logo
Сорокун П

10.2. Виды речи как средство общения и орудие мышления.

Речевая деятельность может осуществляться человеком как на основе воспроизведения речевых образов во внешнем, так и во внутреннем плане. В связи с этим принято различать внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя речь адресована к другим людям, внут-ренняя - к самому себе. Внешняя речь может быть устной и пись-менной. Посредством этих видов речи люди общаются между со-бой, обмениваются информацией, воздействуют друг на друга.

Устная речь осуществляется посредством воспроизведения звуковых образов слов. Устная речь может быть монологичес-кой, диалогической и эгоцентрической. Монологическая и диа-логическая речь обращены к другим людям, эгоцентрическая - к самому себе.

Монологическая речь является самым сложным видом уст-ной речи. Она адресована, как правило, к группе слушателей, ее предметом является определенная тема. Для того, чтобы тема была раскрыта, монологическая речь должна быть развернутой, четкой, ясной, логически последовательной и доступной для вос-приятия слушателей. Монологическая речь заранее планирует-ся и подготавливается. Она сопровождается вспомогательными неязыковыми средствами (мимикой, жестами, интонацией, пау-зами), которые дают возможность ввести в монологическую речь до-полнительную информацию и более понятно раскрыть ее содержание.

149

Монологическая речь может осуществляться в форме рассказа, док-лада, лекции. Посредством монологической речи сообщается опреде-ленная информация, формируются взгляды у слушателей на те или другие явления, вызывается определенное отношение к объектам, со-бытиям и людям, формируется установка осуществлять определен-ные действия и поступки в соответствии с усвоенными принципами и идеалами.

Монологическая речь является одним из важнейших средств осуществления педагогической деятельности учителем. Косноя-зычный учитель не может успешно осуществлять обучение и вос-питание учащихся. Каждый учитель должен совершенствовать и развивать свое речевое мастерство, для чего должен активно ов-ладевать системой навыков и умений речевого искусства.

Диалогическая речь представляет собой более простой вид устной речи, так как она предполагает активное речевое обще-ние между несколькими людьми, находящимися в определенной ситуации. Поскольку ее тема связана с ситуацией, то каждое высказывание собеседников определяется предыдущими репли-ками и имеет, в связи с этим, контекстуальный характер.

Диалогическая речь является свернутой, заполненной пау-зами, восклицаниями, мимикой и жестами. Кроме того она очень экспрессивна, эмоциональна и динамична. Для того, чтобы диа-лог поддерживался, надо не только понятно, четко и ясно гово-рить, но и уметь слушать партнера. Это было очень хорошо под-мечено М.Ю. Лермонтовым в его произведении “Герои нашего времени”. Печорин, от имени которого идет повествование, пи-шет, что с Грушницким невозможно было разговаривать, так как он не слушал собеседника и отвечал не на его реплики, а на свои собственные мысли.

Диалогическая речь может протекать в форме разговора и беседы. Целью разговора может являться желание обменяться мнениями, высказать свое отношение к партнеру и другим лю-дям, узнать их отношение к самому себе, сообщить какие-то све-дения и т. п. Тема разговора и количество партнеров может все время меняться. Разговор может продолжаться длительное вре-мя, если он ведется свободно, доверительно, душевно. В против-ном случае он быстро прекращается. В разговоре проявляется лич-ность человека, его взгляды, убеждения, намерения, отношение к жиз-

150

ни, его мечты и идеалы. Иногда человек говорит одно, а думает и делает другое. За его красивыми словами прячется эгоизм, индивиду-ализм, жадность и подлая сущность его души. Так в рассказе Оскара Уальда “Преданный друг” толстый мельник уверял маленького Ган-са, что он его самый верный и преданный друг, что он только и думает о его благе. На самом же деле он его нещадно эксплуатировал, а ма-ленький Ганс, дорожа его дружбой, не смел отказаться от выполнения его эгоистических требований, которые становились все более жесто-кими. В конце-концов маленький Ганс, вынужденный пойти ночью под проливным дождем без фонаря, так как толстый мельник пожалел дать ему новый фонарь, за доктором для его больного сына попал в болото и погиб.

