logo
лекции часть2

2. Индекс групповой разобщенности исследуемой орга­низации:

где СК-- - сумма взаимных отрицательных выбо­ров в группе.

3. Индекс групповой сплоченности исследуемой орга­низации можно рассчитать на основе индексов груп­пового единства и разобщенности:

Игс = Иге - Игр

4. Индекс благополучия взаимоотношений рассчиты­вается по формуле:

Сумма сотрудников, оказавшихся в 1 и 2 гр.

Ибв=—————————————————————————

Сумма сотрудников, оказавшихся в 3, 4 и 5 гр.

Если индекс больше 1, то уровень благополучия взаимоотношений считается высоким, если равен 1, то — средний, а если меньше 1, то уровень принято считать низким.

Таковы основные социометрические индексы. На основании их вырабатываются рекомендации по оп­тимизации межличностных взаимоотношений в орга­низации. Однако важно всегда помнить о таком свойстве межличностных взаимоотношений, как ди­намичность, поэтому нельзя ограничиваться лишь единичным исследованием. Обычно с проведения первого опроса оно только начинается и продолжа­ется затем постоянно через определенный промежу­ток времени (обычно через полгода).

Модификация социометрического метода, предложен­ная Я.Л. Коломинским, представляет собой графичес­кий способ обследования и прямо направлена на выявление реальных социометрических персональных статусов членов группы.

Суть методической процедуры. Перед началом оп­роса испытуемым раздают бланки, на которых:

* начерчена четырехорбитная социограмма;

* размещены пофамильные списки обследуемого сообщества.

Экспериментатор знакомит участников экспери­мента с инструкцией, согласно которой они должны найти на социограмме место для каждого члена груп­пы в зависимости от того, насколько ему симпатизи­руют его партнеры по общению и взаимодействию. При этом, по мнению отвечающего:

* если данный член группы «пользуется симпати­ей абсолютного большинства», то соответствующий его фамилии порядковый номер вписывается в цент­ральный круг;

* если он «пользуется симпатией многих», то его порядковый номер в списке фиксируется на второй от центра орбите;

* если он «пользуется симпатией лишь некоторых» членов группы, то его номер размещается на третьей орбите;

* если он «не пользуется симпатией окружающих», то ему отводится место на четвертой, внешней, ор­бите социограммы.

Таким образом, каждый испытуемый должен оце­нить, кроме своего собственного, положение всех членов группы.

После завершения выполнения эксперименталь­ного задания исследователь приступает к вычисле­нию персонального социометрического статуса каж­дого участника эксперимента, используя при этом формулу:

где n — число членов группы, поместивших дан­ного человека на соответствующую (первую, вторую, третью и четвертую) орбиту;

N — число членов группы, участвовавших в экс­перименте.

Другими словами, за каждый случай приписыва­ния оцениваемого к первой орбите ему начисляется 4 балла, ко второй — 3 балла, к третьей — 2 балла, к четвертой — 1 балл. На основании полученного в ходе вычисления итогового результата можно с большой долей уверенности утверждать принадлежность каждого члена группы к одному из четырех внутригрупповых статусных слоев.

К первой, наиболее высокостатусной категории лиц могут быть отнесены члены группы с показате­лями 4 — 3,5 балла; ко второй — 3,5 — 2,5 балла; к третьей — 2,5 — 1,5 балла; к четвертой, самой низко­статусной, — от 1,5 до 1 балла.

Данная процедура, несмотря на похожесть на одну из вариаций обычной взаимооценки по принципу ранжирования, все же не выходит по своим основ­ным параметрам за содержательные рамки социометрического метода.

Референтометрия. Одной из результативных мето­дик, позволяющих диагностировать состояние меж­личностных отношений, является референтометрия. Референтометрия — методика, позволяющая выяс­нить степень значимости каждого члена группы для его товарищей по сообществу, выявить, с одной сто­роны, тех, на чье мнение в данной общности ориен­тировано большинство ее членов, а с другой — тех, чья позиция по тому или иному вопросу практичес­ки всем безразлична.

В отличие от социометрического опроса, референ­тометрия позволяет анализировать более глубинный слой межличностных отношений, опосредованных целями, задачами и содержанием групповой деятель­ности и межиндивидуального общения, то есть явно ценностными факторами.

В процедурном плане референтометрия, в отличие от социометрии, носит выраженный косвенный ха­рактер, то есть ни в коем случае недопустимо зада­вать испытуемому прямой вопрос о том, кто из чле­нов группы для него наиболее значим, с чьим мнением и оценкой он склонен считаться в первую очередь. При прямой постановке вопроса было бы наи­вно рассчитывать на получение данных, адекватно раскрывающих реальное положение дел. Почему? Во-первых, далеко не все и не всегда осознают характер межличностных отношений в группе, своего член­ства и своего собственного положения. Во-вторых, нередко, даже вполне осознавая значимость для себя того или иного партнера по общению, испытуемые не хотят признаваться кому бы то ни было, что они в личностном плане испытывают определенную зави­симость от мнения, оценки, отношения какого-то конкретного человека.

Референтометрическая процедура предусматрива­ет проведение двух экспериментальных этапов. На первом, предварительном, этапе осуществляется прак­тически любая процедура, позволяющая:

* выявить мнение, отношение, позицию каждого члена группы по поводу того или иного события, явления, значимого для общности;

* или оценить, сравнить партнеров по взаимодей­ствию. Так, если целью данного конкретного экспе­римента является определение референтных лиц в группе, то на этом этапе могут быть использованы социометрический опрос или взаимооценивание чле­нами группы друг друга.

В любом случае итогом первого эксперименталь­ного этапа является набор мнений и суждений всех без исключения членов группы по поводу какого-то значимого для них объекта оценивания.

