2. 1. Коммуникация как реальность значений и описания действительности
Описание реальности. Одним из значимых параметров значений, участвующих в коммуникации является их реальность - соответствие действительности. В лингвистике этот критерий называют референцией знака, то есть соотнесенностью знака с действительностью А.Корзжибски (1948). Е.В. Падучева, 2002, И.Ли (I.Lee, 1941), У.Джонсон (W. Johnson, 1946), С.Хайякава (1990).
Общая семантика А. Корзжибского положила начальные принципы анализа коммуникации с позиции ясности и соответствия действительности. А.Корзжибски (A.Korzsybski), полагал, что способность говорить - это сущность человека в отличие от животных и растений. Например, растительность преобразует энергию солнца в органическое химическое питательное вещество. Так как растения имеют способность к фотосинтезу. Животные могут преобразовывать ситуацию, перемещаясь с места на место.
Люди же имеют дополнительную способность использовать символы, чтобы влиять на происходящее и передавать накопленный опыт прошлого. Таким образом, язык имеет высокое значение для выживания и дол г людей, согласно А.Корзжибски (A.Korzsybski). в способности использовать язык, как бы „преодолевая время”.
По наблюдениям А.Корзжибски (A.Korzsybski), слова могут служить не только для выживания, но также стать и источником недоразумений. У.Джонсон (W. Johnson) рассматривал поведение людей в затруднительных ситуациях и заключил, что, несмотря на разнообразие их неправильных действий, людям свойственна общая неспособность ясно описать ситуацию, в которой они находятся. Это, как раз и приводит к неспособности вести себя адекватно реальной ситуации. Напротив, осторожное, научное использование языка предотвращает беспорядок и нереальность, которую слова могут производить.
Пример 3. Все системы, в том числе и организационные, при отсутствии упорядочивающих действий, стремятся к максимальной неопределенности, хаосу, смерти. Напротив, любые действия, направленные на упорядочивание неопределенности способствуют выживанию организации. Коммуникация -это и есть процесс упорядочивания действительности посредством придания объектам, событиям значений и закрепления за ними соответствующих слов. Есть и обратный процесс. Если объектам и событиям действительности приданы несоответствующие значения и слова, то, как следствие, при этих
условиях коммуникация играет разрушающую роль - увеличивает неопределенность и беспорядок. Такой процесс можно назвать псевдокоммуникацией или дезинформацией. Согласно: П Я Власов. 2001
Словари не сообщают нам, как слова должны использоваться; словари просто отражают, как слова могут использоваться. Традиционная семантика, как наука о значении слов, концентрируется на том, как слова уже используются, а не на том, как они могут быть использованы. Заслуга общей семантики А.Корзжибски (A. Korzsybski), заключается в том, что она исходит из этой описательной позиции, убеждая изменить структуру языка так, чтобы наше исполнение слова соответствовало ясности описания действительности. Эти поиски - не столько теория, сколько методология, гарантирующая, что язык используется больше для воспроизведения действительности.
Три принципа общей семантики. А.Корзжибски (A.Korzsybski) рассматривал язык как частичную карту действительности. Его теория базируется на трех принципах, раскрывая функцию коммуникации как инструмента описания и упорядочивания действительности.
Слова—только карты действительности; они—не сама территория. Слово—не вещь, к которой оно относится.
Пример 4. Идентификация слова с его значением - нетривиальная проблема. Рассмотрим значение такого слова как синдром приобретенного иммунодефицита. Только само слово, СПИД создает пугающий эффект на многих, кто его слышит. Вообразите тяжелое положение изготовителя диетического леденца по имени Ayds. Так как название леденца звучит подобно медицинскому заболеванию, продажа упала на 50 процентов, и изготовитель был вынужден изменить фирменный знак изделия.
Согласно: Е. Griffin. 1991
Слово имеет не одно значение или официальную интерпретацию. Значение слова невозможно выяснить вопросом: „Что означает слово?”. По возможно, выяснить, что человек имел в виду, используя это слово. Таким образом, слова не означают вещи прямо, посредством прямого указания на них. Но слова обозначают вещи посредством того, что люди о них предполагают. То есть посредством субъективного значения, которое человек приписывает слову.
Более того, в этом принципе отражено противоречие между динамизмом окружающей действительности и статичностью (постоянством) окружающей действительностью. Как «Нельзя волну реку пойти дважды», так и нельзя меняющийся объект однозначно описать одним и тем же словом, не меняя контекста и оттенков значения.
