12.2. Эмоциональные состояния и виды чувств.
Эмоции и чувства человека обусловлены социальными ус-ловиями существования и имеют личностный характер. Эмоции представляют собой субъективные переживания, сигнализиру-ющие о благополучном или неблагополучном состоянии орга-низма и психики. Чувства же имеют не только субъективное, но и объективное предметное содержание. Они вызываются объек-тами, имеющими ценностное личностное значение, и адресуют-ся к ним.
Качество переживаний, заключенных в чувствах, зависит от того личностного смысла и значения, которое имеет для че-ловека предмет. Отсюда чувства связаны не только с внешними непосредственно воспринимаемыми свойствами объекта, но и с
180
теми знаниями и понятиями, которые имеет человек о нем. Чувства имеют действенный характер, они или побуждают или угнетают ак-тивность человека. Чувства, побуждающие активность, называются стеническими, чувства, угнетающие ее - астеническими.
Эмоции и чувства - это своеобразные состояния психики, накла-дывающие отпечаток на жизнь, деятельность, поступки и поведение человека. Если эмоциональные состояния определяют в основном вне-шнюю сторону поведения и психической деятельности, то чувства вли-яют на содержание и внутреннюю сущность переживаний, обуслов-ленных духовными потребностями человека.
К эмоциональным состояниям относят: настроения, аффекты, стрессы, фрустрации и страсти.
Настроение - наиболее общее эмоциональное состояние, ох-ватывающее человека в течение определенного периода време-ни и оказывающее существенное влияние на его психику, пове-дение и деятельность. Настроение может возникать медленно, постепенно, а может охватить человека быстро и внезапно. Оно бывает положительным или отрицательным, устойчивым или временным.
Положительное настроение делает человека энергичным, бодрым и активным. Любое дело при хорошем настроении ла-дится, все получается, продукты деятельности имеют высокое качество. При плохом настроении все валится из рук, работа идет вяло, допускаются ошибки и брак, продукты получаются низкого качества.
Настроение имеет личностный характер. У одних субъек-
181
тов настроение бывает чаще всего хорошим, у других - плохим. На настроение оказывает большое влияние темперамент. У сангвиников настроение всегда бодрое, мажорное. У холериков настроение часто меняется, хорошее расположение духа вдруг изменяется на плохое. У флегматиков настроение всегда ровное, они хладнокровны, уверены в себе, спокойны. Меланхоликам часто свойственно отрицательное на-строение, они всего боятся и опасаются. Любое изменение в жизни выбивает их из колеи и вызывает депрессивные переживания.
Любое настроение имеет свою причину, хотя иногда кажется, что оно возникает само собой. Причиной настроения может быть положе-ние человека в обществе, результаты деятельности, события в личной жизни, состояние здоровья и т. п. Настроение, переживаемое одним человеком, может передаваться другим людям.
Афф ект - быстро возникающее и бурно протекающее кратковремен-ное эмоциональное состояние, отрицательно влияющее на психику и пове-дение человека. Если настроение это сравнительно спокойное эмоциональ-ное состояние, то аффект это эмоциональный шквал, внезапно налетев-ший и разрушивший нормальное душевное состояние человека.
Аффект может возникнуть внезапно, но может также подготав-ливаться постепенно на основе аккомуляции накопившихся пережива-ний, ко гда они начинают переполнять душу человека.
В состоянии аффекта человек не может разумно управлять своим поведением. Охваченный аффектом он иногда совершает такие действия, о которых потом горько сожалеет. Устранить или затормозить аффект невозможно. Однако состояние аффек-та не освобождает человека от ответственности за свои поступ-ки, так как каждый человек должен научиться управлять своим поведением в данной ситуации. Для этого необходимо в началь-ной стадии аффекта переключить внимание с объекта, вызвав-шего его, на что-то другое, нейтральное. Поскольку в большин-стве случаев аффект проявляется в речевых реакциях, направ-ленных на его источник, следует вместо внешних речевых дей-ствий совершить внутренние, например, сосчитать медленно до 20. Так как аффект проявляется кратковременно, то к концу это-го действия его интенсивность уменьшается и человек прийдет в более спокойное состояние.
