1. Общие положения
Еще несколько лет назад словосочетания корпоративная культура было малоизвестно, хотя на самом деле она, естественно, существовала всегда. Однако она была. И элементы корпоративной культуры многих западных компаний с богатыми традициями имели свои аналоги в СССР: доски передовиков труда, значки, почетные грамоты и так далее являются классическим выражением корпоративной культуры.
Корпоративная культура - это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации, и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Корпоративная культура (иногда называемая организационная культура ) состоит из идей, взглядов, основополагающих ценностей, которые разделяются членами организации. Принято считать, что именно ценности являются ядром, определяющим корпоративную культуру в целом. Ценности определяют и стили поведения, и стили общения с коллегами и клиентами, уровень мотивированности, активность и другое. Поэтому нельзя принимать за корпоративную культуру только набор неких внешних признаков, таких как униформа, обряды и т.п.
Формирование корпоративной культуры, как правило, идет от формальных лидеров (руководства компании) или, что бывает реже, неформальных. Поэтому важно, чтобы менеджер, желающий сформировать корпоративную культуру, сформулировал для себя (в первую очередь) основные ценности своей организации или своего подразделения.
По данным разных источников, фирмы с ярко выраженной, сложившейся корпоративной культурой гораздо эффективнее в использовании HR (человеческих ресурсов). Корпоративная культура - одно из самых эффективных средств привлечения и мотивации сотрудников. Как только человек удовлетворяет потребности первого уровня («чисто материальные»), у него потребности иного плана: в достойном положении в коллективе, признании, самореализации и т.п. И здесь на первый план выходит корпоративная культура, одной из важных функций которой является поддержка каждого члена коллектива, раскрытие его индивидуальности, талантов.
Особенности корпоративной культуры часто определяются сферой деятельности. Например, в финансовой сфере она более определенна, строга, поведение сотрудников четко расписано, стиль общения – более формальный. Корпоративная культура в торговой сфере – часто весьма разнообразна, самобытна; как правило – она менее определенна, допускает больше вариаций в поведении, общении, стиль общения менее формален, более демократичен; приветствуется энергичность, общительность, коммуникабельность.
Одним из важных элементов корпоративной культуры является отношение к новичкам, адаптация новичков к самой корпоративной культуре. Внедрение в нее - процесс часто сложный и болезненный. Надо не просто понять все тонкости, но и впитать их в себя. Адаптация к корпоративной культуре - один из самых сложных моментов после прихода на новое место. В некоторых компаниях специально проводятся адаптационные тренинги и иные мероприятия, направленные на адаптацию новичков.
В последнее время в России работодатели перестали ограничиваться требуемой квалификацией и анкетными данными при приеме на работу. Большое внимание уделяется и профессионально важным качествам, и качествам необходимым для интериоризации требований организации, ее корпоративной культуры. В некоторых организациях каждому претенденту на вакантное место рассказывается об особенностях корпоративной культуры организации – с тем, чтобы человек сам принял решение, согласен ли он следовать принятым в организации традициям или нет.
Формирование корпоративной культуры - длительный и сложный процесс. Основные (первые) шаги этого процесса должны быть: определение миссии организации; определение основных базовых ценностей. И уже исходя из базовых ценностей, формулируются стандарты поведения членов организации, традиции и символика. Таким образом, формирование корпоративной культуры распадается на следующие четыре этапа:
¨ определение миссии организации, базовых ценностей;
¨ формулирование стандартов поведения членов организации;
¨ формирование традиций организации;
¨ разработка символики.
Все эти шаги и их результаты очень удобно и целесообразно описать в таком документе, как корпоративное руководство. Этот документ особенно полезен в ситуациях приема на работу и адаптации новых сотрудников и дает возможность практически сразу понять, насколько потенциальный сотрудник разделяет ценности организации.
Примеры традиций, внешних признаков, по которым можно судить о корпоративной культуре организаций:
-
все сотрудники ходят на работу в одежде офисного стиля. На пятницу не назначаются никакие переговоры, потому что традиционно в этот день все одеваются «вольно»;
-
у всех одинаковые и дорогие ручки известной фирмы;
-
«работаешь на здоровый образ жизни - не кури»;
-
день образования компании - бурный праздник с выездом за город;
-
если сотрудники задерживаются сверхурочно - за счет фирмы их угощают пиццей с пивом;
-
за каждый проработанный год выплачивается определенная премия;
-
все общаются на ты и по имени (это установка); никаких приемов - дверь Президента открыта, можно зайти и задать свой вопрос;
-
обязательно пользоваться (по крайней мере, на людях) той продукцией (косметика, фото, аксессуары), которую продает твоя фирма.
