Основные психометрические характеристики теста од
Как показали проведенные исследования, все показатели теста имеют распределения, близкие к нормальному. Средние, стандартные отклонения и интеркорреляции показателей, полученные на выборке из 100 испытуемых (35 мужчин и 65 женщин), средний возраст которых 29,6 лет, приведены в табл. 12.
Таблица 12
Первичные статистические характеристики и интеркорреляции показателей теста ОД
Показатели | По | Hi | Ил | Ии | Эп | Эо | On | Ок | НС | НСо | НСп |
Средние по шкалам | 5,4 | 5.6 | 5.5 | 5,6 | 5.5 | 5.5 | 5.5 | 5.5 | 0,5 | 0,38 | 0.61 |
Стандартные отклонения | 2 | 2.7 | 2.0 | 2.0 | 1.9 | 2.0 | 1.9 | 2.0 | 0.5 | 0.7 | 0.7 |
Потребность в общении |
| .41* | .45* | .41* | .02 | .05 | 21 | .33* | .04 | -.1 | 19 |
Потребность в совместной деятельности |
|
| .37* | .20 | .10 | .09 | .19 | ,11 | -,1 | -,3* | .20 |
Интерес к личности |
|
|
| .48* | .43* | - ,1 | -.0 | -,0 | - ,1 | -,3* | -,3* |
Интерес к интеллекту |
|
|
|
| .15 | -.0 | .13 | .29* | .19 | -.0 | .26* |
Положительные эмоциональные отношения |
|
|
|
|
| -.6* | .24 | .15 | -.2 | - 5 | .26* |
Отрицательные эмоциональные отношения |
|
|
|
|
|
| -.1 | 13 | .39* | .51* | -.0 |
Оценка поступков |
|
|
|
|
|
|
| .62* | .03 | -,1 | ,08 |
Оценка качеств |
|
|
|
|
|
|
|
| ,29* | .28* | .09 |
НС |
|
|
|
|
|
|
|
|
| .63* | .63* |
НС отрицательное |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| -,2 |
*р<0,05
Как видно из табл. 12, все пары показателей (По и Пд, Ил и Ии, и пр.) значимо коррелируют между собой. Также имеется корреляция между интересом к другому человеку и потребностью в нем, причем интерес к неповторимому личностному своеобразию связан с обоими потребностями: в совместной деятельности и в общении и с положительным эмоциональным отношением, а интерес к интеллектуальному уровню - только с потребностью в общении и с оценкой качеств Другого, которая в свою очередь связана с потребностью в общении. Это показывает взаимосвязь компонентов психологической структуры отношения.
Нравственная сущность отношений закономерно связана с их психологической структурой: уровень идентификации с отрицательными персонажами коррелирует с потребностью в совместной деятельности, интересом к личности, эмоциональным и оценочным отношением; с положительными — с интересом к Другому и только положительным эмоциональным отношением.
Надежность теста характеризуется внутренней согласованностью пунктов, входящих в одни и те же шкалы (табл. 13).
Таблица 13
Характеристики надежности и дискриминативности теста ОД
"Показатели | По | Пд | Ил | Ии | Эп | Эо | Оп | Ок | НС |
Надежность (внутренняя согласованность) | .54 | .62 | .69 | .50 | .72 | .69 | .52 | .49 | .77 |
Дискриминативностъ | .92 | .86 | .93 | .84 | .89 | .93 | .91 | .86 | .82 |
Внутренняя согласованность вычислялась на выборке в 100 человек по формуле Спирмена— Брауна. Показатели теста обладают приемлемыми характеристиками надежности.
Дискримииативность теста определяется удовлетворительным распределением показателей (см. табл. 13). Для вычисления дискриминативности был использован основной показатель коэффициента дискриминативности — δ Фергюсона.
Копструктиая валидность основывается на мультивариативном анализе данных теста по сравнению с данными других личностных тестов. В табл. 14 приведены статистически достоверные связи показателей теста ОД со шкалами Миннесотского многоаспектного личностного опросника (MMPI), Айзенка личностного опросника (EPI), методикой исследования самоотношения (МИС), мотивация одобрения (SDS) и социологическими характеристиками.
