logo
лекции часть2

Вопрос 1. Социально-психологическое содержание понятия «карьера»

Слово «карьера» (франц. carriere) означает успешное продвиже­ние в области общественной, служебной, научной и прочей деятель­ности, род занятий, профессию.

Может ли человек построить свою жизнь согласно плану, замыс­лу? Может ли он сам ее строить или жизнь все делает за него? Каково влияние «старта» жизни на «финиш»? Каковы критерии удавшейся жизни? Это вопросы, в которых смыкаются личные и общественные интересы. А критериями удавшейся карьеры являются удовлетворен­ность жизненной ситуацией (субъективный критерий) и социальный успех (объективный критерий). То есть объективная, внешняя сторона карьеры - это последовательность занимаемых индивидом профес­сиональных позиций, а субъективная, внутренняя сторона - это то, как человек воспринимает свою карьеру, каков его образ профессио­нальной жизни и собственной роли в ней.

В последние годы стал исчезать негативный оттенок понятия «ка­рьера». Сейчас человек, «делающий карьеру», рассматривается, ско­рее, как имеющий ориентацию на реализацию личностного и про­фессионального потенциала. Карьера - это один из показателей ин­дивидуальной профессиональной жизни человека, достижение жела­емого статуса и соответствующего ему уровня и качества жизни, а также достижение известности и славы. Успешно построенная карье­ра позволяет человеку добиться признания своей неповторимости, значимости для других людей, для общества в целом.

У каждого человека имеются личностная концепция, таланты, побуждения, мотивы и ценности, которыми он не может поступиться, осуществляя выбор карьеры. Жизненный опыт формирует у каждого человека определенную систему ценностных ориентации, социальных установок по отношению к карьере в частности, и к работе вообще. Поэтому в профессиональном плане субъект рассматривается и опи­сывается через систему его диспозиций (здесь, на наш взгляд, очень продуктивна диспозиционная теория В. А. Ядова), ценностных ори­ентации, социальных установок, интересов и тому подобных соци­ально обусловленных побуждений к деятельности. Этим понятиям в американской психологии соответствует понятие карьерных ориен­тации. Это есть некоторый смысл, который человек хочет реализо­вать при выборе и осуществлении своей карьеры, это индивидуаль­ные сочетание и последовательность аттиьтюдов, связанных с опы­том и активностью в сфере работы на протяжении всей жизни. Поня­тие карьерных ориентации мы относим к диспозициям высшего уровня (по Ядову), которые являются устойчивым образованием и определя­ют профессиональный жизненный путь человека.

К сожалению, в нашей стране практически нет работ непосред­ственно по социально-психологическим аспектам карьеры. Поэтому обратимся к зарубежным исследованиям на эту тему.

Понятие успешной карьеры связывается прежде всего с успеш­ным профессиональным самоопределением. Одной из популярных в психологии является теория профессионального самоопределения Д. Сьюпера. В ней девять основных положений. Одно из них гласит: удовлетворенность работой (а во многом и жизнью в целом) зависит от того, в кдкой мере человек находит адекватные возможности для реализации своих способностей, интересов и свойств личности в про­фессиональной ситуации, что в значительной степени определяется возможностью играть ту роль, которая считалась подходящей на ста­дии профессионального развития. В теории Сьюпера утверждается, что важнейшей детерминантой профессионального пути человека является его представление о своей личности - так называемая «про­фессиональная Я-концепция», которую каждый человек в жизни воп­лощает в серию карьерных решений. Профессиональные предпочте­ния и тип карьеры - это попытка ответить на вопрос: «Кто я?». Из­бранная профессия и карьерные достижения оказывают сильное вли­яние на нашу общую «Я-концепцию» и самооценку. При этом очень часто человек реализует свои карьерные ориентации неосознанно.

Д. Сьюпер выделил четыре типа карьеры, которые зависят от осо­бенностей личности, образа жизни, отношений и ценностей челове­ка. Основанием этой классификации является показатель стабильно­сти карьеры.

Стабильная карьера - характеризуется продвижением, обуче­нием, тренировкой в единственно постоянной профессиональной де­ятельности.

Обычная карьера - наиболее распространенная - совпадает с нормативными стадиями жизненного пути человека, включая кри­зисы.

Нестабильная карьера - характеризуется двумя или нескольки­ми пробами, причем смена профессиональной деятельности проис­ходит после определенного периода стабильной работы в предыду­щей профессиональной сфере.

Карьера с множественными пробами - изменение профессио­нальных ориентации происходит в течение всей жизни.

При характеристике типа карьеры принимается во внимание как последовательность, частота и длительность избираемой профессио­нальной деятельности, так и достигнутый уровень профессиональ­ного мастерства. Большое индивидуальное своеобразие внутри ти­пов профессиональных карьер, которое мы наблюдаем в жизни, во многом определяется личностными особенностями.

Чаще всего при изучении успешной карьеры объектом исследования становятся руководители. Американские исследователи выделяют три уровня карьеры среди руководителей.