17.2. Статус субъекта в группе.
Каждый субъект занимает в системе межличностных отноше-ний определенную позицию, которая закрепляет его место в груп-
276
пе и определяет характер его взаимоотношений с другими членами груп-пы. Положение индивида в группе находится в прямой зависимости от его деловых и личных качеств, кото рые определяет его статус, то есть место в группе, закрепленное в системе прав и обязанностей, существующих в данном сообществе. Статус - это позиция, место субъекта в группе, опре-деляющее его положение в системе межличностных отношений, в соот-ветствии с деловыми и личными качествами, правами и обязанностями.
Будучи членом различных социальных групп каждый индивид имеет целый ряд социальных позиций, которые составляет его “ста-тусный набор”. Он может быть директором, инженером, отцом, му-жем, братом, спортсменом, музыкантом.
В формальных группах статус личности определяется её ме-стом в официальной структуре и теми деловыми качествами, ко-торые ей присущи. Статус личности в группе может быть высо-ким или низким. Высокий статус в формальных группах имеют руководители и высококвалифицированные специалисты, выпол-няющие наиболее важные функции на предприятиях и учреждени-ях. Они пользуются авторитетом в силу своей должности и высо-кой профессиональной компетентности. Низкий статус у рядовых работников, которые является исполнителями сравнительно про-стых функций, предусмотренных штатным расписанием, и тех распоряжений, которые исходят от руководителей.
Высокий статус руководителей закреплен в понятии “началь-ники”, низкий статус рядовых исполнителей – “подчиненные”. Офи-циальный статус каждой личности в формальных объединениях может быть без труда установлен, так как он зафиксирован в штатном расписании и в других официальных документах, рег-ламентирующих деятельность предприятия или учреждения.
Кроме официального статуса каждый член формальной груп-пы имеет также и неофициальный статус. В отличие от офици-ального статуса неофициальный нигде не зафиксирован и по-этому для его выявления в психологии применяется специаль-ный метод “социометрии”, что означает “социальное измерение”. Этот метод дает возможность не только изучить структуру нефор-мальной группы, но и установить соцеометрический статус каждой личности в системе неофициальных взаимоотношений.
Метод социометрии применяется следующим образом. Члены группы заполняют карту выбора, где, указывают свою фамилию и фа-
277
милии трех членов группы, с которыми они хотели бы осуществлять совместную деятельность. Полученье данные заносятся в таблицу выборов, в которой перечислены все члены группы, имеющие поряд-ковые номера по вертикали и по горизонтали, и указывается количе-ство выборов, полученных каждым из них. В зависимости от получен-ных выборов каждый член группы (его порядковый номер) заносится в социограмму, которая имеет форму мишени в виде четырех концен-трических кругов. В центральный круг заносятся номера членов груп-пы, получивших 5 и более выборов. Во второй круг заносятся номера членов группы, получивших 3-4 выбора. В третий круг заносятся но-мера членов группы, получивших 1-2 выбора. В четвертый круг зано-сятся номера членов группы, не получивших ни одного выбора. В со-циограмме также указывается, при помощи стрелок, кто кого выби-рал.
В социограмме зафиксирована позиция, статус каждого чле-на группы в системе межличностных отношений. Члены груп-пы, чьи порядковые номера находятся в центральном круге, на-зываются “звездами”. Члены группы, порядковые номера кото-рых находятся во втором круге, называются “предпочитаемы-ми”. Члены группы с порядковыми номерами в третьем круге называются “оттесненными” или “пренебрегаемыми”. Члены группы с порядковыми номерами в четвертом круге называют-ся “изолированными”.
Самый высокий статус имеют “звезды”, так как их чаще всего выбирают, они пользуются авторитетом и имеют высо-кий престиж, к их мнению прислушиваются, их дружбой доро-жат. “Звезды” являются неофициальными лидерами и инициа-торами различных дел в группе. Они занимают господствую-щее положение в группе, создают общественное мнение, оказы-вают основное влияние на характер взаимоотношений между членами группы. Лидеры управляют всеми делами в группе и регулируют поведение как отдельных членов, так и всей группы. Ли-дер является носителем таких качеств личности, которые отвечают ценностям, принятым в данной группе. Он является образцом и ориен-тиром для подражания во всех сферах поведения и деятельности. Ли-дер представляет группу в обществе. Он контактирует с лидерами других групп и решает все вопросы, связанные с взаимодействием своей группы с другими группами. Неофициальный лидер может быть
278
и официальным руководителем, если он пользуется авторитетом в группе не только в силу своего служебного положения, но и являет-ся популярной личностью.
“Предпочитаемые” тоже имеют довольно высокий статус и за-нимают благоприятное положение в группе, они пользуются внимани-ем со стороны определенной категории лиц, общаются и дружат с ними, являются авторитетными личностями в своем круге.
“Оттесненные” или “пренебрегаемые” имеют низкий статус в группе. Они пользуются вниманием только со стороны отдельных чле-нов группы. Большинство членов группы не вступают с ними в кон-такт и не завязывают никаких отношений. “Оттесненные” ведут себя пассивно, стараются не принимать никакого участия в делах группы, все что поручают им делают неохотно, часто не доводят порученное дело до конца.
