logo
лекции часть2

5. Половые и гендерные особенности выбора, планирования, реализации личности в ее карьере

Ранние зарубежные теоретики в области карьерного развития Д. Сьюпер и Е. Гинцберг традиционно представ­ляли психологические модели карьеры по образцу их муж­ских вариантов. Ими обосновывалось сходство предвари­тельных периодов карьерного развития (с 11 до 18 лет) мужчин и женщин и очевидность тендерных различий в вы­боре карьеры только на последней стадии перехода к ре­альности. Утверждалось также, что карьерная модель жен­щин не отличается от таковой у мужчин, если принимать во внимание деторождение и супружество, а консульти­рование женщин по вопросам карьеры может опираться на общие закономерности карьерного развития.

Дальнейшие исследования зарубежных психологов вы­явили, что профессиональные интересы женщин более уни­фицированы, более направлены на создание определенно­го (общество мужчин) социального окружения на работе, в целом являясь социальными, конвенциональными и арти­стическими, в отличие от реалистических, исследовательс­ких и предпринимательских интересов мужчин. Отмечались несоответствие женскому прототипу мужских образцов про­фессиональной подготовки и выбора карьеры, различия муж­ских и женских социальных и карьерных стилей по соревно­вательной направленности первых и контекстуальности вто­рых; большая детализированность, комплексность и свя­занность с жизненным путем в целом, и, одновременно, сла­бая изученность женских карьер, в отличие от мужских; необходимость учета тендерных различий в карьерном консультировании. На основе пола и тендера дифференциру­ются также отношения к работе, профессиональные выбо­ры, планирование и построение карьеры, карьерные дос­тижения и поведение на работе, соединение профессио­нальных ролей с другими жизненными ролями, переживания потери и поиски работы. В этой связи американские иссле­дователи Л. Ларвуд, Б.А. Гутек (1987) предлагают оптималь­ный вариант в продвижении к карьерному успеху для муж­чин и женщин: наличие карьерной подготовки; наличные возможности; работа после брака или (и) после рождения ребенка; непосредственное (а не отсроченное) планирова­ние карьеры. Разработка же теории женского карьерного развития должна включать следующие компоненты: подго­товка к карьере; возможности, имеющиеся в обществе; вли­яние брака; беременность и дети; планирование и возраст. Уже в раннем детстве (2,5-3 года) формируются раз­ные социальные стили: более директивные, соревнователь­ные, эгоистичные и контролирующие других у мальчиков и сотрудничающие, интимные, взаимные у девочек. Эти сти­ли оказывают влияние на различные сферы, в том числе и на профессиональные выборы и поведение. К 4-5 годам дети уже представляют себе большинство типичных занятий взрослых, относя к женским профессию учительницы, а к мужским — летчика и полицейского. Модальность «де­лания» карьеры, формируясь на локомоторно-генитальной стадии (4-6 лет), у мальчиков осуществляется посредством мозговой атаки, а у девочек — «ловлей» посредством или агрессивного захвата, или превращения себя в привлека­тельную и неотразимую особу. На четвертой стадии младшего школьного возраста (6-11 лет) появляется воз­можность идентификации ребенка с представителями оп­ределенных профессий и вырабатываются представления о разделении труда, проявляющиеся у мальчиков в концент­рировании ими потребности в идентичности вокруг своих способностей преимущественно к техническим или к про­фессиональным занятиям.

В исследовании В.Е. Каган приводятся факты дос­товерного регистрирования эмоционального фемининного самовосприятия у девочек уже на четвертом году жизни и маскулинного самовосприятия у мальчиков на пятом году. Одна­ко в полоролевых представлениях четырехлетних мальчиков и девочек обнаруживаются когнитивные предпочтения маскулинных ролей, связанных с лидерством, находчивостью, силой, смелостью, с более широкими возможностями пове­дения. Имеющиеся с детства различия в профессиональных стремлениях мальчиков и девочек сохраняются в юношеском возрасте; мальчики более осведомлены о профессиях их от­цов и уже в младшем школьном возрасте могут назвать вдвое больше профессиональных разделов, чем девочки (М.Р. Ялонго, 1989).

