10.2. Виды речи как средство общения и орудие мышления.
Речевая деятельность может осуществляться человеком как на основе воспроизведения речевых образов во внешнем, так и во внутреннем плане. В связи с этим принято различать внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя речь адресована к другим людям, внут-ренняя - к самому себе. Внешняя речь может быть устной и пись-менной. Посредством этих видов речи люди общаются между со-бой, обмениваются информацией, воздействуют друг на друга.
Устная речь осуществляется посредством воспроизведения звуковых образов слов. Устная речь может быть монологичес-кой, диалогической и эгоцентрической. Монологическая и диа-логическая речь обращены к другим людям, эгоцентрическая - к самому себе.
Монологическая речь является самым сложным видом уст-ной речи. Она адресована, как правило, к группе слушателей, ее предметом является определенная тема. Для того, чтобы тема была раскрыта, монологическая речь должна быть развернутой, четкой, ясной, логически последовательной и доступной для вос-приятия слушателей. Монологическая речь заранее планирует-ся и подготавливается. Она сопровождается вспомогательными неязыковыми средствами (мимикой, жестами, интонацией, пау-зами), которые дают возможность ввести в монологическую речь до-полнительную информацию и более понятно раскрыть ее содержание.
149
Монологическая речь может осуществляться в форме рассказа, док-лада, лекции. Посредством монологической речи сообщается опреде-ленная информация, формируются взгляды у слушателей на те или другие явления, вызывается определенное отношение к объектам, со-бытиям и людям, формируется установка осуществлять определен-ные действия и поступки в соответствии с усвоенными принципами и идеалами.
Монологическая речь является одним из важнейших средств осуществления педагогической деятельности учителем. Косноя-зычный учитель не может успешно осуществлять обучение и вос-питание учащихся. Каждый учитель должен совершенствовать и развивать свое речевое мастерство, для чего должен активно ов-ладевать системой навыков и умений речевого искусства.
Диалогическая речь представляет собой более простой вид устной речи, так как она предполагает активное речевое обще-ние между несколькими людьми, находящимися в определенной ситуации. Поскольку ее тема связана с ситуацией, то каждое высказывание собеседников определяется предыдущими репли-ками и имеет, в связи с этим, контекстуальный характер.
Диалогическая речь является свернутой, заполненной пау-зами, восклицаниями, мимикой и жестами. Кроме того она очень экспрессивна, эмоциональна и динамична. Для того, чтобы диа-лог поддерживался, надо не только понятно, четко и ясно гово-рить, но и уметь слушать партнера. Это было очень хорошо под-мечено М.Ю. Лермонтовым в его произведении “Герои нашего времени”. Печорин, от имени которого идет повествование, пи-шет, что с Грушницким невозможно было разговаривать, так как он не слушал собеседника и отвечал не на его реплики, а на свои собственные мысли.
Диалогическая речь может протекать в форме разговора и беседы. Целью разговора может являться желание обменяться мнениями, высказать свое отношение к партнеру и другим лю-дям, узнать их отношение к самому себе, сообщить какие-то све-дения и т. п. Тема разговора и количество партнеров может все время меняться. Разговор может продолжаться длительное вре-мя, если он ведется свободно, доверительно, душевно. В против-ном случае он быстро прекращается. В разговоре проявляется лич-ность человека, его взгляды, убеждения, намерения, отношение к жиз-
150
ни, его мечты и идеалы. Иногда человек говорит одно, а думает и делает другое. За его красивыми словами прячется эгоизм, индивиду-ализм, жадность и подлая сущность его души. Так в рассказе Оскара Уальда “Преданный друг” толстый мельник уверял маленького Ган-са, что он его самый верный и преданный друг, что он только и думает о его благе. На самом же деле он его нещадно эксплуатировал, а ма-ленький Ганс, дорожа его дружбой, не смел отказаться от выполнения его эгоистических требований, которые становились все более жесто-кими. В конце-концов маленький Ганс, вынужденный пойти ночью под проливным дождем без фонаря, так как толстый мельник пожалел дать ему новый фонарь, за доктором для его больного сына попал в болото и погиб.