На этом этапе экспериментатор может работать с группой в целом и придерживается двух основных требований:

* объект оценивания и сама процедура должны быть достаточно высоко значимыми для испытуемых;

* ни одному из испытуемых не должны быть изве­стны ответы его товарищей по группе.

Второй этап, в ходе которого проводится собствен­но референтометрический опрос, может начинаться либо немного погодя, либо непосредственно вслед за завершением первого этапа.

Основная цель второго этапа — выявление тех лиц, позиция которых (то есть мнения и оценки, высказанные ими на предварительном этапе) в наи­большей степени интересует испытуемого, а, сле­довательно, и является особенно значимой для него.

Второй этап может проводиться, как правило, в двух формах — в традиционной (индивидуальной) и в групповой. Традиционная процедура позволяет по­лучить большой массив данных, но требует значи­тельного запаса времени для многократного тиражи­рования индивидуального опроса. Групповая форма дает менее богатую информацию, но время на ее проведение значительно сокращается.

При проведении традиционной процедуры референтометрии алгоритм действий исследователя мо­жет быть следующим.

Во-первых, исследователь выясняет у каждого ис­пытуемого в отдельности, согласен ли он, чтобы за­полненный им на предыдущем этапе бланк был по­казан тем членам группы, которые этим заинтересуются. Факт согласия или несогласия с такой перспективой фик­сируется исследователем в своих записях.

Во-вторых, до сведения испытуемого доводится, что большинство его товарищей не возражают про­тив того, чтобы с их опросными листами ознакоми­лись остальные члены группы.

В-третьих, испытуемому предлагается назвать тех, с чьими опросными листами ему хотелось бы озна­комиться. С тем чтобы максимально повысить изби­рательность такого выбора, испытуемого сначала пре­дупреждают, что он получит возможность «заглянуть» только в один бланк. После того как испытуемый на­зывает фамилию его хозяина, исследователь, со­славшись на то, что последний может не согласиться обнародовать свои ответы, предлагает назвать друго­го члена группы, чей экспериментальный бланк хо­тел бы увидеть испытуемый. Когда осуществляется и этот, второй, выбор, в качестве «исключения» опра­шиваемому разрешается назвать еще одного челове­ка, ответы которого на предварительном этапе пред­ставляют интерес для испытуемого. Как показали специальные исследования, количество таких выбо­ров не должно превышать трех, т.к. в противном слу­чае резко снижается избирательность демонстрируе­мых межиндивидуальных предпочтений.

Порядок действий исследователя при проведении групповой формы референтометрии, то есть когда он работает со всей группой одновременно, может быть следующим (например, если на первом этапе была проведена социометрическая процедура).

Во-первых, исследователь просит каждого испы­туемого на оборотной стороне своей заполненной социометрической карточки поставить либо знак «+», либо знак «—» в зависимости от того, согласен он или не согласен обнародовать свои ответы.

Во-вторых, как это делается и при индивидуаль­ной форме опроса, исследователь предоставляет воз­можность каждому члену группы последовательно обозначить не более трех своих товарищей, чьи блан­ки его интересуют больше всего. В отличие от инди­видуальной формы, эти фамилии фиксирует не экс­периментатор, а сам испытуемый, записывая их в столбик на оборотной стороне своей социометричес­кой карточки.

При обработке материала, полученного в резуль­тате референтометрии, анализу подвергаются данные только второго этапа. Все референтометрические вы­боры фиксируются в специальной референтоматрице, которая по принципам построения не отличается от социоматрицы.

Кроме матричной формы компоновки материала может быть использована и референтограмма (по ана­логии с социограммой), которая наглядно демонст­рирует степень взаимности референтометрических предпочтений и факт наличия или отсутствия сколь-нибудь четко очерченных подгрупп в обследуемой общности.

Таковы основные методы изучения состояния вза­имоотношений в организации. Умелое их использо­вание позволяет руководителю управлять процесса­ми групповой динамики, выявить неформальную структуру организации, эту «невидимую часть айс­берга».

ПРАКТИКУМ

К лекции № 11 (Групповые процессы)

Методика изучения межличностных отношений

в малых группах

Вопросы:

1) Метод социометрических измерений Дж. Морено

2) Психометрический метод Дюке

3) Опросник межличностных отношений В. Шультца

4) Методика изучения межличностных отношений и комплектования малых групп

5) Методика выявления отношения к Другому (А.А. Бодалев, Ю.В. Александрова)

6) Методика шкальной оценки организации (частный семантический дифференциал)

Одним из приоритетных направлений социально-психологической работы является комплексное изучение межличностных отношений в коллективах в интересах оптимизации в них межличностных взаимоот­ношений. Особую актуальность имеет проблема межличностной совме­стимости персонала, прежде всего при выполнении групповых задач. Практика показывает, что в таких условиях даже незначительные разно­гласия в мнениях, оценках, действиях могут привести к серьезным меж­личностным конфликтам или поставить под угрозу выполнение совмес­тно решаемых задач.

Это обстоятельство обязывает учитывать такие социально-психоло­гические феномены, как согласованность, совместимость, эффектив­ность взаимодействия, взаимоприемлемость членов коллектива. Для изу­чения круга отмеченных вопросов практическому психологу поможет предлагаемая методика. Она способна обеспечить получение достовер­ной информации о состоянии межличностных отношений в малых груп­пах, а также надежно прогнозировать уровень совместимости персонала по их индивидуальным социально-психологическим характеристикам. Методический инструментарий для этого может включать такие мето­ды, как социометрия, психометрический метод Дюке, опросник межлич­ностных отношений В. Шультца и др.