Пример 5. Обратите внимание на то, как преодолевается противоречие между статичностью слов и изменчивостью действительности, на примере компании, постоянно приспосабливающейся к изменениям рынка. Так, меняющееся состояние рынка (таким мы называем его потому, что ни один из участников рынка: клиент, поставщик, конкурент не находятся в постоянном статичном положении, напротив, меняются; к примеру, состояние финансового баланса, состояние персонала, актуальность их предложения и т.д.) заставляет компанию не только фиксировать коммерческую историю, но и изменять характер предложения (собственно формулировку, его аргументацию, а также и саму суть продукта, включая ценообразование). Таким образом, видоизменяя значение предложения для покупателей, компания меняет собственно значение продукта и свое собственное значение для клиентов.
Специалисты по общей семантике предостерегают против таких способов олицетворения слова с вещью, которые однозначно и навсегда закрепляют за определенным объектом действительности единственное значение. Использования таких терминов как все. всегда, каждый, полностью. Они говорят о том, что эти термины подталкивают язык к чему-то чрезвычайному и определенному однозначно, подразумевая, что мы знаем все о постоянно меняющейся ситуации.
Слово может иметь несколько значений, но задача пользователя постоянно различать оттенки значения и контекст, в котором употребляется данное слово, понимая, что именно они отражают динамизм ситуации действительности и отражают его в значении слова.
Принцип не категоричности. А.Корзжибски (A.Korzsybski) также считал, что бескомпромиссное размышление о действительности по принципу „все или ничего”, исключает промежуточные значения и влечет за собой большую часть жизненных проблем. Примером таких суждений могу быть, следующие выражения: «Вы или за меня или против меня», «Не доверяйте никому, чей возраст уже за тридцать». Анализ действительности по этому принципу означает категоричность мышления. Оно ведет к появлению ложных различий между рациональным и эмоциональным, временем и местом, нами и ими, хорошим и плохим.
Принцип не категоричности заключатся в том, что карта описывает только часть территории. Это означает, что использование слов заставляет нас пристально смотреть на одни особенности и игнорировать другие. Так как многие особенности действительности не учтены, устное описание представляет действительность более оторванной и высушенной, чем она есть в действительности. Очевидно, что, называя объект, коммуникант выделяет его из фона1 и уже тем самым приписывает ему значение, помещает в свой контекст. Тем самым объект перестал принадлежать действительности и «превратился» в точку па карте субъекта. Между тем сама действительность по-прежнему существует, изменяется и обладает всеми остальными отличиями, не включенными в описание.
Тем не менее, коммуникантам часто свойственно настаивать на тех выделенных свойствах, которые важны именно для них, что приводит к невозможности договориться об общих значениях и общем понимании действительности, а также узакониванию языке стереотипов мышления и догматизма.
Напротив, принцип не категоричности в коммуникации предлагает соединять концепции, которые, кажутся, противопоставленными в языке, но неотделимы по природе. Что и происходит в языковом творчестве. А.Корзжибски (A.Korzsybski) препятствовал при описании действительности обращениям к привычке, традиции, или постоянству в использовании слове жестко закрепленными значениями.
Он предлагает множество мер против догматизма, как, например, множество фраз, которые отражают меньше чем 100 процентов уверенности: «Это кажется мне...», «я нахожу вероятным, что...», «насколько я вижу...». Эти фразы показывают, что использованные слова и высказывания имеют относительный характер и меняются в связи с изменением точки отсчета.
Принцип обобщения. А.Корзжибски (A.Korzsybski) описал язык как саморефлексивный2 объект. Это означает, что пользователь языка может использовать слова, чтобы говорить относительно употребления этих слов. Процесс саморефлексии заключается, например, в нахождении похожих особенностей среди вещей, которые являются уникальными, если игнорировать их различия. Таким образом, возникает обобщение и как результат, например, образование абстрактных понятий.
1Термины «объект» и «фон» применяются в Гештальт-психологии. В частности, выделяя какой-то объект ил фона, человек основывается или на собственных стереотипах восприятия, или ин том, что такой объект представляет для него интерес. В любом случае объект - это субъективное восприятие чего-либо как знакомою или интересного (D. Навис, 2002).
1 Под термином «саморефлексия» мы понимаем процесс самоанализа, где объектом анализа выступает сам анализирующий.
