он перестает ясно его видеть или слышать, впечатления и образы становятся неотчет-ливыми и расплывчатыми. В связи с этим термин “внимание” широко применяется для объяснения результатов учебной деятельности. Вы-сокие результаты объясняют тем, что ученик проявил максимум внимания, низкие - тем, что был невнимателен.
Проявление внимания к чему-либо обусловлено как внутренними, так и внешними причинами. В качестве внутренних побуждений, заставляю-щих проявить внимание могут быть: потребности, желания, чувства, уста-новки, намерения и т.п. Внешними причинами внимания являются объек-ты, их свойства и качества, структурные особенности и т.п. Таким обра-зом, внимание представляет собой особое психическое явление, в кото-ром выражается взаимоотношение между человеком и окружающей дей-ствительностью. Это взаимоотношение проявляется в виде направленно-сти и сосредоточенности сознания субъекта на объекте.
Направленность внимания дает возможность осуществить селек-тивный отбор объектов и включить их в познавательную или в практи-ческую деятельность. При этом осуществляется первичный, самый
117
общий сбор информации о воспринимаемом объекте.
Сосредоточенность внимания проявляется в результате кон-центрации сознания на объекте с целью получения наиболее полной информации о нем. Концентрация предлагает не т олько дли-тельное уд е р ж а н и е внимания на объекте, но и отвлечение от всех других воздействий, не имеющих значения для субъекта в данный момент.
Изучением внимания занимались многие ученые. В связи с тем, что оно представляет собой сложное психическое явление, разные психологи с разных позиций объясняли возникновение и функционирование внимания.
Т. Рибо, например, считал, что внимание связано с эмо-циями и движениями человека. Эмоции вызывают внимание и вместе с движениями сосредотачивают и удерживают его на объекте.
Д.Н. Узнадзе связывал возникновение и устойчивость внимания с формированием у субъекта установки, побужда-ющей его проявить определенную деятельность по отношению к объекту, руководствуясь прошлым опытом. Ус т а н о в к а может быть связана с ожиданием объекта или с готовностью воспринять его или совершить какое-либо действие, направленное на достижение поставленной цели.
П.Я. Гальперин рассматривал внимание как один из момен-тов ориентировочно-исследовательской деятельности, направ-ленный на содержание психических явлений, возникающих в про-цессе познания. Основная функция внимания осуществлять кон-троль за правильностью содержания психических явлений, обес-печивающих осуществление деятельности на высоком уровне.
Большое значение для правильного понимания места вни-мания в системе психических явлений и его роли в деятельно-сти имеет изучение физиологических механизмов. Работы фи-зиологов И.П. Павлова и А.А. Ухтомского дают возможность объяснить как возникает и функционирует внимание на основе деятельности головного мозга.
Направленность внимания возникает на основе, откры-того И.П. Павловым, ориентировочного рефлекса, который дает возможность организму осведомиться о том, что проис-ходит в окружающей среде. По современным данным в его
118
структуру входят как внешние движения, так и внутренние изменения в деятельности всех органов, в том числе изменения в чувствительно-сти анализаторов и в электрической активности головного мозга. Это доказывает, что возникновение внимания связано с общей активизаци-ей всех мозговых структур.
Сосредоточенность внимания проявляется в результате повышения возбудимости клеток коры под влиянием взаимо-действия процессов возбуждения и торможения, благодаря ко-торому в коре могут возникнуть оптимальный и доминирую-щий очаги возбуждения.
Оптимальный очаг возникает по закону индукции не-рвных процессов, согласно которому возбуждение может кон-центрироваться в каком-либо участке коры под влиянием тор-можения в других областях. Оптимальный очаг является са-мым благоприятным для образования нервных связей, а сле-довательно и для возникновения психических явлений (обра-зов, мыслей и т.п.), которые находятся в центре внимания че-ловека. Оптимальный очаг может все время перемещаться при действии новых раздражителей, вследствие чего направленность внимания тоже меняется.
Наряду с оптимальным очагом может появиться домини-рующий очаг, который отличается повышенной возбудимос-тью и устойчивостью. Доминанта, являясь господствующим очагом, не только подавляет другие очаги, но способна уси-ливаться, привлекая возбуждение из других очагов, становясь еще более сильной и устойчивой. Этим объясняется повышен-ная концентрация и сосредоточенность внимания субъекта, ув-леченного чем-то, и отсутствие всяких реакций на построе-ние воздействия. Оптимальный и доминирующий очаги воз-буждения могут возникнуть в любом месте коры, поэтому про-явление внимания может быть связано с любым нервным цент-ром. Вместе с тем в последнее время были обнаружены особого типа нейроны в структуре лобных долей, которые непосредствен-но связаны с проявлением внимания. Это, так называемые, ней-роны новизны и нейроны установки. Первые реагируют на но-вые раздражители, вторые - на объекты, ожидаемые субъектом.