“Изолированные” занимают самое неблагоприятное поло-жение в группе. Их статус - отрицательный. Они не имеют опре-деленного места в системе межличностных отношений в группе, их просто не замечают. Их присутствие терпят, но близких от-ношений с ними не устанавливают, хотя они сами пытаются ус-тановить дружеские контакты с некоторыми членами группы. Оказавшись изолированными в своей группе они стараются завязать отношения со случайными людьми, которые часто используют их в своих интересах, привлекая к неблаговид-ным делам и к антиобщественному поведению.
Исследования Я.Л. Коломенского показывают, что у школь-ников “звездами” являются учащиеся, имеющие много положи-тельных качеств, таких как опрятность, общительность, обая-тельность, честность, отзывчивость, тогда как в разряд “изоли-рованных” часто попадают ученики, имеющие только одно от-рицательное качество такое как, например, драчливость или неряшли-вость.
Статус субъекта в группе может изменяться, то повышать-ся, то понижаться. Это происходит потому, что изменяется по-ложение индивида в группе, повышаются или понижаются ре-зультаты его деятельности, трансформируются в положитель-ную или в отрицательную сторону свойства его личности, изме-няются культурные и духовные потребности и привычки.
279
- Раздел I. Психика и поведение человека
- Глава 1. Предмет психологии
- 1.1. Человек как природное и одухотворенное существо.
- 1.2. Психика человека.
- 1.3. Определение психологии как науки.
- 1.4. Связь научной психологии с житейской и практической.
- Глава 2. История психологии
- 2.1. Представление древних философов о душе.
- 2.2. Взгляды философов нового времени о сущности психики.
- 2.3. Современные психологические теории.
- 2.4. Психология в России.
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии
- 3.1. Состояние современной психологии.
- 3.2. Методология психологических исследований.
- 3.3. Методы исследования психических явлений.
- Глава 4. Физиологические и биоэнергетические механизмы психики человека
- 4.1. Строение и функции нервной системы.
- 4.2. Динамическая локализация психических процессов.
- 4.3. Мозг, психика и поведение человека.
- 4.4. Биоэнергетическая концепция психики.
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека.
- 5.1. Развитие психики в филогенезе.
- 5.2. Психика и формы поведения животных.
- 5.3. Возникновение и развитие сознания у человека.
- 5.4. Сходство и различие психики человека и животных.
- Глава 6. Психология поведения и деятельности человека
- 6.1. Понятие о поведении и деятельности.
- 6.2. Психические и физические компоненты поведения и деятель-ности.
- 6.3. Виды поведения и деятельности.
- Раздел II. Психология познания
- Глава 7. Общая характеристика познавательной деятельности
- 7.1. Понятие о познавательной деятельности.
- 7.2. Структура познавательной деятельности.
- 7.3. Мотивация познавательной деятельности.
- 7.4. Формирование познавательной деятельности.
- 7.5. Диагностика познавательной деятельности и способнос-тей учащихся.
- Глава 8. Сенсорные познавательные процессы
- 8.1. Ощущения.
- 8.2. Восприятие.
- 8.3. Внимание.
- 9.1. Память.
- 9.2. Воображение.
- 9.3. Мышление.
- Глава 10. Речь и психические процессы
- 10.1. Понятие о языке и речи.
- 10.2. Виды речи как средство общения и орудие мышления.
- 10.3. Развитие речи и духовного мира человека.
- Раздел III. Психическая организация личности
- Глава 11. Индивид и личность
- 11.1. Понятие о личности.
- 11.2. Самопознание и самооценка личности.
- 11.3. Духовный мир личности.
- 11.4. Формирование и развитие личности.
- 12.1. Эмоции и чувства.
- 12.2. Эмоциональные состояния и виды чувств.
- 12.3. Воля и волевые действия.
- 12.4. Волевые свойства личности.
- 13.1. Темперамент.
- 13.2. Характер.
- 13.3. Способности.
- 14.2. Социальные свойства личности
- 14.3. Устойчивость и трансформация свойств личности.
- 15.1. Личность и деятельность.
- 15.2. Профессиональные качества личности.
- 15.3. Профессиональная адаптация и подготовка личности к деятельности.
- Раздел IV.
- Глава 16. Личность и группа
- 16.1. Личность в группе.
- 16.2. Виды групп.
- 16.3. Структура группы.
- 16.4. Групповая деятельность.
- Глава 17. Полисубъектные отношения в группе
- 17.1. Взаимодействие субъектов в группе.
- 17.2. Статус субъекта в группе.
- 17.3. Интеграция и дифференциация субъектов в группе.
- 17.4. Социальные роли субъекта.
- 18.1. Общение и его функции.
- 18.2. Взаимное познание субъектов в процессе общения.
- 18.3. Взаимодействие субъектов в процессе общения
- 18.4. Развитие межличностного общения.
- Глава 1 . Пре дме т пс ихо лог ии ............................. 5
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии 35
- Глава 4. Фи зи ол ог иче ск ие и б иоэ не рг ет ич ес кие механизмы
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека. . .............. 60
- Раздел II. Психология познания .................... 88
- Глава 7 . Обща я х арак тер исти ка позн ава тель ной дея тел ьнос ти ..... 88
- Глава 8. Се нс ор ные п оз нав ат ел ьн ые пр оц ес сы ............... 104
- Раздел III. Психическая организация личности ................. 166
- Глава 14 . Пр ир од ны е и со ци ал ьн ые свойства ли чн ос ти ......... 222