Так, к примеру, полезно найти общий элемент в поведении разных клиентов и заключить, что им всем свойственно отказываться от сотрудничества, объясняя свой отказ, например, отсутствием денег или высокими ценами на предлагаемый товар/услугу. Однако очень опасно при этом забыть, что условия отказа от сотрудничества всякий рая разные.
Общая семантика представляет иллюстрированную модель, чтобы показать, как абстрактный язык ведет к недоразумению. Например, лестница абстракции С.Хайякавы (Ilayakawa S.I), одна из наиболее используемых иллюстраций потери определенной детали, которая происходит с обобщением. Рассмотрим подробнее это восхождение но лестнице абстракции на примере восприятия такого животного как корова.
Так, на первом шаге мы представляем корову такой, какой она известна нам по прошлому опыту. На втором шаге-то есть на стадии восприятия, мы выделяем объект, жующий жвачку на пастбище. Мы все еще захватываем много динамического процесса, который мы наблюдаем действительности. Язык появляется на третьем шаге. Мы, описываем объект нашего внимания, называя именем собственным. Шаг третий - это единственный, который обращается к определенному животному в определенное время и место. Затем объект теряет свою индивидуальность на следующем, четвертом шаге, более высоком по уровню абстракции, в котором она становится одним из класса объектов - «коровы». Имеется преимущество и недостаток в этой дальнейшей абстракции. Смешивая Бесси с подобными существами, мы способны сосредоточиться на характеристиках, которые имеют специальное значение для нас, типа производства молока, число бифштексов, которые мы можем получать, или чистой прибыли за фунт. Номы перемещаемся еще дальше от заметного факта, который наблюдали в действительности. Что приходит на ум, когда мы говорим, что « корова» - это небольшое подобие определенному животному - мычащее, жующее.
Так на четвертом этапе появляется такая абстракция, где говорящий и слушатель больше не имеют мысленного образа тою, о чем они говорят. Их выводы высокого уровня выглядят вроде бы как чистая правда, но концепции слишком далеки от действительности, поэтому трудно понять, используют ли коммуниканты слово в одном и том же значении.
Закрепление классов/категорий появляется на верхней ступени абстракции. Например, политики особенно тяготеют к употреблению абстрактных терминов, подобно справедливости, демократии и патриотизму вокруг, не пытаются проверить твердую территорию, к которой относятся эти слова.
Пример 6. Тек, например, советский политический строй обусловил появление особого советского политического дискурса. Наиболее характерным его отличием является, как раз наличие большого количества абстрактных слов, полученных путем номинализации (то есть образования существительных на основе глаголов) например: «внедрение новой техники; широкое применение механизации и автоматизации; улучшение производственного кооперирования». Итогом таких бесчисленных номинализаций является исчезновение реальной действительности, о которой говорится. После того как действительность удалена, возможны дальнейшие идеологические манипуляции с обозначенными сущностями. Согласно: П.Серио, 1993
Понимание несоответствия между абстрактными словами и действительностью - первая линия защиты от семантической ошибки. Следующий шаг вниз по лестнице абстракции необходим, чтобы добраться ближе к жизни.
Движение предполагает, что мы можем сокращать абстрактность через семантическую дымовую завесу, задавая три вопроса: Что Вы имеете в виду? Откуда Вы знаете? Из чего Вы исходите?
- Часть 2
- 1. Организационная коммуникация
- 1.1. Основные подходы и проблемы. Структура коммуникации
- 1.2. Значение и смысл в коммуникации
- 2. Современные теории коммуникации
- 2. 1. Коммуникация как реальность значений и описания действительности
- 2.2. Значения и социальные роли. Скоординированное управление значениями
- 2. 3. Символическое взаимодействие
- 2.4. Потребности в коммуникации
- 2.5. Культурный подход к организационной коммуникации
- 2.6. Познавательная модель коммуникации
- 3. Организационная коммуникация как система
- 3.1. Смысл в организационной коммуникации
- 3. 2. Коммуникативная среда организаций. Коммуникация и культура
- 3. 3. Внешняя коммуникация организаций. Реклама и продвижение
- Вопрос 4. Человек в организации: основы организационного поведения Удовлетворенность и эмоции в организационной жизни
- Теории X и уд Мак-Грегора
- Иерархия потребностей по а. Маслоу
- Гигиенические и мотивационные факторы в концепции ф. Герцберга
- Теория ожидания в. Врума
- Делегирование и наделение полномочиями в организации
- Оценка результатов и снятие обратной связи в организациях
- 5. Взаимодействие в организации: групповые процессы
- Формальная и неформальная структура группы
- Роли, необходимые для успешного существования группы (по Бейлзу):
- Семантическое поле как первопричина групповой динамики
- Психология управления групповыми явлениями и процессами в деятельности руководителя организации
- Социальная организация как объект управления
- Механизмы групповой динамики в организации
- Феномены групповой жизнедеятельности
- Распределение деловых ролей в организации
- Коммуникационная структура организации. Слухи и меры противодействия им
- 2. Ориентирование работников относительно надежных и достоверных средств информации, печатных изданий и др.