В современном Западном мире отмечаются две тенден­ции. Согласно первой из них большинство мужчин и жен­щин твердо придерживается гендерно-соответствующих норм и в выборе гендерно-стереотипного рода занятий, что осо­бенно характерно для профессиональных выборов мужчин. Мужчины, выбирающие нетрадиционные для их пола про­фессии, характеризуются более низкими показателями му­жественности по шкале S. Bern., в то время как выбираю­щие нетрадиционные для их пола профессии женщины — согласованностью их интеллекта с выбором престижных профессий (Л.Х. Казмир, 1990). Если представление о под­ходящих профессиях строится на основе своей половой, социально-классовой принадлежности, способностей, лич­ных интересов и ценностей, то, согласно модели професси­ональных стремлений (developmental model of occupational aspirations) Л.С. Готтфредсон, человек должен руководство­ваться на стадии исследования карьеры следующим: жерт­вовать в первую очередь своими личными интересами, за­тем престижностью профессии, а в последнюю очередь — представлениями о профессиях, связанных с полом выби­рающего. Однако в последующем исследовании (Б. Хескес, и др., 1990) была выявлена прямо противоположная закономерность, стабилизирующаяся в возрасте 18 лет: сту­денты в своих карьерных выборах расценивали как самые важные свои интересы, затем престижность профессии, и, в последнюю очередь, свои поло-ролевые особенности.

Вторая тенденция проявляется в снижении влияния тен­дерных стереотипов на профессиональные выборы (М.Р. Банаи, 1993); в сближении особенностей самосознания муж­чин и женщин при выполнении ими нетрадиционных для их пола профессий; однако склонность к более стерео­типным суждениям относительно профессий обнаружива­ют в большей мере юные и взрослые мужчины по сравне­нию с женщинами, старшие взрослые по сравнению с мо­лодыми взрослыми (В.А. Кларк, 1989). В большей степени эта стереотипность распространяется на традиционно муж­ские сферы профессиональной деятельности, типа «чело­век — техника». Е.Т. Соколова по результатам изу­чения самосознания женщин-транссексуалов указывает на то, что их идеализированный образ — «мужское Я», кото­рый они стремятся утвердить, приводит их к выбору ти­пично мужских профессий геолога, парашютиста, грузчи­ка, механизатора; и в любом профессиональном занятии имеет место высокий уровень притязаний и достижений.

Обобщим ряд психологических портретов современных мужчин и женщин: мужчины деятельностно ориенти­рованы, склонны к объективизму и к следованию социальным нормативам, проявляют завышенные неадекватные само­оценки; женщины - более ориентированы на межличност­ное общение, более импульсивны и склонны к субъекти­визму, менее зависимы от социальной желательности и проявляют заниженные неадекватные самооценки, оказы­ваясь низко конкурентоспособными на отечественном рын­ке труда. Последнее объясняется не только традиционны­ми социально-экономическими факторами и изнурительной домашней работой, но и наличием у женщин относительно высокого уровня образования.

Половая дифференциация прослеживается в особенно­стях карьерного выбора. Как показывают результаты вы­полненного под нашим руководством диссертационного исследования Л.А. Зайцевой, современные старшеклас­сники преимущественно ориентированы на выбор как дол­жностной карьеры, так и карьеры, ведущей к материаль­ному благополучию. Выбор должностной карьеры девочка­ми-старшеклассницами, характеризуясь уверенностью и учетом престижности карьеры, обусловлен, главным обра­зом, выраженной у них самоэффективностью; а выбор этой же карьеры мальчиками-старшеклассниками, характеризу­ясь несамостоятельностью и игнорированием мальчиками их собственных актуальных индивидуальных особенностей, обус­ловлен, главным образом, выраженностью их маскулинности в Я-идеальном. Выбор карьеры материальных достижений девочками-старшеклассницами, характеризуясь самостоя­тельностью, действенностью, учетом современной экономи­ческой ситуации и престижности выбираемой карьеры, обус­ловлен, главным образом, выраженной у девочек терминаль­ной ценностью «Жизненная мудрость»; а выбор этой же карьеры мальчиками-старшеклассниками, характеризуясь учетом мальчиками собственной индивидуальности и влия­ния семейной ситуации, обусловлен, главным образом, концентрированностью их Я-будущего на сфере «Профессио­нальная жизнь».