Таблица 14
Корреляции показателей теста ОД со шкалами MMPI, EPI, SDS, МИС и социологическими характеристиками
Как и следовало ожидать, такие характеристики, как социальное одобрение (MMPI), мотивация одобрения (SDS) и открытость (МИС), отрицательно коррелируют с проявлением негативных эмоций и оценкой качеств Другого. Другие параметры теста свободны от действия установки на социально одобряемые ответы. Исследование корреляций показателей теста ОД с показателями MMPI показало следующее (см. табл. 14): психопатия и шизоидность отрицательно связаны с интересом кличности другого человека и положительным эмоциональным отношением; гипомания положительно коррелирует с негативными эмоциями, Важным показателем валидности является связь параметров теста ОД со шкалой отраженного самоотношения МИС.
Для исследования валидности был проведен анализ связи показателей теста ОД с различными социологическими характеристиками (см. табл. 14). Как и ожидалось, такие социологические характеристики, как воспитание детей, уменьшают полярность оценок Другого по типу «плохой—хороший», такое же влияние оказывает переживание расставания.
Общий показатель и показатель по положительным качествам нравственной сущности отношений не связаны с психологическими характеристиками. Показатель по отрицательным качествам положительно связан с психопатией, шизоидностью и гипоманией, отрицательно — с количеством детей, отраженным самоотношением и открытостью. Это отчасти указывает на этическую природу градации «нормы и патологии».
Таким образом, основные психометрические характеристики проективного теста ОД удовлетворяют требованиям, предъявляемым к психологическим тестам. Проективная методика ОД является адекватным диагностическим средством для определения психологической структуры и нравственной сущности отношения к Другому, потому что ее концепция базируется на опыте, накопленном многими авторами в течение 60 лет исследований в области изучения отношений; показатели обладают валид-ностью, надежностью и дискриминативностью, они в высокой степени независимы друг от друга; материал теста информативен, валиден и достоверен.
Приложение 8
Оценочный бланк теста «Отношение к Другому»
Ф.И.О.
Возраст Пол
№ | Оценка фразы | Характе- ристика | Близость | Последо- вательность | НС | Стратегия
| ||||||||
| Потребность | Инте-рес | Эмо-ции | Оцен-ка | Экспертиза | |||||||||
| По | Пд | Ил | Ии | Эп | Эо | Оп | Ок | ||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Д |
17 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| У |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| У |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| О |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Д |
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Д |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Д |
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| У |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| О |
21 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| О |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Д |
20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| У |
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| О |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| О |
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| О |
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| У |
.16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Д |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| У |
18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| О |
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| У |
22 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| - |
19 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Д |
общ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1-ые |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2-ые |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
стен |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бланки для определения:
а) Профиля нравственной сущности отношений
1
0.8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 17 | 3 | 13 | 14 | 21 | 20 | 6 | 11 | 5 | 8 | 19 |
б) Профиля психологической структуры отношения к другому 1
1
0.8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 | 2 | 4 | 7 | 9 | 10 | 12 | 15 | 16 | 18 | 22 |
в) Тенденций стратегий нравственных изменений
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| По | Пд | Йл | Ии | Эп | Эо | Оп | Ок |
| Стратегия ученичества | Стратегия деятельности | Стратегия одиночества |
НС =1-0.66 |
|
|
|
НС=0.65-0.33 |
|
|
|
НС=0.32-0 |
|
|
|
- Часть 2
- 1. Организационная коммуникация
- 1.1. Основные подходы и проблемы. Структура коммуникации
- 1.2. Значение и смысл в коммуникации
- 2. Современные теории коммуникации
- 2. 1. Коммуникация как реальность значений и описания действительности
- 2.2. Значения и социальные роли. Скоординированное управление значениями
- 2. 3. Символическое взаимодействие
- 2.4. Потребности в коммуникации
- 2.5. Культурный подход к организационной коммуникации
- 2.6. Познавательная модель коммуникации
- 3. Организационная коммуникация как система
- 3.1. Смысл в организационной коммуникации
- 3. 2. Коммуникативная среда организаций. Коммуникация и культура
- 3. 3. Внешняя коммуникация организаций. Реклама и продвижение
- Вопрос 4. Человек в организации: основы организационного поведения Удовлетворенность и эмоции в организационной жизни
- Теории X и уд Мак-Грегора
- Иерархия потребностей по а. Маслоу
- Гигиенические и мотивационные факторы в концепции ф. Герцберга
- Теория ожидания в. Врума
- Делегирование и наделение полномочиями в организации
- Оценка результатов и снятие обратной связи в организациях
- 5. Взаимодействие в организации: групповые процессы
- Формальная и неформальная структура группы
- Роли, необходимые для успешного существования группы (по Бейлзу):
- Семантическое поле как первопричина групповой динамики
- Психология управления групповыми явлениями и процессами в деятельности руководителя организации
- Социальная организация как объект управления
- Механизмы групповой динамики в организации
- Феномены групповой жизнедеятельности
- Распределение деловых ролей в организации
- Коммуникационная структура организации. Слухи и меры противодействия им
- 2. Ориентирование работников относительно надежных и достоверных средств информации, печатных изданий и др.