- 3. Наличие устойчивой обратной связи.
- Социометрия как основной метод диагностирования межличностных взаимоотношений в организации. Особенности проведения референтометрии
- 1. Индекс группового единства исследуемой организации:
- 2. Индекс групповой разобщенности исследуемой организации:
- 1) Метод социометрических измерений Дж. Морено
- 3 Этап. Определение величины ограничения возможных выборов.
- Социометрическая карточка
- 2) Психометрический метод Дюке
- 3) Опросник межличностных отношений в. Шультца
- Основные варианты использования средств диагностики межличностных отношений в малых группах
- 4) Методика изучения межличностных отношений и комплектования малых групп
- Анкета для проведения социометрического обследования
- Регистрационный лист к анкете для проведения социометрического обследования
- Анкета к методике Дюке
- Регистрационный лист к методике Дюке
- Опросник к методике омо
- Регистрационный лист к методике омо
- «Ключ» для обработки шкал омо
- 5) Методика выявления отношения к Другому (а. А. Бодалев, ю. В. Александрова)
- Общие правила оценивания
- Показатели теста
- Основные психометрические характеристики теста од
- 6) Методика шкальной оценки организации (частный семантический дифференциал)
- Лекция № 12. Социально-психологический климат
- 1. Сущность социально-психологического климата
- 2.Факторы формирования социально-психологического климата
- 3.Показатели социально-психологического климата
- Вопрос 1. Сущность социально-психологического климата
- Вопрос 2. Факторы формирования социально-психологического климата
- Вопрос 3. Показатели социально-психологического климата
- Технологія формування сприятливого соціально-психологічного клімату в організації
- 1. Зміст, структура та види соціально-психологічного клімату в організації (інформаційно-смисловий-компонент технології).
- Методики для діагностики соціально-психологічного клімату в організації (діагностичний компонент технології).
- Тренінгова програма формування сприятливого соціально-психологічного клімату в організації (корекційно-розвивальний компонент технології)
- 1. Зміст, структура та види соціально-психологічного клімату в організації (інформаційно-смисловий компонент технології)
- 2. Методики для діагностики соціально-психологічного клімату в організації (діагностичний компонент технології)
- Методика 1. Анкета для вивчення соціально-психологічного клімату в педагогічному колективі
- Методика 2. Аналіз та оцінка соціально-психологічного клімату в колективі
- Методика 3. Методика для вивчення стилю керівництва в педагогічному колективі
- 3. Тренінгова програма формування сприятливого соціально-психологічного клімату в організації (корекційно-розвивальний компонент технології)
- Тема 1. «Поняття про соціально-психологічний клімат та його роль в життєдіяльності організації».
- Тема 2. «Структура соціально-психологічного клімату».
- Тема 3. «Види соціально-психологічного клімату».
- Тема 4. Вплив чинників макросередовища на формування соціально-психологічного клімату в колективі.
- Тема 5. Роль чинників мікросередовища у формуванні соціально-психологічного клімату колективу.
- Тема 6. Психологічні умови формування сприятливого соціально-психологічного клімату в колективі.
- Корпоративная культура
- Вопрос 1. Другие определения
- Вопрос 2. Виды корпоративных культур по д.Зонненфельду
- Вопрос 3. Позитивные и негативные корпоративные культуры
- Вопрос 4. Некоторые типы современной российской организационной культуры
- Вопрос 5. Рационально-прагматическая концепция организационной культуры
- Вопрос 5.1. Уровни культуры по Шейну
- Вопрос 5.1.1. Артефакты
- Вопрос 5.1.2. Провозглашаемые ценности
- Вопрос 5.1.3. Базовые представления
- Вопрос 5.2. Изменение организационной культуры
- Примечания
- Литература
- Программа формирования корпоративной культуры
- 1. Общие положения
- «Мотивация и стимулирование персонала в организации»
- Вопрос 1. Подходы к мотивации персонала в организации
- Вопрос 2. Теории мотивации
- Вопрос 3. Виды стимулирования персонала в организации
- 4.1. Диагностика мотивации профессионального самосовершенствования сотрудника
- Перевод первичных баллов в баллы мпсс
- Вопрос 2 анкеты 3:
- Вопрос 12 анкеты 4:
- 4.2. Комплексная методика изучения и развития мотивации профессионального самосовершенствования сотрудников
- Адаптивный вариант методики определения мотивационного профиля личности
- Часть 1.
