2.2. Значения и социальные роли. Скоординированное управление значениями
В.Кронен, В.Пирс, (V.Cronen, W.B.Pearce) отклоняют традиционный подход, заключающийся в том, коммуникация - обмен идеями, а также в том, что значение нужно определять на основе правды или ошибочности включенных в него высказываний. Они рассматривают коммуникацию как форму социального действия, как процесс создания и управления социальной действительностью в большей степени, чем как инструмент для описания объективной действительности. В отличие от информационной теории, В.Кронен, В.Б.Иирс (V.Cronen, W.B.Pearce) акцентируют внимание ни том, кто посылает сообщение, а не па самом сообщении.
Теория скоординированного управления значения предполагает, что, поскольку л юли пробуют найти смысл окружающей действительности, они действуют на основе значений, которые они приписывают событиям. Проблема организационной коммуникации состоит в том, что индивидуальные интерпретации разных людей могут но совпадать. Хотя авторы не называли свою теорию теорией дисфункциональной коммуникации, почти все примеры, которые они используют, чтобы иллюстрировать принципы скоординированное управление значениями, основаны па иллюстрации разногласии, споров или конфликтов.
Иерархия значений. В.Кронен, В.Б.Пирс, (V.Cronen, W.B.Pearce) преполагают, что значения индивидуумов организованы иерархически, как показано на рисунке 8. Они называют отношения в процессе коммуникации «гнездовой иерархией» - они изображены в виде «матрешки». Авторы теории предполагают, что значения неравнозначны по уровню и приоритетности. Так, авторы выделяют 6 уровней значения, присутствующих в коммуникации.
Более высокие уровни значения определяют интерпретации, которые являются более низкими или глубокими в пределах системы. Авторы не настаивают на существовании именно шести уровней, и они не уверены, что их названия охватывают все, что происходит. Но они придерживаются концепции, что значения более высокого уровня обеспечивают контекст, в пределах которого происходит интерпретация значений более низких уровней.
1. Уровень – содержание высказывания. Люди, которые знают родной язык, поймут значение каждого слова в высказываниях, но они не будут знать, что делать с этим предложением без контекста. Не имеет смысла спрашивать об истинном значении слов. Все, что мы видим и слышим, не является ни истинным, ни ложным; это только сырые сенсорные данные. Они существуют независимо от того, что мы о них думаем.
2. уровень – значение акта речи. Дж. Остин привлек внимание к тому, что произнесение высказывания может представлять собой не только сообщение информации, но и многие другие действия. Так, можно различать собственно произнесение высказывания. Можно вычленить коммуникативное намерение говорящего (например, выражение утверждения, обещания, просьбы, благодарности, приказа, вопроса). Высказывание имеет не только коммуникативный аспект, но и эффект действия. Эффект действия означает то, как высказывание воздействует на слушателя (например, высказывание может иметь целью привести собеседника в замешательство, оскорбить, напугать его). Понять высказывание - значит понять тот коммуникативный эффект, которого хочет достигнуть говорящий. То, как слушающий отреагирует на речевой акт составляет эффект действия высказывания (Р. Гроотендорст и Ф.X. ван Еемерен, 1992).
Как пунктуация задает контекст для печатного слова, так и отношения, вложенные в акт речи диктуют, каким образом содержание должно быть воспринято.
3 уровень – значение эпизода. Эпизод - установившаяся практика коммуникации, которая имеет определенные границы и правила.
Рис 8. Модель иерархически организованных значений
Название, для эпизода, создается как ответ на вопрос: «что думает и что делает действующее лицо?». Теория координированного управления значением расценивает эпизодический уровень как наиболее важный ключ к отпирающему значению взаимодействия.
4 уровень - значение как договоренность участников. Договоренности, которые устанавливают относительные границы между игроками и регламентируют правила взаимодействия с ними. Так, согласно своей роли, коммуникант обязан совершать определенные действия в соответствии с ситуацией.
5 уровень - значение, определяющееся сценарием жизни. Описывает сценарии жизни как «группы эпизодов, определенные человеком, в которых он участвует или мог бы участвовать».
6 уровень - значение, заданное культурной моделью. Значение конкретной фразы в процессе организационной коммуникации задается в соответствии со сложившейся в организации культурой, а также ценностями. Коммуникация «оживляет» ценности, которые как будто вступают в диалог широких человеческих интересов, как, например, страх смерти и желание быть свободным, стремление быть актуальным для других сотрудников и необходимость иметь профессиональное решение и т.д. В.Б. Пирс и Н.Кронен говорят, что без этих интересов, управление значением было бы невозможно.