Проявление внимания связано как с сенсорными, так и с ин-теллектуальными процессами, а также с практическими действи-
119
ями и с целями и задачами деятельности. В связи с этим выделяют следующие виды внимания: сенсорное, интеллектуальное, моторное, преднамеренное и непреднамеренное внимание.
Сенсорное внимание возникает при действии объектов на органы чувств. Оно обеспечивает четкое отражение предметов и их свойств в ощущениях и в восприятиях человека. Благодаря сенсорному вниманию возникающие в сознании образы предме-тов являются ясными и отчетливыми. Сенсорное внимание мо-жет быть зрительным, слуховым, обонятельным и т.д. В основ-ном у человека проявляется зрительное и слуховое внимание. Лучше всего в психологии изучено зрительное внимание, так как его легко обнаружить и зафиксировать.
Моторное внимание направлено на движения и действия, со-вершаемые человеком. Оно дает возможность более четко и ясно осознавать приемы и способы, применяемые в практической де-ятельности. Моторное внимание регулирует и контролирует дви-жения и действия, направленные на предмет, особенно в тех слу-чаях, когда они должны быть особенно четкими и точными. Ис-ключительно важное значение имеет это внимание в спортивной и хо-реографической деятельности. Только проявляя максимум внимания спортсмен может достигнуть высоких результатов, в том виде спорта, которым он занимается.
Интеллектуальное внимание направлено на более эффек-тивное функционирование таких познавательных процессов как: память, воображение и мышление. Благодаря этому вни-манию человек лучше запоминает и воспроизводит информа-цию, создает более четкие образы воображения, ясно и про-дуктивно мыслит. Поскольку это внимание имеет внутрен-ний характер и мало доступно для исследования, то оно менее всего изучено в психологии.
Преднамеренное (произвольное) внимание возникает при на-личии у субъекта цели или задачи быть внимательным к како-му-либо внешнему предмету или к внутреннему умственному действию. Оно в основном направлено на регулирование вне-шних сенсорных и моторных действий и внутренних познаватель-ных процессов.
Преднамеренное внимание может стать произвольным, когда субъекту необходимо проявить волевое усилие для того, чтобы направить и сосредоточить внимание на объекте, который необ-ходимо познавать или с которым надо действовать. Особенно
120
большое значение имеет произвольное внимание в учебной деятель-ности, так как усвоение научных знаний требует от ученика больших волевых усилий, направленных на осуществление сложных умствен-ных действий.
В некоторых случаях произвольное внимание может стать, по определению Н.Ф. Добрынина, послепроизвольным. Это мо-жет иметь место в том случае, когда цель проявлять внимание остается, но исчезают волевые усилия. Такое внимание начина-ет проявляться, когда деятельность, требующая волевых уси-лий, становится увлекательной и осуществляется без особых зат-руднений. Послепроизвольное внимание в наибольшей степени может обеспечить высокую продуктивность познавательной и практической деятельности.
Непреднамеренное (непроизвольное) внимание возникает само собой без всякой цели со стороны человека. Его вызывают значимые для человека свойства и качества предметов и явле-ний внешнего мира. Одним из таких свойств является новизна объекта. Новизна может быть абсолютной и относительной. Если раздражить действует на органы чувств впервые, то ему свой-ственна абсолютная новизна. Раздражитель ранее известный, но имеющий какое-то новое качество, характеризуется относительной новизной.
Непроизвольное внимание привлекают также все сильные раздражители: яркий свет, громкий звук, резкий запах и т.д. Иног-да внимание могут привлечь и не очень заметные раздражители, если они соответствуют потребностям, интересам и установкам личности.
Немаловажное значение в познавательной и практической деятельности имеют такие свойства внимания как: устойчивость, концентрация, переключение, распределение и объем.
Устойчивость внимания характеризуется промежутком вре-мени, в течение которого оно может быть направлено и сосредо-точено на объектах или на деятельности. При наличии устойчи-вого внимания человек может успешно заниматься длительное время какой-либо деятельностью, а при отсутствии его он вы-нужден прекратить свои действия, так как они не приведут к нужным результатам.
Устойчивость внимания - это его временная характеристи-ка, от которой во многом зависит продуктивность деятельности человека. На сохранение устойчивого внимания оказывают вли-яние многие факторы, среди которых немаловажное значение имеет активность человека, которая может проявляться в фор-
121
ме внешних практических действий, направленных на объект, а также в виде внутренних интеллектуальных действий, посредством которых планируется и регулируется деятельность. Устойчивость внимания мо-жет зависеть также и от особенностей самих объектов, которые вов-лечены в деятельность. Если объект перемещается, изменяет форму, цвет или другие какие-то свойства, то внимание к нему сохраняется в течение длительного времени.