Специально осуществляемый диалог, направленный на об-суждение какой-либо определенной темы называется беседой. В зависимости от темы и цели беседа может быть бытовой, дидак-тической, этической, эстетической, диагностической и терапев-тической. Каждая беседа выполняет свою задачу. Бытовая бе-седа направлена на получение информации прагматического ха-рактера, на обсуждение событий и явлений, имеющих утилитар-ное значение. Дидактическая беседа широко применяется в учеб-ном процессе с целью сообщения учащимся учебного материа-ла, изучения предметов и явлений, текстов и наглядных посо-бий, а также для закрепления усвоенных знаний, выяснения сте-пени их понимания. Этическая беседа применяется для формиро-вания нравственных взглядов и убеждений, моральных качеств и свойств личности, для предотвращения безнравственных по-ступков и поведения, для поощрения высокогуманных действий и устремлений. Эстетическая беседа дает возможность сформи-ровать понятия о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, о трагическом и комическом, вызвать эстетические чувства при восприятии произведений искусства и картин при-роды, вызвать восхищение о действиях героев и негодование к силам зла, погубивших их. Диагностическая беседа дает возмож-ность установить степень нарушения психических функций, выявить пути их восстановления, понять причины их возникно-вения. Терапевтическая беседа помогает осознать характер психичес-ких расстройств, выявить условия их возникновения, помочь избавиться от навязчивых мыслей и чувств, создать условия для восстановления

151

нормальных психических функций.

Письменная речь, так же как и устная, является одним из видов внешней речи. Осуществляется она посредством воспро-изведения и восприятия графических образов слов, которые яв-ляются продуктом трансформации звуковых и моторных обра-зов слов. Письменная речь может быть адресована как к конк-ретному человеку, так и вообще ко всем людям.

Человек, осуществляющий письменную речь, не имеет кон-такта с людьми, к которым она обращена, и не знает как она будет восприниматься и оцениваться ими. Для того, чтобы со-держание письменной речи было правильно воспринято, необхо-димо уметь в развернутой форме описывать его. Это также свя-зано и с тем обстоятельством, что письменная речь лишена вся-ких дополнительных средств сообщения информации, как это имеет место в устной речи. В то же время возможность работать над письменной речью неограниченное время, изменять и пере-делывать изложение ее содержания, является большим ее пре-имуществом, по сравнению с устной речью.

Письменная речь оказывает огромное влияние как на жизнь всего общества, так и на отдельного человека. Она дает возмож-ность каждому человеку приобщиться к мировой культуре, усво-ить общечеловеческие ценности, необходимые для формирования его духовного мира. Через многие столетия и даже тысячелетия доходят до нас идеи Сократа и Платона, Иисуса Христа и его апостолов, Шекспира и Пушкина, Лермонтова и Л. Толстого.

Письменная речь излагается, как правило, в форме опреде-ленного текста. Для правильного восприятия и понимания тек-ста имеет большое значение его структура и характеристика. Характеристика может быть внешняя и внутренняя. Внешняя ха-рактеристика зависит от формы изложения текста, его структу-ры и объема. Внутренняя характеристика связана со смысловым содержанием текста, которое включает в себя теоретические по-ложения, факты, их анализ и отношение к ним. Понимание тек-ста связано с его интерпретацией, в основе которой лежит слож-ная мыслительная деятельность. Существует несколько видов интерпретации: эмпирико-наглядная, теоретико-наглядная, теоретико-эмпирическая, теоретико-семантическая.