Специально осуществляемый диалог, направленный на об-суждение какой-либо определенной темы называется беседой. В зависимости от темы и цели беседа может быть бытовой, дидак-тической, этической, эстетической, диагностической и терапев-тической. Каждая беседа выполняет свою задачу. Бытовая бе-седа направлена на получение информации прагматического ха-рактера, на обсуждение событий и явлений, имеющих утилитар-ное значение. Дидактическая беседа широко применяется в учеб-ном процессе с целью сообщения учащимся учебного материа-ла, изучения предметов и явлений, текстов и наглядных посо-бий, а также для закрепления усвоенных знаний, выяснения сте-пени их понимания. Этическая беседа применяется для формиро-вания нравственных взглядов и убеждений, моральных качеств и свойств личности, для предотвращения безнравственных по-ступков и поведения, для поощрения высокогуманных действий и устремлений. Эстетическая беседа дает возможность сформи-ровать понятия о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, о трагическом и комическом, вызвать эстетические чувства при восприятии произведений искусства и картин при-роды, вызвать восхищение о действиях героев и негодование к силам зла, погубивших их. Диагностическая беседа дает возмож-ность установить степень нарушения психических функций, выявить пути их восстановления, понять причины их возникно-вения. Терапевтическая беседа помогает осознать характер психичес-ких расстройств, выявить условия их возникновения, помочь избавиться от навязчивых мыслей и чувств, создать условия для восстановления
151
нормальных психических функций.
Письменная речь, так же как и устная, является одним из видов внешней речи. Осуществляется она посредством воспро-изведения и восприятия графических образов слов, которые яв-ляются продуктом трансформации звуковых и моторных обра-зов слов. Письменная речь может быть адресована как к конк-ретному человеку, так и вообще ко всем людям.
Человек, осуществляющий письменную речь, не имеет кон-такта с людьми, к которым она обращена, и не знает как она будет восприниматься и оцениваться ими. Для того, чтобы со-держание письменной речи было правильно воспринято, необхо-димо уметь в развернутой форме описывать его. Это также свя-зано и с тем обстоятельством, что письменная речь лишена вся-ких дополнительных средств сообщения информации, как это имеет место в устной речи. В то же время возможность работать над письменной речью неограниченное время, изменять и пере-делывать изложение ее содержания, является большим ее пре-имуществом, по сравнению с устной речью.
Письменная речь оказывает огромное влияние как на жизнь всего общества, так и на отдельного человека. Она дает возмож-ность каждому человеку приобщиться к мировой культуре, усво-ить общечеловеческие ценности, необходимые для формирования его духовного мира. Через многие столетия и даже тысячелетия доходят до нас идеи Сократа и Платона, Иисуса Христа и его апостолов, Шекспира и Пушкина, Лермонтова и Л. Толстого.
Письменная речь излагается, как правило, в форме опреде-ленного текста. Для правильного восприятия и понимания тек-ста имеет большое значение его структура и характеристика. Характеристика может быть внешняя и внутренняя. Внешняя ха-рактеристика зависит от формы изложения текста, его структу-ры и объема. Внутренняя характеристика связана со смысловым содержанием текста, которое включает в себя теоретические по-ложения, факты, их анализ и отношение к ним. Понимание тек-ста связано с его интерпретацией, в основе которой лежит слож-ная мыслительная деятельность. Существует несколько видов интерпретации: эмпирико-наглядная, теоретико-наглядная, теоретико-эмпирическая, теоретико-семантическая.
Динамика понимания текста имеет в своей основе систему
152
умственных операций: ориентировка в тексте, структурирование мате-риала (смысловое разграничение, установление системы информации, семантическое взвешивание), переконструирование (переход от внеш-ней структуры к внутренней), свертывание и развертывание информа-ции. Существуют внутренние и внешние причины непонимания текста: внутренние причины имеют психологический характер: низкий уровень развития интеллекта читателя, пассивность и неэкономичность его мыш-ления, несформированность операционных основ чтения, неумение орга-низовать чтение и т. п. Внешние причины связаны с особенностями тек-ста: сложность текста, его громоздкость, несовершенство описания его содержания, отсутствие логики изложения и т. п.