Концентрация внимания характеризуется степенью углубленнос-ти человека в деятельность. Наибольшая концентрация внимания про-является при увлеченности интересным занятием, в котором реализу-ется возможности и способности человека. Концентрация внимания имеет динамический характер. Она то повышается, то понижается в зависимости от характера деятельности и от отношения к ней. От концентрации внимания зависит степень проявления помехоустой-чивости субъекта к отвлекающим раздражителям.
Переключение внимания представляет собой преднамеренное его перемещение с одного предмета на другой, с одной деятельности на дру-гую. Переключение внимания связано с новыми целями и задачами, кото-рые возникают у человека в процессе осуществления познавательной де-ятельности. Переключение может быть полным и неполным, завершен-ным и незавершенным. При завершенном переключении внимание полно-стью сосредотачивается на новом объекте или деятельности. При неза-вершенном переключении оно отчасти еще направлено на предыдущую деятельность. Это происходит в тех случаях, когда предыдущая деятель-ность оказала большое впечатление на личность или, если она сомнева-ется в правильности полученных результатов.
Показателем степени завершенности переключения внимания яв-ляется интервал времени, связанный с переходом от одной деятельно-сти к другой, объем, качество, точность работы и количество време-ни, затраченное на ее выполнение.
Противоположным свойством переключению является от-влечение внимания. Оно происходит в результате непреднаме-ренного перемещения внимания с основной работы на предме-ты, отвлекающе действующие на личность. Отвлечение снижа-ет качество работы, является причиной ошибок по невниматель-ности, не позволяет закончить работу в намеченный срок.
Распределение внимания дает возможность человеку одновре-менно заниматься несколькими видами деятельности. Возможность распределения внимания связана с приобретением личностью опы-та в выполнении различных видов деятельности. При отсутствии его внимание неизбежно сосредотачивается на одной деятельнос-ти. На успешное распределение внимания также оказывает харак-
122
тер, выполняемых видов деятельности. Чем сложнее виды деятельности, тем труднее распределить на них внимание. При наличии очень трудной деятельности проявить одновременно внимание к другой почти невозмож-но. Трудно совместить выполнение двух видов интеллектуальной деятель-ности. Гораздо проще совместить умственную деятельность с практи-ческой.
Объем внимания характеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание субъект в доли секунды. Определяется объем внимания посредством спе-циальных приборов-тахистоскопов. Тахистоскопы бывают ме-ханические и электронные. В одно мгновение человек может об-ратить внимание только на несколько объектов (от 4 до 6). В то же время многие виды деятельности требуют мгновенного про-явления внимания к гораздо большему количеству объектов. Так, при скоростном чтении человек способен охватить слова, в со-ставе которых насчитывается до 14 букв. Расширение объема внимания, в данном случае, происходит за счет того, что у субъекта формируется умение объединять и группировать по смыслу отдельные элементы текста.
Закрепившиеся особенности внимания накладывают отпе-чаток на личность. Одни люди бывают внимательные, другие -невнимательные, третьи - рассеянными. Внимательные люди от-носятся к любой деятельности ответственно, сразу могут сосре-доточить внимание на самом главном, быстро переключают и распределяют внимание, способны к длительной и напряженной работе. Они также отличаются большой помехоустойчивостью. У невнимательных людей преобладает импульсивное внимание. Они не могут сосредоточиться, на выполняемой работе, не в со-стоянии распределить внимание на несколько объектов, легко отвлекаются при наличии посторонних раздражителей. Рассеянные люди ничего не замечают, что делается вокруг, делают все невпо-пад, не могут задержать надолго свое внимание на каком-нибудь объекте, часто отвлекаются. Такого рода рассеянность является признаком невоспитанности внимания. Существует и, так называ-емая, мнимая рассеянность. Она может иметь место у людей очень занятых, углубившихся целиком в свою деятельность и, в силу это-го, неадекватно реагирующих на отвлекающие их воздействия. Эта рассеянность есть результат высокой концентрации внимания на очень важной и ответственной деятельности. Возможны и другие расстройства внимания: инертность и чрезмерная подвижность. Инертность проявляется в навязчивой привязанности внимания к одним и тем же объектам, а подвижность - в невозможности задер-
123
жать внимание на одном каком-то объекте.
Литература Ананьев В.Г. Психология чувственного познания. - М., 1960. Брунер Д.С. Психология познания. - М., 1977.
Величковский В.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. -М., 1973.
Гальперин П.Я., Кобыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. - М., 1974.
Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. - М., 1972. Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. -М., 1987.