В исследованиях других авторов установлено, что маль­чики, проявляя «бедность» в описании образа своей буду­щей профессии, демонстрируют готовность к опре­деленным действиям в ее адрес. Мальчики-спортсмены отличаются самостоятельностью в выборе вида спорта, от­носятся к спорту как к игре, в три раза чаще, чем девочки, переживая «обман ожиданий» по поводу содержания тре­нировок в начале спортивной карьеры. Девочки демон­стрируют развернутые «субъектные» типы образа будущей конкретной профессии. При выборе спорта они по­лагаются на других людей (родителей, тренера), чаще имеют идеал в спорте, относятся к спорту как к труду с самого начала спортивной карьеры. Для женщин, в отличие от мужчин, характерны большая склонность к идеализации реальной карьеры, большая склонность к самостоятельно­му формулированию идеалов карьер, меньшая разработан­ность в них актуально используемых средств построения карьеры, в результате чего их идеалы карьер неполные по поведенческому компоненту.

Половая дифференциация проявляется и в планирова­нии карьеры. Эмпирически установлена демонстрация жен­щинами-студентками большей профессиональной зрелости, большей запланированности за последние несколько лет процесса профессионального развития, в то время как муж­чины-студенты описывали процесс собственного професси­онального развития как спорадический, незапланированный (Д.А. Лаццо, 1995). В карьерных планах предпринимателей-мужчин, по сравнению с предпринимателями-женщинами, более тщательно разработаны способы, средства, условия, затраты и усилия для достижения карьерных целей. Покидая профессиональный спорт, женщины планируют будущее раньше и более позитивно воспринимают финиш карьеры, по сравнению с мужчинами. Если мужчины осуществляют планирование с определенной полнотой и раз­вернутостью, то их планы в большей степени позволяют предсказать их дальнейшую профессиональную успешность, в то время как у женщин предсказание их профессиональ­ной успешности зависит от их социоэкономического стату­са (Д. Джепсен., 1992). По мнению Д.А. Лаццо, половая диф­ференциация в планировании карьеры объясняется мень­шей восприимчивостью мужчин, по сравнению с жен­щинами, к карьерным барьерам, которые, в свою очередь, мотивируют к тщательному планированию и изучению ка­рьеры. Мужчины, не воспринимая барьеры (или такого боль­шего их числа, как женщины), не могут оценить выгод­ность планирования карьеры и не ставят себе промежу­точных и дальних карьерных целей.

Половая дифференциация обнаруживается и в карьер­ной мотивации. В социопсихологической модели женского профессионального развития (Х.С. Астин, 1984), включаю­щей мотивацию, профессиональные ожидания, полоролевую социализацию и структуру возможностей, полагается сходство основной профессиональной мотивации у мужчин и женщин, а их различия объясняются различиями в соци­ализации и в возможностях мужчин и женщин. Дальней­шие исследования показали, что при оценке приемлемос­ти той или иной профессии мужчины и женщины могут об­наруживать одинаковые ценности, но мужчины рас­ценивают свои собственные карьеры как более важные, чем карьеры их жен, и в меньшей степени считают для себя приемлемой зарплату ниже среднего уровня. Женщи­ны в большей степени интересуются вопросами гибкого гра­фика, согласуя карьерные решения с решениями о сроках заведения ребенка, о совмещении рабочих и семейных обя­занностей, о жертвах в пользу детей (Д.А. Лаццо, 1995). Женщины более, чем мужчины, предпочитают работать с людьми - клиентами, сослуживцами, начальниками; бо­лее направлены на достижение статуса, престижа; бо­лее готовы к выполнению тяжелой работы, когда цели не ясны (Дж. Д. Крамбольтц, 1994); придают важность резуль­тату работы вообще, но более всего - чувству завершен­ности работы. По данным Н.Б. Стамбуловой, содержа­ние и динамика мотивации в ходе спортивной карьеры муж­чин и женщин различны. Мальчики-спортсмены (от 9 до 14 лет) нацелены на высокие результаты: «выиграть... во что бы то ни стало», реально занимая в итоге первых соревно­ваний средние места; девочки — «выступить как можно лучше для себя ... не хуже других», оказываясь в тройке призеров в итоге первых соревнований. На всех этапах ка­рьеры у мужчин более выражены мотивы достижения ус­пеха в спорте и субъективные симптомы «звездной болез­ни»; у женщин на этапе финиша уравновешены мотивации достижения успеха и избегания неудач наряду с такими мотивами, как « общение в спортивной команде», «стремле­ние следовать своим принципам в спорте», «стремление стать более привлекательной внешне» и т.д.