Динамика понимания текста имеет в своей основе систему

152

умственных операций: ориентировка в тексте, структурирование мате-риала (смысловое разграничение, установление системы информации, семантическое взвешивание), переконструирование (переход от внеш-ней структуры к внутренней), свертывание и развертывание информа-ции. Существуют внутренние и внешние причины непонимания текста: внутренние причины имеют психологический характер: низкий уровень развития интеллекта читателя, пассивность и неэкономичность его мыш-ления, несформированность операционных основ чтения, неумение орга-низовать чтение и т. п. Внешние причины связаны с особенностями тек-ста: сложность текста, его громоздкость, несовершенство описания его содержания, отсутствие логики изложения и т. п.

Как видим, письменная речь даёт возможность развить интел-лектуальные способности, стать образованным и духовно богатым человеком, познать природу и общество, быть в курсе всех событий, происходящих в мире.

Внутренняя речь является особым видом речевой деятельности. В отличие от внешней речи она обращена не к другим людям, а к са-мому себе. В связи с этим она осуществляется во внутреннем плане и существует в форме мыслей и моторных образов слов, которые возни-кают в результате скрытых речевых движений артикуляционного ап-парата, исследованием которых занимался А.Н. Соколов.

Внутренняя речь может предшествовать внешней речи (устной и письменной) и являться фазой планирования при ее осуществлении. Структура внутренней речи имеет существенные особенности, по срав-нению с внешней. Поскольку она обращена к самому себе, то нет на-добности в развернутом виде осуществлять высказывание. Отсюда внутренняя речь является свернутой, сжатой, фрагментарной и может существовать на основе мысленного воспроизведения отдельных слов, несущих основную смысловую нагрузку. Слова, которые применяет че-ловек во внутренней речи отличаются от слов внешней речи, тем что они фрагментарны, сокращены и могут сливаться с другими словами.

На основе внутренней речи осуществляется интеллектуальная и духовная жизнь личности, проявляются ее нравственные взгляды и убеждения, мечты и идеалы, желания и стремления, сомнения и веро-вания.

Рассуждая сам с собой, человек убеждается в истинности или ложности своих духовных ценностей, осуждает или оправдывает са-мого себя, пытается понять смысл жизни, принимает решение, как жить

153

дальше, чему верить, каким следовать идеалам и какие цели ставить. Словом, внутренняя речь - это “голос совести” человека, это внутрен-ний голос, который удерживает его от аморальных поступков, от осу-ществления низменных желаний и влечений, от использования сомни-тельных средств для достижения своих целей.

Посредством внутренней речи личность, осуществляя самовну-шение, вызывает у себя определенные желания и стремления, настра-ивает свою душевную жизнь на определенный лад, стремится про-явить твердость духа, непоколебимость своих взглядов, верований, планов, решений, убеждений. На основе внутренне речи осуществля-ется аутогенная тренировка, благодаря которой человек приобретает такие психические качества и физические состояния, которые страст-но желал бы иметь у себя. Под влиянием самовнушения личность может проявить такую силу духа, что казалось бы это превосходит все возможности и ресурсы человеческой психики.

В качестве доказательства можно привести множество приме-ров. Вот один из них. Это случилось в древнем Риме в IV веке до н. э. Этрусский царь Порсена, видя каким могущественным становится Рим, решил уничтожить его. С этой целью он собрал огромное войско и напал на Рим. Римляне отбили штурм войск Порсены. Тогда он решил взять город осадой. Шло время, а римляне не думали сдаваться. Тог-да Порсена приказал воинам схватить во время очередного штурма кого-нибудь из защитников города. В их руки попал молодой римлянин Муций. Его привели к царю. Порсена стал спрашивать у Муция о том, какие потери несут римляне, много ли еще осталось воинов, хватает ли оружия, на сколько времени хватит продовольствия, где они берут воду и, самое главное, собираются ли они сдаваться. Муций стоял и не отвечал на вопросы Порсены. Ув и д е в это, Порсена сказал Муцию, что если он добровольно не ответит на все вопросы, то скажет все под пыткой. При этом показал на костер, где лежали раскаленные орудия пыток, и на палача у костра. Ус л ы ш а в эти слова, Муций посмотрел на Порсену, потом на костер, подошел к нему и положил на костер правую руку. Она стала гореть и обугливаться. Ув и д е в это, изумленный Пор-сена воскликнул: “Остановись юноша. Я все понял!” Он позвал воинов и велел им отвести Муция на то место, где его схватили и отпустить его. Что понял Порсена? Он понял, что ему никогда не взять Рим, так как его защищают такие сильные духом люди, как Муций. Порсена снял осаду и ушел со своим войском. Рим был спасен. Муций остался живым, но лишился правой руки и получил п розвище - Муций Сцевола, т. е. Муций леворукий.