Как видим, письменная речь даёт возможность развить интел-лектуальные способности, стать образованным и духовно богатым человеком, познать природу и общество, быть в курсе всех событий, происходящих в мире.
Внутренняя речь является особым видом речевой деятельности. В отличие от внешней речи она обращена не к другим людям, а к са-мому себе. В связи с этим она осуществляется во внутреннем плане и существует в форме мыслей и моторных образов слов, которые возни-кают в результате скрытых речевых движений артикуляционного ап-парата, исследованием которых занимался А.Н. Соколов.
Внутренняя речь может предшествовать внешней речи (устной и письменной) и являться фазой планирования при ее осуществлении. Структура внутренней речи имеет существенные особенности, по срав-нению с внешней. Поскольку она обращена к самому себе, то нет на-добности в развернутом виде осуществлять высказывание. Отсюда внутренняя речь является свернутой, сжатой, фрагментарной и может существовать на основе мысленного воспроизведения отдельных слов, несущих основную смысловую нагрузку. Слова, которые применяет че-ловек во внутренней речи отличаются от слов внешней речи, тем что они фрагментарны, сокращены и могут сливаться с другими словами.
На основе внутренней речи осуществляется интеллектуальная и духовная жизнь личности, проявляются ее нравственные взгляды и убеждения, мечты и идеалы, желания и стремления, сомнения и веро-вания.
Рассуждая сам с собой, человек убеждается в истинности или ложности своих духовных ценностей, осуждает или оправдывает са-мого себя, пытается понять смысл жизни, принимает решение, как жить
153
дальше, чему верить, каким следовать идеалам и какие цели ставить. Словом, внутренняя речь - это “голос совести” человека, это внутрен-ний голос, который удерживает его от аморальных поступков, от осу-ществления низменных желаний и влечений, от использования сомни-тельных средств для достижения своих целей.
Посредством внутренней речи личность, осуществляя самовну-шение, вызывает у себя определенные желания и стремления, настра-ивает свою душевную жизнь на определенный лад, стремится про-явить твердость духа, непоколебимость своих взглядов, верований, планов, решений, убеждений. На основе внутренне речи осуществля-ется аутогенная тренировка, благодаря которой человек приобретает такие психические качества и физические состояния, которые страст-но желал бы иметь у себя. Под влиянием самовнушения личность может проявить такую силу духа, что казалось бы это превосходит все возможности и ресурсы человеческой психики.
В качестве доказательства можно привести множество приме-ров. Вот один из них. Это случилось в древнем Риме в IV веке до н. э. Этрусский царь Порсена, видя каким могущественным становится Рим, решил уничтожить его. С этой целью он собрал огромное войско и напал на Рим. Римляне отбили штурм войск Порсены. Тогда он решил взять город осадой. Шло время, а римляне не думали сдаваться. Тог-да Порсена приказал воинам схватить во время очередного штурма кого-нибудь из защитников города. В их руки попал молодой римлянин Муций. Его привели к царю. Порсена стал спрашивать у Муция о том, какие потери несут римляне, много ли еще осталось воинов, хватает ли оружия, на сколько времени хватит продовольствия, где они берут воду и, самое главное, собираются ли они сдаваться. Муций стоял и не отвечал на вопросы Порсены. Ув и д е в это, Порсена сказал Муцию, что если он добровольно не ответит на все вопросы, то скажет все под пыткой. При этом показал на костер, где лежали раскаленные орудия пыток, и на палача у костра. Ус л ы ш а в эти слова, Муций посмотрел на Порсену, потом на костер, подошел к нему и положил на костер правую руку. Она стала гореть и обугливаться. Ув и д е в это, изумленный Пор-сена воскликнул: “Остановись юноша. Я все понял!” Он позвал воинов и велел им отвести Муция на то место, где его схватили и отпустить его. Что понял Порсена? Он понял, что ему никогда не взять Рим, так как его защищают такие сильные духом люди, как Муций. Порсена снял осаду и ушел со своим войском. Рим был спасен. Муций остался живым, но лишился правой руки и получил п розвище - Муций Сцевола, т. е. Муций леворукий.