Существует много подходов к выделению различных атрибутов, характеризующих ту или иную культуру на макро- и на микроуровне. Так, Ф. Харрис и Р. Моран предлагают рассматривать конкретную корпоративную культуру на основе десяти характеристик:
· осознание себя и своего места в организации;
· коммуникационная система и язык общения;
· внешний вид, одежда и презентация себя на работе;
· что и как едят люди, привычки и традиции в этой области;
· осознание времени, отношение к нему и его использование;
· взаимоотношения между людьми;
· ценности и нормы;
· вера во что-то и отношение или расположение к чему-то;
· процесс развития работника и научение;
· трудовая этика и мотивирование.
В число используемых методов исследования конкретной корпоративной культуры входят следующие (по А. Русалиновой):
1. Наблюдение (рекогнисцировочное, моментное, фиксированное в значимых ситуациях);
2. Интервью с руководителем группы и представителями общественных организаций (пилотажное и частично стандартизованное);
3. Сплошной опрос членов производственной группы по стандартизованному опроснику, включающему вопросы для расчетов индексов групповой оценки и социометрические критерии;
4. Анализ производственной документации, отражающей характер активности и результаты деятельности группы.
Существуют методы поддержания корпоративной культуры, которые не сводятся только к найму нужных и увольнению ненужных людей. Основными группами методов являются следующие:
-
Усиление существующей мотивации [ менеджеров], борьба с тем, что работать просто надоело. Участники должны «добрать» необходимое им для высокой мотивации
-
Поддержка и ограничение инициатив
-
Канализация энергии конфликта . Две важные позитивные стороны конфликта - стремление к изменениям и высокая энергетика позволяют компании лучше достигать своих целей.
-
Раскрытие способностей сотрудников, нахождение путей самореализации
-
Тренинг может служить для диагностики проблем подразделения или организации в целом.
-
Причем важно данный процесс не смешивать с процессом оценки персонала.
-
«Можно побывать в чужой шкуре». В процессе тренинга в различных ролевых ситуациях наш руководитель сможет побыть в роли подчиненного, и на себе почувствовать разницу между давлением, манипуляцией и равноправным стилем общения. Именно эта разница позволит начать необходимые изменения в собственной организации.
-
Создание теплой творческой деловой атмосферы
-
Тренинг может стать фактическим подтверждением таких норм как: "в нашей организации каждый может быть услышан", "в нашей организации можно и нужно проявлять инициативу", "в нашей организации можно работать с удовольствием".
-
Поэтому самое важное, что должен сделать менеджер, желающий сформировать К.К - это сформулировать для себя основные ценности организации.
-
Осознание существующей культуры
-
Соответствие КК культуре потенциального сотрудника
-
Адаптация новых сотрудников к корпоративной культуре организации
-
Формирование к.к. - длительный и сложный процесс. Это материал для отдельной статьи. Отметим лишь основные шаги: определение миссии организации, определение основных базовых ценностей
-
Выбор конкретного стиля (в какой одежде лучше ходить и т.д.)
1.1 Перечень основных терминов, используемых в программе
Корпоративная культура - это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации, и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий.
Ценностные ориентации - социально-психологическое понятие, с помощью которого выявляется личностный смысл для людей определенных материальных и духовных явлений.
Вознаграждение - один из основных элементов системы мотивации и стимулирования труда персонала, все то, что представляет для работника ценность или может казаться ему ценным.
Деловая этика - совокупность принципов и норм, которыми должна руководствоваться организация и ее члены в сфере управления и предпринимательства.
Имидж - образ, изображение, распространенное представление о характере того или иного объекта.
Кадровая политика - целостная и объективно обусловленная стратегия работы с персоналом, объединяющая различные формы, методы и модели кадровой работы.
Профессионально важные качества – индивидуальные особенности человека, обеспечивающие успешность профессионального обучения и осуществления профессиональной деятельности.
Коммуникации - способ общения и передачи информации от человека к человеку в виде письменных и устных сообщений, языка телодвижений и параметров речи.
Самореализация - высшее желание человека реализовать свои таланты и способности.
Способности – индивидуально-психологические особенности индивида, обуславливающие возможность успеха в какой-либо деятельности.
Самооценка – оценивание человеком собственных личностных качеств, поведения и достижений.
Профессиональное самоопределение – процесс формирования человека как субъекта профессиональной деятельности.
