5) Методика выявления отношения к Другому (а. А. Бодалев, ю. В. Александрова)
В настоящее время очень широко обсуждаются проблемы интеграции психологии и этики. Не обсуждая здесь возможности существования данного теоретического подхода, рассмотрим один из вариантов его практического воплощения. В качестве категории, позволяющей осуществлять интеграцию двух наук, рассматривается категория отношения. Используя категорию отношения в качестве базовой, мы основываемся на одной из интереснейших, неоправданно мало разработанной в современных исследованиях концепции отношения В.Н. Мясищева. Он характеризовал исследование отношений как тот необходимый для психологии подход, в котором объединяется объективное с субъективным, внешнее с внутренним на основе системности и целостности личности как ансамбля отношений. В целом отношения являются своеобразной психологической проекцией ценностно-потребностной сферы человека, и различия в отношениях обнаруживаются в том, насколько их содержание и форма выражения соответствуют общечеловеческим ценностям, какие из отношений оказываются доминирующими как единство психологического и этического в феномене отношения.
Это и другие обстоятельства обусловливают возможность быстрого развития психодиагностики отношения человека к разным сторонам действительности, делают возможным комплексное изучение нравственно-психологического развития с применением средств и методов, накопленных в различных областях психологии. Экспериментальных методик исследования отношения к Другому как в зарубежной, так и в отечественной психологии разработано немного. Существующие методики можно разделить на две группы: диагностирующие глобальное отношение к Другому (Значимые отношения личности (А.О. Прохоров, Т.Н. Васильева), Соицально-перцептивный интуитивный тест. Шкала приемлемости, Four Pictures Test*, Kinetic-House-Tree-Person Drawings, Object Relations Technique, World Test и др.) и выявляющие частные отношения к другим людям:
-
Отношение к партнеру по браку. Например; Модификация теста выбора цвета A.M. Эткинда; Тест-опросник удовлетворенности браком; Drawing-Family Techniques; Family-System-Test; Thematic Apperception Test и др.
-
Отношение к собственным детям. Например: Анализ семейных взаимоотношений; Измерение родительских установок и реакций; Тест- опросник родительского отношения и др.
* Большинство западных методик психометрически не адаптированы на российской выборке.
3. Отношение к сослуживцам. Например: Деловые ситуации; Исследование нормативных предпочтений в группе; Insight Test и др. Становится очевидной необходимость создания стандартизированных диагностических методик, нацеленных на оценку психологической структуры и нравственного содержания отношений. В качестве одной из таких методик нами предлагается проективный тест «Отношение к Другому», где была сделана попытка совместить практически этику и психологию.
Цели использования и область применения теста
Тест «Отношение к Другому» (ОД) предназначен для диагностики нравствен но-психологической структуры отношения человека к другим людям. Он позволяет выявить общую и частные психологические структуры отношения к Другому, определить специфику их нравственной сущности. Однако надо отметить, что ОД, как и вообще тесты, выявляет только самый верхний «слой» отношения. Истинное отношение к Другому, не прикрытое ролевой маской, может выявить только экстремальная ситуация.
Общее описание методики
Тест «Отношение к Другому» относится к классу интерпретативных проективных методик. Отличительной чертой данного теста является расширенное использование феномена тематической проекции, а именно у обследуемого вызывается проекция не только на невербальный стимул — картину, Но и на вербальный — диалог между персонажами.
Стимульный материал
Стимульным материалом теста являются 22 контурных рисунка, на которых представлены ситуации, символизирующие собой ту или иную нравственную сущность отношений*. Действующих персонажей, как правило, двое. При этом в левой стороне рисунка изображен персонаж, с которым обследуемый себя должен идентифицировать. Справа изображен персонаж, который создает изображенную ситуацию. Над персонажами изображены квадраты, в которых вписаны их слова. Для облегчения идентификации с персонажем специально упущены черты лица и другие выразительные характеристики изображенных на картинках людей, а также созданы два варианта теста: мужской и женский (Приложение 9), отличающиеся только полом персонажей.
Составляющие тест ситуации разработаны на основе пар нравственных качеств, важных во взаимоотношениях людей (табл. 10). Носителем нравственного качества выступает персонаж слева.
1 Представленные в тексте рисунки мужского варианта теста уменьшены в два раза.