Ошибкой в организационной коммуникации в современных организациях является все еще сильно распространенное стремление сотрудников требовать правил для координирования своих личных интерпретаций с интерпретациями других людей, но отнюдь не самостоятельные действия в интерпретации и выводах, основанных на собственных интересах. Такая сложившаяся традиция в коммуникации имеет явно выраженные внешние особенности и организационные последствия. Такая коммуникация, как правило, изобилует требовательными вопросами сотрудников к руководителю: что именно им, в данной конкретной ситуации необходимо делать -то есть демонстрируют детскую инфантильную реакции на проблемы и ожидают решения «извне». Такая пассивность в определении значения ситуации (то есть ее интерпретации) приводит к неспособности организации в целом решать проблемы определенного уровня и отсутствию самостоятельного управленческого звена.
Правила для значения, правила для действия. Выживание и развитие организации зависит от создания нового набора высказанных и невысказанных правил. Например:
- Клиент никогда не заключит контракт, если ему не дать индивидуальную скидку.
- С директором не стоит обсуждать проблемы, потому что «выставят дураком».
- Для того чтобы кто-то из коллег выполнил вашу просьбу, необходимо напомнить о ней минимум 4 раза, а затем еще жестко требовать ее выполнения.
Как большинство систем правил, список содержит как руководящие принципы для определения значения, так и руководящие принципы для действия. Теория скоординированного управления значением относится к представленным выше высказываниям как к учредительным правилом. Они связывают различные уровни иерархии и определяют значения на более низких уровнях.
Регулирующие правила являются руководящими принципами для соответствующего действия. Они отвечают на вопрос:«что я должен делать затем, после речевого действия?». Эти правила строятся на персонифицированных значениях, обеспеченных учредительными правилами и затем на прямой последовательности межличностного поведения. Так, например, если ограничится рамками некой воображаемой организации, сотрудник, который открыто говорит о своей некомпетентности, всегда получит поддержку и совет. И напротив, сотрудник, скрывающий свою некомпетентность, и необращающийся с просьбой к коллегам будет наказан вплоть до увольнения из организации.
Согласно теории скоординированного управления значениями каждый сотрудник организации может быть представлен как организованный набор учредительных и регулирующих правил, дающий им власть интерпретировать действия других людей и переводить эти значения в обязательства для выполнения действия в организации. Когда сотрудники организаций умеют координировать свои системы учредительных и регулирующих правил, то это обеспечивает им слаженную совместную работу. Напротив, несовпадение значений приводит к организационным конфликтам.
Конфликт - нежелательная повторяемая модель. Конфликт между сотрудниками в организации, с точки зрения В.Кронена и В.Б.Пирса связан с повторением нежелательных моделей, в которых учредительные и регулирующие правила двух или нескольких сотрудников вступают в противоречие. Устное сражение происходит много раз между двумя сторонами, независимо от темы или насколько приятно одному находиться с другим. Обычно обе стороны знают, что происходит, но оказываются бессильными разрушить цикл. Когда два человека взаимодействуют, каждый вынужден руководствоваться системой правил другого.
Цикл обусловлен тем, что каждая из сторон настаивает на то, чтобы следовать именно его системе правил, в то время как другая сторона, с той же настойчивостью их игнорирует и реагирует относительно своей системы. Они вносят в список множество факторов, которые придают отношениям разрушительную, логическую силу, обусловленную такими факторами как:
1. сильная связь между действием и предыдущим действием;
2. сильная связь между действием и жизненным сценарием человека;
3. узкий диапазон альтернативных действий;
4. слабая связь между действиями и последствиями.
Коммуникативная компетентность и переступание за границы правил. Несмотря на детерминированный характер своего анализа все же В.Кронеи и В.Б.Пирс (V.Cronen. W.B.Pearce) отмечают и творческую преобразующуюслетавляюшую коммуникативных отношений. Всякий раз участники конфликта или сложившейся системы коммуникативных правил могут выбирать следовать ли им устоявшимся коммуникативным циклам или нет. Компетентность в коммуникации проявляется в возможности выйти за пределы системы и перестроить сложившиеся отношения. Теоретики видят компетентность связи в способности человека передвигаться в пределах и среди различных систем, в которых они творят и которыми управляют. Люди с высоким уровнем межличностного навыка имеют способность соответствовать другим, но они также видят границы системы и могут выбрать придерживаться ли их.
