logo
лекции часть2

4.Стратегии поддержки женщин в бизнес-слое и программы профессиональной подготовки

Кардинальные комплексные изменения во внешних и внут­ренних факторах, препятствующих внедрению женщин в нетрадиционные сферы, должны начинаться с анализа общей гендерной политики, проводящейся в стране.

Схема гендерного анализа, разработанная в Гарвардской школе анализирует гендерные отношения, роли мужчин и жен­щин, их потребности". В традиционных обществах в основном преобладает подход согласованности между ролями мужчин и женщин в обществе. Задачей таких обществ является спе­циализация мужчин и женщин на более эффективное исполне­ние традиционных тендерных ролей. При этом не принимают­ся во внимание личностные особенности и способности, не уделяется внимание конструктивному разрешению конфликтов интересов между мужчинами и женщинами по поводу измене­ния традиционного гендерного поведения, ограничивается нетрадиционный профессиональный выбор для обоих полов.

Этот подход нашел свое воплощение в программах ООН «Женщины в развитии» по интегрированию женщин в проис­ходящие социальные изменения. Эти программы нацелены на помощь женщинам (преимущественно в развивающихся стра­нах) в исполнении ими традиционных ролей.

Подход стратегического изменения тендерных ролей пред­полагает создание равных возможностей для выбора собственной роли и ответственности во всех сферах как для женщин, так и для мужчин.

46 Аратюнян М. Ю. Указ. соч. ; Бодрова В. В. Работа или семья: что важнее для современной женщины // Материалы Первой российской летней школы по женским и тендерным исследованиям «Валдай-96». М., 1997.

47 Rathgeber M. WID, WAD, GAD: Trends in Reseach and Practice // The Journal of Developing Areas. 1990. Vol. 24.

Его реализация предполагает специальные соци­альные практики, предполагающие изменения во властных структурах, идеологии, социальных институтах. Необходимо анализировать достижения и недостатки, связанные с сущест­вующими тендерными ролями на трех уровнях: методологическом, институциональном и личностном. Поскольку стратегические изменения требуют серьезных изменений во внутренних фак­торах, необходима выработка стратегий и ресурсов для измене­ния тендерных отношений. Такие программы (GAD) касаются одновременной эмансипации мужчин и женщин от дискрими­нации и традиционных тендерных ролей.

Международный Центр торговли предложил стратегию уси­ления роли женщин и развивает стратегии развития женского предпринимательства. Для того, чтобы выйти из традиционной сферы занятости, женщинам необходимо освоить ролевые мо­дели динамичных предпринимательниц и стать агентами со­циальных и экономических изменений в обществе, а не быть встроенными в уже навязанную им политику. Специальные про­екты предполагают увеличение участия женщин в качестве менеджеров и предпринимательниц в развитии торговли; обес­печивают приоритетные области в техническом обеспечении малого и среднего бизнеса, особенно в сфере экспорта, а также микро- и малого предпринимательства для дальнейшего разви­тия импортно/экспортных операций.

К основным стратегическим целям Международным Центром отнесены четыре:

  1. Укрепление экономического потенциала и коммерческих се­тей женщин. Для этого на государственном уровне необхо­димо проводить политику, направленную на оказание под­держки предпринимательским организациям, неправитель­ственным организациям, возобновляемым фондам ссудного капитала, кредитным союзам, женским группам самопомощи в целях предоставления услуг женщинам-предпринимательницам.

  1. Поощрение кредитно-финансовых посреднических учрежде­ний, кредитных союзов, женских ассоциаций, профессиональ­ных организаций и частного сектора с тем, чтобы они:

3. Ликвидация профессиональной сегрегации и всех форм дис­криминации при трудоустройстве.

4. Оказание деловых услуг малоимущим женщинам и предостав­ление им доступа к рынкам, информации и технологии.