В связи с выполнением женщинами большого количе­ства ролей исследователи обсуждают ролевой конф­ликт работающей женщины, под которым понимают ее самовосприятие как плохо справляющейся с выполнением ролей в семейной и в профессиональных сферах. Ролевой конфликт переживается женщиной как раздвоенность между семьей и работой, сопровождаемая острой нехваткой вре­мени и сил, чувством вины перед семьей на фоне отсут­ствия одобрения ее работы со стороны мужа. Степень выраженности ролевого конфликта связана с психологичес­ким полом женщины, ее способностью приоритетно реали­зоваться в семейной или в профессиональной сфере и при этом оценивать такую ситуацию как благополучную, со спо­собом построения иерархии собственных социальных ролей и субъективной картины мира, с ведущими мотивами про­фессиональной деятельности. Так, например, низкий роле­вой конфликт имеет место у андрогинных женщин, а так­же у женщин, ведущий мотив профессиональной деятель­ности которых - достижение успеха, признания и высокого социального статуса. Вообще ориентированные на карь­еру женщины оказываются более самоуважающими и удов­летворенными собой, выше оценивают собственные дости­жения. У неориентированных на карьеру женщин самоува­жение и удовлетворенность жизнью оказались не свя­занными с полнотой их занятости на работе.

Итак, профессиональная мотивация женщин, по срав­нению с профессиональной мотивацией мужчин, расцени­вается как более уязвимая из-за конкуренции ролевых при­оритетов и требований окружения. Следствием этого явля­ется, во-первых, незначительное число женщин в качестве руководителей, а, во-вторых, отсутствие постоянных сек­суальных или брачных партнеров, детей у женщин, зани­мающих руководящие позиции (Лутц фон Розенштиль, 1997).

Половая дифференциация проявляется в карьерном поведении. На примере спортивной карьеры Н.Б. Стамбулова отмечает различия между мужчинами и женщинами по длительности, генерализованности, началу, кульмина­ции, финишу их спортивной карьеры; по отношениям к тренировкам, соревнованиям, спортивным целям, успеху; по срокам достижения наивысших личных результатов и возрастания субъективных трудностей; по отношениям к коллегам и тренеру; по адаптации после завершения спор­тивной карьеры. Женщины-спортсменки чаще, чем мужчи­ны, отмечают невозможность сочетать интенсивные трени­ровки с успешной учебой в школе или в институте, но ре­ально такое сочетание удается им более успешно, чем мужчинам.

Женщины обнаруживают большую карьерную гибкость и выраженную карьерную контекстуальную ориентирован­ность. Последняя проявляется в большей приверженности к отношениям с коллегами и к групповой сплоченности, но и в большей конфликтности в межличностных отношениях.

