logo
Сорокун П

1.3. Определение психологии как науки.

Различное содержание понятий “душа” и “психика” требу-ет детального рассмотрения вопроса о том, что же представля-ет собой психология как наука и что же является предметом ее изучения. Прежде всего психология занимается изучением субъективного духовного мира человека, а также неосознавае-мых психических явлений. Первоначально изучение психики было связано с описанием. Описательный период в развитии всех наук имел огромное значение. Особенно это относится к психологии, так как объектом этой науки являются внутренние, субъектив-ные явления, которые были представлены самому человеку. Од-нако это обстоятельство в дальнейшем явилось одним из пре-пятствий в развитии самой науки, так как представлены чело-веку только высшие психические процессы, связанные с функ-ционированием сознания. Бессознательные формы психики, при-сущие человеку и животным, оказались вне поля зрения науки.

Описание является необходимым, но не единственным на-значением науки. Главная задача науки - объяснить сущность изучаемых явлений, открыть закономерности их возникновения и функционирования. Для психологии эта задача была более трудной, чем для других наук в силу субъективного подхода к изучению психики. Объективный подход требовал применения экспериментальных методов, использования разнообразных при-боров и аппаратов, которые дали бы возможность получить до-стоверные данные о связях психики с другими явлениями. С этой задачей могла справиться только современная психология, от-крывшая многие закономерности в психической деятельности че-ловека и животных.

Прежде всего были изучены общие закономерности, кото-рые дали возможность понять зависимость психики от условий существования животных и человека. Наряду с общими законо-мерностями психология ставит задачу изучить возрастные и ин-дивидуальные закономерности психического развития человека.

Наконец, познание психики человека невозможно без изу-чения механизмов, на основе которых происходит ее функционирова-ние. Вопрос о механизме психики - это прежде всего вопрос о ее связи с телесной организацией человека, или, иначе - это вопрос о соотноше-нии души и тела. Люди давно заметили, что состояние тела оказывает влияние на психику человека. Недаром существует выражение: “В

12

здоровом теле - здоровый дух”. В то же время имеет место и обрат-ное явление, когда психика мобилизует все ресурсы на поддержание жизнедеятельности организма.

Для того, чтобы понять эти связи, необходимо рассмотреть три вида механизмов. Прежде всего существуют телесные механизмы, далее имеются физиологические механизмы и, наконец, существуют чисто психологические механизмы.

Телесные механизмы связаны с функционированием различ-ных частей тела и прежде всего с деятельностью органов чувств и органов движений. Ведущими органами в этом отношении яв-ляются зрение и рука. Глаза, отражая предмет, с которым мани-пулирует рука, а также движения самой руки, управляют пред-метными действиями человека. Но и сама рука несет опреде-ленную психологическую нагрузку. Нередко мы говорим: “Не-жные, ласковые руки матери”, “выразительные руки артиста” и т. п. Вот как описывает Л. Кассиль в рассказе “У классной доски” руки учительницы. “Про учительницу Ксению Андреев-ну Карташеву говорили, что у нее руки поют. Движения у нее были мягкие, неторопливые, округлые, и, когда она объясняла урок в классе, ребята следили за каждым мановением руки учи-тельницы, и рука пела, рука объясняла все, что оставалось не-понятным в словах”.

Физиологические механизмы связаны с деятельностью не-рвной системы, и прежде всего, функционированием головного мозга. “Думай головой, шевели мозгами” - часто говорим мы. Этим механизмам будет посвящена специальная глава.

Существуют и чисто психологические механизмы. Напри-мер, механизмы взаимодействия ощущений, механизмы смысло-вой памяти, механизмы воссоздающего воображения и т. д.

Все эти механизмы связаны между собой и функционируют в единстве. Но прежде всего бросается в глаза связь между пси-хикой и телесными механизмами. Так, согласно теории Джемса-Ланге, считалось, что эмоциональные состояния возникают под влиянием изменений в функционировании телесных органов. Так, по их мнению, радуемся мы потому, что смеемся. Конечно, такое вли-яние телесных механизмов на психику вполне возможно, но чаще все-го имеет место обратное влияние эмоциональных состояний на мими-ку, пантомимику, функции слезоточивой железы и т. д. Плачем потому, что печальные, смеемся потому, что нам весело.

Все рассмотренные аспекты проявления и функционирования пси-

13

хики, которые изучаются психологией, являются в одинаковой степени важными. Поэтому психология - это наука о субъективном духовном мире человека, осознаваемых и неосознаваемых психических явлени-ях, законах их развития и механизмах функционирования.