Аффект преимущественно проявляется у людей холеричес-
182
кого типа темперамента, а также и у невоспитанных, истеричных субъектов, неумеющих управлять своими чувствами и поступками.
Стресс - эмоциональное состояние внезапно возникающее у чело-века под влиянием экстремальной ситуации, связанной с опасностью для жизни или деятельностью, требующей большого напряжения. Стресс как и аффект такое же сильное и кратковременное эмоциональное пере-живание. Поэтому некоторые психологи рассматривают стресс как один из видов аффекта. Но это далеко не так, так как они имеет свои отличи-тельные особенности. Стресс, прежде всего, возникает только при на-личии экстремальной ситуации, тогда как аффект может возникнуть по любому поводу. Второе отличие заключается в том, что аффект дезорганизует психику и поведение, тогда как стресс не только де-зорганизует, но и мобилизует защитные силы организации для выхо-да из экстремальной ситуации.
Стресс может оказывать как положительное, так и отрица-тельное влияние на личность. Положительную роль оказывает стресс, выполняя мобилизационную функцию, отрицательную роль - вредно действуя на нервную систему, вызывая психические рас-стройства и различного рода заболевания организма.
Стрессовые состояние по разному влияют на поведение лю-дей. Одни под влиянием стресса проявляют полную беспомощность и не в состоянии противостоять стрессовым воздействиям, другие, наоборот, являются стрессоустойчивыми личностями и лучше все-го проявляют себя в моменты опасности и в деятельности, требую-щие напряжения всех сил.
Фрустрация - глубоко переживаемое эмоциональное состо-яние, возникшее под влиянием неудач, имевших место при завы-шенном уровне притязаний личности. Она может проявляться в форме отрицательных переживаний, таких как: озлобленность, досада, апатия и т.п.
Выход из фрустрации возможен двумя путями. Либо лич-ность развивает активную деятельность и добивается успеха, либо снижает уровень притязаний и довольствуется теми резуль-татами, которые может максимально достигнуть.
Страсть - глубокое, интенсивное и очень устойчивое эмоцио-нальное состояние, захватывающее человека целиком и полностью и определяющее все его помыслы, стремления и поступки. Страсть может быть связана с удовлетворением материальных и духов-
183
ных потребностей. Объектом страсти могут быть различного вида вещи, предметы, явления, люди, которыми личность стремится обла-дать во что бы то ни стало.
В зависимости от потребности, вызвавшей страсть, и от объекта, посредством которого она удовлетворяется она может характеризоваться или как положительная или как отрицатель-ная. Положительная или возвышенная страсть связана с высо-конравственными мотивами и имеет не только личный, но и об-щественный характер. Страстное увлечение наукой, искусством, общественной деятельностью, защитой природы и т. п. делает жизнь человека содержательной и интересной. Все великие дела соверша-лись под влиянием великой страсти.
Отрицательная или низменная страсть имеет эгоистическую направленность и при ее удовлетворении человек ни с чем не считается и часто совершает антиобщественные аморальные по-ступки.
Переживания человека могут проявляться не только в виде эмоций и эмоциональных состояний, но и в виде разнообразных чувств, Чувства в отличие от эмоций имеют не только более сложную струк-туру, но и характеризуются, как уже указывалось, определенным пред-метным содержанием. В зависимости от их содержания чувства бы-вают: моральные или нравственные, интеллектуальные или позна-вательные и эстетические. В чувствах проявляется избирательное отношение человека к предметам и явлениям окружающего мира.
Моральные чувства представляют собой переживания челове-ком своего отношения к людям и к самому себе в зависимости от того соответствует или не соответствует их поведение и собственные по-ступки тем нравственным принципам и этическим нормам, которые существуют в обществе.