Таблица 10
Описание нравственной сущности отношений к Другому, представленных в стимульном материале теста ОД
№ картинки | Нравственная сущность отношения (1 группа ситуаций) | № кар- тинки | Нравственная сущность отношения (2 группа ситуаций) | |
1 | Воля Активная, утверждаемая вовне вера. Принцип самодовлеющей силы. | 17 | Вера Пассивная, потенциальная, утверждаемая внутри воля. Непреклонная убежденность в необходимости и глубокой ценности исполняемой миссии. | |
2 | Двойственность Нахождение одновременно в двух несовместимых состояниях: 1) нравственной одухотворенности; 2) нравственной опустошенности. | 3 | Гармония Единение высших духовных ценностей в их полноценно постигаемых формах с низшими материальными качествами. | |
4 | Власть социальная Сила, используемая для сохранения существующего статуса-кво, выражается в виде авторитарного давления. | 13 | Власть духовная Связь Учителя и Ученика, основывающаяся на силе духа. | |
7 | Эгоизм Утверждение человека в себе самом. Поглощение познанием своего «Я». | 14 | Альтруизм Освобождение от навязчивой потребности жить только своим «Я». | |
9 | Гордыня Стремление быть самодовлеющей ценностью. «Странник, повернувшийся к миру спиной и свершающий собственный путь через пустыню». | 21 | Смирение Отрицание своей волевой природы. Великая задача доведена человеком до завершения, и он гармонично вливается в покой и мир ритма жизни. | |
10 | Косность Неспособность в быстро меняющейся ситуации понять предлагаемые возможности. | 20 | Творчество Способность видеть то, что выпало из гармонии, и привести это а гармонию. | |
12 | Месть Действие в отплату за причиненное зло. Неспособность простить вследствие слепоты ко всему, что не подходит к закрытой системе собственных концепций. | 6 | Прощение Конец борьбы между страстями и совестью в пользу совести вследствие сознания ограниченности отношений между людьми, так как гармония существует только внутри. | |
15 | Унижение Духовное насилие, которое искажает истину. Стремление к достижению своего максимального развития, не считаясь с другими. | 11 | Поддержка Сила моральная, сообщаемая верой в себя самого и невинностью. Знание, что препятствия есть только призрак. | |
16 | Отчаяние Состояние ужаса и беспомощности вследствие неспособности ставить перед собой и осуществлять далекие цели. | 5 | Мужество Присутствие духа в опасности. Испытание человека свободой действий в иллюзорно безвыходной ситуации. | |
18 | Тревога Душевный хаос. Пора переоценки всего. | 8 | Спокойствие Уравновешивающая реакция, восстанавливающая порядок; равновесие между правом и долгом. | |
22 | Равнодушие Отсутствие отношений вследствие душевной ограниченности. | 19 | Любовь Величайшее изменение всего существа человека, приводящее к освобождению всех энергий для творческого процесса построения отношений. |
Приведенное разделение ситуаций не является абсолютным, так как они все так или иначе взаимосвязаны друг с другом. Поэтому испытуемый иногда может давать другую интерпретацию ситуаций.
Процедура тестирования
Исследование начинается с того, что испытуемый получает набор тестовых картинок. При предъявлении первой картинки ему выдается следующая
Инструкция:
I. В наборе имеется 22 картинки, на каждой из которых изображены один или два говорящих человека. То, что говорит первый человек, написано в квадрате справа. После знакомства с каждой картинкой Вам нужно ответить на ряд вопросов. Пишите на отдельном листе бумаги, выданной экспериментатором, первый ответ, пришедший Вам в голову, под номером, соответствующим картинке:
-
Что бы Вы сказали, оказавшись на месте человека, изображенного на картинке слева?
-
Охарактеризуйте человека, изображенного слева (несколькими словами).
3. Кем бы мог быть для Вас человек, изображенный на картинке слева: I — самым близким человеком; 2 — другом; 3 — знакомым; 4 — врагом; 5 — незнакомцем.
II. После работы со всеми картинками расставьте их в такой последовательности: от карточек, на которых человек, изображенный слева, Вам наиболее приятен, до карточек, на которых он Вам наиболее неприятен.