- Диагностика мотивации личности
- Часть 1 (1-8 вопросы)
- Тест 1 "уровень притязаний личности" в. Горбачевского
- Ключ к компонентам мотивационной структуры личности
- Правила прямого и обратного перевода ответов в баллы
- Тест № 2 "уровень притязания"
- Методика № 3 диагностики "рейтинг ценностно-потребносгных ориентации персонала"
- Опросный лист
- Вопросы второй группы Ответьте, пожалуйста, на них
- Обработка результатов
- Интерпретация результатов
- Ключ к тесту
- Тест № 6 «диагностика структуры жизненных ценностей"
- Бланк ответов – дешифратор
- Морфологический теп жизненных ценностей
- Методика № 7 диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере о.Ф. Потемкиной
- Образец протокола
- Тест № 8 «Смысложизненных ориентаций»
- Средние и стандартные отклонения субшкал и общего показателя ож (n-200 чел.)
- Часть 2.
- Диагностика мотивации личности
- Часть 1 (9-20 вопросы)
- Тест № 9 "осознанность жизненных целей"
- Тест № 10 "самореализация"
- Тест "Самореализация"
- Ваша профильная оценка Тест. Самореализация
- Тест № 11
- Тест № 12
- Тест № 13 "определение мотивации в работе"
- Тест № 14 "диагностика мотивационной структуры личности"
- Текст опросника "Диагностика мотивационной структуры личности"
- Тест № 15 "оценка удовлетворенности работой"
- Тест № 17
- Тест № 18 "определение мотивов достижения"
- Методика № 19 диагностики личности на мотивацию к успеху т. Элерса
- Методика № 20 диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач т. Элерса
- Вопрос 1. Положение женщин на рынке труда и в бизнес-слое
- 2. Гендерные различия в менеджменте
- 3. Факторы, препятствующие внедрению женщин в бизнес-слой
- 4.Стратегии поддержки женщин в бизнес-слое и программы профессиональной подготовки
- 5. Половые и гендерные особенности выбора, планирования, реализации личности в ее карьере
- «Методики изучения полоролевых особенностей мужчин и женщин»
- Шкала «маскулинность-фемининность» из Фрайбургского личностного опросника (fpi).
- Методика «Маскулинность-фемининность» с. Бем.
- Методика «Женственность».
- 1. Шкала «маскулинность-фемининность» из Фрайбургского личностного опросника (fpi)
- 2. Методика «Маскулинность—фемининность» с. Бем
- 3. Методика «Женственность»
- Психологические аспекты индивидуальной карьеры
- Вопрос 1. Социально-психологическое содержание понятия «карьера»
- I. Низовое звено управления (технический уровень).
- Вопрос 2. Основные стадии и этапы индивидуальной карьеры
- Вопрос 3. Методика оценки карьерных ориентации э. Шейна
- Вопрос 4. Деловая карьера руководителя: планирование и реализация
- Психодиагностика карьеры
- Тест№ 1 "якоря карьеры". Адаптация в.А. Чикер
- Тест 2 "ваши пути свершения карьеры"
- Тест 3 "успех"
- Тест 4 "ваши деловые перспективы"
- Тест 5 "ваше честолюбие"
- Тест 6 "крепко ли вы держитесь на своей работе?"
- Тест 7 «лентяй или трудяга?»
- Тест 8 "оцените свой интеллектуальный потенциал как работника"
- Тест 9 "считаете ли вы себя ценным работником?"
- Тест 10 "подходите ли вы для своей работы?"
- Тест 11 "довольны ли вы своей работой?"
- I. Комфортно ли вам на службе?
- II. О вашем здоровье
- I. Комфортно ли вам на службе
- II. О вашем здоровье
- Тест 12 "ваши успехи на работе"