- Часть 2
- 1. Организационная коммуникация
- 1.1. Основные подходы и проблемы. Структура коммуникации
- 1.2. Значение и смысл в коммуникации
- 2. Современные теории коммуникации
- 2. 1. Коммуникация как реальность значений и описания действительности
- 2.2. Значения и социальные роли. Скоординированное управление значениями
- 2. 3. Символическое взаимодействие
- 2.4. Потребности в коммуникации
- 2.5. Культурный подход к организационной коммуникации
- 2.6. Познавательная модель коммуникации
- 3. Организационная коммуникация как система
- 3.1. Смысл в организационной коммуникации
- 3. 2. Коммуникативная среда организаций. Коммуникация и культура
- 3. 3. Внешняя коммуникация организаций. Реклама и продвижение
- Вопрос 4. Человек в организации: основы организационного поведения Удовлетворенность и эмоции в организационной жизни
- Теории X и уд Мак-Грегора
- Иерархия потребностей по а. Маслоу
- Гигиенические и мотивационные факторы в концепции ф. Герцберга
- Теория ожидания в. Врума
- Делегирование и наделение полномочиями в организации
- Оценка результатов и снятие обратной связи в организациях
- 5. Взаимодействие в организации: групповые процессы
- Формальная и неформальная структура группы
- Роли, необходимые для успешного существования группы (по Бейлзу):
- Семантическое поле как первопричина групповой динамики
- Психология управления групповыми явлениями и процессами в деятельности руководителя организации
- Социальная организация как объект управления
- Механизмы групповой динамики в организации
- Феномены групповой жизнедеятельности
- Распределение деловых ролей в организации
- Коммуникационная структура организации. Слухи и меры противодействия им
- 2. Ориентирование работников относительно надежных и достоверных средств информации, печатных изданий и др.
- 3. Наличие устойчивой обратной связи.
- Социометрия как основной метод диагностирования межличностных взаимоотношений в организации. Особенности проведения референтометрии
- 1. Индекс группового единства исследуемой организации:
- 2. Индекс групповой разобщенности исследуемой организации:
- 1) Метод социометрических измерений Дж. Морено
- 3 Этап. Определение величины ограничения возможных выборов.
- Социометрическая карточка
- 2) Психометрический метод Дюке
- 3) Опросник межличностных отношений в. Шультца
- Основные варианты использования средств диагностики межличностных отношений в малых группах
- 4) Методика изучения межличностных отношений и комплектования малых групп
- Анкета для проведения социометрического обследования
- Регистрационный лист к анкете для проведения социометрического обследования
- Анкета к методике Дюке
- Регистрационный лист к методике Дюке
- Опросник к методике омо
- Регистрационный лист к методике омо
- «Ключ» для обработки шкал омо
- 5) Методика выявления отношения к Другому (а. А. Бодалев, ю. В. Александрова)
- Общие правила оценивания
- Показатели теста
- Основные психометрические характеристики теста од
- 6) Методика шкальной оценки организации (частный семантический дифференциал)
- Лекция № 12. Социально-психологический климат
- 1. Сущность социально-психологического климата
- 2.Факторы формирования социально-психологического климата
- 3.Показатели социально-психологического климата
- Вопрос 1. Сущность социально-психологического климата
- Вопрос 2. Факторы формирования социально-психологического климата
- Вопрос 3. Показатели социально-психологического климата
- Технологія формування сприятливого соціально-психологічного клімату в організації
- 1. Зміст, структура та види соціально-психологічного клімату в організації (інформаційно-смисловий-компонент технології).
- Методики для діагностики соціально-психологічного клімату в організації (діагностичний компонент технології).
- Тренінгова програма формування сприятливого соціально-психологічного клімату в організації (корекційно-розвивальний компонент технології)
- 1. Зміст, структура та види соціально-психологічного клімату в організації (інформаційно-смисловий компонент технології)
- 2. Методики для діагностики соціально-психологічного клімату в організації (діагностичний компонент технології)
- Методика 1. Анкета для вивчення соціально-психологічного клімату в педагогічному колективі
- Методика 2. Аналіз та оцінка соціально-психологічного клімату в колективі
- Методика 3. Методика для вивчення стилю керівництва в педагогічному колективі
- 3. Тренінгова програма формування сприятливого соціально-психологічного клімату в організації (корекційно-розвивальний компонент технології)
- Тема 1. «Поняття про соціально-психологічний клімат та його роль в життєдіяльності організації».
- Тема 2. «Структура соціально-психологічного клімату».
- Тема 3. «Види соціально-психологічного клімату».
- Тема 4. Вплив чинників макросередовища на формування соціально-психологічного клімату в колективі.
- Тема 5. Роль чинників мікросередовища у формуванні соціально-психологічного клімату колективу.
- Тема 6. Психологічні умови формування сприятливого соціально-психологічного клімату в колективі.