Нравственные чувства имеют действенный характер. Они проявляются не только в переживаниях, но и в действиях и по-ступках. Чувства любви, дружбы, привязанности, благодарнос-ти, солидарности и др. побуждают человека совершать высоко-нравственные поступки по отношению к другим людям. В чув-ствах долга, ответственности, чести, совести, стыда, сожаления и др. проявляется переживание отношения к своим собственным поступкам. Они заставляют человека исправить допущенные ошибки в своем поведении, извиниться за содеянное и впредь не до-
184
пускать их повторения.
В интеллектуальных чувствах проявляется переживание своего отношения к познавательной деятельности и к резуль-татам умственных действий. Удивление, любопытство, лю-бознательность, заинтересованность, недоумение, сомнение, уверенность, торжество – чувства, которые побуждают че-ловека изучать окружающий мир, исследовать тайны приро-ды и бытия, познавать истину, открывать новое, неизвестное.
К интеллектуальным переживаниям относят также чувства сатиры, иронии и юмора. Сатирическое чувство возникает у че-ловека, когда он замечает пороки, недостатки в людях и в обще-ственной жизни и беспощадно обличает их. Высшей формой са-тирического отношения человека к действительности является чувство сарказма, которое проявляется в форме неприкрытого отвращения к отдельным людям и общественным явлениям.
Чувство иронии также как и сатиры направлено на бичева-ние недостатков, но ироническое замечание имеет не такой злой ха-рактер, как в сатире. Оно чаще всего проявляется в форме пренебре-жительного и неуважительного отношения к объекту.
Юмор - самое замечательное чувство, свойственное человеку. Без юмора жизнь бы казалась, в некоторых случаях, просто невыноси-мой. Юмор дает возможность человеку находить даже в трудные мо-менты жизни что-то такое, что может вызвать ул ы б ку, смех сквозь слезы и преодолеть чувство безысходности. Чаще всего чувство юмо-ра стремятся вызвать у близкого человека, когда он испытывает ка-кие-либо трудности в жизни и находится в депрессивном состоянии. Так один из друзей известного немецкого поэта Генриха Гейне, узнав о том, что он уже длительное время находится в плохом настроении, решил рассмешить его. Однажды Гейне получил по почте посылку в виде большого фанерного ящика. Когда он открыл его, то там оказал-ся другой ящик, а в нем другой ящик, и т. д. Когда он наконец добрался до самого маленького ящика, то увидел в нем записку, в которой было написано: “Дорогой Генрих! Я жив, здоров и счастлив! О чем тебе рад сообщить. Твой друг (следовала подпись)”. Ге й н е это позабавило, на-строение его ул у ч ш и л о с ь и он послал в свою очередь посылку другу. Его друг, получил посылку тоже в виде большого тяжелого ящика, от-крыл его и увидел в нем огромный булыжник, к которому была при-креплена записка: “Дорогой друг! Этот камень свалился с моего серд-
185
ца, когда я узнал, что ты жив, здоров и счастлив. Твой Генрих”.
Эстетические чувства возникают в процессе восприятия при-роды и произведений искусства. Они проявляются при восприятии прекрасного, возвышенного низменного, трагического и комическо-го. Когда мы видим что-то красивое мы им любуемся, восхищаем-ся, восторгаемся, когда перед нами что-то безобразное, мы него-дуем и возмущаемся.
Эмоции и чувства оказывают большое влияние на личность. Они делают человека духовно богатым и интересным. Человек, способ-ный к эмоциональным переживаниям, может лучше понять других людей, откликнуться на их чувства, проявить сострадательность и от-зывчивость.
Чувства дают возможность человеку лучше познать самого себя, осознать свои положительные и отрицательные качества, вызвать желание преодолеть свои недостатки, помогают воздержаться от не-благовидных поступков.
Переживаемые эмоции и чувства накладывают отпеча-ток на внешний и внутренний облик личности. У людей, склон-ных к переживанию отрицательных эмоций, печальное выра-жение лица, у лиц с преобладанием положительных эмоций -веселое выражение лица.