- 3. Наличие устойчивой обратной связи.
- Социометрия как основной метод диагностирования межличностных взаимоотношений в организации. Особенности проведения референтометрии
- 1. Индекс группового единства исследуемой организации:
- 2. Индекс групповой разобщенности исследуемой организации:
- 1) Метод социометрических измерений Дж. Морено
- 3 Этап. Определение величины ограничения возможных выборов.
- Социометрическая карточка
- 2) Психометрический метод Дюке
- 3) Опросник межличностных отношений в. Шультца
- Основные варианты использования средств диагностики межличностных отношений в малых группах
- 4) Методика изучения межличностных отношений и комплектования малых групп
- Анкета для проведения социометрического обследования
- Регистрационный лист к анкете для проведения социометрического обследования
- Анкета к методике Дюке
- Регистрационный лист к методике Дюке
- Опросник к методике омо
- Регистрационный лист к методике омо
- «Ключ» для обработки шкал омо
- 5) Методика выявления отношения к Другому (а. А. Бодалев, ю. В. Александрова)
- Общие правила оценивания
- Показатели теста
- Основные психометрические характеристики теста од
- 6) Методика шкальной оценки организации (частный семантический дифференциал)
- Лекция № 12. Социально-психологический климат
- 1. Сущность социально-психологического климата
- 2.Факторы формирования социально-психологического климата
- 3.Показатели социально-психологического климата
- Вопрос 1. Сущность социально-психологического климата
- Вопрос 2. Факторы формирования социально-психологического климата
- Вопрос 3. Показатели социально-психологического климата
- Технологія формування сприятливого соціально-психологічного клімату в організації
- 1. Зміст, структура та види соціально-психологічного клімату в організації (інформаційно-смисловий-компонент технології).
- Методики для діагностики соціально-психологічного клімату в організації (діагностичний компонент технології).
- Тренінгова програма формування сприятливого соціально-психологічного клімату в організації (корекційно-розвивальний компонент технології)
- 1. Зміст, структура та види соціально-психологічного клімату в організації (інформаційно-смисловий компонент технології)
- 2. Методики для діагностики соціально-психологічного клімату в організації (діагностичний компонент технології)
- Методика 1. Анкета для вивчення соціально-психологічного клімату в педагогічному колективі
- Методика 2. Аналіз та оцінка соціально-психологічного клімату в колективі
- Методика 3. Методика для вивчення стилю керівництва в педагогічному колективі
- 3. Тренінгова програма формування сприятливого соціально-психологічного клімату в організації (корекційно-розвивальний компонент технології)
- Тема 1. «Поняття про соціально-психологічний клімат та його роль в життєдіяльності організації».
- Тема 2. «Структура соціально-психологічного клімату».
- Тема 3. «Види соціально-психологічного клімату».
- Тема 4. Вплив чинників макросередовища на формування соціально-психологічного клімату в колективі.
- Тема 5. Роль чинників мікросередовища у формуванні соціально-психологічного клімату колективу.
- Тема 6. Психологічні умови формування сприятливого соціально-психологічного клімату в колективі.
- Корпоративная культура
- Вопрос 1. Другие определения
- Вопрос 2. Виды корпоративных культур по д.Зонненфельду
- Вопрос 3. Позитивные и негативные корпоративные культуры
- Вопрос 4. Некоторые типы современной российской организационной культуры
- Вопрос 5. Рационально-прагматическая концепция организационной культуры
- Вопрос 5.1. Уровни культуры по Шейну
- Вопрос 5.1.1. Артефакты
- Вопрос 5.1.2. Провозглашаемые ценности
- Вопрос 5.1.3. Базовые представления
- Вопрос 5.2. Изменение организационной культуры
- Примечания
- Литература
- Программа формирования корпоративной культуры
- 1. Общие положения
- «Мотивация и стимулирование персонала в организации»
- Вопрос 1. Подходы к мотивации персонала в организации
- Вопрос 2. Теории мотивации
- Вопрос 3. Виды стимулирования персонала в организации
- 4.1. Диагностика мотивации профессионального самосовершенствования сотрудника
- Перевод первичных баллов в баллы мпсс
- Вопрос 2 анкеты 3:
- Вопрос 12 анкеты 4:
- 4.2. Комплексная методика изучения и развития мотивации профессионального самосовершенствования сотрудников
- Адаптивный вариант методики определения мотивационного профиля личности
- Часть 1.