154
Наряду с внешней и внутренней речью существует так называе-мая эгоцентрическая речь, которая занимает промежуточное место между ними. По форме своего существования ее можно отнести к внешней речи, так как она может проявляться или в форме устного высказывания, или в письменном виде, но в отличие от внешней речи она обращена не к другим людям, а к самому себе. Эгоцентрическая речь проявляется и у детей, и у взрослых. Дети во время игры часто начинают говорить вслух, фиксируя последовательность совершаемых ими действий. Взрослые тоже начинают рассуждать вслух, когда у них возникают в процессе осуществления умственных или практичес-ких действий какие-либо затруднения. Эгоцентрическая речь широко применяется при подготовке к устному выступлению с целью предва-рительного проговаривания его содержания и наиболее правильного подбора и применения языковых средств. Применяется она также и для закрепления усвоенной информации и для письменного фиксирова-ния событий, мыслей, чувств и всего сокровенного, что происходит в духовном мире человека. Эти записи ведутся в форме дневника и имеют сугубо личный характер.
Все виды речи связаны между собой, между ними существу-ют переходы и превращения одного вида в другой. Чаще всего внутренняя речь переходит во внешнюю, так как она является фазой планирования устной и особенно письменной речи. Эти переходы являются очень сложными и не всегда осуществляют-ся легко и свободно. Это связано с трудностями перехода от внут-ренней к внешней речи, структура и форма проявления которой коренным образом отличается от последней. Внутренняя речь существует на основе моторных образов слов, в то время как устная речь проявляется в виде звуковых образов слов, а пись-менная - в виде графических образов.
Для того, чтобы перейти от внутренней речи к внешней, надо из-менить структуру высказывания и найти новые формы выражения ее содержания. Для этого надо перейти от сжатого и свернутого во внут-ренней речи высказывания к развернутому, повествовательному выска-зыванию, понятному для других людей. Но это не всегда удается. Изве-стно, например, какие муки испытывает человек, пытаясь найти наибо-лее подходящие слова для выражения своих мыслей, знаний, чувств и других психических состояний. Очень часто ученик испытывает боль-шие затруднения, когда ему надо раскрыть научное понятие или объяс-нить то или иное явление, описать события и т. п. В этих случаях учени-ки часто говорят, что они понимают и знают содержание того, что они
155
должны выразить, но не могут этого сделать, так как не находят нуж-ных слов. Это так называемые муки слова, которые имеют место не только у учеников, но и у взрослых людей.
Связь между всеми видами речи, их переходы и превращения объясняется тем, что речь является необходимым компонентом всех видов человеческой деятельности: психической, познаватель-ной, практической, теоритической, коммуникативной. В то же время каждый вид речи выполняет прежде всего присущую ей функцию и связям с определенным видом деятельности. Внешняя речь выполняет преимущественно коммуникативную функцию, так как благодаря ей люди общаются между собой, передают свой опыт и знания, высказывают свои мысли, желания, чувства, на-мерения, воздействуют друг на друга, планируют и осуществля-ют совместную деятельность. Внутренняя речь является орудием мышления. На ее основе осуществляется теоретическая, интел-лектуальная деятельность, направленная на решение проблем и задач, на создание гипотез, концепций и теорий. На основе внут-ренней речи создается и существует субъективный духовный мир личности, ее взгляды, верования, убеждения, идеалы, мировоззре-ние, моральные установки и нравственные принципы.
- Раздел I. Психика и поведение человека
- Глава 1. Предмет психологии
- 1.1. Человек как природное и одухотворенное существо.
- 1.2. Психика человека.
- 1.3. Определение психологии как науки.
- 1.4. Связь научной психологии с житейской и практической.