Личность не только может оказаться во власти своих чувств, но и сама способна оказывать на них влияние. Одни чувства лич-ность одобряет и поощряет, другие порицает и отвергает. Пре-кратить возникшее чувство человек не может, но преодолеть его он в состоянии. Однако, это может сделать только человек, за-нимающийся самовоспитанием и саморегуляцией своих эмоций и чувств.
Воспитание чувств начинается с развития способности уп-равлять их внешним выражением. Воспитанный человек умеет сдерживать свои чувства, казаться невозмутимым и спокойным, хотя внутри его бушует эмоциональная буря. Каждая личность может сама избавиться от любого нежелательного чувства. Ко-нечно это достигается не путем самоприказа, а предлагает кос-венное устранение его посредством аутогенной тренировки.
Если чувство еще не укоренилось, то избавиться от него можно путем самоотключения, направив свои мысли и действия на предметы, не имеющие ничего общего с объектом, вызывав-
186
шем чувство. Самоотвлечение может быть подкреплено запрещени-ем вспоминать и думать о возникшем чувстве. Так, если человеку была нанесена обида, то при встрече с обидчиком чувство может воз-никнуть с прежней силой. Для того, чтобы избавиться от этого чув-ства необходимо, находясь в спокойном состоянии, представить свое-го обидчика на небольшое время, а потом забыть о нем. После мно-гократного ассоциирования образа этого человека с вашим спокой-ным состоянием его образ, да и сам человек перестанет вызывать чувство обиды. Встретив его вы спокойно пройдете мимо.
Закрепившееся чувство можно преодолеть только посредством дру-гого сильного чувства. Таким чувством может быть, например, чувство стыда, под влиянием которого человек может справиться с чувством, осуждаемым обществом и самим человеком.
Эмоции и чувства, часто повторяясь, могут стать одной из ха-рактерных особенностей личности, одним из ее свойств. Причем, одни из них могут возникнуть на основе переживания эмоций и эмоциональ-ных состояний, другие могут быть связаны с переживаниями мораль-ных, эстетических и интеллектуальных чувств.
Наиболее общими эмоциональными свойствами личности являют-ся: сентиментальность, страстность, аффективность, стрессогенность.
Сентиментальным людям свойственна большая эмоциональная впечатлительность и чувствительность. Всякое незначительное собы-тие или явление вызывает у них гамму переживаний, которые опреде-ляют их отношения к окружающему миру и к самому себе. Их эмоции замкнуты на своей собственной личности и не вызывают активной деятельности и поведения.
Страстные субъекты характеризуются сильными и глубо-кими переживаниями, кипучей энергией, безраздельной предан-ностью объекту своей страсти.
Аффективные личности склонны к сильным и бурно проте-кающим эмоциональным переживаниям. Часто теряют контроль над собой, ведут себя безответственно и истерично. Аффектив-ность присуща чаще всего невоспитанным, развязным и рас-пущенным людям, которые не привыкли сдерживать себя и управлять своими действиями.
Стрессогенные натуры приходят в расстроенное эмоцио-нальное состояние даже при наличии самой незначительной эк-стремальной ситуации. Они теряют самообладание и способ-ность правильно реагировать на стрессовые воздействия, под
187
влиянием котор ы х они часто приходят в пассивное, бездеятельное состояние.
На основе высших чувств, связанных с духовным миром человека, могут проявляться такие эмоциональные качества лич-ности как: стыдливость, совестливость, ответственность, довер-чивость, сострадательность, доброжелательность, восторжен-ность, тревожность, любознательность и т.п.
- Раздел I. Психика и поведение человека
- Глава 1. Предмет психологии
- 1.1. Человек как природное и одухотворенное существо.
- 1.2. Психика человека.
- 1.3. Определение психологии как науки.
- 1.4. Связь научной психологии с житейской и практической.
- Глава 2. История психологии
- 2.1. Представление древних философов о душе.