Лонгвиненко А.Д. Психология восприятия. - М., 1987. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. - М., 1994. Познавательные процессы и способности в обучении. - М., 1990. Общая психология. - М., 1986.
Гл а в а 9. Интеллектуальные процессы.
Основные понятия: интеллект, память, процессы памяти, виды памяти, типы памяти, воображение, процессы воображения, виды воображения, мышление, виды мышления, формы словесно-логи-ческого мышления, умственные действия, индивидуальные осо-бенности мышления.
- Раздел I. Психика и поведение человека
- Глава 1. Предмет психологии
- 1.1. Человек как природное и одухотворенное существо.
- 1.2. Психика человека.
- 1.3. Определение психологии как науки.
- 1.4. Связь научной психологии с житейской и практической.
- Глава 2. История психологии
- 2.1. Представление древних философов о душе.
- 2.2. Взгляды философов нового времени о сущности психики.
- 2.3. Современные психологические теории.
- 2.4. Психология в России.
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии
- 3.1. Состояние современной психологии.
- 3.2. Методология психологических исследований.
- 3.3. Методы исследования психических явлений.
- Глава 4. Физиологические и биоэнергетические механизмы психики человека
- 4.1. Строение и функции нервной системы.
- 4.2. Динамическая локализация психических процессов.
- 4.3. Мозг, психика и поведение человека.
- 4.4. Биоэнергетическая концепция психики.
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека.
- 5.1. Развитие психики в филогенезе.
- 5.2. Психика и формы поведения животных.
- 5.3. Возникновение и развитие сознания у человека.
- 5.4. Сходство и различие психики человека и животных.
- Глава 6. Психология поведения и деятельности человека
- 6.1. Понятие о поведении и деятельности.
- 6.2. Психические и физические компоненты поведения и деятель-ности.
- 6.3. Виды поведения и деятельности.
- Раздел II. Психология познания
- Глава 7. Общая характеристика познавательной деятельности
- 7.1. Понятие о познавательной деятельности.
- 7.2. Структура познавательной деятельности.
- 7.3. Мотивация познавательной деятельности.
- 7.4. Формирование познавательной деятельности.
- 7.5. Диагностика познавательной деятельности и способнос-тей учащихся.
- Глава 8. Сенсорные познавательные процессы
- 8.1. Ощущения.
- 8.2. Восприятие.
- 8.3. Внимание.
- 9.1. Память.
- 9.2. Воображение.
- 9.3. Мышление.
- Глава 10. Речь и психические процессы
- 10.1. Понятие о языке и речи.
- 10.2. Виды речи как средство общения и орудие мышления.
- 10.3. Развитие речи и духовного мира человека.
- Раздел III. Психическая организация личности
- Глава 11. Индивид и личность
- 11.1. Понятие о личности.
- 11.2. Самопознание и самооценка личности.
- 11.3. Духовный мир личности.
- 11.4. Формирование и развитие личности.
- 12.1. Эмоции и чувства.
- 12.2. Эмоциональные состояния и виды чувств.
- 12.3. Воля и волевые действия.
- 12.4. Волевые свойства личности.
- 13.1. Темперамент.
- 13.2. Характер.
- 13.3. Способности.
- 14.2. Социальные свойства личности
- 14.3. Устойчивость и трансформация свойств личности.
- 15.1. Личность и деятельность.
- 15.2. Профессиональные качества личности.
- 15.3. Профессиональная адаптация и подготовка личности к деятельности.
- Раздел IV.
- Глава 16. Личность и группа
- 16.1. Личность в группе.
- 16.2. Виды групп.
- 16.3. Структура группы.
- 16.4. Групповая деятельность.
- Глава 17. Полисубъектные отношения в группе
- 17.1. Взаимодействие субъектов в группе.
- 17.2. Статус субъекта в группе.
- 17.3. Интеграция и дифференциация субъектов в группе.
- 17.4. Социальные роли субъекта.
- 18.1. Общение и его функции.
- 18.2. Взаимное познание субъектов в процессе общения.
- 18.3. Взаимодействие субъектов в процессе общения
- 18.4. Развитие межличностного общения.
- Глава 1 . Пре дме т пс ихо лог ии ............................. 5
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии 35
- Глава 4. Фи зи ол ог иче ск ие и б иоэ не рг ет ич ес кие механизмы
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека. . .............. 60
- Раздел II. Психология познания .................... 88
- Глава 7 . Обща я х арак тер исти ка позн ава тель ной дея тел ьнос ти ..... 88
- Глава 8. Се нс ор ные п оз нав ат ел ьн ые пр оц ес сы ............... 104
- Раздел III. Психическая организация личности ................. 166
- Глава 14 . Пр ир од ны е и со ци ал ьн ые свойства ли чн ос ти ......... 222