Лекция № 14
- Часть 2
- 1. Организационная коммуникация
- 1.1. Основные подходы и проблемы. Структура коммуникации
- 1.2. Значение и смысл в коммуникации
- 2. Современные теории коммуникации
- 2. 1. Коммуникация как реальность значений и описания действительности
- 2.2. Значения и социальные роли. Скоординированное управление значениями
- 2. 3. Символическое взаимодействие
- 2.4. Потребности в коммуникации
- 2.5. Культурный подход к организационной коммуникации
- 2.6. Познавательная модель коммуникации
- 3. Организационная коммуникация как система
- 3.1. Смысл в организационной коммуникации
- 3. 2. Коммуникативная среда организаций. Коммуникация и культура
- 3. 3. Внешняя коммуникация организаций. Реклама и продвижение
- Вопрос 4. Человек в организации: основы организационного поведения Удовлетворенность и эмоции в организационной жизни
- Теории X и уд Мак-Грегора
- Иерархия потребностей по а. Маслоу
- Гигиенические и мотивационные факторы в концепции ф. Герцберга
- Теория ожидания в. Врума
- Делегирование и наделение полномочиями в организации
- Оценка результатов и снятие обратной связи в организациях
- 5. Взаимодействие в организации: групповые процессы
- Формальная и неформальная структура группы
- Роли, необходимые для успешного существования группы (по Бейлзу):
- Семантическое поле как первопричина групповой динамики
- Психология управления групповыми явлениями и процессами в деятельности руководителя организации
- Социальная организация как объект управления
- Механизмы групповой динамики в организации
- Феномены групповой жизнедеятельности
- Распределение деловых ролей в организации
- Коммуникационная структура организации. Слухи и меры противодействия им
- 2. Ориентирование работников относительно надежных и достоверных средств информации, печатных изданий и др.
- 3. Наличие устойчивой обратной связи.
- Социометрия как основной метод диагностирования межличностных взаимоотношений в организации. Особенности проведения референтометрии
- 1. Индекс группового единства исследуемой организации:
- 2. Индекс групповой разобщенности исследуемой организации:
- 1) Метод социометрических измерений Дж. Морено
- 3 Этап. Определение величины ограничения возможных выборов.
- Социометрическая карточка
- 2) Психометрический метод Дюке
- 3) Опросник межличностных отношений в. Шультца
- Основные варианты использования средств диагностики межличностных отношений в малых группах
- 4) Методика изучения межличностных отношений и комплектования малых групп
- Анкета для проведения социометрического обследования
- Регистрационный лист к анкете для проведения социометрического обследования
- Анкета к методике Дюке
- Регистрационный лист к методике Дюке
- Опросник к методике омо
- Регистрационный лист к методике омо
- «Ключ» для обработки шкал омо
- 5) Методика выявления отношения к Другому (а. А. Бодалев, ю. В. Александрова)
- Общие правила оценивания
- Показатели теста
- Основные психометрические характеристики теста од
- 6) Методика шкальной оценки организации (частный семантический дифференциал)
- Лекция № 12. Социально-психологический климат
- 1. Сущность социально-психологического климата
- 2.Факторы формирования социально-психологического климата
- 3.Показатели социально-психологического климата
- Вопрос 1. Сущность социально-психологического климата
- Вопрос 2. Факторы формирования социально-психологического климата
- Вопрос 3. Показатели социально-психологического климата
- Технологія формування сприятливого соціально-психологічного клімату в організації
- 1. Зміст, структура та види соціально-психологічного клімату в організації (інформаційно-смисловий-компонент технології).
- Методики для діагностики соціально-психологічного клімату в організації (діагностичний компонент технології).
- Тренінгова програма формування сприятливого соціально-психологічного клімату в організації (корекційно-розвивальний компонент технології)
- 1. Зміст, структура та види соціально-психологічного клімату в організації (інформаційно-смисловий компонент технології)
- 2. Методики для діагностики соціально-психологічного клімату в організації (діагностичний компонент технології)
- Методика 1. Анкета для вивчення соціально-психологічного клімату в педагогічному колективі
- Методика 2. Аналіз та оцінка соціально-психологічного клімату в колективі
- Методика 3. Методика для вивчення стилю керівництва в педагогічному колективі
- 3. Тренінгова програма формування сприятливого соціально-психологічного клімату в організації (корекційно-розвивальний компонент технології)
- Тема 1. «Поняття про соціально-психологічний клімат та його роль в життєдіяльності організації».
- Тема 2. «Структура соціально-психологічного клімату».
- Тема 3. «Види соціально-психологічного клімату».
- Тема 4. Вплив чинників макросередовища на формування соціально-психологічного клімату в колективі.
- Тема 5. Роль чинників мікросередовища у формуванні соціально-психологічного клімату колективу.
- Тема 6. Психологічні умови формування сприятливого соціально-психологічного клімату в колективі.