154

Наряду с внешней и внутренней речью существует так называе-мая эгоцентрическая речь, которая занимает промежуточное место между ними. По форме своего существования ее можно отнести к внешней речи, так как она может проявляться или в форме устного высказывания, или в письменном виде, но в отличие от внешней речи она обращена не к другим людям, а к самому себе. Эгоцентрическая речь проявляется и у детей, и у взрослых. Дети во время игры часто начинают говорить вслух, фиксируя последовательность совершаемых ими действий. Взрослые тоже начинают рассуждать вслух, когда у них возникают в процессе осуществления умственных или практичес-ких действий какие-либо затруднения. Эгоцентрическая речь широко применяется при подготовке к устному выступлению с целью предва-рительного проговаривания его содержания и наиболее правильного подбора и применения языковых средств. Применяется она также и для закрепления усвоенной информации и для письменного фиксирова-ния событий, мыслей, чувств и всего сокровенного, что происходит в духовном мире человека. Эти записи ведутся в форме дневника и имеют сугубо личный характер.

Все виды речи связаны между собой, между ними существу-ют переходы и превращения одного вида в другой. Чаще всего внутренняя речь переходит во внешнюю, так как она является фазой планирования устной и особенно письменной речи. Эти переходы являются очень сложными и не всегда осуществляют-ся легко и свободно. Это связано с трудностями перехода от внут-ренней к внешней речи, структура и форма проявления которой коренным образом отличается от последней. Внутренняя речь существует на основе моторных образов слов, в то время как устная речь проявляется в виде звуковых образов слов, а пись-менная - в виде графических образов.

Для того, чтобы перейти от внутренней речи к внешней, надо из-менить структуру высказывания и найти новые формы выражения ее содержания. Для этого надо перейти от сжатого и свернутого во внут-ренней речи высказывания к развернутому, повествовательному выска-зыванию, понятному для других людей. Но это не всегда удается. Изве-стно, например, какие муки испытывает человек, пытаясь найти наибо-лее подходящие слова для выражения своих мыслей, знаний, чувств и других психических состояний. Очень часто ученик испытывает боль-шие затруднения, когда ему надо раскрыть научное понятие или объяс-нить то или иное явление, описать события и т. п. В этих случаях учени-ки часто говорят, что они понимают и знают содержание того, что они

155

должны выразить, но не могут этого сделать, так как не находят нуж-ных слов. Это так называемые муки слова, которые имеют место не только у учеников, но и у взрослых людей.

Связь между всеми видами речи, их переходы и превращения объясняется тем, что речь является необходимым компонентом всех видов человеческой деятельности: психической, познаватель-ной, практической, теоритической, коммуникативной. В то же время каждый вид речи выполняет прежде всего присущую ей функцию и связям с определенным видом деятельности. Внешняя речь выполняет преимущественно коммуникативную функцию, так как благодаря ей люди общаются между собой, передают свой опыт и знания, высказывают свои мысли, желания, чувства, на-мерения, воздействуют друг на друга, планируют и осуществля-ют совместную деятельность. Внутренняя речь является орудием мышления. На ее основе осуществляется теоретическая, интел-лектуальная деятельность, направленная на решение проблем и задач, на создание гипотез, концепций и теорий. На основе внут-ренней речи создается и существует субъективный духовный мир личности, ее взгляды, верования, убеждения, идеалы, мировоззре-ние, моральные установки и нравственные принципы.