- Глава 2. История психологии
- 2.1. Представление древних философов о душе.
- 2.2. Взгляды философов нового времени о сущности психики.
- 2.3. Современные психологические теории.
- 2.4. Психология в России.
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии
- 3.1. Состояние современной психологии.
- 3.2. Методология психологических исследований.
- 3.3. Методы исследования психических явлений.
- Глава 4. Физиологические и биоэнергетические механизмы психики человека
- 4.1. Строение и функции нервной системы.
- 4.2. Динамическая локализация психических процессов.
- 4.3. Мозг, психика и поведение человека.
- 4.4. Биоэнергетическая концепция психики.
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека.
- 5.1. Развитие психики в филогенезе.
- 5.2. Психика и формы поведения животных.
- 5.3. Возникновение и развитие сознания у человека.
- 5.4. Сходство и различие психики человека и животных.
- Глава 6. Психология поведения и деятельности человека
- 6.1. Понятие о поведении и деятельности.
- 6.2. Психические и физические компоненты поведения и деятель-ности.
- 6.3. Виды поведения и деятельности.
- Раздел II. Психология познания
- Глава 7. Общая характеристика познавательной деятельности
- 7.1. Понятие о познавательной деятельности.
- 7.2. Структура познавательной деятельности.
- 7.3. Мотивация познавательной деятельности.
- 7.4. Формирование познавательной деятельности.
- 7.5. Диагностика познавательной деятельности и способнос-тей учащихся.
- Глава 8. Сенсорные познавательные процессы
- 8.1. Ощущения.
- 8.2. Восприятие.
- 8.3. Внимание.
- 9.1. Память.
- 9.2. Воображение.
- 9.3. Мышление.
- Глава 10. Речь и психические процессы
- 10.1. Понятие о языке и речи.
- 10.2. Виды речи как средство общения и орудие мышления.
- 10.3. Развитие речи и духовного мира человека.
- Раздел III. Психическая организация личности
- Глава 11. Индивид и личность
- 11.1. Понятие о личности.
- 11.2. Самопознание и самооценка личности.
- 11.3. Духовный мир личности.
- 11.4. Формирование и развитие личности.
- 12.1. Эмоции и чувства.
- 12.2. Эмоциональные состояния и виды чувств.
- 12.3. Воля и волевые действия.
- 12.4. Волевые свойства личности.
- 13.1. Темперамент.
- 13.2. Характер.
- 13.3. Способности.
- 14.2. Социальные свойства личности
- 14.3. Устойчивость и трансформация свойств личности.
- 15.1. Личность и деятельность.
- 15.2. Профессиональные качества личности.
- 15.3. Профессиональная адаптация и подготовка личности к деятельности.
- Раздел IV.
- Глава 16. Личность и группа
- 16.1. Личность в группе.
- 16.2. Виды групп.
- 16.3. Структура группы.
- 16.4. Групповая деятельность.
- Глава 17. Полисубъектные отношения в группе
- 17.1. Взаимодействие субъектов в группе.
- 17.2. Статус субъекта в группе.
- 17.3. Интеграция и дифференциация субъектов в группе.
- 17.4. Социальные роли субъекта.
- 18.1. Общение и его функции.
- 18.2. Взаимное познание субъектов в процессе общения.
- 18.3. Взаимодействие субъектов в процессе общения
- 18.4. Развитие межличностного общения.
- Глава 1 . Пре дме т пс ихо лог ии ............................. 5
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии 35
- Глава 4. Фи зи ол ог иче ск ие и б иоэ не рг ет ич ес кие механизмы
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека. . .............. 60
- Раздел II. Психология познания .................... 88
- Глава 7 . Обща я х арак тер исти ка позн ава тель ной дея тел ьнос ти ..... 88
- Глава 8. Се нс ор ные п оз нав ат ел ьн ые пр оц ес сы ............... 104
- Раздел III. Психическая организация личности ................. 166
- Глава 14 . Пр ир од ны е и со ци ал ьн ые свойства ли чн ос ти ......... 222