14.2. Социальные свойства личности
Как известно индивид развивается в процессе активного взаимодействия с той средой, в которой он обитает. Но также изве-стно, что не любая среда превращает индивида в личность. По от-ношению к человеку среда может быть природной и социальной. В природной среде проходит прежде всего физическое развитие, а в социальной - психическое. Поэтому развитие личности в психоло-гии рассматривается как процесс ее социализации.
Социализация - это процесс превращения индивида в личность под влиянием усвоения общественно-исторического опыта и при-обретения социально ценных психических свойств и форм поведе-ния, обеспечивающих нормальною жизнь человека в обществе. Под влиянием социализации индивид становится не только разумным, но и одухотворенным существом, осознающим свое место и свою роль в материальной и в духовной жизни общества.
Социализация осуществляется в результате воздействия на ин-дивида двух факторов: общества и культуры. Общество представляет собой различного рода объединения людей, занятых производством материальных и духовных ценностей. Культура является отражением материальной и духовной жизни общества. Она определяет уклад жизни людей, отношения людей в процессе производства, социальные формы организации общества, религиозные взгляды, обычаи, нравы, тради-ции, межличностные отношения, язык и другие средства передачи об-
226
щественного опыта. Причем, оба фактора воздействуют на индивида совместно, определяя его умственное и духовное развитие.
Все психические свойства, возникшие у индивида под влиянием этих факторов, обозначаются в психологии термином “экзопсихика”. В структуре экзопсихики можно выделить два образования: психичес-кие свойства, в которых проявляется отношение к другим людям, и психические явления, на основе которых существует духовный мир личности, ее взгляды, верования, убеждения и идеалы, в которых вы-ражается ее миропонимание, ее место и предназначение в жизни.
Психические свойства, в которых проявляется отношение лично-сти к другим людям и к самой себе, формируются на основе поли-субъектного взаимодействия в социальной среде. Жизнь человека и развитие его личности невозможно вне общества, а общество в свою очередь состоит из отдельных личностей, которые осуществляют со-вместную жизнедеятельность. В процессе совместного бытия впер-вые возникают и функционируют человеческие способности, обеспе-чивающие жизнь и деятельность каждого индивида в обществе.
Общество и личность находятся в непрерывном развитии. Чем больше развита отдельная личность, тем больше развито общество, и наоборот. Механизм непрерывного развития личности и общества зак-лючается в том, что оно по своему составу всегда неоднородно. В него входят люди разного возраста и с разным уровнем умственного и нравственного развития. Носителями общественного опыта, традиций и духовных ценностей являются умудренные жизненным опытом лич-ности. Они наставляют и обучают подрастающее поколение, переда-вая ему накопленный обществом опыт совместной жизнедеятельнос-ти. Такие люди является духовными наставниками подрастающего по-коления, под их влиянием формируется духовный облик молодого че-ловека.
Духовность есть сверхчувственное социальное качество, возникшее у человека под влиянием усвоения духовных и куль-турных ценностей, существующих в обществе. Духовное нача-ло заключено в тех идеях, которые существуют в обществе, и которые определяют и регулируют как жизнь всего общества, так и отдельного человека. Создателями и носителями этих идей являются талантливые и высоконравственные личности, кото-рые обладают даром убеждать людей в необходимости следо-вать этим идеям, так как они обеспечивают наиболее оптималь-
227
ные условия для жизни и развития общества. Люди, усвоившие высо-конравственные идеи, становятся социально сильными личностями, способными противостоять действиям людей, разрушающих общество и его духовные ценности. Социально сильные личности являются стой-кими, убежде нными в своей правоте людьми, способными отдать свою жизнь за те идеи, которые они исповедуют.
Личностью, как уже было сказано, человек не рождается, ею он становится. При этом каждая личность является уникальной и непов-торимой. Индивидуальность личности определяется своеобразием сочетания тех психических свойств, которые она приобретает. Зави-симость психических свойств от природной организации человека и от социальных условий его существования определяет индивидуальный путь развития личности.
Все свойства личности, как природные, так и социальные, обеспечивают существование субъекту в сложной среде оби-тания, именуемой человеческим обществом. Неразрывная связь между человеком и обществом предполагает поверну-тость психических свойств как к своей собственной личнос-ти, так и к другим людям. Отсюда одни психические свойства личности имеют интроиндивидную направленность, другие – экстроиндивидную.
Интроиндивидные свойства, возникшие на основе рефлек-сии, дают возможность личности познавать индивидуальные осо-бенности своей психики и сознательно управлять ею. К ним мож-но отнести: самостоятельность, самокритичность, самоуверен-ность, самообладание, расчетливость, настойчивость, терпеливость и т.д.
Экстроиндивидные свойства, имеющие внешнюю направ-ленность, обеспечивают поведение человека среди людей и учас-тие в жизни общества. К ним относятся: заботливость, нежность, привязанность, правдивость, преданность, искренность, обидчи-вость, отзывчивость, общительность, радушие, великодушие, вни-мательность и т.д.
Посредством экстроиндивидных свойств личность не толь-ко проявляет свое отношение к другим людям, но и воздейству-ет на их психику, вызывая определенные мысли, чувства, жела-ния, побуждая совершать общественно значимые поступки, за-ниматься полезной деятельностью, проявлять творчество. Такие
228
свойства личности, кото ры е находят свое воплощение в других людях, А.В. Петровский называл надиндивидными или “метаиндивидными”, а возможность продолжения субъекта в другой личности рассматри-вал как процесс “персонализации”. С явлением “персонализации” он связывал возможность личного бессмертия человека, мысли, чувства и деяния которого продолжаются в других людях, способствуя даль-нейшему развитию и совершенствованию человеческого общества. Масштаб “персонализации” определяет социальную ценность и исто-рическую значимость личности человека.