В дополнение к основному тексту инструкции следует добавить, что в данном случае нет правильных или неправильных, хороших или плохих ответов, что любой ответ будет принят. Разъяснение ситуаций экспериментатором не допускается!
Ответы испытуемый фиксирует на бланке ответа. В случае отказа от ответа (например, на картинку № 12) испытуемому предлагается перейти к следующей картинке, а после ответа на все ситуации ему повторно предлагают ответить на пропущенную картинку. В случае повторного отказа эксперимент целесообразно прекратить.
Процедура тестирования занимает в среднем 40 минут. Краткость, односложность, стереотипность ответов могут свидетельствовать о небрежном отношении испытуемого к проводимому исследованию или же, напротив, могут служить показателем повышенной напряженности испытуемого.
Тест ОД может быть использован как для индивидуального обследования, так и в группе. Однако первый вариант предпочтительнее, поскольку позволяет получить более надежные результаты.
Обработка результатов
Характеристика оценочных категорий и факторов.
После того как испытуемый ответил на содержащиеся в тесте ситуации, полученные данные подвергаются специальной обработке. Первый ее этап предполагает оценку каждого ответа испытуемого по следующим пунктам:
-
психологическая структура отношения;
-
нравственная сущность отношения.
Психологическая структура отношения определяется на основе модели отношения, разработанной В. Н. Мясищевым, и соответственно включает в себя четыре компонента:
I. Потребность в Другом (П). По определению В. Н. Мясищева, это «конативная тенденция овладения другим человеком». Он различает две основные потребности: потребность в общении (По) и потребность в соместной деятельности (Пд).
II. Интерес к Другому (И). По определению сотрудника В.Н. Мясищева В.Г. Иванова, интерес - это «активное эмоционально-познавательное отношение к другому человеку». Мы различаем два вида интереса к Другому: интерес к личностной сфере, т. е. к переживаниям, чувствам и неповторимому своеобразию (Ил), и интерес к интеллектуальной сфере, т. е. знаниям, умениям, опыту (Ии).
III. Эмоциональное отношение (Э), или эмоции, испытываемые одним человеком по отношению к другому. По описанию В.Н. Мясищева, у человека оно «проявляется в привязанности, любви, симпатии и их противоположностях — неприязни, вражде, антипатии». В рамках данной тестовой методики достаточно деление эмоций по знаку без учета модальности на две группы: положительные (Эп) и отрицательные (Эо) эмоции.
IV. Оценочное отношение (О). В. Н. Мясищев определяет его как «...процесс сопоставления действий и поступков с образцами». Несколько расширяя вышеприведенное определение, мы выделяем два вида оценочных отношений: оценка поступков (Он) и оценка качеств (Ок) другого человека.
V. Нравственная сущность отношения определяется уровнем идентификации с персонажем, изображенным на картинке. Всего, соответственно числу ситуаций, 22 типа нравственной сущности отношений (см. табл. 10).
- Часть 2
- 1. Организационная коммуникация
- 1.1. Основные подходы и проблемы. Структура коммуникации
- 1.2. Значение и смысл в коммуникации
- 2. Современные теории коммуникации
- 2. 1. Коммуникация как реальность значений и описания действительности
- 2.2. Значения и социальные роли. Скоординированное управление значениями
- 2. 3. Символическое взаимодействие
- 2.4. Потребности в коммуникации
- 2.5. Культурный подход к организационной коммуникации
- 2.6. Познавательная модель коммуникации
- 3. Организационная коммуникация как система
- 3.1. Смысл в организационной коммуникации
- 3. 2. Коммуникативная среда организаций. Коммуникация и культура
- 3. 3. Внешняя коммуникация организаций. Реклама и продвижение
- Вопрос 4. Человек в организации: основы организационного поведения Удовлетворенность и эмоции в организационной жизни
- Теории X и уд Мак-Грегора
- Иерархия потребностей по а. Маслоу
- Гигиенические и мотивационные факторы в концепции ф. Герцберга
- Теория ожидания в. Врума
- Делегирование и наделение полномочиями в организации
- Оценка результатов и снятие обратной связи в организациях
- 5. Взаимодействие в организации: групповые процессы
- Формальная и неформальная структура группы
- Роли, необходимые для успешного существования группы (по Бейлзу):
- Семантическое поле как первопричина групповой динамики
- Психология управления групповыми явлениями и процессами в деятельности руководителя организации
- Социальная организация как объект управления
- Механизмы групповой динамики в организации
- Феномены групповой жизнедеятельности
- Распределение деловых ролей в организации
- Коммуникационная структура организации. Слухи и меры противодействия им
- 2. Ориентирование работников относительно надежных и достоверных средств информации, печатных изданий и др.
