logo
лекции часть2

Образец протокола

  1. 9. 13. 17.21.25.29.33.37.

  1. 10.14.18.22.26.30.34.38.

3.7.11.15.19.23.27.31.35.39.

  1. 12.16.20.24.28.32.36.40.

Обработка и интерпретация данных

Обработка данных производится по горизонтальным стро­кам протокола (см. образец).

Ключи к методике выявления установок на "альтруизм - эго­изм ", "процесс - результат ":

1. Сумма "плюсов" первой строки - вопросы: 1, 5, 9, 13, 17, 21,25,29,33,37- "ориентация на процесс". Обычно люди более ориентированы на процесс, менее задумываются над достиже­нием результата, часто опаздывают со сдачей работы, их про­цессуальная направленность препятствует их результативнос­ти; ими больше движет интерес к делу, а для достижения резуль­тата требуется много рутинной работы, негативное отношение к которой они не могут преодолеть.

2. Сумма "плюсов" второй строки-вопросы: 2, 6, 10, 14, 18,22, 26, 30, 34, 38 - "ориентация на результат". Люди, ориенти­рующиеся на результат, - одни из самых надежных. Они могут достигать результата в своей деятельности вопреки суете, по­мехам, неудачам.

3. Сумма "плюсов" третьей строки ~ вопросы: 3,7,11,15,19,23, 27,31,35,39 - "ориентация па альтруизм". Люди, ориентирующиеся на альтруистические ценности, часто в ущерб себе, заслуживают всяческого уважения. Это люди, о которых стоит позаботиться. Альтруизм - наиболее ценная общественная мотивация, наличие которой отличает зрелого человека. Если же альтруизм чрезмерно вредит, он, хотя и может казаться нера­зумным, но приносит счастье.

4. Сумма "плюсов" "ориентация на эгоизм". Люди с чрезмер­но выраженным эгоизмом встречаются довольно редко. Извест­ная доля "разумного эгоизма" не может навредить человеку. Скорее, более вредит его отсутствие, причем это среди людей "интеллигентных профессий" встречается довольно часто. Воп­росы: 4, 8, 12, 16, 20, 24,28, 32, 36, 40.

Ключи к методике выявления установок "свобода-власть", "труд - деньги":

Подсчет данных осуществляется так же, как и в предыдущей методике: подсчитывается количество плюсов (ответов "'ДА" по горизонтальной строке протокола).

  1. Сумма первой строки - "ориентация па труд" – обычно люди, ориентирующиеся на труд, все время используют для того, чтобы что-то сделать, не жалея выходных дней, отпуска и т.д. Труд приносит им больше радостей и удовольствия, чем какие-то иные занятия.

  2. Сумма второй строки - "ориентация на свободу"— главная ценность для этих людей - это свобода. Очень часто ориентация на свободу сочетается с ориентацией на труд, реже это сочетание "свободы" и "деньги".

  1. Сумма третьей строки - "ориентация на власть" - эта ори­ентация больше свойственна представителям сильного пола. Очень часто - это производственники, хотя среди них бывают и исключения.

  2. Сумма четвертой строки - "ориентация па деньги " - обыч­но бывает в двух случаях, когда деньги есть и когда их нет. В наших выборках, в которых в основном участвовали учителя и руководители, эта ориентация выражена слабее, чем другие.

В настоящее время, когда происходит ломка многих устояв­шихся ранее взглядов на жизнь, исследование изменений ориен­тации имеет чрезвычайное значение. Особенности ценностных ориентации интересны при профессиональном отборе, профо­риентации, индивидуально-психологических, а также группо­вых консультациях. А могут быть интересны и в самых нео­жиданных ситуациях, например при консультировании по воп­росам семьи и брака, Как показал наш опыт, разногласия в социально-психологических установках часто вносит разлад в брачно-семейные отношения. Целесообразнее, если разногла­сия в установках будут выявлены заранее и будут попытки их преодоления.

Результаты, полученные с помощью данных методик, целе­сообразно представить графически. Для этого необходимо на­чертить две вертикальные пересекающиеся прямые и отложить на каждой из четырех прямых от центра (точка 0) количество баллов согласно ключам опросника. Далее следует эти точки соединить. В результате получится плоскость, отражающая осо­бенности социально-психологических установок.

Следует отметить, что можно, на оснований результатов использования методик, выявить несколько групп испытуемых:

  1. Группа высокомотивированных испытуемых с гармонич­ными ориентациями. Все ориентации выражены сильно и в рав­ной степени.

  2. Группа низкомотивированных испытуемых, у которых все ориентации выражены чрезвычайно слабо.

3. Группа с дисгармоничными ориентациями, у которых некоторые ориентации выражены сильно, а другие могут даже отсутствовать.

В процессе индивидуального консультирования целесооб­разно уточнить, в частности, причины дисгармоничности ори­ентации или низкую мотивацию. Эти причины могут быть вре­менными и не нуждаться в коррекции.