Присущие личности психические свойства определяют ее жиз-ненную позицию в обществе. В зависимости от степени участия чело-века в общественной жизни его позиция может быть активной или пас-сивной. При активной жизненной позиции личность проявляет такие качества как энергичность, принципиальность, настойчивость, упор-ство, деловитость, предприимчивость и др. В то же время у человека с пассивной жизненной позицией имеют место такие качества как апа-тичность, вялость, безразличие, застенчивость, робость и др.
Если пассивная жизненная позиция проявляется длительное вре-мя, то человек, проявляя равнодушие к окружающей действительнос-ти, становится сам безразличным для других людей и они оценивают его как ничего не значущую личность. Пассивная жизненная позиция может привести к “деперсонализации” личности и она, выпадая из об-щественного бытия, замыкается в своем одиночестве, вследствие чего у нее начинают проявляться такие свойства как замкнутость, угрю-мость, необщительность, черствость, равнодушие и т.д.
Таким образом, положение личности в обществе, ее жизнен-ная позиция и степень участия в общественной жизни определяют ее поведение и психические свойства, ее культурный и духовный облик.
- Раздел I. Психика и поведение человека
- Глава 1. Предмет психологии
- 1.1. Человек как природное и одухотворенное существо.
- 1.2. Психика человека.
- 1.3. Определение психологии как науки.
- 1.4. Связь научной психологии с житейской и практической.
- Глава 2. История психологии
- 2.1. Представление древних философов о душе.
- 2.2. Взгляды философов нового времени о сущности психики.
- 2.3. Современные психологические теории.
- 2.4. Психология в России.
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии
- 3.1. Состояние современной психологии.
- 3.2. Методология психологических исследований.
- 3.3. Методы исследования психических явлений.
- Глава 4. Физиологические и биоэнергетические механизмы психики человека
- 4.1. Строение и функции нервной системы.
- 4.2. Динамическая локализация психических процессов.
- 4.3. Мозг, психика и поведение человека.
- 4.4. Биоэнергетическая концепция психики.
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека.
- 5.1. Развитие психики в филогенезе.
- 5.2. Психика и формы поведения животных.
- 5.3. Возникновение и развитие сознания у человека.
- 5.4. Сходство и различие психики человека и животных.
- Глава 6. Психология поведения и деятельности человека
- 6.1. Понятие о поведении и деятельности.
- 6.2. Психические и физические компоненты поведения и деятель-ности.
- 6.3. Виды поведения и деятельности.
- Раздел II. Психология познания
- Глава 7. Общая характеристика познавательной деятельности
- 7.1. Понятие о познавательной деятельности.
- 7.2. Структура познавательной деятельности.
- 7.3. Мотивация познавательной деятельности.
- 7.4. Формирование познавательной деятельности.
- 7.5. Диагностика познавательной деятельности и способнос-тей учащихся.
- Глава 8. Сенсорные познавательные процессы
- 8.1. Ощущения.
- 8.2. Восприятие.
- 8.3. Внимание.
- 9.1. Память.
- 9.2. Воображение.
- 9.3. Мышление.
- Глава 10. Речь и психические процессы
- 10.1. Понятие о языке и речи.
- 10.2. Виды речи как средство общения и орудие мышления.
- 10.3. Развитие речи и духовного мира человека.
- Раздел III. Психическая организация личности
- Глава 11. Индивид и личность
- 11.1. Понятие о личности.
- 11.2. Самопознание и самооценка личности.
- 11.3. Духовный мир личности.
- 11.4. Формирование и развитие личности.
- 12.1. Эмоции и чувства.
- 12.2. Эмоциональные состояния и виды чувств.
- 12.3. Воля и волевые действия.
- 12.4. Волевые свойства личности.
- 13.1. Темперамент.
- 13.2. Характер.
- 13.3. Способности.
- 14.2. Социальные свойства личности
- 14.3. Устойчивость и трансформация свойств личности.
- 15.1. Личность и деятельность.
- 15.2. Профессиональные качества личности.
- 15.3. Профессиональная адаптация и подготовка личности к деятельности.
- Раздел IV.
- Глава 16. Личность и группа
- 16.1. Личность в группе.
- 16.2. Виды групп.
- 16.3. Структура группы.
- 16.4. Групповая деятельность.
- Глава 17. Полисубъектные отношения в группе
- 17.1. Взаимодействие субъектов в группе.
- 17.2. Статус субъекта в группе.
- 17.3. Интеграция и дифференциация субъектов в группе.
- 17.4. Социальные роли субъекта.
- 18.1. Общение и его функции.
- 18.2. Взаимное познание субъектов в процессе общения.
- 18.3. Взаимодействие субъектов в процессе общения
- 18.4. Развитие межличностного общения.
- Глава 1 . Пре дме т пс ихо лог ии ............................. 5
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии 35
- Глава 4. Фи зи ол ог иче ск ие и б иоэ не рг ет ич ес кие механизмы
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека. . .............. 60
- Раздел II. Психология познания .................... 88
- Глава 7 . Обща я х арак тер исти ка позн ава тель ной дея тел ьнос ти ..... 88
- Глава 8. Се нс ор ные п оз нав ат ел ьн ые пр оц ес сы ............... 104
- Раздел III. Психическая организация личности ................. 166
- Глава 14 . Пр ир од ны е и со ци ал ьн ые свойства ли чн ос ти ......... 222