- 3. Наличие устойчивой обратной связи.
- Социометрия как основной метод диагностирования межличностных взаимоотношений в организации. Особенности проведения референтометрии
- 1. Индекс группового единства исследуемой организации:
- 2. Индекс групповой разобщенности исследуемой организации:
- 1) Метод социометрических измерений Дж. Морено
- 3 Этап. Определение величины ограничения возможных выборов.
- Социометрическая карточка
- 2) Психометрический метод Дюке
- 3) Опросник межличностных отношений в. Шультца
- Основные варианты использования средств диагностики межличностных отношений в малых группах
- 4) Методика изучения межличностных отношений и комплектования малых групп
- Анкета для проведения социометрического обследования
- Регистрационный лист к анкете для проведения социометрического обследования
- Анкета к методике Дюке
- Регистрационный лист к методике Дюке
- Опросник к методике омо
- Регистрационный лист к методике омо
- «Ключ» для обработки шкал омо
- 5) Методика выявления отношения к Другому (а. А. Бодалев, ю. В. Александрова)
- Общие правила оценивания
- Показатели теста
- Основные психометрические характеристики теста од
- 6) Методика шкальной оценки организации (частный семантический дифференциал)
- Лекция № 12. Социально-психологический климат
- 1. Сущность социально-психологического климата
- 2.Факторы формирования социально-психологического климата
- 3.Показатели социально-психологического климата
- Вопрос 1. Сущность социально-психологического климата
- Вопрос 2. Факторы формирования социально-психологического климата
- Вопрос 3. Показатели социально-психологического климата
- Технологія формування сприятливого соціально-психологічного клімату в організації
- 1. Зміст, структура та види соціально-психологічного клімату в організації (інформаційно-смисловий-компонент технології).
- Методики для діагностики соціально-психологічного клімату в організації (діагностичний компонент технології).
- Тренінгова програма формування сприятливого соціально-психологічного клімату в організації (корекційно-розвивальний компонент технології)
- 1. Зміст, структура та види соціально-психологічного клімату в організації (інформаційно-смисловий компонент технології)
- 2. Методики для діагностики соціально-психологічного клімату в організації (діагностичний компонент технології)
- Методика 1. Анкета для вивчення соціально-психологічного клімату в педагогічному колективі
- Методика 2. Аналіз та оцінка соціально-психологічного клімату в колективі
- Методика 3. Методика для вивчення стилю керівництва в педагогічному колективі
- 3. Тренінгова програма формування сприятливого соціально-психологічного клімату в організації (корекційно-розвивальний компонент технології)
- Тема 1. «Поняття про соціально-психологічний клімат та його роль в життєдіяльності організації».
- Тема 2. «Структура соціально-психологічного клімату».
- Тема 3. «Види соціально-психологічного клімату».
- Тема 4. Вплив чинників макросередовища на формування соціально-психологічного клімату в колективі.
- Тема 5. Роль чинників мікросередовища у формуванні соціально-психологічного клімату колективу.
- Тема 6. Психологічні умови формування сприятливого соціально-психологічного клімату в колективі.
- Корпоративная культура
- Вопрос 1. Другие определения
- Вопрос 2. Виды корпоративных культур по д.Зонненфельду
- Вопрос 3. Позитивные и негативные корпоративные культуры
- Вопрос 4. Некоторые типы современной российской организационной культуры
- Вопрос 5. Рационально-прагматическая концепция организационной культуры
- Вопрос 5.1. Уровни культуры по Шейну
- Вопрос 5.1.1. Артефакты
- Вопрос 5.1.2. Провозглашаемые ценности
- Вопрос 5.1.3. Базовые представления
- Вопрос 5.2. Изменение организационной культуры
- Примечания
- Литература
- Программа формирования корпоративной культуры
- 1. Общие положения
- «Мотивация и стимулирование персонала в организации»
- Вопрос 1. Подходы к мотивации персонала в организации
- Вопрос 2. Теории мотивации
- Вопрос 3. Виды стимулирования персонала в организации
- 4.1. Диагностика мотивации профессионального самосовершенствования сотрудника
- Перевод первичных баллов в баллы мпсс
- Вопрос 2 анкеты 3:
- Вопрос 12 анкеты 4:
- 4.2. Комплексная методика изучения и развития мотивации профессионального самосовершенствования сотрудников
- Адаптивный вариант методики определения мотивационного профиля личности
- Часть 1.