- Корпоративная культура
- Вопрос 1. Другие определения
- Вопрос 2. Виды корпоративных культур по д.Зонненфельду
- Вопрос 3. Позитивные и негативные корпоративные культуры
- Вопрос 4. Некоторые типы современной российской организационной культуры
- Вопрос 5. Рационально-прагматическая концепция организационной культуры
- Вопрос 5.1. Уровни культуры по Шейну
- Вопрос 5.1.1. Артефакты
- Вопрос 5.1.2. Провозглашаемые ценности
- Вопрос 5.1.3. Базовые представления
- Вопрос 5.2. Изменение организационной культуры
- Примечания
- Литература
- Программа формирования корпоративной культуры
- 1. Общие положения
- «Мотивация и стимулирование персонала в организации»
- Вопрос 1. Подходы к мотивации персонала в организации
- Вопрос 2. Теории мотивации
- Вопрос 3. Виды стимулирования персонала в организации
- 4.1. Диагностика мотивации профессионального самосовершенствования сотрудника
- Перевод первичных баллов в баллы мпсс
- Вопрос 2 анкеты 3:
- Вопрос 12 анкеты 4:
- 4.2. Комплексная методика изучения и развития мотивации профессионального самосовершенствования сотрудников
- Адаптивный вариант методики определения мотивационного профиля личности
- Часть 1.
- Диагностика мотивации личности
- Часть 1 (1-8 вопросы)
- Тест 1 "уровень притязаний личности" в. Горбачевского
- Ключ к компонентам мотивационной структуры личности
- Правила прямого и обратного перевода ответов в баллы
- Тест № 2 "уровень притязания"
- Методика № 3 диагностики "рейтинг ценностно-потребносгных ориентации персонала"
- Опросный лист
- Вопросы второй группы Ответьте, пожалуйста, на них
- Обработка результатов
- Интерпретация результатов
- Ключ к тесту
- Тест № 6 «диагностика структуры жизненных ценностей"
- Бланк ответов – дешифратор
- Морфологический теп жизненных ценностей
- Методика № 7 диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере о.Ф. Потемкиной
- Образец протокола
- Тест № 8 «Смысложизненных ориентаций»
- Средние и стандартные отклонения субшкал и общего показателя ож (n-200 чел.)
- Часть 2.
- Диагностика мотивации личности
- Часть 1 (9-20 вопросы)
- Тест № 9 "осознанность жизненных целей"
- Тест № 10 "самореализация"
- Тест "Самореализация"
- Ваша профильная оценка Тест. Самореализация
- Тест № 11
- Тест № 12
- Тест № 13 "определение мотивации в работе"
- Тест № 14 "диагностика мотивационной структуры личности"
- Текст опросника "Диагностика мотивационной структуры личности"
- Тест № 15 "оценка удовлетворенности работой"
- Тест № 17
- Тест № 18 "определение мотивов достижения"
- Методика № 19 диагностики личности на мотивацию к успеху т. Элерса
- Методика № 20 диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач т. Элерса
- Вопрос 1. Положение женщин на рынке труда и в бизнес-слое
- 2. Гендерные различия в менеджменте
- 3. Факторы, препятствующие внедрению женщин в бизнес-слой
- 4.Стратегии поддержки женщин в бизнес-слое и программы профессиональной подготовки
- 5. Половые и гендерные особенности выбора, планирования, реализации личности в ее карьере
- «Методики изучения полоролевых особенностей мужчин и женщин»
- Шкала «маскулинность-фемининность» из Фрайбургского личностного опросника (fpi).
- Методика «Маскулинность-фемининность» с. Бем.
- Методика «Женственность».
- 1. Шкала «маскулинность-фемининность» из Фрайбургского личностного опросника (fpi)
- 2. Методика «Маскулинность—фемининность» с. Бем
- 3. Методика «Женственность»
- Психологические аспекты индивидуальной карьеры
- Вопрос 1. Социально-психологическое содержание понятия «карьера»
- I. Низовое звено управления (технический уровень).
- Вопрос 2. Основные стадии и этапы индивидуальной карьеры
- Вопрос 3. Методика оценки карьерных ориентации э. Шейна
- Вопрос 4. Деловая карьера руководителя: планирование и реализация
- Психодиагностика карьеры
- Тест№ 1 "якоря карьеры". Адаптация в.А. Чикер
- Тест 2 "ваши пути свершения карьеры"
- Тест 3 "успех"
- Тест 4 "ваши деловые перспективы"
- Тест 5 "ваше честолюбие"
- Тест 6 "крепко ли вы держитесь на своей работе?"
- Тест 7 «лентяй или трудяга?»
- Тест 8 "оцените свой интеллектуальный потенциал как работника"
- Тест 9 "считаете ли вы себя ценным работником?"
- Тест 10 "подходите ли вы для своей работы?"
- Тест 11 "довольны ли вы своей работой?"
- I. Комфортно ли вам на службе?
- II. О вашем здоровье
- I. Комфортно ли вам на службе
- II. О вашем здоровье
- Тест 12 "ваши успехи на работе"