В оценке контекстуальной ориентации женщин выде­ляется две точки зрения. Согласно первой из них (К.Р. Макговен, Л.Е. Нарт, 1992; Лутц фон Розенштиль, 1997 и др.), подобная ориентация препятствует построению карьеры и приводит к карьерному тупику. Она с малой вероятностью вознаграждается и признается, т.к. большинство должнос­тей организовано по индивидуально направленной, сорев­новательной мужской карьерной ориентации, а мужчины могут считать женские стили вовлечения и сотрудничества ненаправленными и неэффективными. Женщины в мужских референтных группах, даже больше зарабатывая, по срав­нению с женщинами из других групп, чувствуют себя бо­лее лишенными и пессимистичными и представляют про­фессии с мужским доминированием как менее безопасные, не позволяющие воспользоваться удобным случаем для про­движения по службе. Приведенные зарубежными исследо­вателями факты подтверждаются результатами исследования B.C. Агеева мужских оценок выраженности професси­онально важных качеств женщин одной с ними профессии: мужчины снижают выраженность этих качеств у женщин.

Согласно второй точке зрения нет оснований оце­нивать мужской вариант профессиональной деятельности как превосходящий женский. Более того, полагается, что развитию, например, женского предпринимательства бла­гоприятствуют сервисно-клиентальная модель деловых от­ношений; востребованность женского стиля управления из-за социотехнического, инновационного, «человекоориентированного» характера современного менеджмента; ведущей роли сферы услуг. Господство в современной России патри­архальной парадигмы вынуждает женщин-предпринимате­лей прибегать к имитации маскулинного стиля ведения биз­неса, однако реально женщины реализуют либо чисто «фемининные», либо в той или иной степени «феминизации» маскулинные паттерны.

Среди факторов, препятствующих карьерам женщин, зарубежные психологи традиционно отмечают различия в социализации мужчин и женщин, ролевые конфликты рабо­тающих женщин, брак, беременность и детей, возраст и время прихода женщины в профессию; отношение мужа к работе жены и возникшие в связи с этим семейные осложнения; социальные мифы и установки по поводу способностей и лидерства женщин; враждебное поведение в обществе к женщинам, выбравшим нетрадиционные профессии; оценку работодателями старших женщин, как имеющих неблагоп­риятный прошлый опыт, по сравнению с мужчинами анало­гичного возраста и подготовленности; меньшую, по сравне­нию с оплатой мужчин, оплату даже в отношении к женщи­нам-трудоголикам; большую вероятность одиночества у женщин-трудоголиков; большее стремление мужчин оцени­вать людей, включая и своих партнерш, по характеру дея­тельности на рабочем месте; предпочтения мужчин-руково­дителей выдвигать на более высокие должности других муж­чин; сексуальное преследование женщин на работе.

В целом женщины более подвержены в процессе раз­вития карьеры влиянию стрессоров из окружающей среды, чем мужчины, но, сталкиваясь с большим числом карьер­ных барьеров, женщины способны использовать их в свою пользу (Д.А. Лаццо, 1995).

Половая дифференциация проявляется в переживании потери работы. Среди российских безработных женщины от 18 до 21 года составляют основную группу, на которую при­ходится и самая большая доля психических расстройств. Незамужние и женщины молодого возраста - наиболее уязвимый контингент к действию вызванного безработицей социально-психологического стресса. Ситуацию потери ра­боты мужчины и женщины одинаково переживают на пове­денческом и на психологическом уровнях, но женщины при этом рассчитывают на социальную поддержку, а мужчины ориентируются на самостоятельное решение проблемы (на­пример, поиск работы). Психологический портрет макси­мально успешного безработного (по сочетанию достигну­того уровня занятости, уровня психологического благопо­лучия и состояния социальных контактов) — мужской. Вместе с тем, безработные женщины, по сравнению с муж­чинами, менее притязательны к размерам заработной пла­ты, активнее мужчин в организации источника собствен­ных доходов в период безработицы, но более привержены прежним формам хозяйствования и труду по найму.

Итак, половые и тендерные различия субъектов ска­зываются на всех их карьерных этапах. Женские карьеры, по сравнению с мужскими, чаще прерываются, определя­ются в большей степени биографическими событиями, свя­заны с большим числом барьеров и с дискриминацией.

ПРАКТИКУМ

К лекции № 15