- Диагностика мотивации личности
- Часть 1 (1-8 вопросы)
- Тест 1 "уровень притязаний личности" в. Горбачевского
- Ключ к компонентам мотивационной структуры личности
- Правила прямого и обратного перевода ответов в баллы
- Тест № 2 "уровень притязания"
- Методика № 3 диагностики "рейтинг ценностно-потребносгных ориентации персонала"
- Опросный лист
- Вопросы второй группы Ответьте, пожалуйста, на них
- Обработка результатов
- Интерпретация результатов
- Ключ к тесту
- Тест № 6 «диагностика структуры жизненных ценностей"
- Бланк ответов – дешифратор
- Морфологический теп жизненных ценностей
- Методика № 7 диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере о.Ф. Потемкиной
- Образец протокола
- Тест № 8 «Смысложизненных ориентаций»
- Средние и стандартные отклонения субшкал и общего показателя ож (n-200 чел.)
- Часть 2.
- Диагностика мотивации личности
- Часть 1 (9-20 вопросы)
- Тест № 9 "осознанность жизненных целей"
- Тест № 10 "самореализация"
- Тест "Самореализация"
- Ваша профильная оценка Тест. Самореализация
- Тест № 11
- Тест № 12
- Тест № 13 "определение мотивации в работе"
- Тест № 14 "диагностика мотивационной структуры личности"
- Текст опросника "Диагностика мотивационной структуры личности"
- Тест № 15 "оценка удовлетворенности работой"
- Тест № 17
- Тест № 18 "определение мотивов достижения"
- Методика № 19 диагностики личности на мотивацию к успеху т. Элерса
- Методика № 20 диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач т. Элерса
- Вопрос 1. Положение женщин на рынке труда и в бизнес-слое
- 2. Гендерные различия в менеджменте
- 3. Факторы, препятствующие внедрению женщин в бизнес-слой
- 4.Стратегии поддержки женщин в бизнес-слое и программы профессиональной подготовки
- 5. Половые и гендерные особенности выбора, планирования, реализации личности в ее карьере
- «Методики изучения полоролевых особенностей мужчин и женщин»
- Шкала «маскулинность-фемининность» из Фрайбургского личностного опросника (fpi).
- Методика «Маскулинность-фемининность» с. Бем.
- Методика «Женственность».
- 1. Шкала «маскулинность-фемининность» из Фрайбургского личностного опросника (fpi)
- 2. Методика «Маскулинность—фемининность» с. Бем
- 3. Методика «Женственность»
- Психологические аспекты индивидуальной карьеры
- Вопрос 1. Социально-психологическое содержание понятия «карьера»
- I. Низовое звено управления (технический уровень).
- Вопрос 2. Основные стадии и этапы индивидуальной карьеры
- Вопрос 3. Методика оценки карьерных ориентации э. Шейна
- Вопрос 4. Деловая карьера руководителя: планирование и реализация
- Психодиагностика карьеры
- Тест№ 1 "якоря карьеры". Адаптация в.А. Чикер
- Тест 2 "ваши пути свершения карьеры"
- Тест 3 "успех"
- Тест 4 "ваши деловые перспективы"
- Тест 5 "ваше честолюбие"
- Тест 6 "крепко ли вы держитесь на своей работе?"
- Тест 7 «лентяй или трудяга?»
- Тест 8 "оцените свой интеллектуальный потенциал как работника"
- Тест 9 "считаете ли вы себя ценным работником?"
- Тест 10 "подходите ли вы для своей работы?"
- Тест 11 "довольны ли вы своей работой?"
- I. Комфортно ли вам на службе?
- II. О вашем здоровье
- I. Комфортно ли вам на службе
- II. О вашем здоровье
- Тест 12 "ваши успехи на работе"