Для всего этого на правительственном уровне необходимо:

Финансовые учреждения и региональные банки развития, а также частные финансовые учреждения на международном и региональных уровнях должны:

Надлежащую поддержку программам и проектам, цель ко­торых — поощрять планомерную и продуктивную предприни­мательскую деятельность среди женщин, обеспечивают соот­ветствующие международные организации. Так, основанный в 1979 г. Всемирный Женский Банк, поставил своей задачей включить женщин в сферу малого бизнеса, в первую очередь — бедных, которые не могут получить ссуду в другом банке, так как им нечем гарантировать заем. Если женщина хочет создать свое дело и обращается в крупный банк, но при этом не имеет счета в банке и не может гарантировать выплату, она скорее всего не получит кредита — во всем мире крупные банки скеп­тически относятся к женщинам, начинающим малый бизнес, и никогда не кредитуют их дело без рекомендаций.

Чтобы включить женщин в область малого предпринимательства, Всемирный Женский Банк предоставляет следующие услуги:

Механизмы предоставления женщинам равных с мужчинами возможностей включают законодательные акты и законы: Закон о запрещении дискриминации по признаку пола, Закон о равной оплате за труд равной ценности. К 80-м годам нашего века наи­более прогрессивные предприниматели начали разрабатывать программы на уровне предприятий под названием «пред­принимательство равных возможностей». Считается, что ис­торическое отставание женщин в предпринимательстве должно быть преодолено при помощи позитивных действий, в которые входят следующие меры.

Во-первых, в комитеты по вопросам равенства вводятся «чи­новники по проблемам женщин». Их главная задача — анализ занятости и составление статистической картины распределе­ния работ и должностей по полу. Такой анализ дает возможность достигать желательного паритета в управлении, а также пере­смотреть должностные и профессиональные инструкции, чтобы помочь женщинам овладеть большим числом профессий.

Во-вторых, важным компонентом «позитивных действий» яв­ляется включение новых способов помощи тем, кто имеет обязан­ности по дому и уходу за детьми. Были предусмотрены отпуска как для отцов, так и матерей, схемы «перерыва в карьере», кото­рые призваны помочь родителям вернуться к своей работе после нескольких лет отсутствия в связи с воспитанием ребенка.

В-третьих, стратегия равных возможностей связана с органи­зационной культурой, предусматривающей изменение отношений между мужчинами и женщинами внутри фирмы, исключающее сексуальные домогательства руководителей к подчиненным. Для исполнения политики равных возможностей правительства ис­пользуют средства материального воздействия (прекращения субсидий и выплат) к предпринимателям, не принимающим мер по пресечению неравенства, та1с как экономические потери от сексуального приставания на работе внушительны. Канадское законодательство о равенстве в занятости (с его принципом «бес­пристрастности в занятости») предполагает исключение из практики найма, условий и распорядка работы всего, что не от­носится к способности работника выполнить работу и означает гарантии доступа к обучению и подготовке женщин и других дискриминируемых групп, что обеспечит им продвижение в карь­ере. Отчеты о «беспристрастности в занятости» стали уже неотъ­емлемым инструментом общественного контроля.

При определении «ценности» работы наниматель должен принимать во внимание следующие факторы: квалификацию, напряженность работы, ответственность, требуемую для вы­полнения работы, условия, в которых работа выполняется.

В Европейском Парламенте в докладе о положении женщин в Центральной и Восточной Европе резюмировалось, что тра­диционное поведение мужчин и женщин в коммунистических обществах было скрыто и проявлялось неявно, но в переходный период стало видимым и обозначилось в дискриминации и не­оконсерватизме, с которыми уже давно не сталкиваются жен­щины Запада.

Ученые Женского института научно-исследовательского и обра­зовательного профиля при ЮНЕСКО считают, что женщины лучше всего могут реализовать себя в качестве менеджеров рекламного, страхового, семейного бизнеса, связанного с инфраструктурой рынка. Для этого требуется специальная подготовка, учитывающая, что работоспособный возраст женщин совпадает с рождением де­тей. Поэтому учебный процесс должен иметь программы с «пульси­рующим» ритмом, при котором обучение женщин осуществляется в течение всей профессиональной жизни.

Специальная подготовка женщин является катализатором, изменяющим поведение и внутренние барьеры женщин. Все программы подразделяются на три категории: подготовка жен­щин; совместная подготовка мужчин и женщин одной фирмы или организации; подготовка менеджеров по персоналу или других лиц, ответственных за найм и обучение женщин.