- Корпоративная культура
- Вопрос 1. Другие определения
- Вопрос 2. Виды корпоративных культур по д.Зонненфельду
- Вопрос 3. Позитивные и негативные корпоративные культуры
- Вопрос 4. Некоторые типы современной российской организационной культуры
- Вопрос 5. Рационально-прагматическая концепция организационной культуры
- Вопрос 5.1. Уровни культуры по Шейну
- Вопрос 5.1.1. Артефакты
- Вопрос 5.1.2. Провозглашаемые ценности
- Вопрос 5.1.3. Базовые представления
- Вопрос 5.2. Изменение организационной культуры
- Примечания
- Литература
- Программа формирования корпоративной культуры
- 1. Общие положения
- «Мотивация и стимулирование персонала в организации»
- Вопрос 1. Подходы к мотивации персонала в организации
- Вопрос 2. Теории мотивации
- Вопрос 3. Виды стимулирования персонала в организации
- 4.1. Диагностика мотивации профессионального самосовершенствования сотрудника
- Перевод первичных баллов в баллы мпсс
- Вопрос 2 анкеты 3:
- Вопрос 12 анкеты 4:
- 4.2. Комплексная методика изучения и развития мотивации профессионального самосовершенствования сотрудников
- Адаптивный вариант методики определения мотивационного профиля личности
- Часть 1.
- Диагностика мотивации личности
- Часть 1 (1-8 вопросы)
- Тест 1 "уровень притязаний личности" в. Горбачевского
- Ключ к компонентам мотивационной структуры личности
- Правила прямого и обратного перевода ответов в баллы
- Тест № 2 "уровень притязания"
- Методика № 3 диагностики "рейтинг ценностно-потребносгных ориентации персонала"
- Опросный лист
- Вопросы второй группы Ответьте, пожалуйста, на них
- Обработка результатов
- Интерпретация результатов
- Ключ к тесту
- Тест № 6 «диагностика структуры жизненных ценностей"
- Бланк ответов – дешифратор
- Морфологический теп жизненных ценностей
- Методика № 7 диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере о.Ф. Потемкиной
- Образец протокола
- Тест № 8 «Смысложизненных ориентаций»
- Средние и стандартные отклонения субшкал и общего показателя ож (n-200 чел.)
- Часть 2.
- Диагностика мотивации личности
- Часть 1 (9-20 вопросы)
- Тест № 9 "осознанность жизненных целей"
- Тест № 10 "самореализация"
- Тест "Самореализация"
- Ваша профильная оценка Тест. Самореализация
- Тест № 11
- Тест № 12
- Тест № 13 "определение мотивации в работе"
- Тест № 14 "диагностика мотивационной структуры личности"
- Текст опросника "Диагностика мотивационной структуры личности"
- Тест № 15 "оценка удовлетворенности работой"
- Тест № 17
- Тест № 18 "определение мотивов достижения"
- Методика № 19 диагностики личности на мотивацию к успеху т. Элерса
- Методика № 20 диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач т. Элерса
- Вопрос 1. Положение женщин на рынке труда и в бизнес-слое
- 2. Гендерные различия в менеджменте
- 3. Факторы, препятствующие внедрению женщин в бизнес-слой
- 4.Стратегии поддержки женщин в бизнес-слое и программы профессиональной подготовки
- 5. Половые и гендерные особенности выбора, планирования, реализации личности в ее карьере
- «Методики изучения полоролевых особенностей мужчин и женщин»
- Шкала «маскулинность-фемининность» из Фрайбургского личностного опросника (fpi).
- Методика «Маскулинность-фемининность» с. Бем.
- Методика «Женственность».
- 1. Шкала «маскулинность-фемининность» из Фрайбургского личностного опросника (fpi)
- 2. Методика «Маскулинность—фемининность» с. Бем
- 3. Методика «Женственность»
- Психологические аспекты индивидуальной карьеры
- Вопрос 1. Социально-психологическое содержание понятия «карьера»
- I. Низовое звено управления (технический уровень).
- Вопрос 2. Основные стадии и этапы индивидуальной карьеры
- Вопрос 3. Методика оценки карьерных ориентации э. Шейна
- Вопрос 4. Деловая карьера руководителя: планирование и реализация
- Психодиагностика карьеры
- Тест№ 1 "якоря карьеры". Адаптация в.А. Чикер
- Тест 2 "ваши пути свершения карьеры"
- Тест 3 "успех"
- Тест 4 "ваши деловые перспективы"
- Тест 5 "ваше честолюбие"
- Тест 6 "крепко ли вы держитесь на своей работе?"
- Тест 7 «лентяй или трудяга?»
- Тест 8 "оцените свой интеллектуальный потенциал как работника"
- Тест 9 "считаете ли вы себя ценным работником?"
- Тест 10 "подходите ли вы для своей работы?"
- Тест 11 "довольны ли вы своей работой?"
- I. Комфортно ли вам на службе?
- II. О вашем здоровье
- I. Комфортно ли вам на службе
- II. О вашем здоровье
- Тест 12 "ваши успехи на работе"