- Диагностика мотивации личности
- Часть 1 (1-8 вопросы)
- Тест 1 "уровень притязаний личности" в. Горбачевского
- Ключ к компонентам мотивационной структуры личности
- Правила прямого и обратного перевода ответов в баллы
- Тест № 2 "уровень притязания"
- Методика № 3 диагностики "рейтинг ценностно-потребносгных ориентации персонала"
- Опросный лист
- Вопросы второй группы Ответьте, пожалуйста, на них
- Обработка результатов
- Интерпретация результатов
- Ключ к тесту
- Тест № 6 «диагностика структуры жизненных ценностей"
- Бланк ответов – дешифратор
- Морфологический теп жизненных ценностей
- Методика № 7 диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере о.Ф. Потемкиной
- Образец протокола
- Тест № 8 «Смысложизненных ориентаций»
- Средние и стандартные отклонения субшкал и общего показателя ож (n-200 чел.)
- Часть 2.
- Диагностика мотивации личности
- Часть 1 (9-20 вопросы)
- Тест № 9 "осознанность жизненных целей"
- Тест № 10 "самореализация"
- Тест "Самореализация"
- Ваша профильная оценка Тест. Самореализация
- Тест № 11
- Тест № 12
- Тест № 13 "определение мотивации в работе"
- Тест № 14 "диагностика мотивационной структуры личности"
- Текст опросника "Диагностика мотивационной структуры личности"
- Тест № 15 "оценка удовлетворенности работой"
- Тест № 17
- Тест № 18 "определение мотивов достижения"
- Методика № 19 диагностики личности на мотивацию к успеху т. Элерса
- Методика № 20 диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач т. Элерса
- Вопрос 1. Положение женщин на рынке труда и в бизнес-слое
- 2. Гендерные различия в менеджменте
- 3. Факторы, препятствующие внедрению женщин в бизнес-слой
- 4.Стратегии поддержки женщин в бизнес-слое и программы профессиональной подготовки
- 5. Половые и гендерные особенности выбора, планирования, реализации личности в ее карьере
- «Методики изучения полоролевых особенностей мужчин и женщин»
- Шкала «маскулинность-фемининность» из Фрайбургского личностного опросника (fpi).
- Методика «Маскулинность-фемининность» с. Бем.
- Методика «Женственность».
- 1. Шкала «маскулинность-фемининность» из Фрайбургского личностного опросника (fpi)
- 2. Методика «Маскулинность—фемининность» с. Бем
- 3. Методика «Женственность»
- Психологические аспекты индивидуальной карьеры
- Вопрос 1. Социально-психологическое содержание понятия «карьера»
- I. Низовое звено управления (технический уровень).
- Вопрос 2. Основные стадии и этапы индивидуальной карьеры
- Вопрос 3. Методика оценки карьерных ориентации э. Шейна
- Вопрос 4. Деловая карьера руководителя: планирование и реализация
- Психодиагностика карьеры
- Тест№ 1 "якоря карьеры". Адаптация в.А. Чикер
- Тест 2 "ваши пути свершения карьеры"
- Тест 3 "успех"
- Тест 4 "ваши деловые перспективы"
- Тест 5 "ваше честолюбие"
- Тест 6 "крепко ли вы держитесь на своей работе?"
- Тест 7 «лентяй или трудяга?»
- Тест 8 "оцените свой интеллектуальный потенциал как работника"
- Тест 9 "считаете ли вы себя ценным работником?"
- Тест 10 "подходите ли вы для своей работы?"
- Тест 11 "довольны ли вы своей работой?"
- I. Комфортно ли вам на службе?
- II. О вашем здоровье
- I. Комфортно ли вам на службе
- II. О вашем здоровье
- Тест 12 "ваши успехи на работе"