В каждом из этих направлений подготовка фокусируется или на развитии навыков, или на развитии психологических качеств, или на объединении этих двух видов.

В 1988 г. в Конгрессе США был утвержден Акт о женском бизнесе, в соответствии с которым предполагалось создание консультативных и учебных центров по оказанию помощи жен­щинам-предпринимательницам. Программа Хартвордского колледжа основывается на комплексном подходе к работе по снятию внутренних барьеров женщин-предпринимательниц. Она включает в себя несколько этапов:

  1. Ориентация и самооценка для получения информации о реальностях малого бизнеса, анализ слабых и сильных сторон и ресурсов для совершенствования.

  1. Интенсивное обучение составлению бизнес-плана своего предприятия; развитие коммуникационных навыков; по­иск баланса между личной жизнью и бизнесом; обучение методологии бизнеса и применению знаний на практике.

  1. Создание сети групп поддержки женщин-предпринимательниц. Раньше у них не было обмена информацией, не было сети, которая составляет важнейшую часть мужского бизнеса. В качестве основной причины банкротств указывается именно отсутствие информации и менеджерского искусства.

  1. Получение коммерческого заема в виде стартового финан­сирования.

  1. Пользование компьютерами колледжа в течение первого года работы.

  2. Налаживание контактов с бизнесменами.

  3. Включение новых предпринимательниц в городскую структуру экономики (55 % женщин, окончивших дневной курс, и 60 % — вечерний курс обучения, открыли свой бизнес).

Подготовка лиц одного пола предоставляет женщинам бла­гоприятную возможность повышать свою квалификацию и ут­вердить уверенность в своих силах. Основными результатами обучения женщин в однополых группах были:

В программах подготовки менеджеров используют две модели: модель равенства и модель дополнительного вклада. В первом случае женщины обучаются стилю менеджмента мужчин, разви­вая качества, присущие мужчинам. Эта модель основана на при­знании менеджмента чисто мужской профессией, в которой могут преуспеть только 2-3 % женщин. Вторая развивает альтернатив­ный стиль управления и открывает дорогу массовому участию женщин в управлении, что дает возможность расширить теорию и практику управления путем сотрудничества и разнообразия.

Консультируя женщин по вопросам профессиональной ка­рьеры, важно вместе с ними исследовать внешние и внутренние факторы, влияющие на развитие карьеры. Индивидуальные барьеры и ограничения окружающей среды принимаются во внимание в 13-шаговой модели оптимизации карьеры на основе изменений (по П. Ремер и О'Нил, 1978)48.

48 Remer P., O'Neill С. Clients as Change Agents: What Color Could Your Parachute Be? // Personnel and Guidance Journal. 1978. 28. P. 425-429.

Однако без изменения отношения к женщинам их коллег-мужчин не приходиться говорить об изменении позиций жен­щин в организации, поэтому подготовка включает гендерно-сензитивные тренинги для осознания дискриминации женщин в профессиональной сфере и способах ее преодоления. Нередко общая концепция фирмы включает политику равных возмож­ностей, которая на Западе стала показателем цивилизованной управленческой практики.

В нашей стране вопросы отбора и подготовки женщин-ме­неджеров и предпринимательниц ведутся пока в основном об­щественными организациями. Например, переподготовку жен­щин по предпринимательству, деловому администрированию, участию в политике и адаптации к новым рыночным условиям осуществляют Международный институт «Женщины и упра­вление», Институт поддержки женского предпринимательства (С.-Петербург).

Множество взаимозависимых внешних и внутренних факто­ров, базирующихся на тендере, определяют участие женщин в управлении экономикой и политикой, предприятиями и фир­мами. Увеличение роли женщин в менеджменте возможно при двух условиях:

1) осознании и изменении внутренних факторов индивидуального уровня;

2) ликвидации дискриминации, изме­нении экономических, образовательных и профессиональных, а также правовых структур, ограничивающих выбор и возможно­сти женщин.