- 2.2. Взгляды философов нового времени о сущности психики.
- 2.3. Современные психологические теории.
- 2.4. Психология в России.
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии
- 3.1. Состояние современной психологии.
- 3.2. Методология психологических исследований.
- 3.3. Методы исследования психических явлений.
- Глава 4. Физиологические и биоэнергетические механизмы психики человека
- 4.1. Строение и функции нервной системы.
- 4.2. Динамическая локализация психических процессов.
- 4.3. Мозг, психика и поведение человека.
- 4.4. Биоэнергетическая концепция психики.
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека.
- 5.1. Развитие психики в филогенезе.
- 5.2. Психика и формы поведения животных.
- 5.3. Возникновение и развитие сознания у человека.
- 5.4. Сходство и различие психики человека и животных.
- Глава 6. Психология поведения и деятельности человека
- 6.1. Понятие о поведении и деятельности.
- 6.2. Психические и физические компоненты поведения и деятель-ности.
- 6.3. Виды поведения и деятельности.
- Раздел II. Психология познания
- Глава 7. Общая характеристика познавательной деятельности
- 7.1. Понятие о познавательной деятельности.
- 7.2. Структура познавательной деятельности.
- 7.3. Мотивация познавательной деятельности.
- 7.4. Формирование познавательной деятельности.
- 7.5. Диагностика познавательной деятельности и способнос-тей учащихся.
- Глава 8. Сенсорные познавательные процессы
- 8.1. Ощущения.
- 8.2. Восприятие.
- 8.3. Внимание.
- 9.1. Память.
- 9.2. Воображение.
- 9.3. Мышление.
- Глава 10. Речь и психические процессы
- 10.1. Понятие о языке и речи.
- 10.2. Виды речи как средство общения и орудие мышления.
- 10.3. Развитие речи и духовного мира человека.
- Раздел III. Психическая организация личности
- Глава 11. Индивид и личность
- 11.1. Понятие о личности.
- 11.2. Самопознание и самооценка личности.
- 11.3. Духовный мир личности.
- 11.4. Формирование и развитие личности.
- 12.1. Эмоции и чувства.
- 12.2. Эмоциональные состояния и виды чувств.
- 12.3. Воля и волевые действия.
- 12.4. Волевые свойства личности.
- 13.1. Темперамент.
- 13.2. Характер.
- 13.3. Способности.
- 14.2. Социальные свойства личности
- 14.3. Устойчивость и трансформация свойств личности.
- 15.1. Личность и деятельность.
- 15.2. Профессиональные качества личности.
- 15.3. Профессиональная адаптация и подготовка личности к деятельности.
- Раздел IV.
- Глава 16. Личность и группа
- 16.1. Личность в группе.
- 16.2. Виды групп.
- 16.3. Структура группы.
- 16.4. Групповая деятельность.
- Глава 17. Полисубъектные отношения в группе
- 17.1. Взаимодействие субъектов в группе.
- 17.2. Статус субъекта в группе.
- 17.3. Интеграция и дифференциация субъектов в группе.
- 17.4. Социальные роли субъекта.
- 18.1. Общение и его функции.
- 18.2. Взаимное познание субъектов в процессе общения.
- 18.3. Взаимодействие субъектов в процессе общения
- 18.4. Развитие межличностного общения.
- Глава 1 . Пре дме т пс ихо лог ии ............................. 5
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии 35
- Глава 4. Фи зи ол ог иче ск ие и б иоэ не рг ет ич ес кие механизмы
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека. . .............. 60
- Раздел II. Психология познания .................... 88
- Глава 7 . Обща я х арак тер исти ка позн ава тель ной дея тел ьнос ти ..... 88
- Глава 8. Се нс ор ные п оз нав ат ел ьн ые пр оц ес сы ............... 104
- Раздел III. Психическая организация личности ................. 166
- Глава 14 . Пр ир од ны е и со ци ал ьн ые свойства ли чн ос ти ......... 222